Svetlana Vasileva
Проект «Наши помощники — потешки»
Проект «Наши помощники – потешки»
Автор: Васильева Светлана Олеговна
Воспитатель высшая квалификационная категория
Организация: МБДОУ №4 «Дюймовочка»
Населенный пункт: п. г. т. Итатский Кемеровская область
Вид проекта : групповой, художественно-эстетический.
Участники проекта : дети второй группы раннего возраста, воспитатель, музыкальный руководитель, родители.
Продолжительность : краткосрочный - 1неделя
1этап. Целеполагание.
Публикация «Проект „Наши помощники — потешки“» размещена в разделах
Цель проекта. Создать необходимые условия для положительных эмоций, развития речевых навыков ребёнка, памяти, воображения, мышления; для пробуждения познавательной активности, самостоятельности детей.
Задачи проекта:
Приучать детей слушать короткие доступные по содержанию потешки.
Стимулировать детей повторять за воспитателем слова и фразы из потешек.
Формировать грамматический строй речи.
Развивать монологическую и диалогическую речь детей.
Развивать мелкую моторику детей.
Воспитывать звуковую культуру речи.
Актуальность.
Произведения художественной литературы и устного народного творчества играют существенную роль в процессе развития речи малышей дошкольного возраста. Фольклорные произведения передают достояние, наполненность, яркость речи, интонационную выразительность. Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. Уже с младенчества мы поем детям колыбельные песни, играем с пальчикам. Через русские народные сказки знакомим с такими понятиями как добро и зло, взаимовыручка.
В результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас малыша, активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром, в результате чего развивается их восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру.
Проблема: развитие речи у детей; привлечение родителей к активному участию в жизни группы.
Методы и приёмы, используемые для реализации проекта:
Наглядный метод: демонстрация и иллюстрация картин, показ способов действий.
Словесный метод: коллективное чтение, заучивание наизусть.
Игровой метод: игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры.
Работа с родителями:
- Наглядная агитация (консультации для родителей «Игры с потешками дома», «Развиваем мелкую моторику», раздел в уголке для родителей «Фольклор в вашей семье», «Любимые книги наших малышей», «Читаем вместе с малышом»);
- Познавательная (беседы о значимости потешек в развитии ребенка).
- Фотовыставка “Мамины помощники”.
Ожидаемые результаты проекта:
1. Установление доверительных отношений между ребенком и педагогом;
2. Подборка консультаций для родителей «Игры с потешками дома».
3. Составление картотеки произведений малого русского фольклора для детей раннего возраста;
4. Пополнение детской библиотеки книгами и иллюстрациями к русским народным песенкам, потешкам, пестушкам;
5. Повышение интереса и эмоциональной отзывчивости детей к устному народному творчеству;
6. Заинтересованность родителей в вопросе использования малых фольклорных форм в речевом развитии детей в домашних условиях, повышение желания разучивать с детьми потешки, пестушки, загадки и объяснять им их смысл.
2этап. Разработка проекта.
Продукты проекта:
1. Оформление уголка для родителей “Фольклор в вашей семье”
2. Фотовыставка “Мамины помощники”.
3.. Методические рекомендации «Использование устного народного творчества в развитии речи детей»
4. Изготовление книжек–самоделок «Потешки для малышей».
5. Изготовление пособий, дидактических игр “Собери картинку”. “ Расскажи сказку по картинкам», «Угадай сказку по картинкам», «Кого не стало?»
6. Оформление информационного стенда на темы: «Любимые книги наших малышей», «Читаем вместе с малышом» и др.
7. Презентация проекта.
8. Перспективное планирование по данной теме
.
3 этап. Выполнение проекта.
План реализации проекта
Познавательное развитие:
Чтение, обыгрывание, рассказывание потешек.
Беседы по содержанию потешек.
Изготовление и рассматривание книги с потешками «Ладушки-ладушки».
Открытое занятие «Семья петушка»
Дидактические и развивающие игры: «Угадай, из какой сказки?», «Рсскажи сказку по картинкам», «Собери матрешку».
Речевое развитие:
Чтение детям русских народных сказок «Колобок», «Репка», «Теремок».
Д/и «Кого не стало?»
Рассматривание сюжетных картин по сказке.
Социально-коммуникативное развитие:
Театрализация русской народной сказки «Репка».
Пальчиковая гимнастика «Сорока-белобока»
Инсценировка потешки «Мишка-косолапый»
Художественно-эстетическое развитие:
Прослушивание и разучивание попевок совместно с музыкальным руководителем.
Результаты проекта:
У детей появился интерес к русскому фольклору, дети рассказывают сказки и потешки. Дети с радостью показывают работы своих родителей.
