таня ф
Проект «Наши любимые сказки» (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
МКДОУ № 482 комбинированного вида «Радуга»
Проект :
«Наши любимые сказки»
Разработчик:
Воспитатели группы №4 «Облачко» :
Фотлер Татьяна Ивановна
Г. Новосибирск
2018г.
Актуальность
Значение сказок в воспитании детей трудно переоценить. Накапливая в себе мудрость прежних поколений, они обретают воистину волшебную силу: обучающую, развивающую, исцеляющую. Стоит отметить, что сказки оказывают влияние на формирование мышления ребенка, на его поведение на протяжении всего детского возраста, начиная с пеленок. Сначала дети впитывают информацию о простейших ценностях и понятиях вместе с материнскими песнями, стишками, присказками. Чуть позже, после двух лет начинается настоящее воспитание сказкой. Существует несколько аспектов, раскрывающих развивающее влияние сказок. Сказка – инструмент ненавязчивого обучения Не секрет, что дети лучше всего воспринимают информацию, поданную в игровой форме. Пространные, серьезные нравоучения взрослых быстро утомляют детей, не достигая своей цели. В то же время с помощью сказки можно объяснить им все те же прописные истины, но сделать это в легкой, доступной для детского понимания форме. Сказки по праву считают мощнейшим инструментов обучения детей. Все дело в том, что они дают так называемые косвенные наставления. Дети мыслят образами, им гораздо проще представить себе ситуацию со стороны, где главными героями являются сказочные персонажи. Именно на примере героев сказок лучше всего усваивается важная жизненная информация. Яркими примерами ненавязчивых подсказок, моделирующих правильное поведение, являются такие сказки, как «Колобок», «Серенький козлик», «Теремок», «Волк и семеро козлят». Сказки воспитывают положительные качества. Вовлекая детей в круг невероятных событий, захватывающих приключений, сказки способствуют усвоению важнейших общечеловеческих и моральных ценностей. В них очень ярко даются разные противопоставления: храбрость и трусость, богатство и нищета, трудолюбие и лень, смекалка и глупость. Постепенно, без давления со стороны взрослых, дети учатся отличать добро и зло, сопереживать положительным героям, мысленно проходить вместе с ними через разные трудности и испытания. Между прочим, тот факт, что в конце сказочных историй добро торжествует над злом, является важнейшим фактором в воспитании детей. Понимая эту простую, известную всем с детства истину, ребенок будет чувствовать себя увереннее и смелее, а жизненные невзгоды воспринимать как нечто естественное, лишь закаляющее его характер и силу духа.
Публикация «Проект „Наши любимые сказки“ (средняя группа)» размещена в разделах
Проблема:
В настоящее время, особенно начиная с девяностых годов, в эпоху популяризации всего американского, сказки детям почти не читают. Чаще всего включают американские мультики, где ребенок видит, как просто так лупят более слабого персонажа, издеваются над другими и учат детей мошенничеству и хитрости. Взять в пример даже «Том и Джерри» : «поучительный» пример, как надо относиться к соседям, как воровать чужое и как исподтишка сделать другому больно. Но даже дело не в этом, а в том, что в детский период, особенно до пяти лет, у детей развивается отношение к нашему миру, к людям, закладываются задатки поведения во взрослой жизни.
Гипотеза
С помощью сказки и театрализованной деятельности дети познакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а поставленные вопросы заставят детей думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе игры, слушания, просмотра произведений активизируется словарь ребенка, усовершенствуется звуковая культура речи и ее интонационный строй. Артистические способности детей будут развиваются от выступления к выступлению. Их жизнь в детском саду станет интереснее, содержательнее, наполненной яркими впечатлениями, радостью творчества.
Объект исследования: Сказки
Тема проекта : «Наши любимые сказки».
Цель проекта : обобщить знания детей о прочитанных художественных произведениях, прививать любовь к литературным произведениям и их героям.
Задачи:
- закреплять знания детей о сказках, узнавать и называть героев сказкок;
- развивать мышление, речь, игровую активность;
- создать радостное настроение, вызвать эмоциональный отклик от хороших знакомых сказок;
-развивать у детей артистические способности;
- привить детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса).
