Тамара Глинская
Проект «Огород на подоконнике»
Классификация проекта :
Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели, родители.
По тематике: исследовательский
По составу: групповой.
По времени проведения: среднесрочный 15 марта – 22 апреля.
По характеру контактов (степени охвата) : в рамках образовательного учреждения.
По предметно – содержательной области: познавательное развитие, экология, труд.
Источники информации: методические рекомендации к созданию предметно – развивающей среды, интернет – ресурсы.
АКТУАЛЬНОСТЬ.
Публикация «Проект „Огород на подоконнике“» размещена в разделах
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Огороды на подоконнике
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Заканчивается зима. Солнышко с каждым днём всё выше и выше, а день всё длиннее и теплее. Пришло время посадок. Огород на подоконнике в детском саду является очень приятным занятием, особенно зимой и весной, когда хочется не только отведать свежие дары природы, но и посмотреть на цвета зелени. Но нет ничего приятнее, когда первая весенняя зелень поспевает прямо у тебя на подоконнике. Это могут быть лук, петрушка, укроп, и даже листья салата. Огород на подоконнике - отличный способ развеять сезонную тоску по природным цветам и теплу. Расширения представлений детей о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях, обобщения представлений о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений, развития познавательных и творческих способностей детей.
Цель: Обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях; привлечь к работе проекта как можно больше детей; сделать проект сотворчеством воспитателя, детей и родителей.
Задачи:
1. Учить детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
2. Формировать у детей понятия взаимосвязи природа и люди: люди садят, выращивают и ухаживают за растениями, растения вырастают, радуют людей своей красотой, кормят своими плод
3. Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
4. Развивать познавательные и творческие способности детей.
5. Формировать осознанно-правильное отношение к природным явлениям и объектам.
6. Воспитывать бережное отношение к своему труду, и труду взрослых и детей.
7. Учить выполнять индивидуальные поручения, и коллективные задания.
8. Формировать умение договариваться с пом. воспитателя о распределении работы, ответственное отношение к порученному заданию.
9. 8. Закреплять знания детей о строении луковицы, об условиях, необходимых для роста растения; развивать речь детей, активизировать словарь (корень, луковица, посадить, углубление, условия, стрелка).
10. Воспитывать желание добиваться результата, чувство ответственности за участие в общем деле.
11. Разъяснять значимость труда.
12. Воспитывать уважение к людям труда, бережное отношение к его результатам.
13. Формировать положительное взаимоотношения ребенка как со взрослыми, так и со сверстниками.
14. Развивать чувство общности детей в группе и навыки сотрудничества.
15. Воспитывать уважительное взаимоотношение ребенка к взрослым.
Проектная идея : Создать в группе детского сада огород на подоконнике.
Работа с родителями.
1. Сделать подборку стихов, загадок про овощи, и рецептов овощных блюд.
2. Предложить родителям приобрести для проведения проекта – контейнеры, землю, семена для посадки, палочки для рыхления, лейки.
3. Домашнее задание – с детьми придумать сказку о любом овоще, записать и нарисовать к ней рисунок.
Ожидаемые результаты.
1. Дети научатся ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться подмечать красоту растительного мира.
2. У детей сформируются знания о росте растений в комнатных условиях.
Способы оценки: Опыты, наблюдения, беседы.
Проект рассчитан на 7 недель.
1 ЭТАП– подготовительный (1 недели).
В группе детского сада разбили огород на подоконнике. Изготовили таблицы-указатели с названиями растений (датой посадки и первых всходов). Подобрали художественную литературу: поговорки, стихи, сказки, загадки об овощах.
2 ЭТАП – исследовательский (4 недели).
Дети наблюдали за ростом растений, проводили опыты, эксперименты. Устанавливали связи: растения - земля, растения - вода, растения – свет. Результаты экспериментов фиксировали в рисунках. В процессе исследований дети познакомились с художественной литературой об овощах: поговорки, стихи, сказки, загадки. Рассматривали иллюстрации, картины. Проводились занятия, дидактические игры, беседы. Рассматривание семян (укропа, петрушки лука, посадка семян и рассады. Дети, воспитатель группы.
