Ольга Мельник
Проект «Нетрадиционные способы рисования»
▼ Скачать + Заказать документы
Наименование проекта
«Нетрадиционные способы рисования»
Составитель проекта
Воспитатель Мельник О. П, воспитатель МКДОУ «Детский сад №498»
Вид проекта
творческий
Цель проекта
Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования
Задачи проекта
Образовательная область
Публикация «Проект „Нетрадиционные способы рисования“» размещена в разделах
• Знакомить с нетрадиционными способами рисования, формировать интерес к изобразительной деятельности;
• Способствовать овладению дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами:
• Побуждать воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования (монотипия, печатание листьями, рисование пальчиками, тиснение, тычкование и т. д.)
Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования; стимулировать их совместное творчество с детьми. «Художественное творчество»
Срок и этапы реализации проекта
Сентябрь 2019 – май 2020года
I этап – подготовительный: сентябрь 2019.
1. Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет – ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала.
2. Разработка содержания проекта :
«Нетрадиционные способы рисования»
3. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
4. Социологический опрос родителей.
II этап – основной: октябрь2019 – апрель 2020г.
1. Создание условий, способствующих стимулированию развития творческих способностей детей младшей группы.
2. Формирование навыков художественной деятельности детей младшего дошкольного возраста, организация совместной деятельности педагога, детей и родителей.
III этап – завершающий: май 2020г.
1. Диагностика эффективности проекта : соотнесение результатов с задачами.
2. Презентация проекта на различных уровнях.
Ожидаемые результаты реализации проекта
В результате выполнения проекта будет достигнуто :
формирование у детей знаний о нетрадиционных способах рисования;
• владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
• умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
• повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагогов ДОУ по формированию художественно – творческих способностей детей посредством использования нетрадиционной техники рисования;
• повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.
Целевые группы проекта
Дети, воспитатели, родители воспитанников.
Актуальность.
«Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли.
Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В. А. Сухомлинский
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективным средством её решения является изобразительная деятельность детей в детском саду.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Занятия изодеятельностью способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей.
Однако у детей старшего дошкольного возраста еще не сформированы графические навыки и умения, что мешает им выражать в рисунках задуманное, поэтому рисунки детей часто получаются неузнаваемыми, далёкими от реальности. И, вследствие этого, у многих детей исчезает желание рисовать.
Использование нетрадиционных способов изображения позволяет разнообразить способности ребенка в рисовании, пробуждают интерес к исследованию изобразительных возможностей материалов, и, как следствие, повышают интерес к изобразительной деятельности в целом. «Изображать можно различными материалами, на основе множества материалов. Нет границ, должно быть желание и творчество самого ребёнка» (Р. Г. Казакова, Т. И. Сайганова, Е. М. Седова, В. Ю. Слепцова, Т. В. Смагина (2004); К. К. Утробина, Г. Ф. Утробин (2001).
Применение нетрадиционных техник рисования создает атмосферу непринужденности, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, позволяет ребенку отойти от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, вселяет уверенность ребёнка в своих силах, создает эмоционально-положительное отношение к деятельности. Владея разными способами изображения предмета, ребенок получает возможность выбора, что развивает творческие способности дошкольника.
Организация образовательной деятельностипо художественному творчеству с применением нетрадиционной техники рисования способствует развитию :
• Ориентировочно-исследовательской деятельности, дошкольников. Ребёнку предоставляется возможность экспериментирования (смешивание краски с мыльной пеной, клейстером, нанесение гуаши или акварели на природные материалы и т. д.).
• Мелкой моторики пальцев рук, что положительно влияет на развитие речевой зоны коры головного мозга.
• Психических процессов (воображения, восприятия, внимания, зрительной памяти, мышления)
• Тактильной чувствительности ( при непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость);
• Познавательно-коммуникативных навыков. Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. Ребята начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация словаря.
Нетрадиционное рисование основано на творческой фантазии, интересно тем, что рисунки у всех детей получаются разными. Оно привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок или поделка, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях.
