Светлана Косицына
Проект «Народные промыслы России-матушки» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Народные промыслы России-матушки» в старшей группе
Вид проекта : творческий.
Продолжительность: краткосрочный
Участники: дети средней группы, воспитатели.
Публикация «Проект „Народные промыслы России-матушки“ в старшей группе» размещена в разделах
- Декоративно-прикладное творчество. Проекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Родина, Россия. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2021
Актуальность: В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. Через знакомство с народным декоративно-прикладным искусством, которое несет в себе национальные традиции, дошкольник соприкасается с жизнью народа, с тем, чем народ живет в прошлом и настоящем. Народное декоративно-прикладное творчество развивает образное мышление ребенка, фантазию, влияет на творческий процесс. Связанное с декоративным творчеством художественное слово только усиливает процесс формирования нравственно-патриотических чувств подрастающего поколения.
Цель: создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки совместного проекта, продолжить знакомство детей: с народными традициями и обычаями, с народным декоративно прикладным искусством.
Задачи проекта :
- Познакомить детей с народными промыслами;
- Содействовать развитию речи ребенка: обогащать словарь, повышать выразительность речи;
- Развивать индивидуальные эмоциональные проявления во всех видах деятельности; - Учить понимать образный смысл загадок.
- Осуществлять нравственное и эстетическое развитие личности ребенка;
- Развивать умение видеть красоту изделий прикладного творчества, формировать эстетический вкус;
- Развивать навыки художественного творчества детей.
Подготовка материалов:
• Подбор наглядных и дидактических материалов (тематические картинки, плакаты с элементами росписи) ;
• Подготовка презентаций по ознакомлению детей с народными промыслами;
• Подготовка картотеки хороводных и подвижных народных игр;
• Подбор произведений фольклора, стихов на тему народных промыслов;
• Подготовка материалов для организации творческой деятельности детей;
Предполагаемый результат:
Закрепление знаний и представлений детей о декоративно – прикладном искусстве; Развитие познавательных способностей, коммуникативных навыков; Развитие творческого воображения, творческого мышления; Заинтересованность и активное участие родителей в образовательном процессе детского сада; Умение детей ориентироваться в различных видах росписи. Умение детьми составлять узоры по мотивам народных росписей.
Подготовительный этап
• разработать план реализации проекта «Народные промыслы России – матушки»;
• подбор материала по пяти образовательным областям («Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие») для реализации проекта;
• подбор материала по взаимодействию с родителями;
План работы с детьми по осуществлению проекта «Народные промыслы России – матушки»
Познавательное развитие Формирование целостной картины мира
Тема: «Народные промыслы»
Цель: Развивать чувство прекрасного, воспитывать любовь к Родине, уважение к труду людей, создающих произведения искусств. Развивать способности различать стили в декоративном искусстве.
Источник: Конспект.
Рассматривание мебели, народной посуды, вышивки. Цель: развивать интерес к казачьей жизни и фольклору.
Беседа «Что такое народное декоративно-прикладное искусство» -уточнить представления детей о народном искусстве, его видах
Беседа «Русская народная игрушка»- знакомство с изготовлением игрушек (матрёшки, дымковские, богородские, тверские игрушки).
Беседа «Сине-голубая Гжель» - знакомство с гжельской росписью (просмотр слайдов)
Беседа «Жостово»- знакомство с производством подносов, росписью (просмотр слайдов)
Беседа «Золотая Хохлома»- продолжать знакомить с росписью предметов, элементами росписи (просмотр слайдов)
Беседа «Весёлый Городец»- продолжать знакомить с росписью предметов, элементами росписи (просмотр слайдов)
Рассматривание тематической папки «Народное искусство»
Настольно – печатные игры «Русские узоры»
Просмотр презентаций по теме проекта.
Дидактические игры
Д/игра «Собери гжельскую розу» «Угадай, какая роспись?» «Собери хвост птице гжельским узором»
Приобщать детей к истокам родного истинного русского народного творчества.
Закреплять умение составлять узоры по мотивам народных росписей. Побуждать к использованию для составления узора растительных элементов.
Закрепить представление о гжельской росписи. Учить создавать узоры на листах в форме птиц.
Развивать внимание, память, логическое мышление, воображение,
индивидуальные способности детей.
Речевое развитие
Чтение стихов: М. Г. Смирнова «Дымка», «Красная девица»; А. Дьякова «Весёлая дымка», Л. Гулыга «Пёстрый хоровод»; В. В. Гаврилова «Индюк», «Водоноска», П. Синявский «Хохломская роспись» «Гжель», Ю. Николаева «Чаша», В. Набоков «Хохлома».
Чтение отрывка из книги Н. Бедник «Хохлома» (об истории хохломской росписи).
