Регина Бугаева
Проект «Огород на подоконнике»
▼ Скачать + Заказать документы
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.
Тип проекта: практический
По предметно – содержательной области: познавательное развитие, экология, труд.
По количеству участников: групповой.
По времени проведения: долгосрочный.
По характеру контактов (степени охвата): в рамках образовательного учреждения.
Источники информации: методические рекомендации к созданию предметно – развивающей среды, интернет – ресурсы.
Актуальность.
Публикация «Проект „Огород на подоконнике“» размещена в разделах
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Огороды на подоконнике
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Заканчивается зима. Солнышко с каждым днём всё выше и выше, а день всё длиннее и теплее. Пришло время посадок. Огород на подоконнике в детском саду является очень приятным занятием, особенно зимой и весной, когда хочется не только отведать свежие дары природы, но и посмотреть на цвета зелени или помидоров. Но нет ничего приятнее, когда первая весенняя зелень поспевает прямо у тебя на подоконнике. Это могут быть лук, петрушка, укроп, и даже листья салата. Огород на подоконнике - отличный способ развеять сезонную тоску по природным цветам и теплу. Расширения представлений детей о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях, обобщения представлений о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений, развития познавательных и творческих способностей детей.
Цель: Обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях; формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях. Воспитание у детей любви к природе. Привлечь к работе проекта как можно больше детей; сделать проект сотворчеством воспитателей, детей и родителей, создание в группе огорода на подоконнике.
Задачи:
1. Учить детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
2. Формировать у детей понятия взаимосвязи природа и люди: люди садят, выращивают и ухаживают за растениями, растения вырастают, радуют людей своей красотой, кормят своими плод
3. Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
4. Развивать познавательные и творческие способности детей.
5. Формировать осознанно-правильное отношение к природным явлениям и объектам.
6. Воспитывать бережное отношение к своему труду, и труду взрослых и детей.
7. Учить выполнять индивидуальные поручения, и коллективные задания.
8. Формировать умение договариваться с пом. воспитателя о распределении работы, ответственное отношение к порученному заданию.
9. Закреплять знания детей, о строении луковицы и семян, об условиях, необходимых для роста растения; развивать речь детей, активизировать словарь (корень, луковица, посадить, углубление, условия, стрелка, росток).
10. Воспитывать желание добиваться результата, чувство ответственности за участие в общем деле.
11. Разъяснять значимость труда.
12. Воспитывать уважение к людям труда, бережное отношение к его результатам.
13. Формировать положительное взаимоотношения ребенка как со взрослыми, так и со сверстниками.
14. Развивать чувство общности детей в группе и навыки сотрудничества.
15. Воспитывать уважительное взаимоотношение ребенка к взрослым.
Проектная идея: Создать в лаборатории детского сада огород на подоконнике.
Работа с родителями.
1. Сделать подборку стихов, загадок про овощи, и рецептов овощных блюд.
2. Предложить родителям приобрести для проведения проекта – контейнеры, землю, семена для посадки, палочки для рыхления, лейки.
3. Домашнее задание – с детьми придумать сказку о любом овоще, записать и нарисовать к ней рисунок.
Ожидаемые результаты.
1. Дети научатся ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться подмечать красоту растительного мира.
2. У детей сформируются знания о росте растений в комнатных условиях.
Способы оценки: Опыты, наблюдения, беседы.
Проект рассчитан на 7 недель.
1 ЭТАП– подготовительный (1 недели).
В группе детского сада разбили огород на подоконнике. Изготовили таблицы-указатели с названиями растений (датой посадки и первых всходов). Подобрали художественную литературу: поговорки, стихи, сказки, загадки об овощах.
2 ЭТАП – исследовательский (5 недель).
Дети наблюдали за ростом растений, проводили опыты, эксперименты. Устанавливали связи: растения - земля, растения - вода, растения – свет. Результаты экспериментов фиксировали в рисунках. В процессе исследований дети познакомились с художественной литературой об овощах: поговорки, стихи, сказки, загадки. Рассматривали иллюстрации, картины. Проводились занятия, дидактические игры, беседы. Рассматривание семян (укропа, огурцов, посадка семян и рассады. Дети, воспитатель группы.
3 ЭТАП- заключительный (7 недели).
Проводили анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей. Оформили выставку рисунков «От семени к ростку», где дети представили на обозрение родителям свои рисунки, подготовили и рассказали рассказ о том, как они вырастили лучок, подсолнух, перец, фасоль на своем подоконнике в группе. Представили домашнее задание –сказку об овощах с иллюстрациями к ней.
Организационная деятельность.
1. Подобрать художественную литературу, иллюстрированный материал по данной теме.
2. Подобрать материал и оборудование для опытно - экспериментальной деятельности.
3. Составить перспективный план мероприятий.
План реализации проекта.
1. Подготовительный этап
1. Сбор художественной литературы: стихи загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки про овощи, экологические сказки.
2. Консультация для родителей: Участвуем в проекте «Огород на подоконнике». Воспитатель группы, родители.
3. Приобретение необходимого оборудования: контейнеры, земля, удобрения, семена. Родители, воспитатели.
4. Разбивка огорода на подоконнике. Дети, воспитатель.
