Екатерина Довгаль
Проект «Нетрадиционные техники рисования» для второй младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по художественно-эстетическому развитию во второй младшей группе
«Разноцветный мир творчества»
(Вторая младшая группа «Комета»)
"Истоки способостей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок", — утверждал В. А. Сухомлинский.
Вид проекта : групповой, творческий.
Участники проекта : дети второй младшей группы, воспитатели, родители.
Публикация «Проект „Нетрадиционные техники рисования“ для второй младшей группы» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Нетрадиционные техники рисования. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Рисование. Все материалы
- Темочки
Продолжительность: краткосрочный, с 16.01.2023г. по 31.01.2023г.
Направление: Нетрадиционная техника рисования
Актуальность
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективным средством её решения является изобразительная деятельность детей в детском саду.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Занятия по изо деятельности способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей.
Однако у детей младшего дошкольного возраста еще не сформированы графические навыки и умения, что мешает им выражать в рисунках задуманное, поэтому рисунки детей часто получаются неузнаваемыми, далёкими от реальности. И, вследствие этого, у многих детей исчезает желание рисовать.
Использование нетрадиционных способов изображения позволяет разнообразить способности ребенка в рисовании, пробуждают интерес к исследованию изобразительных возможностей материалов.
Применение нетрадиционных техник рисования создает атмосферу непринужденности, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, позволяет ребенку отойти от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, вселяет уверенность ребёнка в своих силах, создает эмоционально-положительное отношение к деятельности. Владея разными способами изображения предмета, ребенок получает возможность выбора, что развивает творческие способности дошкольника.
Организация деятельности по художественному творчеству с применением нетрадиционной техники рисования способствует развитию:
• Ориентировочно-исследовательской деятельности, дошкольников. Ребёнку предоставляется возможность экспериментирования (смешивание краски с мыльной пеной, клейстером, нанесение гуаши или акварели на природные материалы и т. д.).
• Мелкой моторики пальцев рук, что положительно влияет на развитие речевой зоны коры головного мозга.
• Психических процессов (воображения, восприятия, внимания, зрительной памяти, мышления)
• Тактильной чувствительности ( при непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость);
• Познавательно-коммуникативных навыков. Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. Ребята начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация словаря.
Нетрадиционное рисование основано на творческой фантазии, интересно тем, что рисунки у всех детей получаются разными. Оно привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок или поделка, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях.
Для того чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо определенное руководство со стороны взрослых. Поэтому в проекте делаю акцент на совместную работу с родителями. Важно вовремя раскрыть перед родителями способности каждого ребёнка и дать соответствующие рекомендации, которые помогают им развить творческие способности своих детей.
Постановка проблемы: слабый уровень изобразительных навыков детей; незнание воспитанниками иных, нетрадиционных способов рисования.
Цель проекта :
- развитие изобразительной деятельности;
- расширить и обобщить знания детей об окружающем и многогранном мире, развивать детское воображение;
- побуждать эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, к событиям нашей жизни;
- формировать у детей изобразительные навыки и умения посредством нетрадиционной техники рисования;
- развивать наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции;
- развить художественный вкус, творческие способности.
Задачи проекта :
• Знакомить детей младшего дошкольного возраста с нетрадиционными способами рисования, формировать интерес к изобразительной деятельности;
• Способствовать овладению дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
• Развивать творческое воображение, наглядно-образное мышление, силу, ловкость и точность мелкой мускулатуры рук, совершенствовать цвет восприятие, эстетический вкус.
• Побуждать воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования (Рисование пальцем или ватной палочкой, рисование ладошкой, рисование по крупе, отпечатывание фруктами, рисование методом тычка, кляксография, каплетерапия и др.)
• Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования; стимулировать их совместное творчество с детьми
Предполагаемые результаты:
• Наличие у детей младшего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;
• Владение младшими дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
• Умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
• Рост уровня развития мелкой моторики, улучшение координации движений рук детей.
• Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.
Оборудование:
1. Портреты и картины великих русских художников.
2. Пипетки, ватные палочки, вилочки, ватные диски, манка, объемные краски, клей ПВА, яблоки, подносы,
3. Фотоаппарат.
4. Компьютер.
Этапы реализации проекта.
I этап – подготовительный.
1. Составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителями
2. Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, Интернет-ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала.