Загадки:
1. Носят женщины, старушки,
Носят малые девчушки-
К уголочку уголок
Сложен красочный.
(платок).
2. Не страшны зимой морозы
Ни большим, ни маленьким.
Что нам зимушки угрозы-
Мы обуем.
(валенки).
3. Если маленький мороз-
Не хватает он за нос.
Как начнет мороз сердиться,
Мы наденем.
(рукавицы).
4. Мне в частушках подыграет,
Хоть и не гармошка.
За обедом в суп ныряет
Расписная.
(ложка)
5. Эту обувь не забыли,
Хоть давным-давно носили.
Влезут дети на полати,
У печи оставят …
(лапти)
6. Без нее в деревне скучно,
Вместе с ней поют састушки,
Пляшут Маша и Антошка
Под веселую …
(гармошку).
7. Как нужна она в лесу!
В ней грибы домой несу,
Полюбуйся на картину-
Белых целая.
(корзина).
8. Три струны, ее узнай-ка»
9. Любят девочки-подружки
С маком бублики и.
(сушки).
10. Выпускает жаркий пар
Древний чайник.
(самовар)
Доскажи пословицу:
• Скучен день до вечера. (коли делать нечего).
• Судят не по словам, а. (по делам).
• Не пеняй на соседа, когда. (спишь до обеда).
• Сделал дело. (гуляй смело).
• Делу — время. (потехе — час).
• Терпение и труд. (все перетрут).
• Хочешь есть калачи. (так не сиди на печи).
• Без труда не вытащишь. (и рыбку из пруда)
• Горька работа. (да сладок хлеб).
• Кто любит трудиться, тому. (без дела не сидится).
• Труд человека кормит, а. (лень портит)
Социально – коммуникативное развитие
Игра – лото «Русская посуда» Л. В. Коломийченко «Занятия для детей 5-6 лет по социально – коммуникативному развитию».
Сюжетно – ролевая игра «Магазин».
Цель. Расширять кругозор детей, продолжать знакомить с различными отделами в магазинах. Познакомить с магазином, в котором продают изделия народных мастеров. Закрепить действия продавца, покупателя, кассира. Закрепить знания о функционировании магазина.
Сюжетно-ролевая игра «Ярмарка»
Цель: Побуждать детей творчески использовать в игре знания о русских народных традициях;
Использовать игру для формирования новых интересов и способностей детей;
Способствовать сознательному отношению к соблюдению правил ролевого взаимодействия,
направляя внимание на качество исполняемых ролей;
Продолжать развивать самостоятельность в создании игровой среды, в соблюдении правил и норм поведения в игре;
Продолжать работу по обогащению словаря детей;
Развивать инициативу, организаторские и творческие способности детей;
Воспитывать доброжелательность между детьми, умение учитывать желание товарищей.
Художественно-эстетическое развитие
Лепка декоративная «Семеновская матрешка»
Источник: Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду».
Рисование:
Тема: «Роспись в стиле Хохлома»
Источник: Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду».
Раскраски «Гжель», «Хохлома».
Рисование:
Тема: «Роспись Семеновской матрешки»
Рисование:
Тема: «Городецкая роспись»
Лепка (пластилинография)
Тема: «Жестовский поднос»
Песня на мелодию р. н. п. «Ой, вставала я…»;
• «Незабудковая Гжель» муз. Чичикова, сл. П. Синявского;
• Р. н. хоровод «Выйду ль я на реченьку» обработка Ломовой;
• Частушки;
Физическое развитие
«ЛОВИШКА, БЕРИ ЛЕНТУ»
Задачи: учить детей бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу быстро. Развивать ориентировку в пространстве, умение менять направление.
Описание игры: дети строятся в круг, у каждого имеется цветная ленточка, заправленная сзади за пояс. В центре круга стоит Ловишка. По сигналу воспитателя: «Раз, два, три – лови!» дети разбегаются по площадке. Ловишка старается вытянуть ленточку. По сигналу: «Раз, два, три в круг скорей беги – все дети строятся в круг». После подсчета пойманных, игра повторяется.
Варианты: чертится круг в центре стоит Ловишка. По сигналу «Раз, два, три лови» дети перебегают круг, а Ловишка пытается схватить ленту.
«ГОРЕЛКИ»
Задачи: учить детей бегать в парах на скорость, начинать бег только после окончания слов. Развивать у детей быстроту движений, ловкость.
Описание игры: дети становятся в колонну парами. Впереди колонны на расстоянии 2-3 шагов проводится линия. По считалке выбирается Ловишка. Он становится на линию спиной к остальным детям. Все стоящие парами говорят:
«Гори, гори ясно,
чтобы не погасло.
Глянь на небо – птички летят,
Колокольчики звенят.
Раз, два, три – беги!»
