Юлия Белова
Проект для детей 6–7 лет «Народные промыслы»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №32
Педагогический проект
ПО ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ «НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ»
Подготовительная группа 6-7 лет
Белова Юлия Александровна,
воспитатель МБДОУ д/с № 32
Кстово, 2022 г.
Темочки:
- Декоративно-прикладное творчество. Проекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Подготовительная группа
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
«Искусства изобразительные и прикладные таят в себе огромные возможности для развития творческого потенциала, фантазии и интуиции, для ощущения ребенком радости ручного труда как творчества».
Б. М. Немецкий.
Актуальность проекта : В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. Культурное наследие народа – огромное богатство, которым каждому ребенку нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы сохранить и приумножить. Необходимо посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре.
Участие детей в проекте, поможет максимально обогатить и обобщить их знания и представления о старинных русских народных промыслах «Дымковская игрушка», «Гжель», «Хохлома». Будет способствовать становлению национального самосознания детей, ощущения принадлежности их к культуре русского народа, будет воспитывать познавательный интерес к культуре русского народа, чувство восхищения результатами творчества русских народных умельцев.
Изобразительная деятельность, сама по себе, увлекательная деятельность, которая удивляет и восхищает детей, доставляет им много радости, которая создает положительный настрой на жизнь. Она даёт возможность детям думать, пробовать, искать, экспериментировать и главное - самовыражаться. Освоение видов техник декоративно – прикладного искусства «пластилинография», лепка из глины и роспись – это толчок к развитию художественного вкуса, творческих способностей, воображения, наблюдательности, зрительного восприятия, памяти, образного и ассоциативного мышления. А ещё это возможность проявлять самостоятельность, инициативу, выражать свою индивидуальность и творческую активность. Таким образом, участие детей в данном
проекте актуально и благоприятно скажется на развитии творческих способностей детей и становлении национального самосознания.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №32
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА
«НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ»
Авторы проекта : воспитатель Белова Ю. А.
Продолжительность проекта : краткосрочный.
Тип проекта : познавательно-творческий, групповой.
Участники проекта : дети подготовительной группы, воспитатели, родители.
Возраст детей : 5-7 лет.
Цель проекта : формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами русского народа и организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности.
Задачи проекта
Для детей :
• продолжать знакомить детей с изделиями народных промыслов, закрепление и углубление знаний о видах росписи;
• развитие навыков художественного творчества детей;
• развитие индивидуальных эмоциональных проявлений во всех видах деятельности;
• развитие умения видеть красоту изделий прикладного творчества, формирование эстетического вкуса;
• осуществление нравственного и эстетического развития личности ребенка;
• содействовать развитию речи: обогащение и активизация словаря, повышение его выразительности, развитие навыков речевого общения в совместной деятельности.
Для педагогов:
• обеспечение реализации воспитательных, развивающих и обучающих задач через освоение детьми образовательных областей;
• сбор, систематизация и обобщение теоретического, методического и практического материала по данной теме;
• создание условий для самостоятельной и совместной со взрослыми деятельности детей в рамках реализуемого проекта;
• создание интереса к теме у родителей и педагогов через использование электронных образовательных ресурсов в коррекционно-образовательном процессе (компьютерные презентации в Power Point);
• установление доброжелательных взаимоотношений педагогов, специалистов ДОУ и родителей в процессе разработки и реализации проекта;
Для родителей:
• привлечение к проблеме художественно-эстетического воспитания детей, используя консультирование, стенды, презентации;
• стимулирование творческой активности родителей через участие в мероприятиях, выставках и досугах;
• установление партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания, обучения и коррекции детей.
Форма проведения итогового мероприятия проекта : Итоговая викторина «Ярмарка народных умельцев»
Продукты проекта
Для детей :
• рисунки «Народные промыслы»
• альбомы «Народные промыслы»
Для педагогов:
• презентация проекта «Народные промыслы»
Для родителей:
• стенды, выставка работ.
Ожидаемые результаты по проекту
Для детей :
• Знание детьми различных видов декоративно-прикладного искусства: дымковской игрушки, хохломской, гжельской росписи.
• Умение детей ориентироваться в различных видах росписи.
• Умение детьми составлять узоры по мотивам народных росписей.
Для педагогов:
• систематизация и обобщение материала по данной теме;
Для родителей:
• осознанный интерес родителей к проблеме художественно-эстетического воспитания детей.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №32
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
«Народные промыслы»
Автор проекта :
Белова Ю. А.
Этапы проекта Действия
педагогов Действия
детей Действия
членов семьи
Подготовительный
(проблема, планирование,
прогнозирование результатов / продуктов проекта) Планирование всего проекта;
Подбор теоретического и методического материала по данной теме;
Разработка стендов для родителей;
Подбор и систематизация дидактических, настольно-печатных, сюжетно-ролевых игр, атрибутов;
Составление сценария
итогового досуга.
Дети знакомятся с различными видами росписей при изучении тем «Дымковская игрушка», «Гжель», «Хохлома». Родители обобщают свои знания и сведения с помощью педагогов: консультация для родителей, стенд по теме «Народные промыслы»
Деятельностный
(образовательная деятельность
по проекту, поэтапная
оценка) Проведение ООД с детьми (с учетом календарного планирования, проведение бесед, сюжетно-ролевых, дидактических, настольно-печатных игр.
