Семерова
Экологический проект «Наши пернатые друзья» для детей дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИПНИЦКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА (ДОШКОЛЬНАЯ ГРУППА)
«Наши пернатые друзья»
(для детей дошкольного возраста)
Проект
Составили:
Воспитатели:
Семерова С. Н.
Самарина Е. В
п. Косицы, ул. Садовая д. 2
2017-2018 уч. г.
Паспорт проекта
Публикация «Экологический проект „Наши пернатые друзья“ для детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Проблемное поле проекта недостаточность представлений о разнообразном мире птиц, необходимость расширения словарного запаса детей и формирования грамматического строя речи.
Педагогические технологии, методы и приемы
Наглядные- наблюдения, демонстрация сюжетных и предметных картин, иллюстраций.
Словесные- беседы, рассказ воспитателя, чтение художественной литературы о птицах и бережном и заботливом отношении к ним.
Планируемые результаты проекта
Личностные качества
ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности;
проявляет устойчивый интерес к миру природы;
ребенок способен самостоятельно привлечь внимание взрослого или ребенка с целью сообщения информации о птицах, собственном продукте художественно-творческой деятельности; продукте художественно-творческой деятельности сверстника;
способен привлечь родных к созданию альбома о птицах;
Интеллектуальные качества
ребенок проявляет интеллектуальную активность, проявляется познавательный интерес;
может принять и самостоятельно поставить познавательную задачу и решить ее доступными способами;
проявляет интеллектуальные эмоции, догадку и сообразительность, с удовольствием экспериментирует;
испытывает интерес к событиям, находящимся за рамками личного опыта, интересуется жизнью птиц;
Физические качества
проявляет интерес к физическим упражнениям и подвижным играм;
ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности; во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения в природе;
способен проявить волевые усилия (довести работу до конца).
Проект : «Наши пернатые друзья»
Сроки реализации: с 1 декабря по 29 декабря 2017г.
Автор проекта : воспитатели Семерова С. Н., Самарина Е. В.
Проблема. недостаточные представления детей о зимующих птицах, дети среднего дошкольного возраста не знают названий птиц, обитающих на территории своего края, особенностей их существования и необходимости им помогать.
Цель
формирование представлений детей о мире пернатых друзей, привлечение родителей к более тесному сотрудничеству в проектной деятельности, формирование начальных форм экологической культуры у детей дошкольного возраста.
Задачи
1. Вызывать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе.
2. Расширять у детей знания и представления об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, повадках птиц и приспособлении их к среде обитания.
3. Обогащать словарный запас, развивать связную речь детей.
4. Активизировать внимание и память дошкольников, развивать логическое мышление (учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения).
5. Воспитывать доброе, бережное отношение к миру птиц.
6. Активизировать совместную деятельность детей и родителей.
Вид проекта- творческий, исследовательский, информационный, игровой, практико-ориентированный.
Состав участников
- дети группы, педагоги, родители.
Актуальность. В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Зимнее время – это не только веселые праздники, оживленное катание с горок, отчаянная игра в снежки, но и крепкие морозы с пронизывающим ветром. В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.
Наша задача - познакомить детей с птицами, зимующими в нашей местности, с их видами и особенностями; научить заботиться о птицах, помогать им в холодное зимнее время.
Сценарий совместной деятельности по решению задач
Этап поисковой
Темы, по которым собирается информация:
- с детьми: постановка вопроса:
Что мы знаем о птицах? Что хотим узнать? Где мы можем получить нужную информацию?
- с родителями: подбор научной и художественной литературы по данной теме.
- с педагогами:
оформление атрибутов к сюжетно-ролевым играм,
подготовка разнообразных материалов для детского творчества;
подбор и оформление картотеки подвижных игр,
приобретение дидактических игр,
разработка сценариев мероприятий совместной деятельности с детьми,
изучение Интернет-ресурсов по теме «Птицы».
Этап аналитический
Анализ собранной информации
Планирование практической деятельности
• по созданию продукта – коллективный коллаж «Покормите птиц зимой»,
• по ознакомлению детей с миром птиц посредством дидактических игр и чтения художественной литературы
• по формированию основ безопасности жизнедеятельности
Этап практический
Распределение ответственности за реализацию проекта, изготовление продукта.
Что мы знаем про это? Что мы хотим узнать? Как мы узнаем?
что птицы летают
что у них есть перья, крылья.
какие виды птиц остаются зимовать в наших краях, а какие прилетают к нам на зиму;
как различить птиц по окраске;
какие корма предпочитают птицы.
спросим у родителей
прочтем в книге.
Наблюдение за
птицами.
Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним.
Задачи:
1. Пополнить предметно-развивающую среду по теме проекта.
2. Расширить знания детей о зимующих птицах.
3. Формировать элементарные экологические знания.
4. Продолжать формировать у детей бережное ответственное отношение у миру природы.
5. Учить детей отражать в продуктивных видах деятельности свое отношение к миру природы.
6. Привлечь родителей воспитанников в изготовление кормушек для птиц, их подкормке.