Родители приняли активное участие в организации предметно-развивающей среды группы: изготовили пальчиковый театр «Сорока-белобока», нарисовали сюжетные картинки к русско-народным сказкам и иллюстрации для книги с потешками «Ладуки-ладушки». Пополнили библиотеку. Данные работы могут служить иллюстративным материалом на занятиях по развитию речи.
Список используемой литературы.
Песенки, потешки, заклички. «Пальчик-мальчик.», «Заинька, попляши.», «Ночь пришла,.», «Сорока, сорока., «Еду-еду к бабе, к деду.», «Тили-бом! Тили-бом.»; «Как у нашего кота.», «Сидит белка на тележке.», «Ай, качи-качи-качи», «Жили у бабуси.», «Чики-чики-чикалочки.», «Кисонька-мурысенъка.», «Заря-заряница.»; «Травка-муравка. ,.», «На улице три курицы.», «Тень, тень, потетень.», «Курочка-рябушечка.», «Дождик, дождик, пуще.», «Божья коровка. ,», «Радуга-дуга.» и т. д.
От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М., МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010.
Смирнова Е. А., Галигузова Л. Н., Мещерякова С. Ю. Первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возраста. – М., Мозаика – Синтез, 2007.
Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М. ; Мозаика – Синтез, 2008.
Приложение
Конспект занятия «Семья петушка»
Программное содержание:
Знакомить детей с понятием “Семья” на примере семьи Петушка. Показать, что члены семьи любят друг друга, заботятся друг о друге.
Воспитывать любовь к родному языку.
Продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями.
Укреплять артикуляционный и голосовой аппараты детей: закрепляя произношение звуков в звукоподражательных словах.
Познакомить с образованием уменьшительно-ласкательных суффиксов, называние предметов (“что это?”, “кто это?”).
Учить детей различать по внешнему виду животных и птиц, правильно называть их.
Закреплять умение детей группировать предметы по величине. Соотносить разнородные предметы, выбирая из двух величин одинаковой формы.
Материал
Игрушки (петушок, курочка, цыпленок, ширма, рисунки птиц, шапочка курочки,
маски цыплят, карандаши, трафареты тарелок.
Предварительная работа: чтение потешек о петушке, курочке, цыплятах, разучивание подвижной игры “Беспокойные цыплята”, рассматривание игрушек и иллюстраций на индивидуальных занятиях с детьми.
Игра: “Как у птичьего двора собралась детвора…”
Дети водят группе хоровод.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, посмотрите куда мы с вами попали? (На фланелеграфе прикреплены картинки петушка, курочки, гуся, утки, индюка. Воспитатель подводит детей по очереди к каждой картинке.)
Воспитатель: Наша курочка в окно: “Ко-ко-ко”.
Дети: Ко-ко-ко!
Воспитатель: Наша уточка с утра: “Кря-кря-кря!”
Дети: Кря-кря-кря!
Воспитатель: Гусь гогочет у пруда: “Га-га-га!”
Дети: Га-га-га!
Воспитатель: А индюк среди двора: “Бал-бал-бал!”
Дети: Бал-бал-бал!
Воспитатель: Ребята, а как Петя-петушок рано-рано поутру нам поет?
Дети: Ку-ка-ре-ку!
Воспитатель: Вот как он кукарекает. Какие вы молодцы, а сейчас присаживайтесь на стульчики, у меня для вас сюрприз.
(Дети садятся на стулья вокруг ковра, воспитатель перед ними за столом. На столе ширма.)
Воспитатель: Ребята, а вы любите загадки?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда, отгадайте, ребята, о ком я говорю:
«Хвост с узорами,
Сапоги со шпорами,
Рано встает
Громко песни поет.
- Кто это?
Дети: Петушок!
Воспитатель: Правильно. А как он голосисто поет?
Дети: Ку-ка-ре- ку!
Воспитатель: Да, что он делает?
Дети: Кукарекает.
Воспитатель: Молодцы. Давайте позовем Петушка к нам в гости:
“Петушок, петушок,
выгляни в окошко,
дадим тебе горошка!”
Дети: “Петушок, петушок, выгляни в окошко, дадим тебе горошка!”
Петушок (выглядывает в окошко ширмы) Ку-ка-ре-ку! Здравствуйте, дети. Вы ведь знаете, кто я такой? А может, вы стихотворение про меня знаете? Прочитаете?
Дети:
Петушок, Петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь,
Деткам спать не даешь?
Воспитатель : Петя-петушок, выйди к ребяткам. (воспитатель ставит игрушку петушка на стол перед детьми) обращая внимание детей на признаки этой птицы: гребешок, бородушка, перышки, лапки.