С окончанием слов дети стоящие в последней паре бегут вдоль колонны (один – справа, другой - слева, стремясь схватиться за руки. Ловишка старается поймать одного из пары и соединить с ним руки.
Если ловящий успел это сделать, он образует с пойманным новую пару и становится впереди колонны, а оставшийся без пары становится ловишкой. Если Ловишка не поймал, он остаётся в той же роли.
Правила: во время произнесения слов Ловишка не оглядывается, ловить можно до того, как играющие возьмутся за руки.
«ГОРИ, ГОРИ ЯСНО!»
Описание игры: Количество игроков: четное. Играющие, выстраиваются парами друг за другом — в колонку. Игроки берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «ворота». Последняя пара проходит «под воротами» и становится впереди, за ней идет следующая пара. «Горящий» становится впереди, шагов на 5—6 от первой пары, спиной к ним. Все участники поют или приговаривают:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло!
Глянь на небо,
Птички летят,
Колокольчики звенят:
— Дин - дон, дин - дон,
Выбегай скорее вон!
По окончании песенки двое играющих, оказавшись впереди, разбегаются в разные стороны, остальные хором кричат:
Раз, два, не воронь,
А беги, как огонь!
«Горящий» старается догнать бегущих. Если игрокам удается взять друг друга за руки, прежде чем одного из них поймает «горящий», то они встают впереди колонны, а «горящий» опять ловит, т. е. «горит». А если «горящий» поймает одного из бегающих, то он встает с ним, а водит игрок, оставшийся без пары.
«ЛАПТА»
Материал: для игры нужны небольшой резиновый мяч и лапта – круглая палка (длиной 60 см, ручка толщиной 3 см, ширина основания 5–10 см). На площадке проводят две линии на расстоянии 20 м. С одной стороны площадки находится город, а с другой – кон.
Описание игры: участники игры делятся на две равные команды. По жребию игроки одной команды идут в город, а другая команда водит. Команда города начинает игру. Метальщик лаптой забивает мяч, бежит через площадку за линию кона и снова возвращается в город. Водящие ловят отбитый мяч и стараются запятнать бегущего. Они могут перебрасывать мяч друг другу, чтобы попасть в бегущего на более близком расстоянии. Если игрокам поля удается запятнать бегущего, они переходят в город. В ином случае игроки остаются на местах. Игра продолжается, мяч забивает второй игрок. По очереди все играющие бьющей команды выступают в роли метальщиков. Но не всегда игрокам удается сразу вернуться в город. В этом случае они ждут, что их выручат. Выручить может только тот, кто далеко отобьет мяч. Нередко случается и так, что тот, кто ударил по мячу, не смог сразу перебежать за линию кона. Он ждет, когда мяч забьет следующий игрок,– тогда за линию кона бегут два игрока. Может создаться более трудное положение, когда все игроки бьющей команды, кроме одного, находятся за линией кона, тогда игроку, который еще не бил, разрешают ударить трижды. Если он промахнется, то игроки города уступают свое место водящим.
Правила игры:
• подавальщики не должны переступать черту города.
• Тому, кто не может забить мяч лаптой, разрешается его бросать в поле рукой.
• Команда города переходит в поле, если все игроки пробили мяч, но никто не перебежал за линию кона.
• Тот, кто подает, не имеет права, ловя брошенный ему мяч, выбегать за свою черту.
• Если подающий не поймал на лету возвращенный ему мяч, то он берет его и начинает подавать снова. В начале игры можно поставить условие, что игра считается законченной, если один из играющих набрал десять очков, т. е. десять раз отбил мяч так, что его никто не поймал.
Вариант: переменки. На площадке проводится черта. За эту черту становятся двое из играющих. Один из них (подающий) подбрасывает мяч, а другой отбивает его лаптой. Остальные участники игры, стоя в разных местах, ловят мяч на лету. Тот, кому удается поймать мяч на лету, идет отбивать его, а тот, кто отбивал раньше, переходит к ловящим. Если никто не поймает мяч, то его берет тот из играющих, к которому он упал ближе, и возвращает его подающему. Если подающий поймает его на лету, то начинает отбивать мяч, а подающим становится тот, который удачно бросил ему мяч. Тот, кто раньше отбивал, идет к ловящим.
«Воротца»
Цель игры: закреплять ходьбу парами, воспитывать организованность и коллективизм. Игроки шагают по площадке в колонне по два. По команде «Стоп!» останавливаются, поднимают сцепленные руки вверх, образуя воротца. Первая пара поворачивается кругом, пробегает под воротцами, становится последней, говоря «Готово!». По этому сигналу дети опускают руки и продолжают ходьбу.
Мероприятия по работе с родителями:
• Консультации для родителей «Что такое традиционная культура?» А. Я. Чабан, Л. Л. Бурлакова «Знакомим дошкольников с народной культурой;