Окунева Мария
Проект «Огород на подоконнике» в подготовительной группе
Вид проекта:
• По направленности: информационно-познавательный.
• По количеству участников: групповой.
• По продолжительности: краткосрочный.
Участники проекта:
• Дети подготовительной группы.
• Воспитатели.
• Родители.
Сроки реализации: 1 месяц.
Публикация «Проект „Огород на подоконнике“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Огороды на подоконнике
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Актуальность проекта.
Многие родители, имеющие свои огороды (дачи) не подозревают, что зеленое царство начнёт вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослых, дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать, и ухаживать за растениями.
Гипотеза.
Мы предполагаем, что дошкольник, прошедший «школу» ухода за огородными культурами на подоконнике, будет участвовать в посильном труде по выращиванию овощей на грядке вместе с родителями. А родители, получив необходимые советы, рекомендации, будут привлекать ребенка к совместной деятельности по выращиванию овощей.
Проблема.
Дети дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит.
У детей недостаточно знаний о привычках полезных для здоровья человека.
Цель проекта.
• Формировать у детей интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
• Воспитывать у детей любовь к природе.
• Создать в группе огород на подоконнике.
Задачи проекта.
• Дать знания, что растения живые, их поливают, сажают, выращивают из семян.
• Расширить знания и представления детей о полезных свойствах овощей (лука, укропа, их строении и условиях, необходимых для их роста.
• Уточнить представления о труде взрослых, учить детей правильно называть трудовые действия.
• Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, уточнить знания детей о привычках полезных для здоровья человека.
• Воспитывать трудолюбие, бережное отношение к растениям.
• Получить положительные эмоции от полученных результатов.
• Обогащать словарный запас, развивать связную речь детей.
• Создать условия для участия родителей в образовательном процессе.
Основные направления проекта.
• Работа с дошкольниками.
• Работа с родителями в результате реализации проекта «Огород на подоконнике».
Ожидаемые результаты.
• Дети получат знания о том, что растения живые, их поливают, сажают, выращивают из семян.
• Дети получат представления о труде взрослых, научатся правильно называть трудовые действия.
• Дети будут бережно относиться к своему здоровью.
• Проводимая работа позволяет воспитывать трудолюбие, бережное отношение к растениям.
• Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получат положительные эмоции от полученных результатов.
Успех реализации задач обеспечивается построением системы работы по данному направлению, включает следующие компоненты:
• Создание предметно – развивающей среды;
• Работа с родителями.
Одним из важнейших условий решения задач является организация развивающей предметной среды. Предметная среда окружает ребенка и оказывает на него определенное влияние уже с первых минут его жизни. Важно, чтобы она стала развивающей, то есть обеспечивала развитие активной самостоятельной детской деятельности. Однако, чтобы предметный материал, который дается детям в свободное пользование, стал стимулятором, источником исследовательской, поисковой деятельности дошкольников, у них должен быть сформирован минимум знаний и способов действий, на которые можно опереться.
Работа с дошкольниками включает в себя:
• Подбор и рассматривание иллюстраций.
• Организация и проведение опытнической деятельности: «Огород на подоконнике». Посадка овощей: лука, гороха, укропа, овса, фасоли и т. д.
• НОД «Со здоровьем я дружу, быть здоровым я хочу».
• Беседа: «Осторожно – микробы».
• Проведение наблюдений за ростом растений с фиксацией изменений в росте (фото).
• Посадка овощей дома с родителями (рекомендации).
• Уход за посаженными растениями через наблюдение (полив, рыхление почвы).
• Подбор и чтение художественной литературы.
• Подбор и отгадывание загадок по теме «Овощи», стихов.
• Самостоятельная деятельность детей, раскрашивание овощей, рисование микробов.
• Организация и проведение дидактических игр для закрепления знаний об овощах: «Чудесный мешочек», «Что изменилось», «Что сажают в огороде», «Угадай по описанию», «Сложи картинку», «Четвертый - лишний».
