Горячева Елена Алексеевна
Проект «Нетрадиционные формы работы с родителями в условиях реализации ФГОС» (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Проект :
Нетрадиционные формы работы с родителями
в условиях реализации ФГОС ДОУ
подготовила :
воспитатель МДОУ детский сад№12 «Березка»
с. Степное
Горячева Е. А.
Введение: Важным направлением деятельности воспитателя в детском саду на современном этапе, в соответствии с требованиями ФГОС ДО, является тесное взаимодействие с родителями воспитанников. Работа с семьей должна учитывать современные подходы к проблеме педагогической компетентности родителей, и направлена на ее повышение. Взаимоотношения сотрудников детского сада и родителей одна из самых актуальных проблем. Существуют различные взгляды родителей на сотрудничество ДОУ с семьёй. Исходя из вышесказанного, я поставила для себя цель: создание необходимых условий для неформального взаимодействия с родителями воспитанников через привлечение их к активному участию в воспитательно образовательном процессе ДОУ. Для того чтобы работа в этом направлении была более успешной, я выбрала темой своего педагогического проекта по самообразованию тему: «Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО». Работаю в этом направлении третий год.
Публикация «Проект „Нетрадиционные формы работы с родителями в условиях реализации ФГОС“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Старшая группа
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Эпиграф: Законы воспитания – это первые законы, которые встречает человек в своей жизни. И так как законы эти подготавливают нас к тому, чтобы стать гражданами, то каждая семья должна управляться по образцу великой семьи, охватывающей все отдельные семьи. Ш. Монтескье
*Проект ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы – неучастие родителей в жизни своего чада, банальное отсутствие какого – либо представления о том, каким должен быть «успешным» родитель и возникает определенная проблема в отношениях ребенка и его семьи.
Проектом предусмотрен объект исследования, которыми выступают условия взаимодействия детского сада с семьёй, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многогранность во взаимоотношениях между всеми участниками проекта, предметом деятельности является процесс оптимизации отношений партнерства и сотрудничества между родителями и ребенком в семье.
Актуальность создания проекта
• Из-за отсутствия взаимодействия с родителями дети становятся менее эмоционально отзывчивы, менее общительны и открыты, менее любознательны.
• 2. Непонимание потребностей ребенка приводит к постепенному накапливанию у детей неудовлетворенности, пассивности, угасанию познавательной мотивации.
• 3. Традиционные формы работы с родителями (беседы, собрания, уголки) дают малый результат. Нужны новые нетрадиционные формы для сближения детей, родителей, педагогов.
Именно поэтому актуально становится разработка проекта «Нетрадиционные формы работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДОУ».
Воспитание современного ребёнка и его познавательных способностей – приоритетная, наиглавнейшая задача дошкольной педагогики особенно в современных условиях, поскольку любой стране нужны личности (Патриотические, нравственные, с гуманным отношение к людям, трудолюбивые).
Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты
Стратегическая цель: создание благоприятных условий для новых нетрадиционных форм работы с семьей.
Тактические цели
1. Создать в детском саду психологически комфортных условий для эмоционального взаимодействия родителей, педагогов и детей.
2. Сформировать тесное сотрудничество ДОУ и семьи в вопросах воспитания и развития ребенка.
3. Организовать новые нетрадиционные формы работы с семьей.
Задачи
1. Установление контакта с родителями для более близкого знакомства с особенностями семейного воспитания и активизация их в жизни ДОУ.
2. Апробирование новых нетрадиционных форм работы с семьей, как фактора позитивного развития ребенка.
3. Помочь родителям устранить недопонимание эмоционально - потребностной сферы ребенка через совместную игровую творческую и познавательную. Создание условий в саду для эмоционального общения взрослых и детей
4. Выявление и реализация потребностей родителей в педагогических знаниях.
Ожидаемые результаты
1. У родителей – должны сформироваться доверительные, партнерские отношения с детьми и педагогами;
2. Активизироваться деятельность родителей в жизни ребенка в дошкольном учреждении;
Участие в различных акциях, открывающих детям любящих, творческих, добрых родителей.
Продукт
1. Участие в различных акциях, открывающих детям любящих, творческих, добрых родителей.
Аннотация проекта
Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определенная дисгармония. Препятствовать развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и профессиональные факторы: нехватка времени, ощущение несостоятельности, этнические стереотипы, чувство обиды — все это может привести к формированию личных и профессиональных предубеждений, которые мешают семьям стать активными участниками в воспитании своих детей.
