Елена Кошелева
Проект «Новогодние чудеса» в подготовительной группе
Тип проекта – познавательно – речевой, творческий
Продолжительность – краткосрочный (14.12-31.12.).
Участники – дети, родители, воспитатели.
Возраст детей – подготовительная группа (6-7 лет).
Актуальность : Проект разработан в силу особой актуальности проблемы патриотического воспитания подрастающего поколения. Патриотизм в современных условиях - это, прежде всего, преданность своему Отечеству, и сохранение культурной самобытности каждого народа.
Публикация «Проект „Новогодние чудеса“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Новый Год в детском саду
- Новый год. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Многообразие, богатство, духовная мудрость жизни наших предков предоставляют прекрасные возможности в воспитании нравственности. Важное место в данном проекте занимает изучение и сохранение традиций празднования Нового года. В процессе образовательной деятельности расширяются знания и представления детей о народных традициях, обычаях встречи Нового года, его атрибутике, персонажах.
Цель проекта : создание условий для формирования представлений о Новом годе как веселом и добром празднике и развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации творческого проекта «Новогоднее чудо», повышение эффективности детско-родительских отношений
Гипотеза исследования:
Новый год – один из любимых праздников детей и взрослых. Захотелось по возможности сблизить детей и родителей, через совместную деятельность: заучивание стихотворений, изготовление поделок, рисование рисунков, и конечно же праздничный утренник
Задачи проекта :
Задачи для детей:
1. Формировать у детей познавательный интерес к традициям и обычаем празднования Нового года с ёлкой, Дедом Морозом и подарками.
2. Познакомить детей с Родиной Деда Мороза – Великий Устюг
3. Формировать положительное отношение к семейным и общественным праздникам. Знакомить со свойствами разных предметов и материалов, правилами безопасного поведения в новогодние праздники.
4. Развивать у детей организаторские способности в подготовке и проведении праздника в детском саду и семье.
5. Совершенствовать познавательные и конструктивные умения наблюдать, рассматривать, сравнивать, анализировать, отражать результаты своих исследований в творческой деятельности.
6. Способствовать развитию связной речи; воображения; желания заучивать стихотворения, песни.
Задачи для педагога:
1. Создавать условия для положительных эмоциональных переживаний детей и родителей от совместных мероприятий.
2. Создавать предновогоднюю праздничную атмосферу во всех видах деятельности.
3. Создание условий для социально-нравственного развития детей
4. Способствовать сближению детско – родительских отношений, улучшению контакта между детским садом и родителями.
Задачи для родителей:
1. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
2. Создавать атмосферу доброжелательности, комфортности в общении: родитель-родитель, родитель-педагог, родитель-ребенок
3. Способствовать сплочению детско – родительских отношений, улучшению контакта между работниками детского сада и родителями.
План осуществления проекта.
На основном этапе была организована работа по разработке модели проектной деятельности по 5-ти образовательным областям.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие». «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»
Образовательные стандарты:
Социально-коммуникативное развитие: воспитание гуманных чувств и положительных взаимоотношений родителей и детей.
Познавательное развитие: воспитание математических интересов, интеллектуального развития детей.
Речевое развитие: Формировать навыки использования в речи новых слов и выражений, учить детей правильному построению предложения, заучивание стихотворений наизусть.
Художественно-эстетическое развитие: Развитие образного эстетического восприятия.
Физическое развитие: разучивание подвижных игр.
Систематическая работа в данном направлении способствует развитию у ребенка таких качеств, как: любознательность, настойчивость (целеустремленность, требовательность к результатам собственной деятельности. Результатом деятельности является совместное творчество воспитателя и детей.
Ожидаемые результаты:
Для детей:
У детей сформированы навыки поисковой деятельности по изучению истории появления новогодней елки, о новогодних традициях в России и в разных странах мира. Детьми освоены навыки безопасного поведения во время украшения новогодней елки, умеют рисовать, лепить из пластилина, выполнять аппликацию, сгибают бумагу в разных направлениях, сочиняют небольшие новогодние истории, воспитано бережное отношение к ели.
Для педагогов:
Создавать предновогоднюю праздничную атмосферу во всех видах деятельности Создание условий для проявления у детей, творчества, воображения.
Расширение кругозора детей через чтение художественной литературы, знакомство с пословицами, разучивание стихов.
Для родителей:
Привлечение к сотрудничеству родителей.
Повышение педагогической грамотности родителей.
Продукты проекта.
Аппликация «Елочка», «Снеговик», «Снегурочка», «Дед Мороз: поздравительная открытка с праздником, лепка «Наряжаем елку», выставка новогодняя ёлочная игрушка.
Подготовительный этап :
1. Определение темы, постановка цели и задач.
2. Определение методов и приемов работы. Сбор, анализ и систематизация информации о празднике «Новый год».
3. Подбор методической и художественной литературы, дидактического материала.
4. Подбор материалов, игрушек, атрибутов для игровой деятельности.
5. Подбор материалов для творческого труда.
