Светлана Морозова
Проект «Наш веселый огород»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение.
Актуальность.
Как известно, «самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам». Именно в дошкольном возрасте закладываются позитивные чувства к природе, её удивительным явлениям, открывается многообразие растительного мира, впервые осознается роль природы в жизни человека, закладывается культура экологического воспитания.
Наши дети захотели сами устроить огород, где они смогут посадить и вырастить овощи, ухаживать за ними.
Публикация «Проект „Наш веселый огород“» размещена в разделах
Это даст возможность общаться с природой, наблюдать «живое», прилагая свои усилия получить урожай. Дети получат конкретные представления об их росте и развитии. В процессе ухода за растениями у них выработаются умения правильно пользоваться простейшими орудиями по обработке почвы, сформируется бережное отношение к природе. Дети в группе станут основными хозяевами огорода : в течение 2 месяцев они будут знакомиться с огородными культурами, с историей их происхождения, с этапами их роста и созревания, с их значением в нашем рационе, отразят свои впечатления в журналах наблюдений.
Поймут они и то, насколько сложен и ответственен труд земледельца, станут уважительно и бережно относиться к тому, что создано этим трудом. Одновременно отметим и радость этого труда на земле, понять которую ребенок сможет только тогда, когда сам добьётся результата и угостит всех, например, зеленым луком.
Так воспитываются и навыки экологической культуры. В дошкольном возрасте закладывается позитивное отношение к природе, к труду, к себе и окружающим людям.
Тема проектной работы Создание небольшого огорода на подоконнике.
Название проектной работы «Наш веселый огород»
Участники проектной работы : дети, их родители и педагоги старшей группы.
Руководители проекта воспитатели Веселкова М. В., Морозова С. А
Проект средней продолжительности (март – май)
Тип проекта : познавательно-исследовательский с элементами творчества.
Вид проекта : фронтальный.
Алгоритм работы по проекту
1 шаг – определить продукт проекта – (практическая часть)
- найти все, что нужно для создания огорода : подходящее место, семена, почву, инвентарь и прочее.
- вырастить овощи.
2 шаг – определить какую информацию следует отыскать и как это сделать- (познавательная часть)
- узнать, как сделать огород на окне;
- рассмотреть полезные книги и журналы
- попросить о помощи родителей и воспитателей;
3 шаг – определить способ презентации продукта проекта. (образовательная часть)
- научиться рассказывать о своих исканиях, о сотрудничестве с другими участниками проекта, оценивать собственный вклад в общее дело.
4 шаг – понять, как человек должен относиться к природе (определить, как изменится отношение к миру - формирование мировоззренческой позиции детей);
Цель работы глазами детей:
- вырастить на окне лук, фасоль и салат, чтобы «бедные инопланетяне» могли получить витамины
Цель работы педагогическая: посредством создания мини-огорода на подоконнике формирование у дошкольников целостной картины мира и интереса к исследовательской деятельности.
Педагогические задачи
1. Познавательные:
- расширить знания детей о культурных растениях и особенностях их выращивания;
- обобщить представления детей о необходимости и роли почвы, света, тепла, влаги для развития растений; о труде человека.
2. Практические:
- привить трудовые навыки ухода за растениями;
-- развить у детей навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми;
- стимулировать развитие инициативности и самостоятельности ребёнка;
- обогатить словарь и речь ребенка;
- научить заполнять дневник наблюдений за растениями.
3. Образовательные:
- развить умение наблюдать, выделять явления и предметы из окружающего пространства по определённым признакам;
- обогатить опыт исследовательских действий;
- заложить основы естественно - научного мышления;
- развить умение видеть и чувствовать красоту природы, способствовать развитию творческих способностей у детей, поощрять разнообразие детских работ, вариативность выражения отношения к происходящему.
