назарова юлия
Проект «Нетрадиционные способы рисования» в первой младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Проект "Нетрадиционные способы рисования для детей младшего дошкольного возраста"
Паспорт проекта
Публикация «Проект „Нетрадиционные способы рисования“ в первой младшей группе» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Проекты. Проектная деятельность
- Рисование. Все материалы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2023
Наименование проекта «Нетрадиционные способы рисования для детей младшего дошкольного возраста»
Цель проекта Развитие художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования
Задачи проекта • Знакомить детей младшего дошкольного возраста с нетрадиционными способами рисования, формировать интерес к изобразительной деятельности;
• Способствовать овладению дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами:
• Побуждать воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования (монотипия, печатание листьями, рисование пальчиками, тиснение, тычкование и т. д.)
• Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования; стимулировать их совместное творчество с детьми.
Срок и этапы реализации проекта Январь 2023 – май 2023года
I этап – подготовительный: январь 2023
1. Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет – ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала.
2. Разработка содержания проекта :
«Нетрадиционные способы рисования для детей младшего дошкольного возраста»
3. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
4. Социологический опрос родителей.
II этап – основной: февраль 2023-апрель 2023.
1. Создание условий, способствующих стимулированию развития творческих способностей детей второй младшей группы.
2. Формирование навыков художественной деятельности детей младшего дошкольного возраста, организация совместной деятельности педагога, детей и родителей.
III этап – завершающий: май 2023
1. Диагностика эффективности проекта : соотнесение результатов с задачами.
2. Презентация проекта на различных уровнях.
Исполнители проекта и основных мероприятий
Ожидаемые результаты реализации проекта В результате выполнения проекта будет достигнуто :
• формирование у детей младшего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;
• владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
• умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
• повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагогов ДОУ по формированию художественно – творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования;
• повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.
Целевые группы проекта Дети младшего дошкольного возраста, воспитатели, родители воспитанников.
Критерии сформированности умений:
• Передача формы
• Строение предмета
• Передача пропорции предмета в изображении
• Композиция
• Передача движения
• Цвет
Критерии творческого развития:
• Продуктивность
• Разработанность образа
• Оригинальность
• Качество
Введение
«Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли.
Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В. А. Сухомлинский
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективным средством её решения является изобразительная деятельность детей в детском саду.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.
Занятия изодеятельностью способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей.
Однако у детей младшего дошкольного возраста еще не сформированы графические навыки и умения, что мешает им выражать в рисунках задуманное, поэтому рисунки детей часто получаются неузнаваемыми, далёкими от реальности.
Использование нетрадиционных способов позволяет разнообразить способности ребенка рисовании, пробуждают интерес к исследованию изобразительных возможностей материалов. «Изображать можно различными материалами, на основе множества материалов. Нет никаких границ, должно быть желание и творчество самого ребёнка»Способ нетрадиционных техник рисования создает атмосферу непринужденности, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, позволяет ребенку отойти от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, вселяет уверенность ребёнка в своих силах, создает эмоционально-положительное отношение к деятельности.
Организация образовательной деятельности по художественному творчеству с применением нетрадиционной техники рисования способствует развитию :
• Ориентировочно-исследовательской деятельности, дошкольников. Ребёнку предоставляется возможность экспериментирования (смешивание краски с мыльной пеной, клейстером, нанесение гуаши или акварели на природные материалы и т. д.).
• Мелкой моторики пальцев рук, что положительно влияет на развитие речевой зоны коры головного мозга.
• Психических процессов (воображения, восприятия, внимания, зрительной памяти, мышления)
• Тактильной чувствительности ( при непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость);
• Познавательно-коммуникативных навыков. Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. Ребята начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация словаря.
Нетрадиционное рисование основано на творческой фантазии, интересно тем, что рисунки у всех детей получаются разными. Оно привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок или поделка, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях.
Для того чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо определенное руководство со стороны взрослых. Поэтому в проекте делаю акцент на совместную работу с родителями. Важно вовремя раскрыть перед родителями способности каждого ребёнка и дать соответствующие рекомендации, которые помогают им развить творческие способности своих детей.
Цель проекта : развитие художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
• Знакомить детей младшего дошкольного возраста с нетрадиционными способами рисования, формировать интерес к изобразительной деятельности;
• Способствовать овладению дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
• Побуждать воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования (монотипия, печатание листьями, рисование пальчиками, тиснение, тычкование и т. д.)
• Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования; стимулировать их совместное творчество с детьми
Срок реализации проекта : январь 2023-май 2023. Проект долгосрочный.