Для родителей:
1. Стимулировать интерес родителей к чтению сказок детям
2. Вовлечь родителей в работу над проектом, создавая положительную атмосферу совместного с ребенком творчества.
Место события: МКДОУ детский сад комбинированного вида №482 «Радуга», г. Новосибирска
Продолжительность: две недели.
Возраст детей: средняя группа (4-5 года).
Вид проекта : творческий, коллективный, с участием родителей воспитанников.
Участники проекта : дети, педагоги, специалисты ДОУ и родители.
По содержанию: интегративный.
Продукт проекта :
Презентация «Путешествия по сказкам».
Выставка творческих работ.
Оформление лэпбука «Мои любимые сказки».
Ожидаемый результат:
Через сказку, ее персонажей и ситуации, в которые они попадают, ребенок научится разбираться в повседневных вещах, анализировать, понимать мир.
Развитие творческой активности детей, освоение детьми дошкольного возраста различных видов творчества.
Обогащение словаря детей, совершенствование диалогической речи, использование в речи разнообразных языковых средств.
Основная часть проекта.
Этапы работы над проектом :
1этап-подготовительный:
Проведение анкетирования родителей с целью – выяснить Вашу заинтересованность в вопросах организации театрализованной деятельности детей (Приложение 1).
Организация “Книжного марафона”. Дети и родители предварительно за 2-3 недели начитывают дома детские художественные произведения: русские народные, авторские, волшебные сказки.
Изготовление костюмов сказочных персонажей.
Оформление выставки «Мои любимые книги»
Основной план работы по образовательным областям с учетом принципа интеграции.
Образовательные области
Виды деятельности
Работа с детьми
Работа с родителями
Познавательное развитие
-Настольные игры: «Дорожка для колобка», «Домик для репки»
-игры для развития речи: «Назови героев сказки», «Кто как кричит», «Кто в тереме живет»
Дидактические игры
«Собери сказку из частей", "Из какой сказки?",
"Узнай сказку по иллюстрации",
"Любимый герой сказки" и упражнения по сказкам
Консультация «Роль сказок в воспитании и развитии ребенка»
Консультации для родителей: «Зачем читать детям сказки?»
Консультации «Сказка в жизни ребенка»
Консультация «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»
Домашние задания для родителей и детей (изготовление поделок, рисование иллюстраций к сказкам)
Совместная работа детей и родителей по изготовлению книжек своими руками
Социально – коммуникативное развитие
Беседа «Сказки добрые друзья».
Беседа: «Какие сказки я люблю?».
Беседа «Сказка сказка приходи, вместе с нами посиди»
Сюжетно-ролеваяе игра «Театр»
Речевое развитие
Театрализованные представления – драматизация сказок.
Театрализованные представления посредством пальчикового театра по сказке «Рукавичка».
Драматизация сказок : «Репка», «Три медведя»
Театрализованное представление: «Волк и семеро козлят»
Театрализованное представление: «Теремок»
Режиссерские игры с настольным и пальчиковым театром.
Словесное рисование детьми по прочтении текста характеров героев, обстановки, «интерьера» сказки
Прослушивание сказок в аудиозаписи : «Волк и семеро козлят», «Гуси лебеди», «Маша и медведь», «Репка» и др.
Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях
Чтение художественной литературы: сказки «Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба
Художественно – эстетическое развитие
Изобразительная деятельность:
Рисование по сказкам : «Колобок», «Маша и медведь».
Самостоятельная изобразительная деятельность по сказкам
Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам
Лепка из пластилина колобка из сказки «Колобок
Физическое развитие
Подвижная игра «Мыльные пузыри»
Подвижная игра с мячом «Тонет - не тонет»
Подвижная игра «Сноп и колос»
Подвижная игра с мячом «Съедобное - несъедобное»
2 этап – практический.
1день (05.02.18г)
Тема: «Сказки - добрые друзья»
Игра-фантазия “Если бы я поймал золотую рыбку. ”
Беседа: «Какие сказки я люблю?». «Сказки добрые друзья».
Чтение русской народной сказки «Каша из топора».
Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам.
Взаимодействие с родителями:
Консультация «Роль сказок в воспитании и развитии ребенка»
2день (06.02.18г)
Тема: «Моя любимая сказка»
Словесное рисование детьми по прочтении текста характеров героев, обстановки, «интерьера» сказки.