7. Воспитывать внимательное и бережное отношение к живой природе, желание помогать птицам в трудных зимних условиях.
Этапы реализации проекта.
1. Подготовительный этап.
1. Обсуждение цели, задачи с детьми и родителями;
2. Создание необходимых условий для реализации проекта;
3. Перспективное планирование проекта;
4. Разработка и накопление методических материалов по проблеме;
5. Создать развивающею среду для игровой, продуктивной и творческой деятельности детей;
6. Подобрать художественную литературу;
2. Основной этап.
№ Образовательная область Непосредственная образовательная деятельность
1. Социально коммуникативное развитие. Сюжетно-ролевые игры: «Птичий двор»,
Дидактические игры:
Разрезные картинки.
Домино - «Птицы».
Подвижные игры:
«Снегири»
«Воробушки и автомобиль»
«Зимующие и перелётные птицы»
«Собачка и воробей»
«Вороны»
«Воробушки и кот»
2. Изобразительная деятельность. Рисование. Тема: «Снегирь на ветке», «Зимующие птицы» .
Лепка. Тема: Синичка». " Снегирь"
Аппликация. Тема: " Скворечник", " Птички на дереве"
3. Развитие речи. Чтение: И. Тургенев «Воробей», И. Поленов «Синичкины кладовки», Г. Серебрицкий «Берегите птиц», загадки и стихи. Л. Квитко «Смелые воробьи», М. Горький «Воробьишко», В. Левин «Воробьиное купание», Ю. Казаков
Прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц».
4. Познавательное развитие. Беседы:
«Что ты знаешь о зимующих птицах»,
«Трудно птицам зимовать»,
«Пользу или вред приносят птицы?»,
«Кто заботится о зимующих птицах».
Дидактические игры:
«Угадай птицу по описанию»,
«Каких птиц зимой не увидишь».
НОД по ФЭМП:
«Сколько птиц к кормушке нашей прилетело?»,
«Четвёртый лишний»,
«Один – много».
Наблюдения:
-Наблюдение за птицами на кормушке.
-Наблюдение за синичками.
-Наблюдение за воробьями.
-Наблюдение за вороной.
-Наблюдение за голубями.
-Наблюдение за птичьими следами на снегу.
5. Физическое развитие. Подвижные игры: «Снегири», «Воробушки и кот», «Зимующие и перелетные птицы», «Воробушки и автомобиль».
Работа с родителями.
1. Консультации:
«Как и из чего можно сделать кормушки»
«Формирование у дошкольников бережного отношения к природе»
«Воспитание у детей любви к природе»
2. Совместно с детьми изготовить кормушку для птиц.
3. Рассмотреть вместе с детьми птиц на прогулке, на картинках, иллюстрациях.
4. Просмотр мультфильмов, презентаций о птицах.
5. Беседы с детьми по теме.
6. Заучить с детьми стихотворение А. Яшина «Покормите птиц зимой»
3. Заключительный этап.
Организация и участие родителей в конкурсе «Лучшая кормушка для птиц».
Каждая семья принесла информацию о птичке, которая ее заинтересовала. Всю информацию мы поместили в папку и получилась книга "Интересные факты из жизни птиц"!
Проект длился декабрь месяц. К нему была проведена большая подготовка. Дети получили много познавательного материала.
Родители совместно с детьми мастерили кормушки для птиц.
Проект способствовал развитию творческих и интеллектуальных способностей воспитанников: дети много рисовали, лепили птиц и делали аппликации на эту тему.
Дети смотрели иллюстрации, презентации о птицах, расширяя кругозор, охотно, ежедневно кормили зимующих птиц. Они заботливо относились к птицам. А птицы и рады, со всех сторон слетались синицы и воробьи.
Считаю, что проект цели своей достиг. У детей сформировалось бережное отношение к птицам.
Наблюдения за прилетающими к кормушкам птицами доставляют детям и взрослым большое удовольствие и радость.
Мы получаем возможность воспитания у детей бережного отношения к природе через проявление заботы о птицах.
ИТОГ ПРОЕКТА :
Лепка " Синички"
Аппликация " Птички на дереве"
Аппликация "Скворечник"
Рисование " Снегирь на ветке"
Рисование " Зимующие птицы"
коллективный коллаж «Покормите птиц зимой»
Совместная работа с родителями "Интересные факты из жизни птиц"
Наши кормушки
Приложение 1
Загадки к проекту «Зимующие птицы»
Со спины черным-черна.
Брюхо белое по плечи,
Тарахтенье вместо речи.
Хоть кого увидит – вмиг
Поднимет стрекот – крик!
(сорока) Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая!
(сорока)
Днем молчит,
Ночью кричит.
(сова)
На голом суку сидит,
На весь двор кричит:
"Кар-кар-кар!"
(ворона)
Ты с модницей этой,
Конечно, знаком:
Вертушке на месте
Никак не сидится —
Все хвастает
Синим своим сюртуком
И шапочкой синей
Гордится.
