МААМ-картинки

Проект «Народная тряпичная кукла» для среднего дошкольного возраста

Елизавета Давыдова
Проект «Народная тряпичная кукла» для среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Название проекта : «Народная тряпичная кукла».

Вид проекта : творческий

Участники проекта : дети, родители, педагоги.

Возрастная группа : средний дошкольный возраст

Цель:

Темочки:

1. Формировать у детей старшего дошкольного возраста интерес к истории и культуре русского народа через ознакомление с народной игрушкой.

2. Исследовать влияние народной куклы на развитие ребенка.

3. Сблизить детей и родителей при осуществлении совместной работы при изготовлении тряпичных кукол.

Задачи:

1. Познакомить дет ей с различными видами народной тряпичной куклы, историей их возникновения, традициями изготовления и применения, с их использованием в современном мире.

2. Научить детей среднего дошкольного возраста изготавливать различные виды традиционных народных тряпичных кукол под руководством воспитателя и дома самостоятельно или вместе с родителями.

3. Воспитать интерес и бережное отношение к народной кукле, уважительное отношение к истории и культуре своего народа, а также чувство патриотизма и гордости за свою Родину.

4. Создать условия для творческого самовыражения детей, совершенствовать творческие способности, внимание, мышление, память и речь детей.

5. Развить мелкую моторику детей, обогатить сенсорную и тактильную сферы их деятельности.

6. Уовершенствовать навыки самостоятельной работы и коллективного творчества.

7. Повысить педагогическую компетентность родителей по развитию у детей интереса к истории и культуре русского народа через активные формы работы.

Образовательные области:

1. Социально-коммуникативное развитие;

2. Познавательное развитие;

3. Художественно-эстетическое развитие;

4. Речевое развитие;

5. Физическое развитие

Длительность: Долгосрочный

Сроки проекта

• Начало проекта : сентябрь 2022г.

• Окончание проекта : май 2023г.

Результаты проекта

Дошкольники :

• проявляют интерес к народной культуре, традициям русского народа, обрядам и праздникам;

• знают названия традиционных тряпичных кукол, их назначение;

• умеют изготавливать самостоятельно и при помощи взрослого некоторые народные куклы;

Автор Проекта – Давыдова Е. Г

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

«Кто в куклы не играл, тот счастья не видал» - гласит русская народная пословица. Кукла - обязательный спутник детских игр и самое доступное детям произведение искусства. В наше время на прилавках магазинов можно увидеть много красивых игрушек. Но они сделаны на фабрике и не несут тепла души их создателей. В жизни наших детей преобладает дешевая, яркая, не всегда безопасная китайская игрушка. Наблюдая за играми детей с традиционными куклами – видно, что девочки относятся к куклам бережно, носят на руках, гладят, говорят ласковым голосом, им хочется приласкать куклу, одеть, накормить, уложить в кроватку и т. д. Во время игр с куклой Барби дети же вели себя совсем по-другому: бегали, громко кричали, копировали жизнь и поведение взрослой девушки.

Дети подсознательно тянутся к природе, к житейской мудрости предков, их спокойствию и опыту. Поэтому мне кажется, что нужно знакомить детей с народным творчеством своего народа, его самобытностью. И это можно реализовать через куклу.

Русская тряпичная кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом.

Кукла появилась очень давно. Она сопровождала человека на протяжении всей его жизни, выполняя различные функции: обрядовые, культовые, воспитательные, развлекательные. Несмотря на пробуждающийся в обществе интерес к тряпичной кукле, дети не осознают ее важного места в русской культуре и не воспринимают как привлекательную игрушку.

Яркий и интересный проект позволит показать историческую ценность кукол, откроет возможность использования таких изделий в повседневной жизни для игр и подарков, мотивирует детей к изготовлению кукол своими руками.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

У дошкольников :

• расширятся представления о русских народных куклах, промыслах, традициях, праздниках и обрядах, о разнообразии и назначении традиционной русской куклы;

• повысится качество воспитательно-образовательной работы с дошкольниками;

• дети получат знания об истории возникновения, разнообразии и назначении традиционной обрядовой русской куклы;

• дети узнают, в какие куклы играли много лет назад, из чего делали старинные обрядовые куклы;

• овладеют технологией изготовления тряпичных кукол-оберегов, развитие творческих способностей в процессе изготовления кукол.

Предполагаемые результаты для воспитателей

• появится тесный контакт с родителями воспитанников

• повысится статус группы

• пополнится предметно — развивающая среда

• разработанные материалы проекта будут широко использованы при проведении организованной образовательной деятельности, в сфере дополнительного образования и в семье.

Предполагаемые результаты для родителей

• родители станут активными помощниками в жизни группы

• отношения родителей и детей станут более близкими, доброжелательными.

ЭТАПЫ РАБОТЫ:

1. Предложить сравнить куклы из пластмассы и ткани и выделить существенные отличия.

2. Просмотреть с детьми доступные им по возрасту книги и журналы по истории народной тряпичной куклы

3. Найти и прочитать детям отрывки из народного фольклора и художественной литературы о народных и авторских самодельных куклах.

4. Расспросить родителей и бабушек детей – что они знают о народной кукле. Собрать и письменно оформить воспоминания бабушек о тряпичных куклах их детства.