Воспитатель: Вот какой красивый папа-петушок. А давайте с ним поиграем.
Физкультминутка
Шел по берегу Петух, (руки сложены за спиной)
Поскользнулся в ямку Бух! (имитируем падение петушка)
Будет знать петух, что впредь (грозим указательным пальчиком)
Надо под ноги смотреть! (показываем, что надо смотреть под ноги)
Воспитатель: Ребята, а петушок живет не один. Кого зовет петушок?
Дети: Курочку.
Воспитатель: Да, он маму-курочку зовет. Давайте поможем ему, позовем громко:
“Курочка, иди к нам!
Ку-ка-ре-ку!”
Курочка: Ко-ко-ко!
(Воспитатель достает игрушку-курочку.)
- Здравствуйте, дети. Здравствуй Петя-петушок! Вы не видели ребята, куда спрятались наши детки-цыплятки? Помогите мне их найти.
Пальчиковая гимнастика
Куд-куда? Куд-куда?
Куд-куда? Куд-куда?
Указательным пальцем правой руки загибать пальцы на левой руке, начиная с мизинца.
Ну-ка, ну-ка все сюда.
Поглаживать ладошкой правой руки согнутые пальцы левой руки.
Ну-ка к маме под крыло!
Куд-куда вас понесло? .
Воспитатель: (обращается к петушку)
“Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Ты подай голосок.
Через темный лесок,
Через лес за реку
Покричи: Ку-ка-ре-ку!”
- Ребята, давайте поможем Петушку и громко покукарекаем, чтобы маленькие цыплята услышали и тоже пришли к нам.
Дети: Ку-ка-ре-ку!
Воспитатель: Пи-пи-пи. Дети, слышите, кто-то пищит? Как вы думаете, кто это?
Дети: Цыплята.
Из-за ширмы появляются цыплята.
Воспитатель: Нашлись наши цыплятки. Посмотрите, какие они…
Дети: Маленькие, пушистенькие, желтенькие. (Если дети затрудняются с ответом, воспитатель помогает.)
Воспитатель: Какие у них маленькие клювики. А что еще есть у цыпляток?
Дети: Крылышки, лапки.
Воспитатель: Вот какая семья дружная. Мама в этой семье кто?
Дети: Курочка.
Воспитатель: А папа?
Дети: Петушок.
Воспитатель: А детки, дочки и сыночки?
Дети: Цыплята.
Воспитатель: Наша курочка в окно: “Ко-ко-ко!”
Дети: Ко-ко-ко!
Воспитатель: А как Петя-петушок ранним утром нам споет?
Дети: Ку-ка-ре-ку!
Воспитатель: Ребята, а как пищат цыплятки?
Дети: Пи-пи-пи-пи!
Воспитатель: А вы хотите быть цыплятами? Тогда я буду мама-курочка, а вы цыплята. Воспитатель надевает шапочку “курочки”, а дети маски цыплят.
Подвижная игра «Беспокойные Цыплята».
Дети-цыплятки гуляют по группе.
Воспитатель:
Милые цыплятки,
Желтые комочки,
Быстро, быстро собирайтесь
Возле мамы – квочки.
Все цыплятки услышали и прибежали к маме курочке. Никто не потерялся?
Дети: - Все прибежали.
Игру повторить 2-3 раза.
Воспитатель: Ребята, скажите, как Курочка зовет своих деток?
Дети: - Ко-ко-ко!
Воспитатель: А как Цыплятки ей отвечают?
Дети: Пи-пи-пи.
Дети произносят звукоподражание.
Игра «Готовим угощение»
Воспитатель: - Ребята посмотрите, что у меня в тарелочке?
Дети: - Семечки и зернышки.
Воспитатель: - Молодцы ребята! В одной тарелочке высыпаны вперемешку семена подсолнечника и пшеницы. Чтобы угостить Петушка семечками, а цыпляток и Курочку зерном нужно разложить отдельно зернышки и семечки.
Воспитатель показывает детям, как нужно разложить по разным тарелочкам.
Дети стараются самостоятельно выполнить задание.
Воспитатель: Хорошо вы потрудились ребятки! А сейчас давайте угостим семью петушка.
Вот какие вы молодцы! Мама –курочка с петушком нашли своих цыплят. Мы их всех угостили зернышками и семечками. Я думаю, что они нам скажут «Спасибо»
Воспитатель: Теперь цыплята наелись, и им захотелось спать. Давайте споем им колыбельную.
«Ходит Сон по хате
В сереньком халате,
А Сониха под окном –
В сарафане голубом.
Ходят вместе они,
Ты, цыпленочек, усни.»
Воспитатель: Все уснули. Давайте закроем их домик и не будем им мешать.