Наталья Куприяненко
Проект «Насекомые»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Насекомые».
(подготовительная группа №7 «Солнечные лучики»).
Проект проводится в рамках тематической недели
«Насекомые».
Кто питается травою,
Кто пыльцу с цветка снимает,
Кто коренья поедает.
Кто-то кровь употребляет,
Кто-то фрукты поглощает,
В общем разные бывают,
Публикация «Проект „Насекомые“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июнь 2020
Актуальность темы:
Насекомые являются одними из древнейших представителей животного мира нашей планеты. Они появились раньше, чем звери, птицы, рыбы. К тому же, насекомые – самые многочисленнее обитатели нашей земли. Существует около 5 000 разновидностей стрекоз, 20 000 кузнечиков,170 000 бабочек и моли, 120 000 мух, 360 000 жуков, и 110 000 пчел, ос и разновидностей муравьев, описанных до настоящего времени. Активно участвуя в круговороте веществ, насекомые играют глобальную планетарную роль в природе.
Человек в своей повседневной жизни и практической деятельности постоянно сталкивается с различными насекомыми. Одни из них имеют для него положительное, а другие отрицательное значение.
Любому человеку с детства известны такие типы насекомых как бабочки, пчелы, жуки, мухи, комары и многие другие. Каждый ребенок сталкивается с ними, выходя впервые в сад на прогулку. Пожалуй, это первые представители дикой природы, с которыми встречается в своей жизни малыш. Структура насекомого очень интересна маленькому ребенку, так как она разделена на три заметные части: голова, брюшко и грудь.
Каждое насекомое имеет три пары ног и одну, а иногда две пары крыльев. Также всем насекомым свойственны усики на голове, которые выполняют у них функции органов чувств.
Жизнь насекомых очень разнообразна и увлекательна для наблюдения, особенно приятно смотреть за такими насекомыми как пчелы и муравьи, деятельность которых, к тому же, являются полезной для человека.
Они привлекательны и удивительны, они малозаметны из-за своих крошечных размеров и разнообразны, наши знания о них, к сожалению, очень и очень скудны, но их влияние на нашу жизнь огромно - они насекомые.
Актуальность проекта:
Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплексу явлений. Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду, они должны понимать, что растения и животные зависят друг от друга и от среды обитания.
Участники проекта:
- Дети подготовительной группы «Солнечные лучики».
- Воспитатель: Куприяненко Наталья Ильинична.
- Родители.
Тип проекта:
краткосрочный, исследовательский, познавательно-речевой.
Длительность проекта:
с 30 апреля – 4 мая 2018г.
Цель проекта:
Формирование у детей общих представлений о строении и многообразии насекомых.
Задачи проекта:
- Расширять и систематизировать знания детей о насекомых, их строении, местах обитания, характерных особенностях.
- Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами живой природы.
- Развивать эмоциональную отзывчивость.
- Формировать навыки исследовательской деятельности.
- Закреплять представление о том, что в природе нет «ненужных» созданий, в ней всё целесообразно, всё находится в великом равновесии: вредные с нашей точки зрения насекомые являются пищей для птиц и некоторых животных, которые, в свою очередь, тоже играют роль в эволюции планеты.
- Развивать творческие способности, речь, мышление.
- Пополнять словарный запас.
- Развивать коммуникативные способности.
- Воспитывать любовь к природе и бережливого отношения к ней.
Образовательные области:
Познание, коммуникация, художественное творчество.
Задачи по работе с родителями:
- Привлечь семьи к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества.
Виды деятельности:
- Познавательно - исследовательская деятельность.
- Продуктивная деятельность.
- Беседы.
- Организованная деятельность.
- Дидактические игры.
Предполагаемый результат:
- Проявится ярко выраженный интерес к объектам природы - насекомым.
- Различают и называют насекомых.
- Узнали о пользе и вреде, которую насекомые приносят людям и растениям.
- Научатся составлять описательный рассказ о насекомом с использованием опорной схемы.
- Ребята будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к насекомым.
- Сформировано стремление к исследованию объектов природы, научились делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
- Уверенно называют и отличают характерные признаки разных насекомых.
- Сформировано представление о том, что нельзя делить насекомых на полезных и вредных, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.
- На основе проблемных ситуаций и вопросов будут иметь возможность проявить свое воображение, творчество, с опорой на полученные знания.
- Родители активно примут участие в педагогическом процессе и повысят свою компетенцию по данной теме.
Этапы проекта:
I. Подготовительный.
- Постановка цели и задач, приемов,
- предварительная работа с детьми и родителями,
- выбор и подготовка оборудования и материалов.