3. Постановка цели, задач данного проекта.
II этап – основной.
1. Создание и постепенное усовершенствование уголка изотворчества «Каляка-маляка»
2. Предварительная работа с родителями (объявление, индивидуальные беседы)
3. Организация и проведение запланированных мероприятий.
Познавательное развитие:
Беседы: «Профессия –художник», «Великие русский художники и их картины», «Спорт в искусстве. Коньки. Лыжи.», «Как рисуют на посуде и игрушках»
Экспериментальная деятельность «Каплетерапия» (рисование с помощью пипетки)
НОД «Украсим рукавичку – домик». (Рисование ватными палочками)
НОД «Украсим дымковскую уточку» Рисование пальчиком и ватными палочками.
Наблюдение: «Снег кружится, снег ложиться»
Д/ и: «Подбери цвет»
Дидактическая игра: «Составь узор»
Организация выставки «Спорт в искусстве», «Великие русские художники»
Речевое развитие:
Чтение сказки Н. Забила: «Карандаш».
Чтение сказки: «Петушок и бобовое зернышко»
Чтение В. Сутеева: «Капризная кошка»
Заучивание стихотворения: «Кисточка»
Р/и «Назови какого цвета», «Доскажи словечко»
Физическое развитие:
Пальчиковая гимнастика: «Киса кисточку взяла», «Рисовали, рисовали-наши пальчики устали»
Рисование на снегу следов от лыж («Спорт в искусстве»)
П / И «Краски», «Паровоз».
М/и «Что рисуем мы не скажем, а тихонечко покажем»
Дыхательная гимнастика: «Сдувание краски с трубочки из-под сока на бумагу»
Художественно-эстетическое развитие:
НОД «Украсим рукавичку – домик» (Рисование ватными палочками)
НОД «Украсим дымковскую уточку» (Рисование пальчиками)
Комплексное рисование вилочкой и ватными палочками «Цветочек для мамы»
Экспериментальная деятельность «Каплетерапия» (рисование с помощью пипетки)
Рисование отпечатком яблока «Яблочки созрели»
Рисование в технике «набрызг» «Заинька под ёлкой»
Кляксография (выдувание трубочкой) «Воздушные шары»
Рисование по сухой манке пальчиком «Хитрые узоры»
Рисование манкой с помощью клея ПВА «Узоры от коньков»
Рисование акварелью по мокрому «Шапочка для тигрёнка»
Работа с родителями:
Папка-передвижка: «Нетрадиционные способы рисования»
Домашнее задание родителям с детьми изготовление объемных красок и создание ими картины.
Выставка рисунков: «Вот как дома мы рисуем!» в нетрадиционной технике на выбор родителей.
Продукт проекта :
Выставка работ по итогам проекта «Каляка–маляка»
III этап – заключительный.
1. Обобщение результатов работы
2. Оформление выставки работ «Каляка-маляка»;
3. Презентация проекта
Ожидаемые результаты реализации проекта.
В результате выполнения проекта будет достигнуто :
• формирование у детей младшего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;
• владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
• умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
• рост уровня развития мелкой моторики, улучшение координации движений рук детей.
• повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагогов ДОУ по формированию художественно – творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования;
• повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах;
• представление проекта «Разноцветный мир творчества» на уровне детского сада.
Дальнейшее развитие проекта :
После завершения проекта откроется возможность его дальнейшего развития. Проект определил те области деятельности, которые нуждаются в проведении изменений в соответствии с современными требованиями.
Дальнейшая реализация проекта позволит продолжить работу по формированию художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования.
Заключение
Проект направлен на развитие творческого воображения у детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования.
Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку выразить в своих рисунках свое впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей. Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Важное условие развития ребенка - оригинальное задание, сама формулировка которого становится стимулом к творчеству.
Детей очень привлекают нетрадиционные материалы, чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. Поэтому ознакомление дошкольников с нетрадиционными техниками рисования позволяет не просто повысить интерес детей к изобразительной деятельности, но и способствует развитию творческого воображения.
В настоящее время ребята владеют многими нетрадиционными техниками : рисование пальчиками, рисование ладошками, рисование крупой, рисование вилкой, кляксография, каплетерапия, рисование ватными палочками, рисование отпечатками из фруктов и другими. Малышам очень нравится разнообразие техник, детские работы стали более интересными, разнообразными.