Любовь Анатольевна Ермолина
Проект «Наши органы чувств»
Тема проекта «Наши органы чувств».
Вид проекта : творческо – экспериментальный.
Продолжительность: долгосрочный (в течение года).
Автор и руководитель проекта : воспитатель старшей группы - Ермолина Любовь Анатольевна.
Участники проекта : дети старшей группы и их родители.
Образовательная область: физическое развитие (здоровье).
Публикация «Проект „Наши органы чувств“» размещена в разделах
- Органы чувств человека и их назначение
- Проекты. Проектная деятельность
- Тело человека, органы чувств. Проекты
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Темочки
Актуальность: Воспитание здорового ребёнка – приоритетная и очень важная задача дошкольной педагогики, особенно в современных условиях. Связано это с ухудшением общего уровня здоровья и социального благополучия населения страны. Особую тревогу вызывает рост заболеваемости детей в период дошкольного детства. Как же исправить сложившуюся ситуацию?
Важно с первых дней жизни ребёнка позаботиться о сохранении и укреплении его здоровья. Но не менее важно научить детей самостоятельно заботиться о своём здоровье. С этой целью детям нужно дать первичные представления о его организме. Но работа в этом направлении будет более эффективна, если эти знания ребёнок получит самостоятельно. Исследовательская деятельность может стать наиболее интересной, понятной для детей и принести более высокие результаты.
Цель проекта :
• развитие творческих экспериментально – исследовательских способностей детей.
Задачи:
• Знакомить с органами чувств;
• Формировать элементарных представлений о человеческом организме;
• Формировать представления о том, что вредно и что полезно для организма;
• Выявить путём экспериментирования способности и возможности органов чувств;
• Научить детей заботиться о своём здоровье, опираясь на полученные знания и сделанные на основе исследований выводы.
• Воспитание потребности в здоровом образе жизни.
Гипотеза:
• метод исследования и экспериментирования поможет глубже познакомиться с организмом, вызовет интерес и желание заботиться о своём здоровье;
• работа над проектом способствует развитию творческих способностей, личностных качеств, умению мыслить логически, делать выводы.
Роль детей в реализации проекта :
• Участие в обсуждении темы и целей проекта;
• Изучение предложенного материала;
• Выдвижение предложений по работе над проектом;
• Участие в сборе материалов по теме;
• Проведение исследований и экспериментов под руководством и наблюдением воспитателя;
• Активное участие в оформлении результатов работы (альбомы, папки, игры, выставки).
Роль руководителя проекта :
• Обеспечение заинтересованности ребёнка и его родителей в работе над темой;
• Обеспечение литературой;
• Побуждение ребёнка к самостоятельной, осознанной работе;
• Постоянная, но ненавязчивая помощь и контроль за работой ребёнка.
Роль родителей в реализации проекта :
• Участие в сборе материалов по теме;
• Консультации по теме.
• Участие в экспериментальной деятельности детей в домашних условиях.
Предполагаемый результат:
• Дети должны получить первичные представления об органах чувств самостоятельно;
• Дети имеют представления об экспериментальной деятельности, могут сами провести ряд исследований по выявлению способностей органов чувств;
• дети знакомы с органами чувств, понимают смысл этого понятия;
дети имеют простейшие представления о том, как они сами могут позаботиться о сохранении и укреплении своего здоровья.
Предполагаемый продукт проектной деятельности :
• Дидактическая игра «Наши помощники»;
• Альбом «Правила «Я здоровым быть хочу»;
• Альбом «Наблюдаем, исследуем, экспериментируем».
• Альбом «Стихи, загадки, пословицы»
• Пиктограммы «Что могут наши «помощники»;
• Альбом «Наблюдаем, исследуем, экспериментируем».
Формы реализации проекта :
• НОД;
• Беседы;
• Наблюдения;
• Исследовательско – экспериментальная деятельность детей;
• Художественно - изобразительная деятельность;
• Игровая деятельность.
Этапы работы над проектом :
1 этап: подготовительный.
• Определение темы, целей и направлений работы;
• Разработка плана работы над темой;
• Подбор художественной и методической литературы.
2 этап: основной:
• Цикл НОД по валеологии «Мы познаём себя»;
• Цикл бесед «Наши помощники»;
• Наблюдения «Игры малышей», «Машины и пешеходы», «Птицы под нашим окном», «Катя моет посуду» и т. д.
• Эксперименты и опыты: «Что могут наши руки», «Зачем человеку глаза», «Наши носы всем хороши», «Что нам скажет язычок», «У нас ушки на макушке».