II. Поисково-познавательный.
- Поиск ответов на поставленные задачи, вопросы разными способами.
III. Обобщающий (заключительный).
- Обобщение результатов работы, их анализ, закрепление полученных знаний.
- Создание поделки из бросового материала на тему «Насекомые».
- Итоговое мероприятие – Викторина «Мир насекомых».
Ресурсы:
Информационные: демонстрационный материал, книги, интернет ресурсы, телевидение, игры, подборка загадок и пословиц по теме проекта.
Интеллектуальные: знания детей, родителей и педагогов, стихи о насекомых.
Материально-технические: фотоаппарат, компьютер, иллюстрации, книги.
План реализации проекта:
Деятельность педагогов: подводят к теме, принимают участие в распределении обязанностей, помогают, уточняют, проверяют, обобщают, контролируют, оценивают результаты проекта.
Деятельность детей: анализируют, сравнивают, выбирают, изучают, формулируют, рисуют, создают, контролируют, выполняют, оформляют, участвуют в оценке проекта.
Деятельность родителей:
Беседы с детьми.
Помощь в составлении рассказа на тему «Интересные факты из жизни
насекомых».
Помощь в создании поделки для макета «Мир насекомых».
I этап – подготовительный.
Цель.
- Изучение методической и специальной литературы по теме проекта.
- Подбор наглядного и демонстрационного материала, стихов, загадок, пословиц по теме проекта.
- Сбор информации о насекомых.
- Оснащение развивающей среды:
Подбор методической и художественной литературы:
Д. Мамин - Сибиряк «Сказка про Комара Комаровича — длинный нос и мохнатого Мишу — короткий хвост».
В. Зотов «Лесная мозаика».
И. Крылова басня «Стрекоза и муравей».
Стихи, загадки, скороговорки, пословицы, песни, частушки о насекомых.
К. Павлов сказка «Находка» (Познакомить детей с литературным произведением о пчеле).
Энциклопедии: «Всё о насекомых», «100 детских вопросов и ответов».
Подбор презентаций и мультфильмов:
Презентация «Насекомые» для дошкольников.
Презентация «Увлекательное путешествие в мир насекомых».
Презентация «Все о бабочках».
Презентация «Муравьи».
Презентация «Кое – что о пчелах».
Презентация «Кузнечик».
Мультфильмы: «Муха-Цокотуха», «Как муравьишка домой спешил», «Пчелка Майя», «Приключения кузнечика Кузи», «Сороконожка», «Муравьишка – хвастунишка».
Беседы:
«Осы и пчелы».
«Что вы знаете о насекомых?».
«Во что превратится гусеница?».
«Держитесь подальше от гусениц».
«Из жизни муравьев…»
Ситуативный разговор
«Почему нельзя ловить бабочек?».
«Живые опасности».
«Правила поведения при встрече с опасными насекомыми».
Пальчиковые игры:
«Пчелки».
«Улитка».
«Улей».
«Сороконожка».
«Божья коровка».
«Светлячок-червячок».
«Бабочка».
Подбор дидактических игр:
«Посчитай точки у божьей коровки».
«Бабочка и цветок».
«Кто где живёт?».
«Медведь и пчёлы».
«Угости насекомое».
«Узнай, чьё крылышко».
«Бывает – не бывает».
«Найди лишнего».
«Бабочка».
«Сложи картинку».
«Часть – целое».
«Карточная викторина».
«Лабиринт».
«Друзья спешат на день рождения к паучку».
«Найди 10 отличий».
Словесные игры:
«Что есть, чего нет».
«Как передвигаются насекомые».
«Чем питаются насекомые».
«Назови насекомое по описанию».
«Я знаю 5 названий насекомых».
«Подбери признак».
«Закончи предложение».
«Нелепицы».
Кроссворд «Насекомые», ребусы, головоломки.
Настольно-печатные игры:
Лото «Насекомые».
«Четвертый лишний».
«Божьи коровки».
«Паучок».
«Парные картинки».
«Домино».
Подвижные игры:
«Паук и мухи».
«Бабочка» (дети говорят и выполняют движения).
«Пчелы и медведь» (развитие физических качеств, двигательной активности).
«Летает, прыгает, ползает» (изображать способы передвижения насекомых).
«Поймай комара» (развивать ловкость, прослеживающие функции глаз).
«Поймай бабочку» (развитие физических качеств).
Психогимнастика «Бабочка и цыплята» (развитие выразительности движений, раскованности, групповой сплоченности).
