Марина Попова
Познавательно-исследовательский проект «Не обижайте муравья» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Проект познавательно - исследовательский
«Не обижайте муравья»
Участники проекта: воспитатели и дети средне – старшей группы, их родители.
Тип проекта: познавательно-исследовательский
Сроки реализации проекта: среднесрочный (май - сентябрь)
Условия реализации проекта:
• участок ДОУ во время прогулок;
• развивающая среда групповой комнаты.
Проблема проекта:
Темочки:
- Исследовательская деятельность
- Муравьи. Все о муравьях для детей
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
С наступлением тёплых дней, во время прогулки на участке детского сада ребята увидели насекомых - муравьёв. Одни дети выразили радость и интерес к муравьям, а другие - испугались, кто - то убежал, а кто - то пытался раздавить, уничтожить насекомых. Реакция и мнения ребят разделились. В ходе беседы выяснилось, что знания дошкольников о муравьях очень скудные. Таким образом, возникла проблема: «Нужны ли муравьи?» «Пользу или вред они приносят?» «Опасны ли муравьи для человека?»
Цель проекта:
• Формировать представления детей о муравьях, их жизни, развивать эмоционально - положительное отношение к внешне непривлекательным насекомым – муравьям, воспитывать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, бережное отношение к природе, насекомым, развивать художественно - творческие способности посредством ознакомления детей с муравьями.
Задачи проекта:
1. Формировать элементарные представления о насекомых (муравей, строение тела, способы передвижения, среда обитания, устройство муравейника, пользу или вред приносят); 2. Воспитывать бережное отношение к живому; 3. Развивать эмоциональную отзывчивость; 4. Формировать коммуникативные навыки (развивать речь детей, активизировать словарный запас); 5. Воспитывать любознательность, интерес к исследовательской работе, желание узнать о муравьях что - то новое; 6. Развивать художественно - творческие способности в процессе ознакомления с насекомыми - муравьями и использовать их в детской деятельности.
Предполагаемый результат:
Для детей: - дети должны знать и называть насекомых (муравей); - иметь простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида: формы тела, количества лапок (шесть лапок, каждая оканчивается крючковатым когтем, который позволяет муравью удерживаться на любой поверхности и даже карабкаться вверх, наличие крыльев, усиков (полноценные органы чувств, они похожи на антенны и помогают муравью общаться с товарищами, различать запахи и вкусы, ощупывать различные предметы, рот (во рту есть сильные жвала, мандибулы, которые муравей использует для переноса пищи, особенностях глаз (состоит из нескольких сотен маленьких глаз, однако зрение не важное, способах передвижения (бегает, где и как зимуют); - знать о пользе или вреде, которую приносят людям и растениям; - владеть обобщающим понятием «насекомые»; - составлять описательный рассказ о насекомом (муравье) с использованием опорной схемы; - развивать творчество; - - воспитывать бережное отношение к муравьям
Для родителей: сближение с детьми при совместной деятельности.
Для педагогов: обогащение и расширение знаний, накопление опыта.
Необходимое оборудование
• Литература: загадки о муравьях, произведения писателей – натуралистов.
• Иллюстрации: муравейник, муравьи, строение насекомого, макет муравейника
• энциклопедическая литература о муравьях.
• материалы для практической работы (бумага, клей, картон, гуашь, карандаши, бросовый и природный материал)
Интеграции образовательных областей: «Познавательное развитие», «Развитие речи», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Этапы реализации проекта
мероприятия задачи
1 этап - организационный
1 Выбор темы проекта
- Викторина для родителей на знание насекомых Вхождение в ситуацию
Привлечение родителей к жизни группы
2 Определение темы и цели, определение задач, которые будут решаться с детьми, родителями; Создание проблемной ситуации для воспитанников «К нам пришло письмо от муравья»
Обсудить письмо, составить план
3 Изучение художественной и познавательной литературы по теме: «Муравьиное царство» Подобрать литературу, оформить книжную выставку
4 Выявление уровня знаний детей средней группы (4 - 5 лет) о насекомых – муравьях. Провести мониторинг
5 - Оформление родительского уголка: «Муравейник», «Муравьи в саду», «Муравьи: вред или польза?»