Для того чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо определенное руководство со стороны взрослых. Поэтому в проекте делаю акцент на совместную работу с родителями. Важно вовремя раскрыть перед родителями способности каждого ребёнка и дать соответствующие рекомендации, которые помогают им развить творческие способности своих детей.
Предполагаемые результаты:
• Наличие у детей старшего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;
• Владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
• Умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
• Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.
Материально-техническое обеспечение проекта : краски «Эбру», палочки, ватные диски, ватные палочки,альбом, гуашь, штампы, печатки; анкеты и памятки для родителей, фотоаппарат, видеозаписи сказок.
Этапы реализации проекта
Период
Мероприятия
Задачи
Подготовительный этап
сентябрь
1неделя
Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет-ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала.
Повысить личностную
компетентность
2 неделя
Разработка содержания проекта :
«Нетрадиционные способы рисования»
Определить цель, задачи, основные направления реализации проекта и ожидаемые результаты
3 неделя
Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
Определить объем и содержание работы по проекту.
4 неделя
Анкетирование родителей на тему: «Определение интереса ребенка к изобразительной деятельности»
Выявить компетентность родителей по вопросу развития у дошкольников изобразительных навыков.
Основной этап
октябрь
1 неделя
Непосредственно образовательная деятельность
(«Художественное творчество», «Коммуникация», «Познание», «Здоровье»).
Продолжать знакомить с техникой нетрадиционного рисования (Эбру) - активизировать словарь по лексической теме; развивать мелкую моторику.
2 неделя
Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественное творчество в индивидуальной форме.
закрепляем технику нетрадиционного рисования (Эбру,
активизировать словарь по лексической теме; развивать мелкую моторику рук.
3 неделя
Памятка для родителей: «Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей»
Познакомить родителей с основами изобразительной деятельности.
4 неделя
Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественное творчество в индивидуальной форме
Дидактическая игра «Дорисуй предмет»
Развивать творческое воображение;
память;
мелкую моторику пальцев рук.
Ноябрь
1 неделя
Непосредственно образовательная деятельность «Наше солнышко».
(«Художественное творчество», «Коммуникация», «Познание», «Здоровье»).
Познакомить с техникой нетрадиционного рисования (способом пуантилизм);
активизировать словарь по лексической теме, развивать мелкую моторику.
2неделя
Консультация для родителей: «Рисование нетрадиционными способами»
Продолжать знакомить родителей с основами рисование нетрадиционными способами
3 неделя
Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественное творчество в индивидуальной форме.
Дидактическая игра «Составь узор»
Развивать творческое воображение, память, мелкую моторику пальцев рук.
4 неделя
Мастер – класс для родителей по теме: «Использование нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста».
Познакомить родителей с основами изобразительной деятельности с использование нетрадиционных техник рисования
Декабрь
1неделя
Непосредственно образовательная деятельность «Ваза с цветами» («Художественное творчество», «Коммуникация», «Познание», «Здоровье»).
Знакомить с техникой выдувание;
активизировать словарь по лексической теме; развивать мелкую моторику.
2 неделя
Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественное творчество в индивидуальной форме «Снеговик»
Закреплять технику нетрадиционного рисования (способом примакивания);
активизировать словарь по лексической теме, развивать мелкую моторику.
3 неделя
Оформление художественной выставки «Зимушка зима»
Познакомить детей с понятием «выставка»;
её назначение;
побуждать детей принимать активное участие;
привлечь родителей к совместной продуктивной деятельности;
вызвать интерес к рисованию нетрадиционным способом.
4 неделя
Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественное творчество в индивидуальной форме «Как красива наша ёлка»
закрепляем технику нетрадиционного рисования (рисуем пальчиком,
активизировать словарь по лексической теме; развивать творческое воображение;
развивать мелкую моторику пальцев рук.
Январь
1 неделя
Развлечение «Рождественский венок»
Закрепить навыки рисования с использованием нетрадиционных техник в процессе выполнения игровых творческих заданий;
активизировать словарь по лексической теме; развивать мелкую моторику пальцев рук.
