Гульнара Ильясова
Проект «Огород на подоконнике»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель Марданова Г. К., г. Альметьевск, республика Татарстан,
МБДОУ «Детский сад №32 «Одуванчик»
АКТУАЛЬНОСТЬ
Темочки:
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Огороды на подоконнике
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2021
Пришло время посадок. Огород на подоконнике в детском саду является очень познавательным и интересным занятием весной, когда хочется не только отведать свежие дары природы, но и полюбоваться первой зеленью овощей и красотой цветов. С помощью огорода можно расширить представление детей о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях, и узнать о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений, и развить познавательные и творческие способности детей. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. А это очень важные качества для обучения ребенка в школе. Однако проблема состоит в том, что дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне.
Тип проекта : познавательный.
Вид проекта : групповой, исследовательский.
Участники проекта : дети средней группы, воспитатели группы, родители.
Цель проекта : создание условий для познавательного развития детей через проектно – исследовательскую деятельность и организацию художественно-продуктивной творческой деятельности. Привлечь к проекту как можно больше детей группы.
Задачи:
-Дать знания, что растения живые, их поливают, сажают, выращивают из семян.
-Расширить знания и представления детей о полезных свойствах овощей (лука, укропа, перца, редиса, салата, огурцов, их строении и условиях, необходимых для их роста.
- Уточнить представления о труде взрослых, учить детей правильно называть трудовые действия.
- Воспитывать трудолюбие, бережное отношение к растениям.
- Получить положительные эмоции от полученных результатов.
- Обогащать словарный запас, развивать связную речь детей.
Выполнение проекта :
Проект реализуется в три этапа – подготовительный, основной, заключительный.
Продолжительность проекта : краткосрочный февраль-апрель 2018
Основные мероприятия проекта :
• Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания огородных культур.
• Презентация проекта «Огород на окне».
Основные этапы и направления реализации цели проекта :
Подготовительный этап
Деятельность педагога:
• Беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях).
• Составление плана работы над проектом.
• Сбор материала необходимого для реализации проекта.
• Чтение художественной литературы (потешек, пословиц, поговорок, песен, связанных с огородом и овощами).
• Организация предметно – развивающей среды по теме проекта.
• Подбор дидактических игр.
• Деятельность детей:
• Рассматривание иллюстративного материала, муляжей овощей по теме проекта.
Практическая работа
Деятельность педагога:
• Беседа с детьми познавательного характера.
• Организация предметно – развивающей среды по теме.
• Ведение дневника наблюдений.
Деятельность детей:
• Посадка семян лука, укропа в землю.
• Уход за растениями - полив, рыхление.
• Выполнение заданий в самостоятельных наблюдениях.
• Игровая, двигательная деятельность.
• Участие в практической деятельности.
• Рисование (красками) и лепка (из пластилина) овощей.
• Отгадывание загадок про овощи и фрукты.
Совместная деятельность взрослых и детей:
• Рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы.
• Различные виды изобразительной деятельности по тематике.
• Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций об овощах.
• Труд в огороде.
Подведение итогов
Деятельность педагога:
• Итоговая беседа с детьми (анализ проделанной работы).
• Презентация проекта.
• Высадка рассады (перца, огурцов) в огород, который расположен в детском саду.
Деятельность детей:
• Участие в итоговой беседе о проделанной работе.
• Участие в презентации проекта «Огород на окне»
• Мероприятия по реализации проекта
1. Беседы:
• «Что такое огород и что на нём растёт»,
• «Что такое «Огород на окне»,
• «Какие растения можно вырастить на подоконнике»,
• «Семена».
2. Опытно-экспериментальная деятельность:
• «Строение растений»,
• «Рост и развитие растений»,
• «Вода и росток»,
• «Солнце и росток»,
3. Практическая деятельность:
• Посадка лука
• Посев семян укропа и кресс-салата
• Посев семян перца и огурцов
• Высадка выращенной рассады в огород на улице
• Полив, уход и наблюдения за овощными культурами.
4. Экологические занятия по темам:
• «Семена»
• «Первые всходы»
• «Мир овощей и фруктов».
5. Игровая деятельность:
• Дидактические игры: «Что сажают в огороде», «Отгадай по вкусу».
• Подвижная игра «Апельсин»
• Настольная игра «Парные картинки», «Овощи».
• Рассматривание иллюстраций с изображением различных растений, которые можно вырастить на подоконнике.
• Сюжетно - ролевая игра «Овощной магазин».
6. Художественно - творческая деятельность детей.
• Раскрашивание картинок.
• Лепка «Морковка».
• Аппликация «Овощи на тарелке»
7. Речевое развитие.
• Чтение сказок: «Репка», «Вершки и корешки», «Пых».
• Рассказ детей по теме: «А у нас в огороде».
• Разучивание с детьми стихов, загадок, пословиц и поговорок об овощах.
8. Оформление альбома
«Наш огород».
Предполагаемое распределение ролей в проектной группе
Воспитатель: занимается подбором нужного материала, организует образовательные ситуации (посадка лука, эффективно развивает творческое и познавательное мышление детей дошкольного возраста
Дети: участвуют в познавательной деятельности, занимаются наблюдением за прорастанием лука, укропа, салата, семян перца и огурцов.
Родители: с детьми выращивают дома зел ный лук и рассаду (огурцов, помидор, перца, оказывают посильную помощь в оформлении огорода.
Предполагаемые результаты:
-Дети расширят знания о том, что растения живые, их поливают, сажают, выращивают из семян. У детей появится интерес к растениям.
-У детей сформируются представления о труде взрослых, они научатся правильно называть трудовые действия.
-Проводимая работа позволяет воспитывать трудолюбие, бережное отношение к растениям.
Рабочий план реализации проекта
Этапы реализации проекта
1) Подготовительный (февраль)
1. Определение цели и задач проекта.
2. Анализ имеющихся условий в группе, детском саду.
3. Сбор информационного материала о растениях (загадки, поговорки, стихотворения)
4. Разработка комплексно - тематического плана работы
5. Создание условий для организации работы в «огороде на окне»
2) Основной (февраль, март, апрель)
1. Рассматривание и посадка семян укропа, кресс салата и лука.
2. Посадка семян огурцов и перца.
3. Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания культурных насаждений:
• подготовка почвы, приобретение семян, посадка, полив, рыхление;
• оформление огорода на окне;
• Наблюдение за растениями, за луком, посаженным в земле и поставленном в воду.
4. Отражение результата
через художественно-творческую деятельность.
5. Ведение дневника наблюдений.
3) Заключительный (апрель)
1. Анализ полученных результатов.
2. Составление фотовыставки «Наш зеленый огород!».
3. Презентация проекта «Огород на подоконнике».
Библиографический список:
1. Иванова А. И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений», М. : 2005.
2. Комарова Н. Г., Грибова Л. Ф. «Мир, в котором я живу», М. : 2006.
3. Николаева С. Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», М. «Просвещение», 2005.
4. Поддубная Л. Б. «Природа вокруг нас», М. «Корифей», 2006.
5. Интернет ресурсы.