(синица). Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды,
С первым снегом
Тут как тут!
(снегирь)
Серых перьев комок
На морозе продрог,
Скачет по дорожке,
Собирает крошки.
(воробей)
Чик-чирик!
К зернышку прыг,
Клюй, не робей,
Кто это?
(воробей)
Непоседа, невеличка,
Желтая почти вся птичка,
Любит сало и пшеничку,
Кто узнал ее?
(синичка)
Выпал снег, а эта птица
Снега вовсе не боится.
Эту птицу мы зовем
Красногрудым.
(снегирем).
От простуд он не страдает,
Не страшится злобных вьюг
И к зиме не улетает
На далекий знойный юг.
Пусть покроют снега груды
И пригорок, и пустырь —
Раз красавец прилетел к нам,
Житель севера. (снегирь).
Северные гости
Клюют рябины грозди.
Так нарядны и ярки,
На головках хохолки!
(свиристели)
Приложение 2
Дидактические игры
«Кто как голос подает?»
Цель: пополнить активный словарь детей по теме «Зимующие птицы».
Воспитатель: Я предлагаю вам дети превратиться в птиц и рассказать от имени птицы, как она голос подает.
Дети:
Я ворона: кар-кар-кар. Я умею каркать.
Я сорока: стр-стр-стр. Я умею стрекотать.
Я сова: ух-ух-ух. Я умею ухать.
Я синица: тинь-тинь-тинь. Я умею тинькать.
Я голубь. Я умею ворковать.
Я снегирь. Я умею свистеть.
Я воробей я умею чирикать.
«Сосчитай птиц»
Цель: закрепить умение согласовывать количественные прилагательные с существительными.
Один голубь, два голубя, три голубя, четыре голубя, пять голубей и т. д.
«Один – много»
Цель: уметь образовывать формы множественного числа существительных.
Одна ворона – много ворон,
Один воробей – много воробьев и т. д.
«Угадай по описанию»
Цель - научить составлять описательный рассказ.
Дети составляют описательный рассказ о предложенной птице, не показывая ее.
«Четвертый лишний»
Цель: учить знать и отличать зимующих птиц от перелетных.
Воробей, грач, сорока, синица.
Голубь, дятел, снегирь, ласточка.
Пальчиковая гимнастика "Кормушка".
Сколько птиц к кормушке нашей (ритмично сжимают и разжимают кулачки).
Прилетело? Мы расскажем.
Две синицы, воробей,
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пестрых крылышках.
Всем хватило зернышек.
Подвижная игра «Собачка и воробьи».
Цель - закрепить знания детей о характерных движениях птиц, научить имитировать их голоса.
Ход игры: Один ребенок: «собачка», все остальные – «воробьи».
Скачет, скачет воробей (дети скачут).
Скок-поскок!
Скок-поскок!
Кличет маленьких детей ( повторяют: «Чив! Чив! Чив!»)
Чив! Чив! Чив!
Чив! Чив! Чив!
Киньте крошек воробью,
Я вам песенку спою:
Чик-чирик! ( повторяют: «Чик-чирик!»)
Чик-чирик!
Вдруг прибежала «собачка» и громко залаяла.
«Воробьи» разлетаются.
Физкультминутка
«Воробышки как проснутся
Очень любят потянуться
Обязательно зевнуть
Ловко хвостиком махнуть»,
а теперь мы галки
«Галка скачет, ловко пляшет
Галка крылышками машет
И взлетает без оглядки
Это Галкина зарядка».
Приложение 3
Поэтическая страничка к проекту
«Зимующие птицы»
Синица
Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится.
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелась как волчок.
А. Барто
Снегири
Выбегай поскорей,
Посмотри на снегирей!
Прилетели, прилетели!
Стайку встретили метели,
А Мороз Красный Нос
Им рябинки принес.
А. Прокофьев
Покормите птиц
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
А. Яшин
1. Вместе с детьми приготовьте угощение для птиц. Намочите белый хлеб в воде, дайте ему хорошо пропитаться. Слейте воду, немного отожмите хлеб, затем разомните его в кашицу. Добавьте в нее семечки подсолнечника и тыквы – все, что может заинтересовать птиц. Перемешайте – должно получиться достаточно крутое «тесто», из которого можно сформовать шарики. Нарежьте веревку на отрезки, сложите каждый пополам, концы завяжите узлом. Возьмите немного «теста», вложите внутрь веревку и сформируйте шарик. Веревка должна проходить сквозь него. Шарики выложите на посыпанную манкой сковороду или противень, поставьте в разогретую духовку и подсушите при небольшой температуре.
2. Вырежьте из плотного картона два одинаковых сердца. Сварите мучной клейстер, нанесите его толстым слоем на одну из сторон картонных сердец. Насыпьте поверх клейстера семечки или кормовую смесь, слегка прижмите пальцами. Готовые половинки «печенья» подсушите в духовке, затем склейте половинки с помощью клеевого пистолета, вложив между ними сложенный петлей отрезок веревки – для подвешивания.