6. Изготовление дидактических игр.
7. Беседа с родителями о необходимом участии их в проекте.
Продукт проектной деятельности :
Основной этап (практический).
Организационные формы работы над проектом :
Социально-коммуникативное развитие
Беседы
«Русский Новый год»
Легенды о появлении новогодней елки Продолжать знакомить детей с историей возникновения праздника «Новый год», с легендами о появлении новогодней елки, с его героями- Дедом Морозом и Снегурочкой
Дать понятие, что такое-вотчина Деда Мороза, учить детей составлять письмо Деду морозу
Познакомить детей с обычаями и традициями встречи нового года в разных странах мира
«Вотчина Деда Мороза». Составление письма Деду Морозу
«Как встречают Новый год в разных странах мира»
«Что за праздник Новый год»,
«Без чего не может быть Нового года?»
«Кто такая Снегурочка? Из чего она сделана?»,
«Чем украшают ёлку?
«Что можно делать со снегом? Что можно лепить из снега?»,
«Что вы ждёте от праздника Новый год?»
«Что такое маскарад? Зачем нужны маски?»
«Беседа о поведении на Новогоднем утреннике»,
«Зачем нужны новогодние открытки?»,
«Как будите встречать Новый год дома?»
Оформление группы
Оформление группы. Создание новогодней панорамы на окне, развешивание гирлянд, мишуры, детских поделок, снежинок и др. Учить детей создавать предпраздничную атмосферу в группе
Предварительная работа по изображению сказочных дворцов
Развивать коммуникативные навыки детей
Рассматривание иллюстраций, открыток сказочных дворцов, таблиц с изображением старинных окон, крыш, узоров
Рассматривание иллюстраций о проведении новогодних праздников
Дидактические игры
«Какое время года», «Сложи новогоднюю открытку», «Так бывает или нет?», «Правильно – неправильно», «Что это за птица», «Какой, какая, какое», «Кто быстрее найдет ель или тополь», «Что умеют делать звери?» «Что изменилось?», «Когда это бывает?», «Сложи снежинку».
Просмотр мультфильмов
«Когда зажигаются ёлки», «Новогодняя сказка», «Новогодняя ночь», «Новогоднее путешествие», «Времена года», «Случилось это зимой», «Снеговик почтовик», «Сказка о снегурочки», «Снегурка».
Просмотр презентаций
«Зима», «Почему на новый год наряжают ёлку», «Зимние забавы», «Зима в детском саду». «Русская зимушка – зима», «Перелётные птицы», «Зимние виды спорта»,»Дед Морозы разных стран», «Труд людей зимой», «Снег», «птицы зимой», «Как звери готовятся к зиме».
Сюжетно ролевые игры
«Накорми зверей зимой», «Встреча Нового года».
Познавательное развитие
Исследовательская деятельность
«Сравним елку» Учить сравнивать живую и искусственную ели.
«Украсим елку».
Совершенствовать умение детей обследовать елочные игрушки, рассказывать об игрушке.
«Зачем Дед Морозу и Снегурочки Шуба», «Как согреть руки», «Свойства снега».
Дидактическая игра
«Что растет на елке?», Развивать внимание, память, логическое мышление
«Родственники Деда Мороза» (Дед Январь, Дедка-с-плеткой). Нахождение отличий Деда Мороза Санта Клауса Расширять знания детей о родственниках Деда Мороза, продолжать учить находить отличия Деда Мороза и Санта Клауса
Беседа
Чем опасен сильный мороз», «Опасные ситуации во время катания на коньках по льду реки, с горки на санках» Закрепить с детьми правила безопасного поведения в зимнее время года.
«Елочные гирлянды -красиво, но небезопасно Познакомить детей с правилами украшения елки, расширять сведения детей о предметах, опасных в противопожарном отношении
Наблюдения
Наблюдение за снежинками», «Наблюдение за ветром», «Наблюдение за погодой», «Свойства снега», «Сравнение ели и тополя», «Наблюдение за обледенением деревьев», «Наблюдение за льдом на лужах»,
Наблюдение за почвой в морозную погоду», «Наблюдение за изморозью», «Наблюдение за воробьями», «Наблюдение за зимним небом», «Наблюдение за птицами на участке», «Наблюдение за солнцем», «Наблюдение за поведение птиц у кормушки», «Наблюдение за синицами», «Наблюдение за трудом дворника», «Наблюдение за деревьями».
Труд
«Уборка дорожек ото льда», «Очищение дорожек от снега», «Кормление птиц».
Речевое развитие
Составление рассказов
«Я хочу в подарок от Деда Мороза…»,
«Дедушка Мороз-это…» Развивать речь, учить составлять не большие рассказы.
Рассматривание и рассказывание по картинам: «Река замёрзла», «Зима».
Рассматривание иллюстраций с птицами.
Рассматривание новогодних игрушек и открыток
Проговаривание чистоговорок.