Артикуляционная гимнастика «Оса».
Гимнастика для глаз «Стрекоза».
Релаксация под звуки природы.
Физкультминутка «Сороконожка».
Игра-перевоплощение «Если бы ты был бабочкой».
Зарядка для язычка
«Цветы и насекомые».
«Летняя прогулка».
Ситуации:
Что случилось бы, если…
1. «Исчезли совы?».
2. «Исчезли комары и мухи?»
Инсценировка басни «Стрекоза и муравей».
Итоговое мероприятие Викторина «Что мы знаем о насекомых».
Оформление родительского уголка:
Информация о проекте.
Рекомендации по теме проекта:
- Показать ребенку картинки с изображением насекомых.
- Рассказать об их внешнем виде, характерных особенностях, среде обитания.
- Задать вопросы ребенку: «Какие насекомые опасны для человека? Чем они питаются? Где живут?».
II этап - основной, практический.
Интеграция образовательных областей по теме «Насекомые».
Цель: Обогащение и закрепление у детей представлений о разнообразии насекомых, среде обитания, образе жизни.
Задачи:
Развивать у детей познавательный интерес.
Формирование представлений о приспособлении насекомых к среде обитания.
Формировать умение получать информацию из разных источников.
Углубление и систематизация знаний детей об экзотических насекомых.
Формировать изобразительные навыки (насекомое в движении, фон).
Воспитывать любознательность.
В течение всего проекта происходит интеграция образовательных областей.
Образовательная деятельность с детьми.
Образовательная деятельность с родителями.
Понедельник.
Беседа
«Что вы знаете о насекомых?».
Просмотр презентаций:
«Насекомые в природе».
«Насекомые – наши друзья».
НОД.
Окружающий мир
«Насекомые и цветы созданы друг для друга».
Художественно эстетическое развитие
Рисование «Волшебные бабочки».
Дидактические игры:
«Угости насекомое».
«Узнай, чьё крылышко».
Подвижные игры:
«Поймай бабочку» (развитие физических качеств).
Игра-перевоплощение «Если бы ты был бабочкой, пауком, кузнечиком».
Ситуация:
Что случилось бы, если… «Исчезли комары и мухи?».
Выставка книг в книжном уголке на тему
«Все о насекомых».
Просмотр мультфильма «Муха-Цокотуха».
Рассматривание альбома «Бабочки».
Центр художественного творчества. Задание «Дорисуй насекомое и раскрась».
Настольно-печатные игры:
Лото «Насекомые».
Привлечь родителей к совместному составлению творческих рассказов «Интересные факты о жизни насекомых».
Четверг
Беседа
«Из жизни муравьев».
Просмотр презентации «Муравьи».
Дидактические игры:
«Найди лишнего».
«Бабочка».
«Сложи картинку».
«Часть – целое».
НОД
Подготовка к обучению грамоте.
Окружающий мир «Муравьи – санитары леса».
Игровое упражнение «Загадки – движения».
Ситуативный разговор
«Живые опасности».
«Правила поведения при встрече с опасными насекомыми».
Пальчиковые игры:
«Сороконожка».
«Божья коровка».
Ситуация:
Что случилось бы, если… «Исчезли совы?».
Рассказывание и показ на фланелеграфе сказки «Сова».
Конструирование «Стрекоза».
Настольно-печатные игры:
«Парные картинки».
«Домино».
Центр художественного творчества
- Подготовить выставку, совместного творчества (рисунки, игрушки, фигурки насекомых из природного или бросового материала).
Пятница
Беседа
«Во что превратится гусеница?».
Презентация презентации «Все о бабочках».
НОД.
Чтение художественной литературы
«Синий махаон».
Конструирование «Бабочка».
Дидактические игры:
«Угадай и покажи».
Инсценировка басни «Стрекоза и муравей».
Словесные игры:
«Как передвигаются насекомые?».
«Чем питаются насекомые?».
Подвижные игры:
«Поймай комара» (развивать ловкость, прослеживающие функции глаз).
«Поймай бабочку» (развитие физических качеств).
Кроссворд «Насекомые».
Просмотр и обсуждение мультфильма «Приключения кузнечика Кузи».
Итоговое мероприятие Викторина – «Мир насекомых».
III этап - заключительный.
Цель: Обобщение знаний и представлений детей о насекомых, их среде обитания.
Продукты проекта:
Составление связных рассказов. «Интересные факты о жизни насекомых».
Выставка рисунков «Бабочки».
Итоговое мероприятие Викторина – «Все о насекомых».