Выполнение работ детей на заданную тему в рамках различных видов деятельности: изодеятельность, речевая, познавательная деятельность и т. д. Беседы на заданную тему, рассматривание альбомов и предметов с росписями.
Активное участие в сюжетно-ролевых играх «Магазин» и др. Рассказы родителей детям о народных умельцах, беседы на тему «Народные промыслы».
Совместное с детьми изготовление работ по проекту.
Завершающий
(презентация продуктов проекта
и рефлексия – размышления над новым знанием или опытом) Проведение итогового развлечения по теме «Ярмарка народных умельцев».
Подведение итогов реализации
проекта в виде выставки рисунков.
Обобщение материалов в виде презентации проекта
Участие в итоговом развлечении, в выставке детских работ.
Оформление работ. Участие в выставке детских рисунков.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №32
СИСТЕМНАЯ ПАУТИНКА ПО ПРОЕКТУ
«Народные промыслы»
Автор проекта : Белова Ю. А.
1-ая неделя – «Дымковская роспись»
с 31.01.2022 по 04.02.2022
Направления развития Содержание работы
Социально-коммуникативное развитие Развитие интереса детей к народному промыслу – дымковской росписи. Развитие общения и взаимодействия детей со взрослыми и сверстниками через беседы, сюжетно-ролевые игры и совместную деятельность.
Сюжетно-ролевые игры: «Магазин посуды».
Познавательное развитие Формирование и обобщение представлений детей о дымковской росписи.
Ознакомление с окружающим миром «Дымковские игрушки»
Отгадывание загадок.
Называние, подбор, счет и уравнивание дымковких игрушек на занятиях по формированию элементарных математических представлений.
Настольно-печатные, дидактические игры «Сложи узор».
Речевое развитие Беседы по теме; заучивание стихов о Дымкове, русских потешек, которыми можно озвучить дымковские игрушки; речевые игры «Кому что нужно?», «Кто что делает?».
Художественно-эстетическое развитие Рисование «Составление дымковских узоров»; «Роспись дымковской игрушки».
Аппликация «Дымковская слобода» (коллективная работа).
Лепка по мотивам дымковской игрушки «Индюк».
Чтение художественной литературы.
Разбор и разучивание пословиц и поговорок о дымковской росписи.
Физическое развитие Пальчиковая гимнастика
Речь с движением
2 неделя – «Гжель»
с 07.02.2022 до 11.02.2022
Направления развития Содержание работы
Социально-коммуникативное развитие Развитие интереса детей к народным промыслам – гжели через тематические беседы, рассматривание альбомов и посуды с этой росписью.
Развитие общения и взаимодействия детей со взрослыми и сверстниками через беседы, сюжетно-ролевые игры и совместную деятельность.
Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Магазин».
Познавательное развитие Формирование и обобщение представлений детей о гжели на занятии по ознакомлению с окружающим; беседа «Русские народные керамические промыслы».
Отгадывание загадок.
Называние, подбор, счет и уравнивание гжельской посуды на занятиях по формированию элементарных математических представлений.
Настольно-печатные, дидактические игры «Чудо - узоры» и т. д.
Речевое развитие Беседы по теме; речевые игры «Придумывание сказки о гжельской розе» на занятии по развитию речи.
Художественно-эстетическое развитие Лепка «Гжельский чайник».
Рисование элементов гжельских узоров, «Гжельский чайник».
Аппликация «Цветы гжели».
Чтение художественной литературы «Синие птицы по белому некбу» П. Синявского; Н. Савченко, «Взял мастер в руки кисть».
Разбор и разучивание пословиц и поговорок о гжельской росписи ( например: Не то дорого, что красного золота, а то, что мастера доброго).
Физическое развитие Пальчиковая гимнастика «Синие цветочки»
Речь с движением «Орнамент»
3 неделя – «Хохлома»
с 14.02.2022 по 18.02.2022
Направления развития Содержание работы
Социально-коммуникативное развитие Развитие интереса детей к жизни и труду народных мастеров.
Развитие общения и взаимодействия детей со взрослыми и сверстниками через беседы, сюжетно-ролевые игры и совместную деятельность.
Сюжетно-ролевые игры «Семья» и др.
Познавательное развитие Формирование и обобщение представлений детей о народном промысле «Золотая хохлома» на занятии по ознакомлению с окружающим;
Отгадывание загадок.
Называние, подбор, счет и уравнивание хохломских изделий на занятиях по формированию элементарных математических представлений.
Настольно-печатные, дидактические игры, пазлы «Народные промыслы» и др.
Речевое развитие Беседа «Золотая хохлома», речевые игры «Что из чего», «Сложи узор» и др.
Художественно-эстетическое развитие Рисование «Хохломские ложки»; «Роспись вазы хохломским узором».
Коллективная аппликация «Декоративное панно».
Чтение художественной литературы: стихотворение «Здесь посуда знатная…».
Разбор и разучивание пословиц и поговорок о хохломе (например, «Красна птица опереньем, а человек уменьем» и др.)
Физическое развитие Пальчиковая гимнастика «Пальчики»
Речь с движением «Хохлома»
Выводы по проделанной работе
В ходе проекта «Народные промыслы» и итогового досуга «Ярмарка народных умельцев» у детей развились такие качества, как: эстетический вкус, умение определять виды промыслов, умение создавать рисунок, используя цветовое сочетание. Самостоятельно выбирать элементы орнамента при создании композиции. Проект позволил расширить и углубить знания и использовать приобретенные навыки и умения в повседневной жизни и выполнении продуктивной деятельности.