юлия таранова
Проект «Огород на окошке»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Огород на окошке»
Подготовила Таранова Ю. Н.
"Что за зелень у окна.
Ведь за окном у нас зима.
Поговаривают что лук,
Полезен от семи недуг.
Малыши лучок сажали.
Урожаем угощали,
Витаминов целый клад
Приходите все к нам в сад. "
Цель:
Публикация «Проект „Огород на окошке“» размещена в разделах
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2021
Расширение знания детей о том, как создать грядку на подоконнике и ухаживать за луковицами; активизировать у ребенка инициативу, внимание и память, обогащение словарного запаса ребенка, привлечь к работе проекта детей, воспитателей
Задачи:
1. Учить детей ежедневно ухаживать за луком зимой в комнатных условиях.
2. Формировать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста луковиц.
3. Фиксировать представление детей об изменениях роста луковиц в стакане воды и в контейнере с почвой.
4. Повторение правильного и бережного отношения к природе.
5. Учить выполнять индивидуальные и коллективные поручения, научить детей видеть результат своего труда.
Проектная идея.
Создать в группе детского сада огород на подоконнике.
Участники проекта : дети средней группы и воспитатель группы.
1. Провести работу «Участие в проекте «Зеленый лучок на подоконнике».
2. Предложить родителям приобрести для проведения проекта – контейнеры, землю, луковицы для посадки.
3. Домашнее задание – просмотр и обсуждение мультфильма «Чиполино», с детьми вырастить зеленый лук у себя дома на подоконнике, составить рассказ о том, как ухаживали за луком в домашних условиях, расширить представление у детей о применении зеленого лука в пищу.
Результат.
1. Дети научатся сажать и ухаживать за луком и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться подмечать пользу и красоту зеленого лука зимой.
2. 2. У детей сформируются знания и представления о росте зеленого лука в комнатных условиях как в контейнере с почвой так и в стакане с водой.
Способы оценки: Опыты, наблюдения, беседы, эксперименты.
Проект рассчитан на 3 месяца.
1 ЭТАП – подготовительный.
В группе детского сада мы разбили грядки на подоконнике. Изготовили таблицы-указатели с названиями сортов лука (лук- батун, лук-шалот, репчатый лук (датой посадки и первой зелени).
Подобрали художественную литературу: поговорки, стихи, сказки, загадки о луке и других овощах.
2 ЭТАП – исследовательский.
Дети наблюдали за ростом лука, проводили опыты, эксперименты. Устанавливали связи: растения - земля, растения - вода, растения - человек. Результаты экспериментов фиксировали в рисунках. В процессе исследований дети познакомились с художественной литературой об овощах: поговорки, стихи, сказки, загадки. Рассматривали иллюстрации, картины на овощную тематику. Проводились занятия, дидактические игры, беседы.
3 ЭТАП – заключительный
• Проанализировали и обобщили результаты, полученных в процессе исследовательской деятельности детей.
• Оформили выставку рисунков — аппликаций «Лучок из природного материала».
• Провели конкурс для детей и родителей «Овощи с нашего подоконника», где дети представили на обозрение родителей свои рисунки, подготовили рассказы о том, как они вырастили лучок, укроп, салат на своем подоконнике в группе.
• Провели игру «Волшебный мешочек» с закрытыми глазами. - «Угадай название овоща наощупь
• Завершился праздник круглым столом- чаепитием.
Организационная деятельность.
1. Подобрать художественную литературу, иллюстрации, фото, рисунки- материал по данной теме
2. Подобрать материал: контейнеры, луковицы разных сортов и другие семена овощей для сравнения, и оборудование для опытов и экспериментов детей.
3. Составить перспективный план мероприятий
План реализации проекта.
Подготовительный этап
Сбор художественной литературы: стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки про овощи, экологические сказки. Воспитатели группы — 1 неделя.
Родительское собрание «Участвуем в проекте «Зеленый лучок на подоконнике».
Приобретение необходимого оборудования (контейнеры, стаканы, земля, луковицы).
Разбивка грядок на подоконнике. .
Изготовление табличек - указателей с названиями лука.
Исследовательский этап.
Рассматривание луковиц и посадка лука. .
Опытно-экспериментальная деятельность: «Строение лука», «Условия, необходимые для роста лука», «Размножение, рост, развитие зеленого лука.