«Какая елочка» Учить детей подбирать определения к слову «елочка»
Чтение художественной литературы:
Книги и картинки о Новогоднем чуде
Чтение стихов о Новом годе, елке :
С. Михалков «В снегу стояла елочка», Г. Х. Андерсен «Ель», С. Маршак «песня о елке», К. Чуковский «Елка», С. Маршак «12 месяцев»,Е. Трутнева «С Новым годом!», Е. Тараховская «Новый год», Прейсен Альф «Веселый Новый год», С. Дрожжин «Дедушка Мороз», Учить детей эмоционально воспринимать художественные произведения,
Чтение сказок
«Снежная королева», «Снегурочка»,
«12 месяцев»,
«Морозко»,
«Госпожа Метелица»,
В. Даль «Девочка-снегурочка»
Рассказы о зиме (Приложение) Учить детей эмоционально воспринимать художественные произведения, оценивать поступки героев
Чтение рассказов "История Нового года".
"Новогодняя книга Снеговиковых"
Учить детей эмоционально воспринимать художественные произведения,
Разучивание стихов к утреннику.
Художественно-эстетическое развитие
Лепка «Елочка» (И. В. Новикова «Открытки и сувениры к праздникам») Учить детей лепить елочку модульным способом, шарики расплющивать в диски по определенному размеру, накладывать диски поочередно. Добиваться выразительной формы.
Конструирование «Новогодние игрушки»
«Снегурочки», «Деда Мороза», «Снеговика» Учить детей изготовлять фонарик из блестящего картона, украшать его мелкими деталями
Рисование «Морозные узоры»
(И. А. Лыкова стр. 92) Рисование морозных узоров, с использованием холодной гаммы красок, использовать вспомогательный рисунок, выполняя его простым карандашом. Развивать творчество, замысел.
Аппликация «Поздравительная открытка» для родителей, сотрудников детского сада.
Музыка
Разучивание новогодних песен, разучивание танцев к утреннику, сценок.
Физическое развитие
Утренняя гимнастика
«Новогодние игрушки», «В гости к ёлочке», «Снежки»,
Подвижные игры
«Будь внимателен», «Охотники и зайцы», «Ледяные фигуры», «У медведя во бору», «Передай рукавичку», «Три мороза», «Передай снежок», «Мишка по лесу гулял», «Шире шагай», «Снежки», «Совушка», «У ребят порядок строгий», «Кто выше подбросит снежок», «Трамвай», «Не опаздывай», «Зимующие и перелетные птицы», «Попади в ком», «Передай снежок», «Катание на санках», «Заяц». «Мороз Красный нос», Два Мороза» Лесом по проселку».
Совершенствовать двигательные умения и навыки,
Развивать ловкость, быстроту реакции
Динамические паузы:
«Под ёлочкой», «Часы», «Отдых наш – физкультминутка», «Белки», «Разминка», «Будем прыгать, и скакать!», «Прыгают зайчата», «Буратино» .
Гимнастика после сна
Комплекс №1, Комплекс №2,
Дыхательная гимнастика
«Снежный ком», «Филин», «Сердитый ежик», «Подуем на…», «Ножницы», «Трубач», «Медвежонок», «Снеговик веселится», «Вьюга», «Погрейся», «Снеговик веселится», «Вырасти большой», «Подуем на».
Гимнастика для глаз
«Елка», «Чудеса», «Глазки», «Ветер», «Снежинки», «Волшебный сон».
Пальчиковая гимнастика
«Мороз», «Ветер северный подул», «Новогодние игрушки», «Елка», «Ножницы», «Замок», «Добро и зло», «Попрошайка», «Спасаемся от мороза», «Снежок», «Белочка», «Снеговик», «Зимние забавы зверей», «Горка, «Спортсмены».
Работа с родителями:
Папка передвижка: «Зима», «Как встретить Новый год!», «Что дарить в этом году!», «Новогодние приметы и традиции», «Новогоднее угощение», поздравление для всех.
Памятка: «Безопасность в Новый год», «Установка ёлки», «Искусство наказывать и прощать», «Как воспитать хорошего человека», «Учим ребёнка правилам безопасности».
Статья: "Как уберечь ребенка от травм" (профилактика детского травматизма, Изготовление поделок и рисунков на выставку «Новогоднее чудо».
Индивидуальные беседы, обсуждение конкретных проблем, случаев.
Заключительный этап.
1. Обработка результатов по реализации проекта
2. Выставка рисунков, поделок, аппликаций «Новогоднее чудо»
3. Новогодний утренник «Новогодние гости».
4. Изготовление новогодних открыток
5. Поздравление родителей. Сотрудников детского сада,
6. Поздравление через инстаграм.
Выводы: В проекте дети участвовали с удовольствием. Дети познакомились с традициями праздника Новый год, а также познакомились с зимними видами спорта. Расширили представления о зимних играх и забавах. Родителям понравилось участвовать в выставке поделок и рисунков. Родители стали активней принимать участие в жизни детей и детского сада. Укрепились детско – родительские отношения.