4. Мировоззренческие:
- развить чувство ответственности за состояние растений на опытническом огороде (полив, рыхление, прополка сорняков);
- привить трудолюбие, бережное отношение к результатам своего и коллективного труда;
- сформировать у детей понятия о взаимосвязи природы и людей: люди сажают растения, ухаживают за ними, выращивают овощи, обеспечивают себя и других продуктами;
- воспитать у детей положительное отношение к миру природы, желание сохранить ее.
Ожидаемые результаты глазами детей:
- взрослые помогут нам подготовить все, что нужно, подскажут, как ухаживать за растениями;
- мы посадим лук, салат и фасоль, будем ухаживать за ними и вырастим урожай;
- мы угостим бедных инопланетян овощами и научим их сделать свой огород.
Ожидаемые результаты проектной работы :
- дети получат новые знания о культурных растениях и условиях, в которых получат урожай;
- дети приобретут навыки труда и коллективной деятельности, обогатят свою речь;
- дети обретут свой исследовательский опыт, научатся извлекать максимум информации из своих наблюдений, по-новому мыслить;
- дети обогатят творческие способности, научатся самовыражению в работах;
- в сознании детей сформируются представления о картине мира, в центре которой неразделимая связь природы и человека.
Оборудование: лотки, земля, семена, совочки, палочки для рыхления, лейки, игрушки для оформления огорода; лупы, все для творческих работ в дневниках наблюдений; игрушки для инсценировки.
Основная часть.
1 Подготовительный этап проекта.
Целеполагание.
В качестве проблемной ситуации слушаем и анализируем сказку «Витамины для инопланетян». Что могло бы помочь героям сказки? Осмысление проблемы. Ответим на вопросы: «Зачем мы собираемся делать огород?», «Что для этого следует сделать?» (определим цели и постановку задач).
Ответив на вопрос: «Как это делать?» найдем способы, методы, которые помогут решить задачи. Вопрос: «Чего хотим добиться?» поможет представить ожидаемый результат. Выбираем название нашего проекта и решаем, что нам необходимо приготовить для работы, и кто бы мог нам помочь.
Итак, в течение 1 недели подготовительного этапа выполняются пункты:
1. Определение цели и задач проекта,
2. Сбор информационного материала необходимого для реализации работы.
3. Беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях)
4. Составление плана работы над проектом.
5. Разработка конспекта занятий, презентаций по планируемой теме.
6. Организация предметно – развивающей среды по теме проекта.
7. Изготовление с детьми табличек- указателей с названиями растений для наших грядок.
8. Изготовление табличек-алгоритмов для работы на нашем огороде.
9 Сбор художественной литературы (стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки об овощах).
10. Взаимодействие с семьей. Сбор семян, необходимых для посадки. Совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта. Приобретение необходимого оборудования.
2. Основной этап (или этап реализации проекта).
проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, опыты, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение) 2-8 неделя
Формы и методы работы с детьми.
Коммуникация.
Составление рассказов по темам: «Весна на огороде», «Откуда берется растение», «Как я помогаю на огороде»;
разучивание пословиц и поговорок о труде: сказки об огороде, их драматизация.
Познание
НОД «Насекомые - помощники», НОД «Что подсолнушку надо»; Беседа «Что такое черенки».
Рассматривание семян растений; наблюдение за рассадой; наблюдение за ростом и развитием растения;
Чтение художественной литературы Стихотворения: С. Виталий «Огород», М. Пожарова «В огороде»,Т. Шорыгина «Щедрый урожай» (заучивание) С. Сирена «Огород», О. Емельянова «Что растет на огороде»,С. Полякова «В огороде» (заучивание, Дж. Родари «Чиполлино»;
Разгадывание загадок, об овощах и фруктах.
Социализация
Дидактические игры: «Собери растение», «Что за чем», «Инструменты садовника». Сюжетно-ролевые игры: «На даче», «В магазине», «Поливаю огород», «Засолка на зиму». «Готовь борщ, вари компот – гости на пороге»
Продуктивная деятельность
Аппликация
«Компот для гостей»; «Корзина с овощами»; «Консервируем овощи».
Лепка
«Декоративное панно» (коллективная работа); «Наши корнеплоды»; «Насекомые помощники». «Наши гости – инопланетяне».