Занятия с детьми: «Растительный мир», «Посадка лука», «Первая зелень» «Витамины для детей» «Полезная пища». Воспитатели - в течении проекта.
Проведение дидактических игр «Где растет?», «Что лишнее?», «Узнай на ощупь», «Узнай на вкус», «От какого овоща эта часть?».
Разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок об овощах, фруктах и ягодах, чтение сказок об овощах. .
Рассматривание иллюстраций, картин с изображением овощей (сравнить их по цвету, форме, размеру, вкусу). .
Беседы о том, как выращивают другие овощи на огороде, в теплице и оранжереях. .
Заключительный этап.
Подведение итогов реализации проекта.
Оформление «Зеленый лучок из природного материала»
Праздник «Овощи с нашей грядки», инсценировано сказка «Репка», «Вершки и корешки» .
Проведение конкурса «Угадай название овоща
План экспериментальной деятельности
Земля.
Занятие- беседа- исследование: Узнаем какая земля.
Цель: Выявить свойства земли: имеет вес, черного цвета, почва сыпучая.
Материал, оборудование: земля в контейнерах
Вода
Занятие- опыт- эксперимент: Вода и растения
Цель: Выявить насколько вода необходима для роста растений
Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и проросшим луком (один поливают регулярно, второй не поливается совсем)
Солнце
Занятие- опыт- эксперимент: Солнце и лучок.
Цель: Определить роль солнца в жизни лука и других овощей.
Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и проросшим луком (один стоит на солнышке, другой поместили в темную комнату)
Человек
Занятие- опыт- эксперимент: Человек и лук
Цель: Выявить насколько луку необходим уход человека.
Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и луком (один контейнер дети поливают, рыхлят землю, выбирают солнечное место, другой не поливают, не рыхлят землю, поставили в темное место)
Конкурс
рисунков-аппликация
«Зеленый лучок из природного материала»
Психогимнастика «Я растение»
(Дети закрывают глаза) .
- Представь что ты маленькое растение. Тебя посадили в теплую, тёмную землю. Ты ещё маленький росток, совсем слабый, хрупкий, беззащитный. Но вот чьи- то добрые руки поливают тебя, вытирают пыль, рыхлят землю, чтобы твои корни дышали. Ты начинаешь расти. Твои листики подросли, стебель становиться крепким, ты тянешься к свету. Тебе так хорошо жить на подоконнике рядом с другими красивыми цветами.
- Откройте глаза. Вам понравилось быть растениями? А почему? (за ними ухаживали, рыхлили, поливали и т. д.) . Тоже самое чувствуют наши растения на подоконнике. Мы каждый день будем ухаживать за цветами, и им будет приятно жить в нашей группе. Мы будем спрашивать: хорошо ли вы себя чувствуете?
Дидактическая игра «Отгадай загадки».
Цель: учить детей по описанию отгадывать комнатное растение.
Игра проводилась с подгруппой детей в уголке природы, в свободное от занятий время во вторую половину дня. Растения стояли на своих обычных местах. Детям предлагалось послушать загадку, найти загаданное растение и назвать его. При затруднении детей применялись наводящие вопросы и подсказки. За правильный ответ детям давались фишки, которые в конце подсчитывались. Победителю давался приз в виде медальки.
Дидактическая игра «Путаница»
Цель: уточнить знания детей о частях растений.
При проведении игры использовались следующие приемы:
-детям предлагалось рассмотреть предложенные картинки;
-сопоставить (какие картинка должны следовать за предыдущей)
-предлагались поисковые вопросы (соедини части растений, почему так, а не по-другому)
-детям, которые затруднялись, была представлена помощь в виде наводящих вопросов.
- оценить каждого ребенка.
Загадки
Разломился тесный дом
На две половинки,
И посыпались оттуда
Бусинки-дробинки.
Бусинки зелёные,
Сладкие ядрёные.
(Горох)
За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь — очень гладкая,
На вкус — как сахар сладкая!
(Морковь)
Вырос в поле дом,
Полон дом зерном,
Стены позолочены,
Ставни заколочены.
Ходит дом ходуном
На стволе золотом.
(Колос)
Золотое решето
Черных домиков полно.
Сколько черненьких домков,
Столько беленьких жильцов.
(Подсолнух)
Кругла, да не луна,
Зелена, да не дубрава,
С хвостиком, да не мышь.
(Репа)
Вырастает он в земле,
Убирается к зиме.