Вид проекта : творческий.
Участники проекта : дети младшего дошкольного возраста, воспитатели, родители воспитанников.
Образовательная область: «Художественно-эстетическая»
Предполагаемые результаты:
• Наличие у детей младшего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;
• Владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
• Умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
• Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.
Материально-техническое обеспечение проекта : альбом, гуашь, штампы, губки,палочки,щетки. Анкеты и памятки для родителей, гаджет, видеозаписи сказок,музыкальное сопровождение.
Этапы реализации проекта
Период Мероприятие Задачи
Подготовительный этап
Январь 1 неделя Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет-ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала. Повысить компетентность педагогов.
2 неделя Разработка содержания проекта :
«Нетрадиционные способы рисования для малышей»
Определить цель, задачи, основные направления реализации проекта и ожидаемые результаты
3 неделя Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта. Определить объем и содержание работы по проекту.
4 неделя Анкетирование родителей на тему: «Определение интереса ребенка к изобразительной деятельности» Выявить компетентность родителей по вопросу развития у дошкольников изобразительных навыков.
Основной этап
Январь практика 1 неделя Непосредственно образовательная деятельность «Зимнее дерево».
(«Художественное творчество», «Коммуникация», «Познание», «Здоровье»).
«Зимнее дерево»-занятие №2
Учить детей отражать в рисунке зимние впечатления, Учить по-разному изображать снег. Закреплять приёмы работы губками, палочками и красками. Развивать активность, творчество. Продолжать формировать умения радоваться красивым рисункам.
2 неделя Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественное творчество в индивидуальной форме.
«Морозный узор» Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве (используем в своём творчестве цветные карандаши)
3 неделя Памятка для родителей: «Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей» Познакомить родителей с основами изобразительной деятельности. Анкетирование родителей на тему «Определение интереса ребёнка к изобразительной деятельности»
4 неделя Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественное творчество в индивидуальной форме
Дидактическая игра «Дорисуй предмет» Развивать творческое воображение;
память;
мелкую моторику пальцев рук.
Февраль 1 неделя Непосредственно образовательная деятельность «Наше солнышко».
(«Художественное творчество», «Коммуникация», «Познание», «Здоровье»).
«Как у нашего окна снеговик стоял с утра» Познакомить с техникой нетрадиционного рисования (способом примакивания);
активизировать словарь по лексической теме, развивать мелкую моторику.
2 неделя Консультация для родителей: «Рисование нетрадиционными способами» Продолжать знакомить родителей с основами рисования нетрадиционными способами
3 неделя Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественное творчество «Воздушные шарики» Развивать творческое воображение, память, мелкую моторику пальцев рук. Рисуем ватными палочками кружочки и поролоновой губкой закрашиваем шарики в разные цвета.
4 неделя Фото-отчет для родителей по теме: «Использование нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста». Познакомить родителей с основами изобразительной деятельности с использование нетрадиционных техник рисования
Март
1 неделя Непосредственно образовательная деятельность
«Рукавички» («Художественное творчество», «Коммуникация», «Познание», «Здоровье»). Закрепить умение украшать рукавичку методом тычка, используя ватные палочки и жёсткую кисть, активизировать словарь по лексической теме, развивать мелкую моторику.
2 неделя Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественное творчество в индивидуальной форме
Открытка для мамы
«Поздравление для мам» Закрепить умение пользоваться знакомыми техниками (пальчики, тычёк, отпечатывание);
украшая цветами открытку для мамы.
Развиваем мелкую моторику рук.
3 неделя Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественное творчество «Аквариум» Развивать творческое воображение, память, мелкую моторику пальцев рук. Рисуем ладошками.
Апрель 4 неделя Непосредственная образовательная деятельность по нетрадиционному рисованию
(«Мимоза»)
(«Художественное творчество», «Коммуникация», «Познание», «Здоровье»). Развивать желание нарисовать красивые цветы для мамы в технике «прижми и отпечатай»; активизировать словарь по лексической теме; развивать мелкую моторику.
1 неделя Непосредственная образовательная деятельность по нетрадиционному рисованию «Бабочка» («Художественное творчество», «Коммуникация», «Познание», «Здоровье») Развивать творческое воображение, память, мелкую моторику пальцев рук. Закреплять с детьми умение рисовать «ватными палочками» не выходя за контур.
2 неделя Непосредственная образовательная деятельность по нетрадиционному рисованию («Художественное творчество», «Коммуникация», «Познание», Рисование ватной палочкой
«Мячик для друга» Продолжить знакомить детей со способом рисования ватной палочкой методом тычка; развивать изобразительные навыки и умения.