.
3 ЭТАП- заключительный (1 недели)
Проводили анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей. Оформили выставку рисунков «От семени к ростку»,где дети представили на обозрение родителей свои рисунки, подготовили и рассказали рассказ о том, как они вырастили лучок, укроп, огуречную рассаду, на своем подоконнике в группе. Провели конкурс «Угадай название овоща». Приготовили овощной салат к обеду. Далее дети представили домашнее задание –сказку об овощах с иллюстрациями к ней.
Организационная деятельность.
1. Подобрать художественную литературу, иллюстрированный материал по данной теме.
2. Подобрать материал и оборудование для опытно - экспериментальной деятельности.
3. Составить перспективный план мероприятий.
План реализации проекта.
Подготовительный этап
1. Сбор художественной литературы: стихи загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки про овощи, экологические сказки.
Воспитатель группы, третья неделя марта.
2. Консультация для родителей: «Участвуем в проекте «Огород на подоконнике». Воспитатель группы, родители –третья неделя марта.
3. Приобретение необходимого оборудования: контейнеры, земля, удобрения, семена. Родители – третья неделя марта.
4. Разбивка огорода на подоконнике. Дети, воспитатель, третья неделя марта.
5. Изготовление табличек -указателей с названиями растений. Дети, воспитатель, четвёртая неделя марта.
Исследовательский этап
1. Рассматривание семян и посадка
2. Опытно-экспериментальная деятельность: «Строение растений», «Условия, необходимые для жизни растений», «Размножение, рост, развитие растений». Воспитатель группы. 3 неделя марта – 2 неделя апреля.
3. Занятия с детьми: «Растения огорода», «Вершки и корешки», «Посев семян», «Овощи и фрукты». Воспитатели группы. В течении всего проекта
4. Проведение дидактических игр: «Узнай на ощупь», «Узнай на вкус», «От какого овоща эта часть?», «Сбор урожая», «Собери корзинки», «Вкусное варенье», «Полезный сок», «Варим суп» и другие. Воспитатель группы. В течении всего проекта.
5. Разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок о растениях. Воспитатель группы. В течении всего проекта.
6. Рассматривание иллюстраций, картин с изображением овощей (сравнить их по цвету, форме,размеру, вкусу). Воспитатель группы. В течении всего проекта.
7. Беседы о том, как выращивают овощи на огороде. Воспитатель группы. В течении всего проекта.
Заключительный этап
Дети, воспитатели группы, родители. 3 неделя апреля.
1. Оформление выставки рисунков детей «От семечки к ростку». Дети, воспитатели группы. 3 неделя апреля.
2. Проведение конкурса «Угадай название овоща». Воспитатель группы- 3 неделя апреля.
3. Выступление детей с домашним заданием. Воспитатель группы -3 неделя апреля.
Экспериментальная деятельность:
Земля.
Название мероприятия: «Узнаем, какая земля».
Цель: Выявить свойства земли: имеет вес, черного цвета, сыпется.
Материал, оборудование: земля в контейнерах.
Вода
Название мероприятия: Вода и растения.
Цель: Выявить насколько вода необходима для роста растений.
Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и проросшими ростками (один поливают регулярно, второй не поливается совсем).
Солнце
Название мероприятия: Солнце и растения.
Цель: Определить роль солнца в жизни растений.
Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и проросшими ростками (один стоит на солнышке, другой поместили в темную комнату).
Человек
Название мероприятия: Человек и растения
Цель:Выявить насколько растения нуждаются в уходе человека
Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и ростками (один контейнер дети поливают, рыхлят землю, выбирают солнечное место, другой не поливают, не рыхлят землю, поставили в темное место)