Головой на лук похож.
Если только пожуёшь
Даже маленькую дольку —
Будет пахнуть очень долго
(Чеснок)
Работы детей
Изучаем землю
Знакомимся с луковицей
Горох и бобы
Мы играем
Наши луковки выросли
Поливаем огород
Бабушка Нина связала настольный театр «Бобовое зернышко»
Стихи, загадки, сказки и беседы о растениях.
Капуста
С неба льётся дождик грустный,
Ест улитка лист капустный.
Как поест она до сыта,
Станет лист похож на сито.
Автор: неизвестен
Капуста
Белая и хрусткая,
Зовут меня капусткою.
Вкусная, полезная –
Прогоню болезни я.
Автор: неизвестен
Лук
Со мной общаться вам бывает сложно.
Без слёз очистить даже невозможно.
Но я полезен очень - вот так штука:
Нет от простуды средства лучше лука.
Автор: неизвестен
Лук
Луковица золотая
Круглая, литая.
Есть у ней один секрет-
Нас она спасё т в обед:
Может вылечить недуг
Вкусный и душистый лук!
Автор: неизвестен
Морковь
Если чаще есть морковку
Не нужны и тренировки
Каждый день пей сок морковный -
Будешь сильным и здоровым.
Автор: неизвестен
Морковка
Тили-тили, трали-вали,
Вы набегались, устали?
Посидите, отдохните,
На морковку посмотрите:
Как она сама собою
Под землицею-землёю,
Всё росла, росла и вот,
Удивила огород :
Всем понравиться мечтала
И такой красивой стала,
Что нельзя не удивиться
Красной девице-девице.
Автор: неизвестен
Огурец
Под листочками на грядке
огурцы играют в прятки.
дождик лишь водить начнёт
Всех заметит, всех найдет.
Автор: неизвестен
Огурцы
Огурцы растут на грядках.
Поливайте их, ребятки, —
Будет добрый урожай —
Собирать лишь успевай.
Затаились под кустом…
Всё равно мы их найдём!
Автор: Н. Меркушова
Чеснок
Чеснока душистый зубчик
Мы с тобой положим в супчик.
Даст он супу аромат,
Станет суп вкусней стократ!
Автор: неизвестен
Чеснок
Я всегда немного жгучий,
Но не злой и не вонючий.
От простуды, между прочим,
Словно щит, надёжный очень.
Автор: неизвестен
Чудо – огород
Удивляется народ:
Что за чудо-огород?
Здесь редис есть и салат,
Лук, петрушка и шпинат.
Помидоры, огурцы
Зреют дружно - молодцы!
И картофель, и капуста
Растут на грядках густо-густо.
И все дружно говорят:
"Мы растём здесь для ребят.
За усердие и труд
Урожай весь соберут".
Автор: неизвестен
В огороде
Вот вам морковка,
Красная головка,
Хвостик зеленый,
Вот вам и репка,
И огурчик крепкий,
Солнцем позлащённый.
На рядах капусты
Кочны жмутся густо
В листьях лохматых.
Вот горошек сладкий:
Зёрнышки в порядке
Спят в стручках усатых.
Что за вкусный народец
Населил наш огородец.
Автор: М. Пожарова
Кабачок
А зелёный кабачок
Повернулся на бочок:
Сладко спит на грядке
как малыш в кроватке.
Автор: неизвестен
Кабачок
Подставив солнышку бочок.
Лежит на грядке кабачок.
Листок в сторонку
Отодвинув,
Он солнцу говорит!"
«Погрей, погрей. пожалуйста, мне спину.
Я подрасти хочу скорей.»
Вмиг солнце принялось за дело
И спинку кабачку погрело.
А кабачок хотел потом
Улечься кверху животом.
Он надувался; он пыхтел.
Но повернуться
Не сумел
Автор: Г. Белякова
Загадки.
Уродилась я на славу,
Голова бела, кудрява.
Кто любит щи -
Меня в них ищи.
Капуста
Лоскуток на лоскутке - зеленые заплатки,
Целый день на животе нежится на грядке.
Капуста
Сидит дед во сто шуб одет,
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает.
Лук
Он от мыши полевой,
Скрылся в землю с головой,
Сверху лишь тугие стрелы,
К солнцу тянутся умело.
Лечит от семи недуг,
Всем полезный спелый…
Лук
Красна девица
Сидит в темнице,
А коса на улице.