Оформить родительский уголок по теме
2 этап - практический
1 Беседа на тему: «Насекомые» Выявить объём знаний, расширить представления детей о многообразном мире насекомых, и среди них особо выделить муравьёв
2 Наблюдение на прогулке за муравьями. Учить наблюдать, анализировать, делать выводы
3 Работа с макетом «Устройство муравейника» Познакомить с устройством муравейника
4 Беседа: «Муравьи», «Устройство муравейника», «Польза и вред муравьёв», «Лесные правила» Расширять представления детей о внешнем виде муравьёв, их пользе и вредительстве, особенностях поведения
5 Прогулки родителей с детьми в лес, в парк, рассматривание муравейника. Активизировать деятельность родителей в педагогическом процессе
6 Чтение, рассказов о насекомых: В. Бианки «Как муравьишка домой спешил», Н. Романова «Муравей Красная Точка», Л. Толстой «О муравьях», К. Чуковский «Муха-Цокотуха»;… Продолжать знакомить с писателями – натуралистами, внимательно слушать произведения, отвечать на вопросы по содержанию
7 - чтение и разучивание стихов о насекомых: «Берегите муравья», «Сороконожка», «Песенка жука», «Про бабочку», «Будь человеком» Продолжать работать над выразительностью речи
8 - Составление описательного рассказа о насекомом с детскими рисунками, словотворчество (сочинение детьми); Закреплять умение составлять описательный рассказ, сочинять, фантазировать
9 - Прослушивание аудиозаписи Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля», А. Чайковского «Вальс цветов», звуки леса, песенка про Муравья. - Пение: «Не обижайте муравья» муз. Г. Гладкова, слова «В. Степанова Воспитывать музыкальную культуру детей
10 - Исследовательская деятельность (Одну дорожку засыпать песком и посмотреть, что муравьи будут делать; вторую - сахарным песком, посмотреть, как муравьи будут его собирать.) Развивать интерес к исследовательской деятельности, расширять представления о повадках муравьёв
11 - Настольные игры: «Лото», «Кто, где живет?», «Муравьишка», «Можно – нельзя», «Расставь картинки по порядку», «Собери картинку из частей», «Кого не стало» «Найдите, что опишу». Закреплять правила игр, применять полученные знания в играх
12 - Подвижные игры, упражнения, динамические паузы: «Живой лабиринт», «Весёлые насекомые», «Бабочки», «Путешествие муравьишки», Развивать двигательную активность
13 Викторины, досуги, игры и упражнения с детьми по теме: «Муравьи» Применять полученные знания в играх, викторинах, упражнениях
14 - «Речевые игры про муравьёв» Развивать речевую деятельность детей
15
- Продуктивные виды деятельности (лепка, конструирование из бумаги, природного и бросового материала, рисование, аппликация): «Как нарисовать муравья», «Как слепить муравья», изготовление муравья из киндер яиц, из природного материала.
Поощрять желание детей отображать в рисовании, лепке, аппликации свои впечатления
3 этап - заключительный
1 Открытое мероприятие «Мир насекомых» Расширять представления детей о многообразии мира насекомых.
2 Выставка работ по теме: «Муравьиное царство» Привлечь внимание родителей, сверстников, сотрудников детского сада к продуктам деятельности детей
3 Акция: «Муравейник»,
Акция: «Берегите муравья!»
Воспитывать экологическое сознание
Конспект занятия «Мир насекомых»
Интеграция образовательных областей: познавательное, художественно – эстетическое, речевое, физическое развитие.
Цель: расширение представлений о многообразии мира насекомых.
Задачи:
Обучающие:
- формировать у детей представление о жизни насекомых (на примере муравьёв); - закреплять умение петь весело, бодро; - продолжать учить выполнять движения в соответствии с текстом и импровизировать; Развивающие: - развивать элементы экологического сознания, наблюдательность, мышление, память, воображение, внимание;
Воспитательные: - воспитывать бережное, эмоционально – положительное отношение к живой природе.
Средства реализации: шапочки с изображением насекомых, записи музыкальных произведений, макет муравейника; картинки с изображением насекомых; модель «Ручеёк», гимнастическая скамейка, дуга.
Подготовительная работа: чтение произведений Н. Романовой, В. Бианки, Е. Чарушина; беседа по содержанию этих произведений, рассматривание иллюстраций, наблюдение за насекомыми на участке, отгадывание загадок, развивающая игра «Парочки», дидактическая игра «Берегите природу».
Ход занятия
Дети входят в зал под музыку «Вальс бабочек», импровизируют движения. Усаживаются на полянку. Воспитатель. Какое время года сейчас у нас наступило? (Весна). Какие приметы весны вы можете мне назвать? (Дети перечисляют приметы весны). Да, среди примет вы назвали мне пробуждение насекомых. Давайте сегодня мы совершим путешествие в мир насекомых. Чтобы попасть в этот удивительный мир нам нужно отгадать загадки про насекомых. Игра «Загадай, а мы отгадаем»
Летит, пищит,
Ножки длинные тащит,
Случай не упустит,
Сядет и укусит. (Комар)
Не жужжу, когда сижу.
Не жужжу, когда хожу.
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь. (Жук)
Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик. (Стрекоза)
На лугу живёт скрипач.
Носит фрак и ходит вскачь. (Кузнечик)
Целый день летает,
Всем надоедает,
Ночь настанет,
Тогда перестанет. (Муха)
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел-
Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)
В лесу у пня суетня, беготня.
Народ рабочий весь день хлопочет. (Муравьи)
Воспитатель. Давайте поиграем в игру «Сколько нас».
Дети (1 – 2 ребёнка) считают, сколько детей на полянке.
Воспитатель. Вечером все муравьишки спешат домой, что будет с муравьём, если он не успеет? (Ответы детей).
Вот и нам пора к себе домой. Нам нужно преодолеть много препятствий. Но мы с вами, муравьи ловкие и смелые. Успеем домой до захода солнца.
Преодоление полосы препятствий.
Беседа по итогам наблюдения за муравьями во время прогулки.
Воспитатель. Вот и подошло к концу наше путешествие. Сегодня мы узнали много интересного про жизнь насекомых. Как мы будем относиться к муравьям, которые живут на нашем участке?
В заключение, я предлагаю поиграть в игру, где главные герои – насекомые: «Как у наших у ворот».