2 неделя
Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественное творчество в индивидуальной форме
«Морозный узор»
Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве
3 неделя
Консультация для родителей оформление в папках передвижках
Продолжать знакомить родителей с основами изобразительной деятельности нетрадиционными способами рисования
4 неделя
Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественное творчество в индивидуальной форме «Разноцветные шары»
Развивать творческое воображение;
память;
мелкую моторику пальцев рук.
Февраль
1 неделя
Непосредственно образовательная деятельность «Галстук для папы»
(«Художественное творчество», «Коммуникация», «Познание», «Здоровье»).
Закрепить умение украшать галстук простым узором, используя крупные и мелкие элементы техникой нетрадиционного рисования (способом примакивания);
активизировать словарь по лексической теме, развивать мелкую моторику.
2 неделя
Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественное творчество в индивидуальной форме
«Зимние напевы»
Познакомить с новым способом изображения снега – «набрызги». Обогащать речь эстетическими терминами;
активизировать словарь по лексической теме, развивать мелкую моторику.
3 неделя
Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественное творчество в индивидуальной форме.
Дидактическая игра «Собери гусеницу»
Развивать творческое воображение, память, мелкую моторику пальцев рук.
4 неделя
Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественное творчество в индивидуальной форме
«Зимний лес»
Развивать творческое воображение, память, мелкую моторику пальцев рук.
Прикладывая ладошку к листу и обводить простым карандашом. Каждый пальчик – ствол дерева.
Март
1 неделя
Непосредственная образовательная деятельность по нетрадиционному рисованию
(пластилинография) «Русская березка».
(«Художественное творчество», «Коммуникация», «Познание», «Здоровье»).
Продолжать знакомить с техникой нетрадиционного рисования пластилинография;
активизировать словарь по лексической теме; развивать мелкую моторику.
2 неделя
Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественное творчество в индивидуальной форме
Открытка для мамы
«8 Марта»
Закрепить умение пользоваться знакомыми техниками;
украшая цветами открытку для мамы.
Развиваем мелкую моторику рук.
3 неделя
Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественное творчество в индивидуальной форме.
Дидактическая игра «Дорисуй предмет»
Развивать творческое воображение, память, мелкую моторику пальцев рук.
4 неделя
Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественное творчество в индивидуальной форме
Рисование ватной палочкой
«Золотая рыбка». «Ёжик»
Продолжить знакомить детей со способом рисования ватной палочкой методом тычка; развивать изобразительные навыки и умения.
Апрель
1 неделя
Непосредственная образовательная деятельностьпо нетрадиционному рисованию «Волшебные свойства яблочек»
(«Художественное творчество», «Коммуникация», «Познание», «Здоровье»).
Продолжать знакомить с техникой нетрадиционного рисования (рисуем пальчиком,
активизировать словарь по лексической теме; развивать мелкую моторику пальцев рук.
2 неделя
Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественное творчество в индивидуальной форме «Ранняя весна», «Бабочка»
Закрепляем навык складывать лист пополам, на одной стороне рисовать пейзаж, на другой получать его отражение в озере. Половину листа протирать губкой.
Активизировать словарь по лексической теме; развивать мелкую моторику пальцев рук.
3 неделя
Оформление художественной выставки «Весна»
Побуждать детей принимать активное участие;
привлечь родителей к совместной продуктивной деятельности;
вызвать интерес к рисованию нетрадиционным способом.
4 неделя
Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественное творчество в индивидуальной форме «Ежик»
Закреплять навыки у детей печатками из ластика изображать ежика.
Развивать творческое воображение, память,
мелкую моторику пальцев рук.
Завершающий этап
Май
1 неделя
Развлечение «У солнышка в гостях»
Закрепить навыки рисования с использованием нетрадиционных техник в процессе выполнения игровых творческих заданий;
активизировать словарь по лексической теме; развивать мелкую моторику.
2 неделя
Участие воспитанников в международном конкурсе рисунка «Мир во всем мире».