Рисование на тему «Моя любимая сказка».
Дидактическая игра «Собери сказку из частей"
Драматизация сказки : «Репка»
Подвижная игра «Мыльные пузыри»
Взаимодействие с родителями:
Совместная работа детей и родителей по изготовлению книжек своими руками
3день (07.02.18г)
Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях.
Самостоятельная изобразительная деятельность по сказкам
Сюжетно-ролеваяе игра с детьми «Театр»
Дидактическая игра «Собери сказку из частей"
Чтение сказок : «Три медведя», «Репка», «Курочка ряба»
Взаимодействие с родителями:
Предложить родителям почитать со своими детьми сказку на свое усмотрение.
4день (09.02.18г)
Тема: «Моя любимая книга»
Конструирование с помощью конструктора Lego по мотивам сказки «Три медведя»
Подвижная игра «Сноп и колос»
Театрализованное представление: «Волк и семеро козлят»
Настольная игра: «Дорожка для колобка»
Взаимодействие с родителями:
Консультации для родителей: «Зачем читать детям сказки?»
5день (1202.18г)
Беседа: «Что за прелесть эти сказки?"
Лепка из пластилина колобка из сказки «Колобок
Подвижные игры: «Кот и мыши», «Зайка серенький сидит»
Заучивание отрывков из сказок
Прослушивание сказок, музыки (аудиозапись)
Взаимодействие с родителями:
Ознакомление родителей группы с авторскими работами детей в утренней и вечернее время (по желанию)
6 день (13.02.18г)
Тема :«Волшебные предметы из сказок»
Беседа «Сказка сказка приходи, вместе с нами посиди»
Познавательная деятельность с детьми: «Волшебные предметы из сказок»
Театрализованное представление: «Теремок»
Игра для развитие речи: «Назови героев сказки»
Дидактическая игра "Любимый герой сказки"
Взаимодействие с родителями:
Домашние задания для родителей и детей (изготовление поделок, рисование иллюстраций к сказкам)
7 день (14.02.18г)
Показ настольного театра «Три медведя»
Д/и «Помоги козлятам найти дорогу к маме
Сочинение сказки детьми совместно с воспитателем
Д\и"Узнай сказку по иллюстрации"
Хороводная игра: «Заинька попляши"
Отгадывание загадок по сказкам
8 день (15.02.18г)
Тема: «Что за прелесть эти сказки!»
Беседа: «Что бы ты сделал, если бы у тебя была волшебная палочка?»
Чтение и рассказывание русских народных сказок, беседа по прочитанной сказке
Аппликация «Колобок»
Викторина по сказкам «Отгадай сказку»
Театрализованные представления посредством пальчикового театра по сказке «Рукавичка»
Игра для развития речи: «Кто как кричит?»
Взаимодействие с родителями:
Консультация «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»
9 день (16.02.18г)
Беседа «На кого из сказочных героев я похож»
Рассказывание сказок, используя мнемотаблицы.
Д. И «Из какой сказки пришёл герой (героиня?»
Рассматривание репродукций картин В. Васнецова «Алёнушка», «Иван-царевич на Сером волке
Показ воспитателем театра по сказке : «Заюшкина избушка» .
Взаимодействие с родителями:
Консультации «Сказка в жизни ребенка»
10 день (17.02.18г)
Тема: «Русские народные сказки»
Чтение пословиц, поговорок о русском быте, гостеприимстве.
Чтение художественной литературы: «Петушок – золотой гребешок» (сравнение с сюжетом сказки «Кот, Петух и Лиса») «Гуси-лебеди»
Настольная игра «Домик для репки»
Оформление выставки результатов совместного творчества
Д\И «Кто в теремочке живет»
3 этап – заключительный.
Обобщение опыта по теме проекта «Наши любимые сказки».
Защита проекта «Наши любимые сказки».
Презентация проекта.
Проект был реализован с 5 февраля по 17 февраля 2018 года. В проекте приняло участие 25 родителей и 25 детей.