5. Изготовление табличек – указателей с картинками растений. Дети, воспитатель.
2. Исследовательский этап
1. Рассматривание семян и посадка
2. Опытно-экспериментальная деятельность: «Строение растений», «Условия, необходимые для жизни растений», «Размножение, рост, развитие растений». Воспитатель группы.
3. Занятия с детьми: «Растения огорода», «Вершки и корешки», «Посев семян», «Овощи и фрукты». Воспитатели группы. В течении всего проекта
4. Проведение дидактических игр: «Узнай на ощупь», «Узнай на вкус», «От какого овоща эта часть?», «Сбор урожая», «Собери корзинки», «Вкусное варенье», «Полезный сок», «Варим суп» и другие. Воспитатель группы. В течении всего проекта.
5. Разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок о растениях. Воспитатель группы. В течении всего проекта.
6. Рассматривание иллюстраций, картин с изображением овощей (сравнить их по цвету, форме, размеру, вкусу). Воспитатель группы. В течении всего проекта.
7. Беседы о том, как выращивают овощи на огороде. Воспитатель группы. В течении всего проекта.
3. Заключительный этап
Дети, воспитатели группы, родители.
1. Оформление выставки рисунков детей «От семечки к ростку». Дети, воспитатели группы.
2. Выступление детей с домашним заданием. Воспитатель группы
Экспериментальная деятельность:
Земля.
Название мероприятия: «Узнаем, какая земля».
Цель: Выявить свойства земли: имеет вес, черного цвета, сыпется.
Материал, оборудование: земля в контейнерах.
Вода
Название мероприятия: Вода и растения.
Цель: Выявить насколько вода необходима для роста растений.
Материал, оборудование: 11 контейнеров с землей и проросшими ростками (10 поливают регулярно, а последний 11 не поливается совсем).
Солнце
Название мероприятия: Солнце и растения.
Цель: Определить роль солнца в жизни растений.
Материал, оборудование: 11 контейнеров с землей и проросшими ростками (10 стоят на солнышке, а последний контейнер поместили в темную комнату).
Человек
Название мероприятия: Человек и растения
Цель: Выявить насколько растения нуждаются в уходе человека
Материал, оборудование: 11 контейнеров с землей и ростками (11 контейнеров дети поливают, рыхлят землю, выбирают солнечное место, а последний одиннадцатый не поливают, не рыхлят землю, поставили в темное место)
План работы с детьми и родителями по реализации
проекта «Огород на подоконнике».
Мероприятия:
1. Беседа с родителями «Знакомство с проектом». Оформление родительского уголка, размещение рекомендаций родителям по работе с детьми по проекту. Привлечь родителей к реализации проекта «Огород на подоконнике».
(воспитатель)
2. Беседа с детьми о том, что такое огород и что на нём растёт. Расширять кругозор детей. (воспитатель)
3. Сбор семян, подготовка земли, творческое оформление огорода. Воспитывать трудолюбие; развивать творчество детей. (воспитатель)
4. Совместное создание в группе огорода. Посадка семян овощей, луковиц. Воспитывать желание помогать взрослым. (воспитатель)
5. Фоторепортаж «Как мы сажаем и ухаживаем за растениями». Привлечь к совместному труду всех детей в группе. (воспитатель)
6. Разучивание потешек, пословиц, поговорок, песен, связанных с огородом, овощами и фруктами. Познакомить с фольклорными произведениями, связанными с огородом, овощами и фруктами. (воспитатель)
7. Рассматривание иллюстраций, картинок. Рисование детьми овощей и фруктов. Воспитывать желание заниматься творчеством самостоятельно.
(воспитатель)
8. Выполнение совместно с родителями творческих работ (рисунки, поделки) согласно тематике проекта. Развивать творческие способности, умение работать совместно со взрослыми. (родители)
9. Чтение русской народной сказки «Репка», стихотворения С. В. Михалкова «Овощи». Познакомить детей с творчеством С. В. Михалкова, напомнить содержание сказки «Репка».(воспитатель)
10. Совместный с детьми уход за рассадой: полив, рыхление, прореживание. Учить ухаживать за растениями. (воспитатель)
11. Фотоотчёт для родителей.
Приобщить родителей к созданию в группе огорода, знакомству детей с растениями, уходу за ними. (воспитатель)
12. Отгадывание загадок про овощи и фрукты. Развивать смекалку, память, внимание. (воспитатель)
13. Рассматривание муляжей овощей и фруктов, уточнение формы, цвета. Формировать представление детей об овощах и фруктах. (воспитатель)
14. Лепка из пластилина фруктов и овощей. Оформление мини выставки «Наш урожай». Учить использовать во время лепки ранее приобретённые навыки.
(воспитатель)
15. Игра драматизация по русской народной сказке «Репка». Развивать у детей актёрские способности. (воспитатель)
16. Создание фотоальбома «Огород на подоконнике». Подвести итог проделанной работы. (воспитатель)
Итог проекта:
- Фоторепортаж «Как мы сажаем и ухаживаем за растениями».
- Выставка детских рисунков, поделок из пластилина, аппликаций, связанных с тематикой проекта.
- Выставка творческих работ, выполненных детьми совместно с родителями.
- Презентация фотоальбома «Огород на подоконнике».