3 неделя Непосредственная образовательная деятельность по нетрадиционному рисованию «Ежик»
(«Художественное творчество», «Коммуникация», «Познание», «Здоровье»). Продолжать знакомить с техникой нетрадиционного рисования «прижми и отпечатай»; активизировать словарь по лексической теме; развивать мелкую моторику пальцев рук.
4 неделя Оформление художественной выставки «Весна» Побуждать детей принимать активное участие;
привлечь родителей к совместной продуктивной деятельности;
вызвать интерес к рисованию нетрадиционным способом.
Май 1 неделя Непосредственная образовательная деятельность по нетрадиционному рисованию Тема : «Бусы для куклы».
Цели:
1. Учить детей рисовать нетрадиционным способом – пальчиками, используя яркие краски.
2. Учить рисовать точки («бусинки») друг за другом на ниточке.
3. Создать радостное настроение – «подарить куколке бусы».
2 неделя Непосредственная образовательная деятельность по нетрадиционному рисованию «Салют»
(«Художественное творчество», «Коммуникация», «Познание», «Здоровье»). Закрепляем технику рисования пальчиками; создавать праздничную атмосферу, воспитывать аккуратность.
3 неделя
Оформление художественной выставки «Чудесные краски»
Тема: «Горошинки на зонтике»
Цели: учить детей наносить пальцем ритмичные мазки на поверхности зонта, не выходя за контур; продолжать знакомить с основными цветами (красный, синий, желтый, зеленый); развивать мелкую моторику пальцев рук.
4 неделя
Непосредственная образовательная деятельность по нетрадиционному рисованию
«Мухомор».
«Мой любимый дождик» Вызвать интерес к рисованию, воспитывать интерес к природе;
обучать наносить точки, пятнышки в заданный контур;
Познакомить с нетрадиционной техникой рисования пальчиками.
Ожидаемые результаты реализации проекта
В результате выполнения проекта будет достигнуто :
• формирование у детей младшего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;
• владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
• умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
• повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагогов ДОУ по формированию художественно – творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования;
• повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.
Мониторинг проектной деятельности
Содержание психолого-педагогической работы с детьми 3-4 лет по освоению образовательной области «Художественное творчество» предполагает
• формирование навыков и умений передавать общие признаки и некоторые характерные детали образа, относительное сходство по форме, цвету, величине, используя цвет как средство передачи предметного признака; умение изображать живые объекты, игрушки, используя изображение из пятен обобщенных округлых форм; изображать обобщенный образ предмета (например, здание: пол, крыша, стены, окна);
• развитие творческого воображения.
Следовательно, диагностику овладения детьми изобразительной деятельностью необходимо проводить с учетом их возрастных особенностей по двум направлениям:
• анализ продуктов детской деятельности;
• выявление уровня творческого развития.
Дальнейшее развитие проекта
После завершения проекта откроется возможность его дальнейшего развития. Проект определил те области деятельности, которые нуждаются в проведении изменений в соответствии с современными требованиями.
Дальнейшая реализация проекта позволит продолжить работу по формированию художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования :
• Определить цель, задачи, основные направления и ожидаемые результаты реализации проекта «Нетрадиционные способы рисования для детей младшего дошкольного возраста», ориентированного на воспитанников средней возрастной группы;
• Оказать помощь педагогам, испытывающим трудности в профессиональной деятельности по реализации образовательной области «Художественное творчество»;
• Моделирование новых форм взаимодействия с родителями по вопросам развития художественно-творческих способностей дошкольников;
• Обобщение и распространение педагогического опыта на различных уровнях.
Заключение
Проект «Нетрадиционные способы рисования для детей младшего дошкольного возраста» направлен на развитие творческого воображения у детей посредством использования нетрадиционных техник рисования.
Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку выразить в своих рисунках свое впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей. Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Важное условие развития ребенка — оригинальное задание, сама формулировка которого становится стимулом к творчеству.
Детей очень привлекают нетрадиционные материалы, чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. Поэтому ознакомление дошкольников с нетрадиционными техниками рисования позволяет не просто повысить интерес детей к изобразительной деятельности, но и способствует развитию творческого воображения.
В настоящее время дети владеют многими нетрадиционными техниками : ,рисование пальчиками, рисование ладошками, рисование воздушными шариками,рисование ватными палочками,губками. Ребятам очень нравится разнообразие техник, детские работы стали более интересными, разнообразными.