Александра Заболотских
Проект «Народное искусство и культурное наследие г. Полевской»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательный проект
«Народное искусство и культурное наследие г. Полевской»
Заболотских Александра Юрьевна,
учитель английского языка
МАОУ «Политехнический лицей № 21
«Эрудит» г. Полевской, Свердловская обл.
Пояснительная записка
Тема: «Народное искусство и культурное наследие г. Полевской».
Тип проекта: познавательно-творческий.
Продолжительность: краткосрочный.
Возраст детей: младший школьный возраст (обучающиеся 1-4 классов)
Публикация «Проект „Народное искусство и культурное наследие г, Полевской“» размещена в разделах
Участники проекта: обучающиеся начальной школы, классные руководители, родители.
Актуальность: 2022 год в Российской Федерации был объявлен годом культурного наследия народов России. Исходя из Указа Президента РФ В. В. Путина: «[Решение было принято] в целях популяризации народного искусства и сохранения культурных традиций, памятников истории и культуры, этнокультурного многообразия, культурной самобытности всех народов и этнических общностей».
Таким образом В. В. Путин обратил внимание на важность вопроса о сохранении и передаче культурного наследия современному поколению. Ведь именно культурное наследие определяет нас, наш народ, рассказывает нашу историю. По определению, народное творчество – это «художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах». И исходя из этого, можно сказать, что людям важно сохранить в памяти народные традиции, передавать культуру. Ведь каждый из нас является представителем той или иной культуры, входящей в состав такой огромной страны как Россия.
Таким образом, актуальностью является то, в современном мире важно передавать народные традиции, приобщать современное общество к народной культуре, ведь именно через знания своей истории и культурных ценностей мы можем воспитать уважение и любовь к своему народу, к своей малой родине и, соответственно, к целой стране.
В настоящей действительности стало модно обращаться к фольклору. Это изучение самих традиций и обрядов, знакомство с художественным, декоративно-прикладным и музыкальным искусством и именно это понятно для младшего поколения. Поэтому для школы важно приобщить ребенка к совей истории, к своему началу, воспитать гражданина своей страны, сформировать патриотические чувства как к своей малой родине, так и ко всей стране. И именно народное искусство, может увлечь ребенка и рассказать о бытности, истории и духовной жизни нашего народа.
Цель: Формирование патриотических чувств младшего школьника через приобщение его к народной культуре и знакомство с культурным наследием его малой Родины.
Задачи:
1. Познакомить младших школьников с традициями, обычаями и народным искусством. В частности, г. Полевского.
2. Расширить знания о жизни местного народа на основе сказок П. П. Бажова.
3. Познакомить с работами местных деятелей искусства.
4. Расширить представления о русском народном костюме и игрушках.
5. Воспитывать любовь к своей малой Родине, формировать чувство гордости за нашу страну.
6. Формировать желание познавать и передавать традиции и обычаи, формировать чувство причастности к культуре совей страны.
7. Подготовить выставку детских работ по мотивам сказов П. П. Бажова.
Ожидаемые результаты
1. Знакомство с народным искусством, культурными традициями и обычаями России. Особенности традиций и обычаев в г. Полевском.
2. Пополнение знаний о жизни П. П. Бажова и его сказов.
3. Художественное просвещение младших школьников, знакомство с современными местными деятелями народного искусства.
4. Получение знаний об особенностях национального костюма и игрушек, научатся создавать их своими руками.
5. Знакомство с народными забавами и играми.
6. Организация выставки детских работ.
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный.
2. Основной.
3. Заключительный.
1 этап: Подготовительный
На данном этапе:
1. Определена тема проекта.
2. Постановка цели и формулирование задач проекта.
3. Составление плана работы.
4. Подбор необходимой художественной и дидактической литературы.
5. Подготовка интерактивных презентаций, иллюстраций и раздаточного материала.
2 этап - основной
Основной этап проекта включал в себя проведение комплекса мероприятий по выбранной теме: «Народное искусство и культурное наследие г. Полевской».
Познавательное развитие
Задачи:
1. Познакомить с младших школьников с русскими традициями и обычаями. Рассказать о особенностях народной культуры в г. Полевском.
2. Познакомить с произведениями П. П. Бажова.
3. Научить восприятию художественной литературы и фольклора.
4. Формировать заинтересованность при изучении народного искусства.
5. Развивать активность.
Предполагаемые мероприятия:
1. Проведение классных часов на темы: «Традиции и обычаи народов России», «Народный костюм», «Русская игрушка».
