Елена Скобкина
Проект «Образ мышки в русских народных сказках» в средней группе 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Сказка учит добро понимать, о поступках людей рассуждать,
Коль плохой, то его осудить, ну а слабый – его защитить!
Дети учатся думать, мечтать, на вопросы ответ получать.
Каждый раз что-нибудь узнают, Родину свою познают!
(А. Лесных)
Актуальность темы.
Публикация «Проект „Образ мышки в русских народных сказках“ в средней группе 4–5 лет» размещена в разделах
- Мышь. Все о мышках для детей
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Средняя группа
- Темочки
Много веков назад, когда ещё не было письменности, возникло устное народное творчество, выполняющее ту же роль, какую в дальнейшем выполняла литература. Для детей народ создал замечательные сказки, песенки, загадки, поговорки. Произведения народного творчества не утратили своего воздействия на ребенка и в наши дни. В устных произведениях нашли отражение глубокие нравственные идеи, мечты и убеждения народа.
Высоко ценил народную сказку великий русский педагог К. Д. Ушинский: «Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто — нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа».
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь.
Сказка – проводник культуры в сердце ребёнка. Жизнь сказки – это непрерывный творческий процесс. Мысль в сказке очень простая : хочешь себе счастья, учись уму-разуму, а героика - это, хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения человека.
Стремясь пробудить в детях лучшие чувства, уберечь их от черствости, эгоизма, равнодушия, народ красочно рисовал в сказках борьбу могущественных сил зла с силами добра. Сказка рассказывает нам о чрезвычайно важном в жизни, она учит нас быть добрыми и справедливыми, противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов. Она утверждает народные принципы жизни : честность, смелость, преданность, коллективизм.
Сказка знакомит с языком народа, нравственными устоями, бытом и укладом жизни. Она отражает мечты народа, передает его мысли. Со сказки начинается знакомство ребенка с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Именно из сказки ребенок узнает, что без труда и стойких нравственных принципов невозможно счастье.
Сказка преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображения. Духовно-нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.
Русская народная сказка служит не только средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, но и оказывает огромное влияние на развитие речи. Сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, как богата родная речь юмором, образными выражениями, сравнениями.
Однако сказка – это не только занимательно, это ещё очень серьёзно. Сказка помогает лучше узнать, понять и полюбить свою страну, оценить её своеобразие и неповторимость.
Сказка – средство эмоционально-волевого развития и духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Напрасно думать, что сказка была и есть лишь плодом народного досуга. Она была и есть достоинством и умом народа, его исторической памятью, наполнявшей глубоким содержанием размерную жизнь, текущую по обычаям и обрядам.
Проблема:
К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. Большинство родителей не находят времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей. Анкетирование родителей и опрос детей нашей группы показали, что дома чтению детских книг уделяется очень мало времени. На самом деле сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а так же формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Поэтому мы решили уделить немного больше времени именно русским народным сказкам в развитии и воспитании наших детей.
Цель проекта : Изучить образ мышки (мышки норушки) в русских народных сказках. Воспитывать у детей любовь к русским народным сказкам, как к произведению искусства.
Задачи проекта :
Образовательные :
•Формировать и закреплять знания детей о культурном богатстве русского народа.
•Расширять представление детей о сказках.
•Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь.
Развивающие:
•Развитие совместного творчества родителей и детей;
•Развитие творческого потенциала ребенка;
•Укреплять дружеские отношения в семье.
•Прививать любовь и интерес к русским народным сказкам.
•Создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;
•Показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта.
Воспитательные:
Воспитывать на основе содержания русских народных сказок уважение к традициям народной культуры.
Вид проекта : исследовательский, творческий, познавательно- речевой;
Продолжительность проекта : краткосрочный (2 недели.)
Участники проекта : дети средней группы, воспитатели, родители (законные представители).
Литературный ряд: художественная литература по теме «Образ мышки в русских народных сказках» : сказки, загадки, стихи.
Демонстрационный ряд:
• - предметные картинки, иллюстрации.
• - настольно-печатные игры.
• - атрибуты для сюжетно-ролевых и театрализованных игр.
I этап: Подготовительный
• Составление плана работы над проектом.
• Определение цели и задач проекта.
• Сбор материала необходимого для реализации проекта.