3 этап: заключительный:
• Подведение итогов работы;
• Оформление итогов работы: «Дидактическая игра «Наши помощники»; альбом «Я здоровым быть хочу»; альбом «Наблюдаем, исследуем, экспериментируем», альбом «Стихи, загадки, пословицы», альбом «Пиктограммы «Что могут органы чувств».
• Защита проекта на районном конкурсе «Я познаю мир».
Описание работы над проектом.
Наш детский сад «Колосок» находится в сельской местности, его посещают порядка сорока детей разного возраста.
В нашем детском саду большое внимание уделяется работе по укреплению и сохранению здоровья детей. Педагоги и родители считают работу в этом направлении очень важной и приоритетной. Совместно мы много делаем для того, чтобы наши дети были здоровыми и счастливыми. Так же мы прививаем детям привычку самим заботиться о своём здоровье. Тема заботы о сохранении и укреплении здоровья подрастающего поколения очень актуальна в наше время. Поэтому мы решили более подробно изучить этот вопрос.
Задумайтесь над вопросом:
Что на свете всего дороже?
Приятно быть красивым.
Приятно быть умным.
Приятно быть богатым.
Но самое большое богатство человека – его здоровье!
О здоровье можно говорить очень долго и много, но важнее научиться о нём заботиться самим и научить этому своих детей.
Мы часто задумываемся, как это лучше сделать? Может быть больше есть витаминов? Может быть больше заниматься спортом? А может быть нужно закаляться? Конечно же все эти формы оздоровления очень важные и нужные в нашей работе, но мне кажется, что важно помочь детям осознать важность и значимость этих процедур.
Я предложила детям сначала изучить себя, исследовать свой организм и научиться заботиться о себе. Мне кажется только так дети поймут, почувствуют и осознают, что требуется человеческому организму для сохранения и укрепления здоровья.
Поэтому темой нашей исследовательской работы стала тема: «Наше здоровье в наших руках»».
Первым этапом работы над проектом стало проведение круглого стола на тему «Здоровье ребёнка – забота взрослого». На это мероприятие были приглашены родители воспитанников, медицинские работники, руководители и педагоги МБДОУ. Круглый стол открыли выступления воспитателя старшей группы и медицинской сестры учреждения. На обсуждение была вынесена проблема сохранения и укрепления здоровья детей. Педагоги и медработники рассказали родителям о методиках оздоровления детей в условиях ДОУ. Далее родителям было предложено рассказать, как ведётся работа в этом направлении в домашних условиях. Затем совместно обсудили проблемы и возникающие затруднения в вопросах воспитания у детей привычки к здоровому образу жизни. В конце мероприятия я предложила родителям принять участие в работе над проектом «Наше здоровье в наших руках». Родители с большим желанием откликнулись на предложение, и работа над проектом началась.
Нами был и намечены цели работы, составлен план работы, и мы приступили к подбору нужной литературы.
Так же мы обратился за помощью к родителям и социальным портнёрам. Они помогли найти стихи, загадки и иллюстрации в интернете.
И вот настал самый интересный момент, мы приступили ко второму этапу.
Сначала я предложила детям «познакомиться» с органами чувств. Для этого я использовала загадки, которые дети с большим желанием отгадывали.
На ночь два оконца
Сами закрываются.
А с восходом солнца
Сами открываются (глаза)
Глаза – орган зрения.
Вот гора, а у горы
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит.
То заходит, то выходит (нос).
Нос – орган обоняния.
Всегда он в работе
Когда говорим.
А отдыхает
Когда мы молчим (язык).
Язык – орган вкуса.
Птиц мы слушаем в лесу
И как кричит кукушка.
А для этого нужны
Нам с вам … (ушки).
Уши – орган слуха.
Вот мы ягоды берём,
По две, по три штуки.
А для этого нужны
Нам конечно… (руки).
Руки, а точнее кожа рук – орган осязания.
Дети долго исследовали, какую же роль играют органы чувств для человека.
Они много наблюдали за людьми, за своими товарищами в детском саду, за родителями, братьями и сёстрами.
Далее дети под руководством воспитателя провели много опытов и экспериментов, например таких…
Один из детей предложил своему товарищу завязать глаза, а второму зажать пальцами нос. Потом он открыл контейнер, в котором лежал порезанный апельсин. Детям было предложено рассказать, что они чувствуют. Один из детей не почувствовал запах, а второй сразу же сказал, что чувствует запах апельсина.
На основе этого опыта дети сделаил вывод, что чувствительный орган обоняния подаёт сигнал в мозг о приятном запахе. Но не все сигналы могут быть приятными. Некоторые сигналы могут быть предупреждающими об опасности. Например, запах дыма, запах газа и т. д.