В основу данного проекта положена основная педагогическая идея – применение инновационных методов и технологий по работе с родителями, таких как технология сотрудничества, технология коллективного творческого дела, игровая технология для изменения внутренней картины мира уже существующей концепции воспитанников, педагогов, родителей с целью сохранения и укрепления психического и психологического здоровья всех участников воспитательного и образовательного процесса.
В основу данного проекта положены следующие идеи:
• принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
• сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости;
• единство воспитательных, развивающих и обучающих целей, и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
• принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.
Пути решения проекта :
• обдумать «образ будущего», представить модель того, что собираются создавать;
• учесть требования и мнения всех участников создаваемого будущего;
• разработать систему реализации идей на основе реальной
практики и возможностей конкретного ДОУ;
• оценить риски реализации проекта.
Этапы реализации проекта
Реализация проекта рассчитана 2018-2019 учебный год.
№ п/п Этапы Цель Сроки
1. Подготовительно-проектировочный этап Выявление особенностей детско-родительских отношений (анкетирование родителей, наблюдение за детьми вовремя сюжетно – ролевых игр, режимных моментов, бесед, выполнения продуктивной деятельности, обобщение результатов, составление плана дальнейшей деятельности с родителями.
Сентябрь – октябрь 2018
2. Практический этап Реализация плана взаимодействия с семьями воспитанников,
использование творческих возможностей каждой семьи в тесном сотрудничестве в воспитании детей,
установление доверительных отношений в процессе совместной деятельности, размещение информационного и продуктивного материала на стендах и выставках.
Ноябрь – апрель 2019
3. Обобщающе - результативный этап Подведение итогов проекта, определение перспектив, обобщение опыта совместной работы с родителями.
Май – июнь 2019
4. Презентация проекта Презентация проекта. Анализ проделанной работы Июнь 2019
План мероприятий.
№ п/п Направление Тема мероприятия Форма проведения
1. «Физическое развитие» «Мастер–класс» для родителей : «Давайте поиграем вместе!», Походы, экскурсии, - «Если дома не сидится», праздники «Мама, папа, я – дружная семья,», «А ну-ка, бабушки!», прогулка выходного дня «Моя семья».
Физкультурные досуги, совместные соревнования, привлечение к участию и помощь в проведении олимпиад внутри сада; знакомство родителей с эффективными средствами закаливания, профилактика заболеваний; безопасное поведение в различное время года через оформление стендов, индивидуальных консультаций; информирование родителей о создании безопасных условий дома через оформление буклетов, плакатов.
2. «Социально-коммуникативное развитие» Анкетирование родителей «Изучение потребностей и интересов родителей в вопросах сотрудничества с детским садом» Совместные досуги «Масленица», «Мамочка, любимая моя!», создание мини – музеев на разные темы., Тренинг «Давайте познакомимся», круглый стол «Копилка семейных советов», семинар – практикум «Основы семейного воспитания», круглый стол «На сайте нашего ДОУ», викторина «Я знаю своего ребенка», семейный клуб «Молодая семья»
Знакомство родителей с трудностями и достижениями детей на родительских собраниях, организация выставок детских работ и совместных работ детей и их родителей, вовлечение родителей в подготовку и проведение мероприятий в ДОУ, индивидуальное и групповое консультирование родителей, круглые столы, участие в конкурсах
3. «Познавательное развитие» Родительские собрания в нетрадиционной форме по темам : «Взаимосвязь детского сада и семьи в подготовке к обучению в школе в соответствии с ФГОС» - круглый стол. Деловая игра «О здоровье всерьез»,
Практикум «Семья на пороге школьной жизни ребенка»., сюжетно-ролевая игра «Я педагог», создание в социальной сети групп в контакте и ват сап для обмена информацией. Включает в себя интеллектуальное развитие ребенка через подготовку к праздникам, развлечениям, конкурсам, совместные дополнительные мероприятия в семье и детском саду.
4. «Речевое развитие» Ежегодная акция: «Просто так», «Подари книгу детям», мини – сочинения «Наши семейные ценности»,
Совместное чтение детей и родителей,
консультирование родителей по выбору тематики чтения, оформление выставок художественной литературы.
5. «Художественно-эстетическое развитие» Выставки совместного творчества.