Представить опыт детей на международном конкурсе.
4 неделя
Оформление художественной выставки
Продолжать знакомить детей с понятием «выставка»;
её назначение;
побуждать детей принимать активное участие;
привлечь родителей к совместной продуктивной деятельности;
вызвать интерес к рисованию нетрадиционным способом.
Ожидаемые результаты реализации проекта
В результате выполнения проекта будет достигнуто :
• формирование у детей младшего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;
• владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
• умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
• повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагогов ДОУ по формированию художественно – творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования;
• повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах;
Мониторинг проектной деятельности
Содержание психолого-педагогической работы с детьми 6-7 лет по освоению образовательной области «Художественное творчество» предполагает:
• формирование навыков и умений передавать общие признаки и некоторые характерные детали образа, относительное сходство по форме, цвету, величине, используя цвет как средство передачи предметного признака; умение изображать живые объекты, игрушки, используя изображение из пятен обобщенных округлых форм; изображать обобщенный образ предмета (например, здание: пол, крыша, стены, окна);
• развитие творческого воображения.
Следовательно, диагностику овладения детьми изобразительной деятельностью необходимо проводить с учетом их возрастных особенностей по двум направлениям:
• анализ продуктов детской деятельности;
• выявление уровня творческого развития.
Диагностику проводила по методике Комаровой Т. С.
Критерии сформированности умений
Критерии творческого развития
Передача формы
Продуктивность
Строение предмета
Разработанность образа
Передача пропорции предмета в изображении
Оригинальность
Композиция
Качество
Передача движения. Цвет.
Заключение
Проект «Нетрадиционные способы рисования» направлен на развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования.
Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку выразить в своих рисунках свое впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей. Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Важное условие развития ребенка — оригинальное задание, сама формулировка которого становится стимулом к творчеству.
Детей очень привлекают нетрадиционные материалы, чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. Поэтому ознакомление дошкольников с нетрадиционными техниками рисования позволяет не просто повысить интерес детей к изобразительной деятельности, но и способствует развитию творческого воображения.
В настоящее время дети владеют многими нетрадиционными техниками : тычок жёсткой полусухой кистью, рисование пальчиками, рисование ладошками, оттиски пробкой, смятой бумагой, поролоном, печатками из овощей, пенопластом, свеча или восковые мелки с акварелью и другими. Малышам очень нравится разнообразие техник, детские работы стали более интересными, разнообразными и украшают наш детский сад.
Список литературы.
1. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования Т. И Бабаева, А. Г Гогоберидзе, З. А Михайлова и др. – СПб : ООО Издательство «Детство – ПРЕСС», 2011. – 528 с.
2. Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду/Т. С. Комарова, Н. П. Сакулина,пособие для воспитателей. – 2-е изд. и доп. – М. : Просвещение,1982.– 208 с.
3. Волчкова, В. Н. Развитие и воспитание детей дошкольного возраста»» [Текст] / В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова, практическое пособие для воспитателей детских садов. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2001. – 392с.
4. Давыдова, Н. А. Комплексно-тематическое планирование по программе «Детство» / Н. А. Давыдова, Е. А. Лысова, Е. А. Луценко и др. – Волгоград: Учитель, 2013. – 279с.
5. Давыдова, Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду /Г. Н. Давыдова, Скрипторий, 2003.
6. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенк /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. – М. :«Просвещение», 2005.
7. Ксензова, Г. Ю. Перспективные школьные технологии учебно-метод. пособие/Г. Ю. Ксензова. – М., 2000.
8. Комарова, Т. С. Детское художественное творчество /Т. С. Комарова. – М. :Мозаика-Синтез, 2005.
9. Субботина Л. Развитие воображения у детей Л. Субботина. – Ярославль, 1998.
10. Никитина, А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду [Текст] А. В. Никитина. – Каро, 2007.
11. Квач, Н. В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7лет /Пособие для ДОУ/Н. В. Квач. – М. : ВЛАДОС, 2001.