• Организация предметно-развивающей среды по теме проекта.
• Подбор и разработка конспектов НОД по теме проекта.
• Подборка фотографий, иллюстраций, художественной литературы.
• Предварительная работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.
II этап: Основной
• Работа с детьми (организация совместной деятельности, проведение бесед, чтение художественной литературы;
• Презентация мышка-норушка в р. н. с. ; Образ мышкив р. н. с;
• Работа с родителями (организация совместной деятельности родителей и детей);
• Оснащение предметно — развивающей среды (оформление группы в соответствии с темой).
III этап: Заключительный
• Выставка рисунков, детских работ, фотографий по проекту;
Содержание работы в рамках реализации проекта
I этап – подготовительный (2 дня)
№
п/п
Наименование мероприятия
Цель
1. Подбор демонстрационного, раздаточного, аудио и видео материала, произведений художественной литературы. Расширить знания детей о русских народных сказках, их героях.
Дать понятия значимость сказки в жизни каждого человека.
2. Подбор пальчиковых игр, упражнений для зарядки в стихах. Развитие речевого аппарата.
3 Подбор материала для изучения материала по р. н. с. Учить детей проявлять интерес к русской сказке и их чтению. Привлеч родителей к подбору материала для реализации проекта.
II этап – основной (5 дней)
№
п/п
Наименование мероприятия
Цель
Направление «Социально-коммуникативное развитие»
4. Сюжетно-ролевые игры:
- «Курочка Ряба»
- «Теремок»
Формировать дружеские отношения между детьми, продолжать учить детей, проявлять эмоциональные реакции в ролевом взаимодействии. Уточнить и обогатить знаниями о русско-народных сказках.
Вспомнить порядок появления героев.
Развивать умение действовать согласованно, развивать речь, воображение, фантазию, мышление.
5. ТРИЗ:
- «Хорошо или плохо»
- «Цепочка слов»
- «Помоги мышке»
- «Что было потом»
Закреплять обобщающие признаки, активизировать познавательные способности; формировать активность, Развивать мыслительные процессы, фантазию, воображение и речь ребенка
6. Дидактические игры:
-«Расскажи сказку по серии картинок»
- «Составь сказку»,
- «Назови сказку)»,
- «Узнай сказку по зачину».
- «Что сначала, что потом?»
- «Из какой сказки пришёл герой (героиня?»,
-«Подбери иллюстрацию к сказке».
- «Сложи картинку и узнай сказку»
- «Сложи сказку»
- «Что лишнее?»
-«Путаница»
Развивать внимание, память.
Воспитывать познавательный интерес
Формировать словообразования.
Систематизировать и обобщать знания детей о полезных свойствах лекарственных растений
7. Презентация:
- «Образ мышки в р. н. с.» Побуждать детей рассказывать о любимых сказочных героях.
Образовательная область «Познавательное развитие»
1. Беседы:
-«В каких сказках живет мышка?»
- «В гостях у сказки» Составление сюжетных и описательных рассказов на основе иллюстративного материала, предметных картинок.
2. Просмотр мультфильмов:
- «Теремок»
- «Курочка Ряба»
- «Репка»
- «Рукавичка»
- «Кот Леопольд»
- «Под грибом»
- «Песенка мышонка»
Уточнять и закреплять знания детей о р. н. с. где встречается мышка.
Образовательная область «Речевое развитие»
1. Беседы на тему:
- «Кто рисует картинки к сказкам»
- «На кого из сказочных героев я похож» Познакомить детей с художниками.
Обогащение словаря детей за счет новых слов. Активизировать речь детей, учить их импровизировать. Формировать интерес детей к произведениям художественной литературы; активизировать словарный запас;
2. Литературная викторина:
- «В стране сказок» Закрепить знания детей о русских народных сказках. Формировать умение узнавать сказки, их героев.
Развить интерес к русскому народному творчеству. Воспитывать любовь к книге, бережное отношение к ней.
3. Дидактические игры:
- «Расскажи сказку по картинке».
- «Кто лишний?»
- «Найди сказочных героев». - «Что изменилось?»
- «Я начну, а ты продолжи».
- «Волшебный кубик»
- «Опиши героя»
Развивать внимание, память.
Воспитывать познавательный интерес.
Формировать словообразования.