«У солнышка в гостях». «Новогодняя игрушка от нашей семьи» «Весенний букет.» (поделки из бросового материала)
Творческий альбом «это папа, это я, это улица моя», выпуск семейной газеты «Здоровые дети в здоровой семье». Коллаж – «Наше село»
Совместные поделки и рисунки детей и родителей;
музыкально-художественная деятельность в семейных праздниках, концертах.
Ресурсное обеспечение проекта :
Организационные:
Деятельность участников проекта регулируется в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования МДОУ детский сад №12, годовым планом и планом реализации проекта.
Информационные :
- научно-методическая, художественная литература;
- средства массовой информации;
- ресурс Интернета.
Кадровое обеспечение:
- администрация ДОУ;
- воспитатели;
Финансовое обеспечение:
- бюджет Учреждения;
- благотворительные средства родителей.
Материально-техническое обеспечение:
- мультимедийный проектор,
- экран,
- ноутбук, компьютеры.
- музыкальный центр.
Критерии оценивания проекта :
1. Удовлетворённость родителей результатом работы ДОУ (созданными условиями, уровнем подготовки ребёнка к школе, интересом ребёнка к образовательному процессу).
2. Соответствие условий обучения дошкольников нормам СанПиНа.
3. Информированность родителей об организации воспитательного и образовательного процесса дошкольника.
4. Отсроченный результат: успешность воспитанника ДОУ в начальной школе.
Риски и пути преодоления рисков.
• Не желание родителей и педагогов участвовать в проекте. (Повышение уровня мотивации при помощи бесед, консультаций)
• В процессе реализации проекта возможны технические неполадки. (Дополнительное использование дисков, флешек и копий проектной деятельности.)
• Отсутствие транспорта для перевозки воспитанников и родителей на экскурсии. (Привлечение родителей и их личного транспорта.)
• Карантинные мероприятия в ДОУ в связи с вирусными заболеваниями дошкольников. (Профилактика вирусных заболеваний, масочный режим)
Выводы:
Проект должен стать мощным импульсом к развитию творческой инициативы дошкольных педагогических коллективов, занимающимся проблемами детства. В результате слаженной работы ДОУ с родителями воспитанников, делаем вывод, что благодаря нетрадиционным формам работы с родителями нам удалось добиться следующих результатов:
1. Укрепилась заинтересованность родителей в сотрудничестве с детским садом;
2. Удалось наладить с родителями воспитанников партнерские отношения.
3. Расширился кругозор родителей в области работы ДОУ;
4. Благодаря инициативности родителей, установлена прочная связь с социальными объектами нашего села, которая включает развитие творческой самостоятельности, эстетический вкус через совместную театрализованную, изобразительную деятельность детей и родителей;
5. Использование разнообразных форм работы помогает родителям из «зрителей» и «наблюдателей» становиться активными участниками образовательного и воспитательного процесса их детей.
Таким образом, результаты реализации проекта свидетельствуют об эффективности выбранной стратегии работы. Благодаря сотрудничеству, сотворчеству воспитателей, детей и родителей, удалось достичь намеченной цели и ответить на проблемные вопросы.
В целом проект с детьми и родителями, с моей точки зрения, имеет прогрессивный характер и позволит не только расширить кругозор родителей в области работы детского сада, но и дадут толчок для развития партнёрских отношений.
Литература
Е. В. Шитова. Работа с родителями : практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2-7 лет. Издательство: Учитель, 2015.
Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ : Методический аспект. - М. : ТЦ Сфера, 2010. – 80с.
«Детский сад – семья» Аспекты взаимодействия С. В. Глебова, -Воронеж, 2007 ЧП Лакоценин С. С.
Взаимодействие ДОУ и семьи. О. Бочкарева, - Волгоград, ИТД «Корифей»,2008
Горшенина В. В., Самошкина И. В., Черкасова Н. П. Система работы детского сада по вопросам семейного воспитания. -2-е изд., стереотипное. -М. : Глобус, Волгоград: Панорама, 2007
Давыдова О. И., Богославец Л. Г., Майер А. А. Работа с родителями в детском саду : Этнопедагогический подход. – М. : ТЦ Сфера, 2005 – (Приложение к журналу “Управление ДОУ”) Рассматриваются инновационные формы работы с семьей в условиях открытости дошкольного учреждения и новой философии.