5. Изучить основные виды русских народных тряпичных кукол

6. Просмотреть видеозаписи мастер-классов по изготовлению тряпичной куклы

7. Провести консультацию для родителей на тему работы над проектом (темы консультаций «Альтернатива Барби», «Мужская игрушка?»)

Подготовительный этап

1. Сбор информации (методическая литература, журналы, интернет – ресурсы).

2. Подготовка материала для творчества (ткань, нитки, вата, тесьма и т. д.).

3. Разработка плана по реализации проекта.

Основной этап

Работа с детьми:

1. Беседа «Мои любимые игры и игрушки»

2. Беседы: «История возникновения тряпичной куклы», «Как выглядели куклы раньше», «Зачем нашим предкам нужны были куклы, «Почему у народной куклы нет лица», «Чем играли наши бабушки».

3. Занятия-эксперименты «Какие знаете виды тканей?», «Из какого материала легче сделать куклу.

4. Дидактические игры: «Угадай на ощупь, что внутри?», «Одень куклу», «Народные промыслы», «Дорисуй орнамент».

5. Знакомство с историей кукол «Крупеничка»; «Кубышка – травница»; «Пеленашка»; «Мартинички», «Подорожница», «Кувадка», «Параскева»

6. Чтение художественной литературы: «М. А. Пожарова «Тряпичная кукла», И. Рюмина «Куклы наших бабушек»

7. Оформление альбомов: «Народные тряпичные куклы-обереги»; «Куклы в русских народных играх и обрядах»

8. Продуктивная деятельность детей :рисование «Куклы бабушек», «Украсим кукле фартучек»;изготовление кукол «Пеленашка»; «Кувадка».

9. Подвижные игры: «Карусель», «Ручеек», «Гори-гори ясно», «Кострома».

10. Совместное изготовление кукол вместе с родителями (выставка работ).

Работа с родителями:

1. Консультации: «Народная кукла как средство приобщения ребенка к народной культуре»; «Мудрые игрушки наших предков»; «Тряпичная кукла в развитии творчества детей».

2. Сбор материала для изготовления тряпичных кукол-оберегов (ткань, нитки, вата и т. д.).

3. Мастер – класс «Изготовление куклы «Кувадки».

4. Презентация кукол, изготовленных совместно с детьми.

Заключительный этап

ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА.

Формирование у дошкольников интереса к истории и культуре русского народа с применением традиционной русской куклы – работа не только актуальная, но и интересная. В ней важно все – форма проведения совместной деятельности, содержание, обстановка, общение детей и педагога. Рукотворная народная тряпичная кукла выполняет новую коммуникативную функцию, став живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту.

В процессе ознакомления детей с историей традиционной русской куклы учитываются следующие принципы:

• принцип доступности изучаемого материала;

• принцип историзма, который реализуется путё м сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящие (в наши дни). Это обусловлено несформированностью у дошкольников исторического сознания;

• принцип «единства эмоций, действия, интеллекта» - предполагает, что все знания, которые ребёнок получает, должны быть пропущены им через сердце, руки и голову. В этой триаде эмоции стоят на первом месте, т. к. всё, что пропущено человеком через душу, в ней и остаётся. Порой что-то забывается, стираются из памяти какие-то факты, события, а вот чувства, испытанные в детстве, остаются с человеком надолго, порой на всю жизнь;

• принцип интегративности – подразумевает, что ознакомление дошкольника с историей и культурой русского народа может быть стержнем, вокруг которого интегрируются различные виды детской деятельности, различные отрасли знания.

Реализация проекта «НАРОДНАЯ ТРЯПИЧНАЯ КУКЛА» дополнит и расширит систему по гражданско-патриотическому воспитанию, сделав акцент на формирование интереса к истории и культуре русского народа через образ традиционной славянской куклы.

Реализация проекта «НАРОДНАЯ ТРЯПИЧНАЯ КУКЛА» осуществляется в соответствии с перспективно-тематическим планированием в непосредственно образовательной, совместной и самостоятельной деятельности по образовательным областям: социализация, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, музыка, художественное творчество, труд. Содержание проекта базируется на :

• русском народном фольклоре : сказках, пословицах, поговорках, закличках, потешках, народных мелодиях и песнях, введении русских народных игр и кукол в жизнь детей.

Перспективный план работы по приобщению дошкольников к традиционной культуре посредством традиционных народных кукол построен на календаре народных праздников и народном календаре изготовления тряпичных народных кукол. Обучение детей изготовлению кукол происходит от простого к сложному В течение первого полугодия воспитанники знакомятся с народными календарными праздниками и традициями, образцами народных кукол; учатся обследовать материалы, работать с тканью и изготавливать совместно с воспитателями и родителями несложные русские народные куклы. В течение второго года у детей расширяются представления о народных куклах, их связи с народным годовым календарём. Воспитанники научатся различать игровые, обрядовые и обереговые куклы и изготавливать некоторые их них самостоятельно.

План

работы по приобщению детей к народной культуре

Народные праздники и календарь изготовления кукол Неделя Темы по проекту

Народные игрушки сентябрь

(2 неделя)

«Как жили люди на Руси. Что мы знаем о куклах

Цель: Познакомить с историей русской народной куклы и её назначением.

• Беседы об истории возникновения тряпичной куклы.

Рассматривание кукол из различных материалов: глиняная, соломенная, деревянная. