Алексеева Вера Васильевна
Проект «Огород на окне» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Огород на окне» (старшая группа)
Воспитатели: Алексеева Вера Васильевна, Антонова Ангелина Викторовна
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Д/с № 12» РК, г. Ухта
Тип проекта: информационно – творческий; групповой.
По доминирующей в проекте деятельности: информационный, экспериментальный.
По содержанию: обучающий.
По продолжительности: краткосрочный.
По числу участников проекта: групповой.
Публикация «Проект „Огород на окне“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Огороды на подоконнике
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Участники: дети 5 - 6 лет, воспитатель группы, родители.
Актуальность: проект направлен на расширение и обобщение знаний об культурных огородных растения, на то, как ухаживать за растениями, на осознание значимости овощей в жизнедеятельности человека.
Предмет исследования: культурные растения: огурец, помидор, перец, баклажан, горох, фасоль, укроп, лук.
Цель: формирование экологических представлений детей об овощных культурах в процессе выращивания из семян.
Задачи:
1. Расширять и систематизировать знания детей об овощных культурах: строение, польза, уход за ними.
2. Учить детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
3. Учить наблюдать изменения в развитии и роста растений.
4. Углублять знания об условиях, необходимых для роста семян (земля, свет, тепло, вода).
5. Развивать познавательные и творческие способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности.
6. Развивать речь детей, активизировать словарь (корень, посадить, углубление, условия).
7. Развивать чувство общности детей в группе и навыки сотрудничества.
8. Формировать у детей понятия взаимосвязи природа и люди: люди садят, выращивают и ухаживают за растениями, растения вырастают, радуют людей своей красотой, кормят своими плодами.
9. Формировать представление о выращивании растений из семян.
10. Воспитывать интерес к уходу за растениями; накапливать опыт внимательного и заботливого отношения к растущим растениям.
11. Воспитывать бережное отношение к своему труду, и труду взрослых и детей.
12. Воспитывать желание добиваться результата, чувство ответственности за участие в общем деле.
13. Воспитывать уважительное взаимоотношение ребенка к взрослым.
Гипотеза. В условиях группы можно вырастить урожай на окне.
Проблемная ситуация. Недостаточные знания детей об овощных культурах,способах и условиях их выращивания, о пользе овощных культур для здоровья человека, нет практических навыков ухода за выращиваемыми овощными культурами.
Принципы работы.
Принцип природосообразности: необходимо учитывать природу ребенка - пол, возраст; строить деятельность в соответствии с интересами и потребностями.
Принцип взаимодействия и сотрудничества детей и взрослых: участие в организации воспитательной работы педагогов, родителей.
Материалы: семена овощных культур, пластиковые стаканчики, горшочки и земля для посадки, лейка, грабли, лопатки, рыхлители.
Предполагаемый результат.
1. Сформируются экологические знания в процессе познавательно-исследовательской деятельности выращивания растений из семян.
2. Разовьются познавательные и творческие способности.
3. Дети научатся ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться подмечать красоту растительного мира.
4. У детей сформируются знания о росте растений в комнатных условиях.
5. Формирование у детей трудолюбия и бережного отношения к природе.
Связь с другими видами деятельности: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Этапы работы над проектом:
1. Подготовительный: определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, создание условий для организации работы, составление плана мероприятий по организации детской деятельности
– 1-я неделя.
2. Основной (или этап реализации проекта): проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, опыты, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение) – 2-5-я неделя.
3. Заключительный: подводятся итоги, подготавливается презентация, итоговая беседа – 6-я неделя.
Этапы реализации проекта.
I. Подготовительный этап
Деятельность педагога
Деятельность детей
Взаимодействие с родителями
Сбор информации, материалов по теме совместно с родителями и детьми.
Подбор художественной литературы: поговорки, потешки, стихи, загадки, сказки. рассказы об овощах. Разработка цикла наблюдений, занятий.
Сбор информации по теме совместно с родителями.
Сбор информации по теме совместно с детьми.
II. Практический этап
Деятельность педагога
Деятельность детей
Взаимодействие с родителями
Подготовка и проведение опытов, бесед.
Беседа с детьми Установка связей: растения - земля, растения - вода, растения - человек.
Подготовка и чтение художественной литературы об овощах: поговорки, потешки, стихи, загадки, сказки, рассказы.
Подготовка и показ иллюстраций, картин на овощную тематику.
Подготовка занятий, дидактических игр, подвижных игр.
Дети наблюдали за ростом овощных культур, проводили опыты, эксперименты. Устанавливали связи: растения - земля, растения - вода, растения - человек.
В процессе исследований дети познакомились с художественной литературой об овощах: поговорки, стихи, сказки, загадки.
Рассматривали иллюстрации, картины на овощную тематику.
Участие в занятиях, дидактических играх, беседах.
Участие в конкурсе-выставке, создание совместно с родителями необычных горшков.
Помощь детям в посадке семян.
Чтение с детьми литературы об овощах: сказки, рассказы, пословицы.
Просмотр с детьми мультфильма «Чиполино».
Участие с детьми в конкурсе-выставке, создание необычных горшков из бросового материала
III. Заключительный этап
Деятельность педагога
Деятельность детей
Взаимодействие с родителями
Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей.
Подготовка дидактических игр: "Овощи и фрукты, «Проложи дорожку», «Четвёртый лишний», «Чудесный мешочек», «Что сначала, что потом?», «Узнай на вкус».
Оформление стенгазеты для родителей о проделанной работе.
Анализируют и обобщают полученный результат.
Дидактические игры: "Овощи и фрукты, «Проложи дорожку», «Четвёртый лишний»,
«Чудесный мешочек», «Что сначала, что потом?», «Узнай на вкус».
Участие в оформлении стенгазеты.
Просмотр оформленной педагогом и детьми стенгазеты «Огород на окне».
Вывод: В ходе реализации проекта «Огород на окне» были получены следующие результаты:
1. У детей сформировалось экологическое представление об овощных культурах.
2. Выращивая и ухаживая за растениями, ребята наблюдали за тем, какие из них растут быстрее, сравнивали форму и цвет листьев, определяли условия, необходимые для роста и развития растений.
3. В ходе работы по проекту дети научились устанавливать последовательность стадий развития растений, связывая изменяющиеся их внешние признаки с определенным периодом развития.
4. У детей сформировались знания о том, в каких условиях можно вырастить растение из семени.
5. В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые условия для роста растений.
6. Дети увидели многообразие посевного материала.
7. Дети бережнее стали относиться к растительному миру.
Литература:
1. Дыбина О. В., Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников» Второе издание, исправленное. Творческий Центр «Сфера», Москва 2013.
2. Иванова А. И. «Экологическое воспитание и эксперименты в детском саду. Мир растений», Москва 2005г.
3. Комарова Н. Г., Грибова Л. Ф. «Мир, в котором я живу», Москва 2006г
4. Лисина Т. В., Морозова Г. В. «Подвижные тематические игры для дошкольников»,