Морковь
За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь - очень гладкая,
На вкус - как сахар сладкая
Морковь
На грядке длинный и зелёный,
А в кадке жёлтый и солёный
Огурец
Я длинный и зеленый, вкусен я соленый,
Вкусен и сырой. Кто же я такой?
Огурец
Как на нашей грядке
Выросли загадки
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени краснеют.
Помидоры
Над землей трава,
Под землей бордовая голова
Свекла
В огороде хоть росла,
Знает ноты соль и фа.
Фасоль
Сказка про овощи
Жили на одном огороде овощи. Все они были очень разные. Зелёный огурец был весёлый, озорной, никогда не унывал и часто подшучивал над другими овощами. Красный помидор был важный, напыщенный. Он часто заявлял: «Я думаю, сегодня пойдёт дождь». И, когда дождь действительно шёл, он говорил: «Вот видите, я был прав!» Если же дождя не было, помидор делал вид, будто он ни при чём. Оранжевая морковка всё время скучала и причитала: «Вся моя краса спрятана под землёй, какая я несчастная!» Белокочанная капуста была добродушной и словоохотливой. Она всем рассказывала, что когда-то у неё было всего два листочка, а теперь очень, очень много! Коричневый картофель был очень дружелюбным. Он дружил со всеми овощами и всем помогал. Репчатый лук был вредный. Он любил, когда все вокруг проливали слёзы. Вот такие разные овощи жили на огороде. Как ты думаешь, есть ли люди, похожие на них по характеру?
Репка (в обработке К. Д. Ушинского)
Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Стал дед репку из земли тащить: тянет-потянет, вытащить не может. Позвал дед на помощь бабку. Бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытащить не могут. Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут. Кликнула внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут. Кликнула Жучка Машку. Машка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут.
Кликнула Машка мышку. Мышка за Маку, Машка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут — вытянули репку.
СКАЗКА О ЛУКЕ
Жил да был угрюмый Лук -
Плакал днём и ночью.
- Отчего ты плачешь, друг?
- Одиноко очень.
Никому не нравлюсь я.
Говорят, что горький.
Каждый, кто сорвёт меня,
Сразу плачет горько.
Очень прост я, неказист -
Стрелки, да и только.
Зелен острый длинный лист,
На конце – иголка.
Все они стоят пучком.
Посмотрите: в силе я!
Но у кабачка цветок
Жёлтенький, как лилия.
И огурчики в цветах,
Даже - помидоры.
Только я один в мечтах…
Горе Луку, горе!
Так поплакал наш Лучок.
Капли слё з упали:
Появился старичок
(В сказках его знали).
Очень стар и невелик,
Борода - по пояс,
Пёстрый длинный дождевик,
Хриплый, низкий голос.
- Кто горюет? В чём беда?
Выслушал обиды
И волшебные слова
Произнё с: «Кру-кри-ды!»
И Лучок тотчас расцвёл,
Точно одуванчик,
И таким прекрасным стал
Наш зелёный мальчик!
Рассказ об овощах
Овощи очень полезны, потому что в них много витаминов. Например, в моркови есть витамин А, который помогает детям расти и укрепляет зрение. В сладком перце есть витамин С, который оберегает детей от простуды. У человека, который съел мясо, прибывают силы, потому что в мясе много белка. Горох и фасоль называют растительным мясом — они тоже богаты белком.
Чеснок и лук убивают вредных бактерий и помогают нам бороться с болезнями.
Помидоры и огурцы можно встретить в любом доме, в них тоже много витаминов. Ну а картофель, конечно же, известен всем. Из него делают вкусное картофельное пюре. В картофеле много крахмала.
А ещё есть на свете овощ, плоды которого самые большие из всех овощей. Для того, чтобы увидеть и даже попробовать плоды этого растения, не надо отправляться в дальние страны и забираться в неведомые джунгли. Этот овощ знают все и его можно увидеть на любом огороде — это тыква. Любопытно ещё и то, что тыква — родственница арбузов и дынь. Они все вместе растут на бахче. В переводе с другого языка «бахча» означает сад, но сад этот необычный. Здесь не растут плодовые деревья и кустарники, зато всё огромное поле занято арбузами, дынями и тыквами, и они, развалившись, лежат прямо на земле, зреют и дожидаются своего часа — сбора урожая.