• Оформление огорода в стиле маленького сельского дворика: «Домик в деревне». Они «выращивают» овощи на грядках. Дети в игровой форме знакомятся с бытом и хозяйством, с орудиями труда, сельскохозяйственной техникой, наблюдают за ростом растений.
Совместная деятельность детей и родителей:
• Посадка некоторых культур (цветов) дома вместе с детьми.
Работа с родителями:
• Обсуждение данного вопроса в чате
• Беседа с родителями «Огород на подоконнике»
• Помощь родителей в приобретении инвентаря, посевного материла для огорода на окне; посадка некоторых культур дома с детьми.
• Консультация: «Овощи и фрукты – полезные продукты.
Этапы работы:
1-й этап – информационно-аналитический (начало апреля).
Цель:
• Изучить методическую, научно-популярную и художественную литературу по теме.
• определение проблемы,
• выбор цели проекта,
• сбор информационного материала,
• создание условий для организации работы в «огороде на окне»,
• составление плана мероприятий по организации детской деятельности
• введение детей в проблемную игровую ситуацию,
• вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога).
На данном этапе необходимо обозначить проблему:
Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.
Формирование начала экологической культуры у детей содержит вариант конкретных технологий, построенных на организации взаимодействия ребят дошкольников с природой, ближайшего окружения, познание того, что растет и живет рядом с ним.
В связи с эти важным представляется создание развивающей экологической среды, которая при правильном её устройстве, усовершенствовании и последующем использовании в педагогической деятельности выступает как метод экологического воспитания детей.
План действий:
• Беседа с родителями «Огород на подоконнике.
Цель: Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта.
• Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала, природного материала, художественной и научной литературы, приобретение необходимого оборудования.
Цель: Создать условия для реализации проекта «Огород на подоконнике.
2-й этап – внедренческий (сбор и анализ информации, (1-я - 3-я неделя апреля)
Включение каждого ребенка в практическую деятельность для достижения высокого уровня знаний, умений, навыков.
Реализация проекта: «Огород на подоконнике» - проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, опыты, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение, самостоятельная деятельность детей).
План действий:
• Рассматривание книг, иллюстраций о растениях.
• Практическая деятельность: посадка лука, петрушки, укропа, салата, базилика, щавеля.
• Опыт – наблюдение за ростом лука, петрушки, укропа, салата, базилика, щавеля.
• Рассматривание цветочных семян через лупу.
• Практическая деятельность: выращивание рассады.
• Опыт - наблюдение за ростом лука в разных условиях (вода, почва).
• Дидактическая игра «Чудесный мешочек», «Что изменилось», «Что сажают в огороде», «Угадай по описанию», «Сложи картинку», «Четвертый - лишний».
• Наблюдения: «Растут ли наши растения?»
• Оформление дневника наблюдений.
• Итоговая беседа «Огород на подоконнике».
• НОД «Со здоровьем я дружу, быть здоровым я хочу».
3-й этап – заключительный, (4-я неделя апреля)
• НОД (итоговое) «Со здоровьем я дружу, быть здоровым я хочу».
• Итоговая беседа, подведение итогов.
Обеспечение проекта:
Техническое: музыкальный центр, компьютер, цифровой аппарат.
Информационные: методическая и художественная литература, материалы мероприятий с дошкольниками, иллюстрации, картотеки по теме.
Нормативно-правовые: соблюдение СанПиН в плане режима, организация детской деятельности.
Выводы:
• Дети познакомились с дикорастущими и культурными растениями.
• У детей формируется интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
• В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые знания и умения (условия для роста растений).
• Узнали все о пользе овощей, фруктов и о бережном отношении к своему здоровью. Закрепили полезные привычки для здоровья человека.
• Дети увидели многообразие посевного материала.
• Дети стали бережнее относиться к растительному миру.
• В группе был создан огород на окне.
• Дети стали более уважительно относиться к труду.
• Родители приняли активное участие в проекте «Огород на окне».