Так дети поняли, что нос – орган обоняния, очень важный для человека.
Другой ребёнок предложил поучаствовать в эксперименте своим двум товарищам. Одному из них он предложил завязать глаза. Далее он предложил ему узнать на ощупь, что за предмет находится в коробке. Второму товарищу он предложил потрогать кактус, но тот отказался.
Проводя такие опыты, дети пришли к выводу, что зрение помогает нам увидеть прекрасный окружающий мир и помогает защитить себя от опасности.
Я обратила внимание детей на то, что в этом опыте задействованы органы осязания, они так же важны для человека, т. к. сообщают нам о свойствах предметов.
Таких экспериментов мы провели множество. С помощью родителей мы оформили альбом «Наблюдаем, исследуем, экспериментируем» (Приложение № 2).
Результатом наших исследований и наблюдений стали таблицы, которые расскажут, что могут разные органы чувств, какую роль они играют в жизнедеятельности человека (Приложение № 3).
Но дальше дети задумался, всегда ли органы чувств могут послужить нам?
Поразмышляв, дети поняли, что мы можем простудиться и нос перестанет чувствовать запахи, уши заболят и мы можем потерять слух. Мы можем поранить глаза и потерять зрение, поранить руки и не сможем ничего в них взять. В результате несоблюдения гигиены полости рта мы можем перестать чувствовать вкус.
Подумав над этой проблемой, мы совместно составил «умные советы», которые помогут позаботиться о наших органах чувств и сохранить наше здоровье (Приложение № 4).
Детям было очень интересно работать над проектом, знакомиться с «помощниками». Они получили много новых знаний и с удовольствием делился со своими товарищами в группе. Мы вместе читали и заучивали стихи, загадки и пословицы (Приложение №5).
Все свои знания об органах чувств дети смогли продемонстрировать на празднике «В гостях у Доктора Айболита» (Приложение №6).
Работа над темой «Наше здоровье в наших руках» помогла детям больше узнать о себе, своём организме. Сейчас они знаю, что сами могут заботиться о своём здоровье, соблюдая элементарные правила гигиены и правила безопасного поведения в быту.
Так же дети поняли, как трудно жить людям с ограниченными возможностями.
В конце работы над проектом дети понимали, что забота о здоровье в большой мере зависит от умения и желания следить за своими «помощниками».
Подведением итога работы над проектом стали результаты анкетирования родителей и анализ диагностики детей по теме до и после окончания работы над проектом. Анкетирование показало, что 60% родителей ранее не задумывались о том, как гигиена и забота об органах чувств может послужить укреплению и сохранению здоровья детей; 30% родителей не прививали детям стремление к гигиене; 8% родителей не обращали внимания, моют ли дети руки перед едой; 93 % опрошенных родителей довольны результатами работы над проектом; 81% родителей получили мотивацию для самостоятельной работы с детьми по этому направлению.
Анализ диагностики показал, что знания детей об органах чувств повысилось на 40%; о правилах гигиены на 35%; о способах сохранения и укрепления здоровья самостоятельно на 30 %.
Итогом работы над проектом стало участие детей в районном конкурсе исследовательских работ и проектов дошкольников «Я познаю мир».
Дети рассказали о своих исследованиях, провели ряд занимательных экспериментов с участием присутствующих сверстников и взрослых.
Так же они продемонстрировали умение использовать пиктограммы и схемы в своей исследовательской деятельности.
Родители и дети довольны работой над проектом, рады новым знаниям и открытиям.
В заключении я хочу представить вам любимое стихотворение наших детей :
Есть пять помощников на службе у тебя,
Не замечая, их используешь шутя:
Глаза тебе даны, чтоб видеть,
А уши служат, чтобы слышать.
Язык во рту, чтоб вкус понять,
А носик – запах различать,
Руки – чтобы ласкать, трудиться,
Воды из кружечки напиться.
И ни к чему твоя тревога,
Они всегда тебе помогут.
Желаем вам здоровья!
Используемая литература:
1. А. И. Иванова «Человек. Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду». Изд. «Творческий центр Сфера» Москва 2010
2. С. А. Козлова, С. Е. Шукшина «Мор человека. Тематической словарь в картинках». Изд. Москва Школьная Пресса 2010.
3. Л. А. Обухова «Тридцать уроков здоровья». Изд. «Творческий центр Сфера» Москва
4. Владимирова Т. В. Шаг в неизвестность (Методика ознакомления дошкольников с явлениями неживой природы).
5. Интернет ресурсы: https://maam.ru.