Беседа об овощах
1. В: Дети, сегодня мы поговорим об овощах. Какие овощи вы знаете?
Дети называют овощи
В: А где они растут?
Д: на огороде
В: правильно. Огород - это огражденный участок земли, где есть грядки и парники. Там мы выращиваем овощи
Воспитатель читает стихотворение:
В огороде много гряд
Тут и репа и салат.
Тут свёкла и горох
А картофель разве плох?
Наш зелёный огород
Нас прокормит целый год.
Выставляются картинки овощей
2. В: Овощи на огороде растут по-разному :
У моркови, свёклы, картофеля, репы - плоды растут в земле, мы их не видим. А стебли над землёй;
У огурца, капусты, кабачка – плоды растут на земле;
У помидора, гороха, перца, баклажанов - плоды растут на веточках (наглядное пособие “Как растут овощи”)
В: Кто может назвать овощи, которые мы срываем?
Д: огурцы, помидоры, перец и др.
В: А которые выкапываем?
Д: картофель
В: А которые выдёргиваем из земли?
Д: морковь, свёклу, редиску, репу, лук и др.
В: А какие овощи мы срезаем ножом?
Д: тыква, кабачок, капуста, баклажан
В: Кто ухаживает за овощами?
Д: За овощами ухаживают огородники на дачах.
В: А как они ухаживают за овощами?
Д: Они их сажают, поливают, рыхлят землю, удаляют сорняки, подкармливают.
В: Для чего нужны овощи?
Д: В овощах очень много витаминов, полезных для здоровья.
В: Что можно приготовить из овощей?
Д: Из овощей можно приготовить соки, пюре, салаты, рагу.
(Если ребенок затрудняется ответить, воспитатель помогает ему)
2. Составление описательного рассказа по картинкам.
В: Что это?
Д: Помидор
В: Помидор – это фрукт или овощ?
В: Где растёт? В саду или на огороде?
В: Какой по цвету?
В: Какой по форме?
В: В каком виде употребляем в пищу?
В: Кто попробует рассказать о луке?
Воспитатель помогает рассказать ребенку о луке с помощью картинок.
Примерный образец рассказа: Лук – это овощ. Лук растет на огороде. Он маленький и круглый. По цвету лук желтый. Лук твердый. По вкусу он горький. Лук добавляют в суп и во вторые блюда. Лук очень полезен!
Консультация для родителей.
«Огород на подоконнике».
Огород на подоконнике в домашних условиях способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, это помогает лучше познать растительную жизнь. Он способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивать этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда.
Очень важно, чтобы дети активно участвовали в посадке и последующем уходе за растениями. Огород на подоконнике, прежде всего, должен помогать в развитии детей. Поэтому для детей младшего возраста целесообразно высаживать более крупные семена.
Поэтому родителям предлагается выбрать для посадки :лук-репку, дольки чеснока, семена кабачка, сельдерея, петрушки. Все, что прорастет, нужно использовать как витаминную добавку к обеду. Родителям вместе с детьми рекомендуется вести дневник наблюдений, в котором фиксировать изменение роста.
Такая работа развивает наблюдательность, приучает внимательно всматриваться в окружающую природу, устанавливать последовательность и связь явлений, их причины. Выращивая, ухаживая за растениями, ребята наблюдают за тем, какие из них растут быстрее, сравнивают форму и цвет листьев, определяют условия, необходимые для роста и развития растений, поэтому это ещё и великолепный последовательный материал.
Рекомендовать родителям выращивать растения разными способами, создавая для них разные условия: для одной — тепло, воду, свет; для другой — тепло, воду, темноту; для третьей — холод, воду, свет. Организуя такой опыт и проводя с детьми регулярные еженедельные наблюдения за прорастанием лука, с последующим фиксированием результатов с помощью рисунков в календаре, родители достигают многого — на конкретном примере убеждают детей в значимости отдельных факторов внешней среды для роста и развития растений.
Следует помнить, что трудовая деятельность для дошкольника ещё не основная. Взрослые лишь приобщают его к посильному соучастию в семейном труде. В дошкольном возрасте труд-это, прежде всего средство воспитания таких важных качеств, как ответственность за выполнение поручения, за получаемый результат, обязанность, целеустремлённость. Уход за растениями чрезвычайно важен и имеет гуманистический смысл: от него зависит жизнь и