Систематизировать и обобщать знания детей о семье.
4. Рассматривание картинок :
- «Герои р. н. с.»»
- «Картинки по сказкам»
Вовлечение детей в разговор во время рассматривания картины.
5. Чтение художественной литературы:
- Р. н. с. «Теремок»
- Р. Н. С. «Рукавичка»
- Р. н. с. «Курочка Ряба»
- Р. н. с. «Репка»
- В. Г. Сутеев «Под грибом»
- В. Г. Сутеев «Кто сказал мяу?»
- С. Маршак «Сказка об умном мышонке»
- С. Маршак «Сказка о глупом мышонке»
Помочь детям понять, что такое устное народное творчество.
Познакомить с понятиями волшебные сказки, бытовые сказки, сказки о животных.
Систематизировать знания о русских народных сказках.
Обеспечить развитие памяти, логического мышления.
Активизировать словарный запас детей (бытовые, волшебные сказки, сказки о животных, устное народное творчество).
Пробудить чувство любви к устному народному творчеству, чувство сострадания к окружающим.
6. Отгадывание загадок, чтение потешек, пословиц, поговорок:
- Загадки о сказочных героях.
Продолжать обогащение представлений о жизни героев сказок и рассказов учить отгадывать загадки.
Продолжать знакомить детей с народным фольклором.
7. Разучивание стихотворения:
- С. Я. Маршак «Говорила мышка мышке»
- С. Бахрушина «Мышка»
Тренировать долговременную память, Обогащение и развитие речи детей
8. Пальчиковые игры:
- «Сказки»
- «Пальчики-сказки»
- «Рукавичка»
- «Курочка-ряба»
- «Теремок»
- «Репка»
- «Мышка»
Повысить речевую активность, тренировать память ребенка, развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
9. Рассматривание иллюстраций, альбомов, фотоматериалов, карточек:
- «Русские народные сказки» (в рисунках детей и родителей)
- «Предметы быта русской избы»
- «Узнай сказку» (иллюстрации к сказкам) Вызвать интерес к русским народным сказкам и предметам русской избы
Расширять и углублять о предметах домашней утвари, героях сказок.
Образовательная область «Физическая культура»
1. Утренняя гимнастика:
- «Репка»
- «Теремок»
- «Сказочная история»
- «В гости к сказке»
- «Сказочная зарядка» Повышение двигательной активности детей, приобщение детей к ведению ЗОЖ
2.
Подвижные игры:
- Х/и «Мыши в кладовой»
- Х/и «Бабка Ёжка»
- П/и «Теремок»
Повышать двигательную активность, развивать ловкость; вызывать положительные эмоции от совершаемых действий. Учить выполнять движения по сигналу воспитателя, находить свое место на площадке; упражнять в ходьбе и беге. Развивать ловкость, внимание.
3. Дыхательная гимнастика:
- «Курочка»
- «Хомячок»
Развитие речевого дыхания и голоса.
Развитие плавного, длительного выдоха.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
1. Рисование:
-«Украшение платьица для мышки»,
- «Теремок».
- «Курочка ряба».
Аппликация:
- «Красивое платье»,
- «Мышка – норушка».
Лепка:
- «Мышка».
Знакомить детей с орнаментом. Учить детей аккуратно обводить и держать правильно карандаш. Учить детей рисовать животных методом тычка.
Развивать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму для изображения.
Развивать воображение интерес к изобразительному искусству.
Радоваться своему исполнению. Доводить работу до конца.
Учить составлять композицию на листе. Закреплять приемы аккуратного наклеивания.
:Продолжать учить лепить предметы, состоящие из нескольких частей.
Закреплять знакомые приё мы лепки: скатывание, раскатывание, соединение частей приёмом примазывания.
Развивать фантазию, творческое воображение, мелкую моторику.
Учить составлять композицию по литературному произведению.
Воспитывать интерес и желание отображать в лепке эпизоды литературных произведений.
2. Музыкальное:
-«Мышиная история»
- «Песенка мышонка»
- «Про Красную шапочку»
- «Буратино»
-«Песенки кота Леопольда»
Учить вслушиваться в музыку, различать средства музыкальной выразительности.
Учить определять характер песни, отвечать на вопросы. Побуждать к сольному исполнению песен, петь
выразительно, передавая их характер.