По результатам проекта мы можем сделать следующие выводы:
Что главное предназначение сказок – поведать ребёнку об устройстве мира, о том, по каким законам осуществляется жизнь в обществе. Другими словами, сказки готовят ребёнка к будущей взрослой жизни. Кроме того, сказки формируют нравственные ориентиры, прививая ребёнку представления о хорошем и плохом, о добре и зле.
«Проживая» сюжет сказки, ребенок развивается эмоционально, учится сопереживать, радоваться, огорчается вместе с героями, ищет выход из проблемных ситуаций. Выходит, что чтение сказок для ребёнка – это не просто отдых, это обучение в школе жизни. У родителей появился интерес к чтению детям сказок,они стали серьезно и с ответственностью подходить к сказкам в жизни детей.
Совместные творческие задания для родителей и детей способствовали укреплению взаимоотношений в семье.
Заключение:
В процессе реализации проекта была создана благоприятная среда, позволяющая расширить знания детей о разных видах сказок, и театрализованной деятельности
Детям была интересна и близка тематика проекта, поэтому они с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях; любят слушать сказки в исполнении педагога, с удовольствием рассматривают иллюстрации в книгах. В самостоятельной игровой деятельности разыгрывают знакомые сказки с помощью игрушек, различных видов театра, некоторые воспитанники придумывают новые, свои сказки. Дети стали дружнее: чаще приходят друг другу на помощь.
Дети познакомились со сказками, научились распознавать сказочных героев по иллюстрациям, во время дидактических игр дети закрепили знания цветов, счет до четырех, дети научились отображать прочитанное в творческих работах.
Использование сказки способствовало совершенствованию звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности, творческому развитию детей, эмоциональной отзывчивости. расширению словарного запаса.
Проведённое в данном проекте исследование подтверждает, что систематическое привлечение сказки в педагогический процесс может быть важнейшим источником и резервом успешного речевого и эмоционального развития старшего дошкольника.
Родители поддержали педагогов, проявили инициативу и творчество в изготовлении тематического альбома «Герои наших любимых сказок» (совместно с детьми, приняли активное участие в наполнении развивающей среды в группе, в обсуждении вопросов о детском чтении.
Таким образом, проделанная в ходе проекта работа, дала положительный результат не только в познавательном, речевом, но и в социальном развитии детей; а так же способствовала возникновению интереса и желания у родителей принять участие в проекте «Наши любимые сказки», сблизила детей, родителей и педагогов нашей группы
Приложение 1
Анкета
«Значение театра в жизни дошкольника»
Уважаемые родители!
Цель нашей анкеты – выяснить Вашу заинтересованность в вопросах организации театрализованной деятельности детей. Ваши искренние и полные ответы позволят нам, воспитателям, найти пути для установления более тесного сотрудничества с Вами в данной области.
Прочтите вопросы и подчеркните один или несколько вариантов ответов, которые соответствуют Вашему мнению и семейным особенностям воспитания.
1. Фамилия и имя Вашего ребёнка___
2. Нужна ли театрализованная деятельность для гармоничного развития вашего ребёнка?
Да
Нет
3. Какие качества, по Вашему мнению, с помощью театра можно развить у ребёнка?
- художественный вкус;
- творческие способности;
- мышление;
- воображение и фантазию;
- речь;
- уверенность в себе;
- нравственные качества (доброта, трудолюбие, щедрость и др.)
Другое___
4. Помогут ли эти качества в учебной деятельности ребёнка в школе? Каким образом?___
___
4. Посещаете ли Вы с ребёнком театры? Какие?___
___
5. Любимый спектакль и сказочный персонаж Вашего ребёнка?___
6. В роли какого героя Вы представляете Вашего ребёнка? Почему?___
___
7. Согласитесь ли Вы принять участие в музыкально-театрализованном представлении в детском саду?
Да
Нет
8. Если да, то какую роль хотели бы сыграть?___
9. Какую помощь Вы можете оказать при подготовке театрализаций в детском саду?
- шить костюмы;
- изготавливать атрибуты;
- рисовать декорации;
- фотографировать;
- снимать на видео;
- играть на музыкальных инструментах;
- петь;
- помочь в техническом оснащении спектакля (свет, звук и др.);
- ничем;
Другое___
10. Ваши предложения___
___
Благодарим за сотрудничество!