Рисование.
«Угощение друзьям-инопланетянам»; «Огородные цветы» (нетрадиционная техника); «Овощи» (рисование с натуры, «Мое любимое растение», «Я на огороде»;
Безопасность
«Правила работы с инструментами»; «Про панамку не забудь», «Чистота – залог здоровья».
Труд
Посадка лука разными способами (в бутылку, в стакан с водой, в почву).Посадка моркови на семена (черенки-пенечки) Посадка семян: укроп, салат. Проращивание семян фасоли с последующей высадкой. Высаживание рассады на грядку. Составление графика полива, рыхления огорода, организация дежурства, коллективные индивидуальные трудовые поручения.
Взаимодействие с родителями
1. Вовлечение родителей в проектную деятельность посредством информационного листа и индивидуальных бесед.
2. Подключение родителей к подготовке проектной работы (подготовительный этап).3. Приглашение родителей к участию в оформлении огорода. 4. Участие в тематическом мероприятии «Экологическая тропа». 5. Помощь в создании фотоальбома «Наш огород». 6. Участие в итоговом мероприятии «Как мы спасали инопланетян» (помощь детям в самопрезентации)
Продукты проекта
Мини-огород на подоконнике.. Групповая грядка на общесадовском огороде. Тематическое мероприятие «Путешествие по экологической тропе».Праздник урожая (осенью).Изготовление дневник наблюдений за растениями в виде фотоальбома «Наш огород». «Как мы спасали инопланетян» заключительное мероприятие с презентацией работы.
Заключение.
3. Завершающий этап проекта
Подведение итогов с участием родителей
«Как мы спасали инопланетян» заключительное мероприятие с презентацией работы.
Результаты проекта
Разработан и внедрен перспективный план работы с детьми и родителями по данной теме. Создан фотоальбом «Наш огород» (подготовка к посадке, посадка, наблюдение за ростом саженцев и результат – сбор урожая).Дети овладели трудовыми навыками по уходу за огородом; обогатили свои знания о нем. Детям привито бережное отношение к растительному миру и результатам личного и коллективного труда. У детей сформировались представления о взаимосвязи природы и человека, ценностное отношение к природе. Удалось организовать тесное сотрудничество с семьями воспитанников, проведено мероприятие «Путешествие по экологической тропе» с участием родителей и членов семей.
Вывод.
Работа дала хороший результат. Удалось достигнуть поставленной цели, решить намеченные задачи. Успешность проекта подтверждается тем, что можно отметить продуктивные попытки детей
а) в прогнозировании последующей деятельности,
б) в определении перспективы, создании плана действия, настрое осуществить его,
в) в желании найти и привлечь необходимые ресурсы,
г) оценить, что удалось, а что нет, получен ли результат, достигнута ли цель.
Особенно приятно, что получилось взаимодействие с семьями, остались приятные впечатления от сотрудничества.
Планы на будущее
Считаем, что следует продолжить работу в этом направлении в следующем году, т. к. дети должны закрепить свои достижения на более высоком уровне, использовать полученные знания и умения в будущем.
Использованная литература
1. Андреевская Е. Г. Экологические сказки. М. ,Паганель,2009.
2. Андреевская Е. Г. Экологическое образование и воспитание в дошкольных учреждениях. Москва 2010.
3. Ашиков В. И. ,Ашикова С. Г. Семицветик: программа и руководство по культурно -экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. –М. : издательство «Российское педагогическое агенство»,1997.–132с
.4. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми5-6 лет :практическое пособие для вос питателей и методистов ДОУ. – Воронеж :ТЦ «Учитель»,2002.–159с.
5. Иванова А. И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений» М. 2005г.
6. Комарова Н. Г., Грибова Л. Ф. «Мир, в котором я живу», М. 2006г.
7. Тимофеева Л. Л. «Ребенок и окружающий мир. Комплексные занятия в старшей группе».
8. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста». Санкт – Петербург. Детство – Пресс 2008г.