- развивать творческое воображение,
- осваивать приемы игры на детских музыкальных инструментах,
- развивать ритмических слух,
- воспитывать эмоциональную отзывчивость.
3. Театрализация:
- «Курочка ряба»
- «Репка»
- «Теремок»
Воспитывать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности.
4. Конструирование:
- «Дом для мышки»
- «Мебель для мышки»
Учить детей сооружать несложные постройки с перекрытиями.
5. Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам художников-иллюстраторов Е. Рачёва, В. Конашевича.
Обогащение представлений о жизни героев сказок и рассказов.
Работа с родителями (законными представителями)
1. Обогащение развивающей среды :
в книжный уголок – внесение русских народных сказок, иллюстрированных разными художниками; иллюстраций, открыток с изображением героев сказок;
в речевую зону – внесение дидактических и настольно-печатных игр по теме; изготовление и постепенное внесение театров (на фланелеграфе, плоскостной, настольный, на палочках, на ложках, перчаточный, пальчиковый);
в игровую зону – изготовление масок, элементы костюмов героев сказок;
в ИЗО – раскраски с изображением сюжетов и героев русских народных сказок, материалы для творческих работ, репродукции картин по русским народным сказкам;
Повышение знаний для обеспечения успешного развития детей.
Получение консультаций по вопросам формирования нравственного воспитания и развития детей.
2. - Оформление выставки рисунков с «Любимая сказка где живет мышка»
Привлечение родителей к совместной с детьми продуктивной деятельности.
Консультации:
- «Сказка в жизни ребенка»
- «Читайте детям сказки»
- «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»
Формировать и закреплять знания о культурном богатстве русского народа.
Воспитывать на основе содержания русских народных сказок уважение к традициям народной культуры.
. Анкетирование:
- «Русская народная сказка в жизни вашего ребенка».
III этап – итоговый (2 дня)
№
п/п
Наименование мероприятия
Цель
1. Выставка книг р. н. с. Обогащение опыта родителей совместной с детьми деятельностью.
2. Выставка рисунков, аппликации. (коллективная работа) Организация совместной деятельности родителей и детей
Результаты проекта :
В совместной работе дети активно и дружно работали, доводили начатое дело до конца, тем самым развивая в себе коммуникативные, познавательные способности. Были разучены и освоены новые сюжетно-ролевые, подвижные и дидактические игры; загадки и стихотворения. Детьми были получены системные знания о р. н. с. сформировано понятие значимости р. н. с. в жизни каждого человека. Совместная творческая деятельность способствовала укреплению детско - родительских отношений. Активизирован словарный запас детей по теме проекта.
Список используемой литературы:
1. Антипина Е. А. «Театрализованная деятельность в детском саду: игры, упражнения, сценарии» М. : ТЦ Сфера, 2003.
2. Битютская Н. П. - автор-составитель. «Система педагогического проектирования : опыт работы, проекты». Издательство «Учитель». Волгоград, 2012.
3. Джежелей О. В. «Колобок. Литературные игры и забавы» М. : «Просвещение», 1994.
4. Доронова Т. Н. «Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: Метод. пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения.»-2-е изд. -М. : Просвещение, 2005.
5. Малова В. В. «Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на материале русской народной культуре» - М. «ВАЛДОС», 2013.
6. Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. «Мини - музей в детском саду» - М. : «ЛИНКА-ПРЕСС», 2008.
7. Кудрявцева Н. Ю. «Готовимся к празднику. Методика изготовления костюмов, кукол, декораций для детского спектакля» - М. : Школьная Пресса, 2011.
8. Маханева М. Д. «Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольного учреждения» - : М. : ТЦ «Сфера», 2001.
9. Науменко Г. М. «Народное детское творчество : сборник фольклорных материалов» - М. : ЗАО Изд. Центрполиграф, 2001.
10. Поляк Л. Я. «Театр сказок : сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок» - СПб. :«Детство-пресс», 2008.
11. Смирнова О. Д. «Метод проектирования в детском саду. Образовательная область «Чтение художественной литературы» - М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2011.
12. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. «Знакомим дошкольников с литературой: конспекты занятий» - М. : ТЦ Сфера, 2005.
13. Ушакова О. С. «Развитие речи детей 3-5 лет» - ООО «ТЦ Сфера», 2014.