2. Проведение литературного часа: «Сказы П. П. Бажова»
Социально-коммуникативное развитие
Задачи:
1. Уточнить и закрепить знания младших школьников об обычаях и традициях.
Предполагаемые мероприятия:
1. Викторина: «Культура моего народа»
Художественно - эстетическое
Задачи:
1. Развивать интерес к народной культуре.
2. Воспитывать эстетический вкус младших школьников.
3. Способствовать развитию творческого мышления.
4. Закрепить знания о народном костюме.
5. Создание куклы в народном костюме.
Предполагаемые мероприятия:
1. Посещение выставки «Бажов вдохновляет».
2. Посещение литературного проекта «Бажовские вечера».
3. Посещение мастер-класса по изготовлению народной куклы.
4. Создание выставки детских работ «По сказам Бажова».
Физическое развитие
Задачи:
1. Познакомить младших школьников с народными играми.
2. Развивать двигательную активность.
Предполагаемые мероприятия:
1. Игры на поляне «Русские народны игры»
Работа с родителями:
1. Анкетирование «Народное искусство и культурное наследие»
3 этап - Заключительный этап
1. Выставка «П. П. Бажов – культурное наследие Полевского».
2. Систематизация материалов.
3. Подготовка презентации по передачи опыта.
Список использованной литературы
1. Указ Президента Российской Федерации о проведении в Российской Федерации года культурного наследия народов России.
2. Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению. От аллегории до ямба. — М. : Флинта, Наука. Н. Ю. Русова. 2004.
3. "Русский народ. Книга 1: Праздники, обряды и обычаи. " Издательство: Белый город, 2004 г. Серия: Русский народ
4. "Полевской -2018. 300 сюжетов из жизни города" Автор: Огоновская Изабелла Станиславовна. Редактор: Черняк Е. В. Издательство: Сократ, 2018 г.
Приложение 1
Анкета для родителей «Народное искусство и культурное наследие России»
1. Беседуете ли вы с ребенком на тему родина?
2. Является ли эта тема важной для вас?
3. Знакомы ли вы с обычаями и традициями народа России?
4. Знаете ли вы особенности традиций и обычаев нашего города?
5. О каких известных деятелях г. Полевского вы знаете?
6. Знакомили ли вы ребенка с историей нашей страны и нашего города?
7. Если ли в вашей семье традиции?
8. Посещаете ли вы с ребенком музеи, выставки, концерты? Как часто?
9. Бываете ли вы с ребенком в наших музеях и выставках?
Приложение 2
Народные игры
«Тетёра»
Тетёра шла,
Моховая шла,
По зареченью,
По закатанью,
Сама прошла,
Всех детей провела,
А последнего детеныша оставила.
Все дети встают в змейку держась за руки. Выбирается 2 водящих, они встают напротив друг друга и создают воротца. Остальные дети, запивая песню, идут через эти воротца, пока не закончится песня. На последнее слово песни воротца закрываются и те, кто остался внутри, тоже становятся воротцами. Игра продолжается. Пока из змейки не останется один человек.
«Во саду ли, в огороде…»
Во саду ли, в огороде,
Девица гуляла.
Не одна она гуляла
С удалым молодцем.
Не одна она гуляла,
С удалым молодцем.
Молодец, Катерина,
Часто припадает.
Молодец, Катерина,
Часто припадает.
Часто, часто припадает,
В садик зазывает.
Весь класс делится на 2 части, они выстраиваются в две линии напротив друг друга. Выбирается 2 водящих, они встают между линиями. Линии начинают движение к друг другу и друг от друга (то сходясь, то расходясь). Напевая песню, они ускоряются. Задача водящих успеть пробежать между линиями. Как только водящих поймают, игра начинается заново.
«Огурчики-помидорчики»
Огручики-помидорчики,
Ложки, плошки, поварешки,
Перевертыши.
Все дети встают в круг. На песню выполняются движения. С каждым разом ускоряя ее. Задача – успеть выполнить. На о – удар в ладошки, гур – удар в ладоши рядом стоящим соседям, чи – удар в ладоши, ки - удар в ладоши рядом стоящим соседям, поми – удар в ладоши, дор - удар в ладоши рядом стоящим соседям, чи – удар в ладоши, ки - удар в ладоши рядом стоящим соседям. Ложки – удар по плечам, руки накрест, пложки – удар по плечам руки не скрещиваются, пова – удар по бедрам, решки – удар по коленкам. Первер – моталочка руками, тыши – прыжок на 180 градусов. Повтор сначала.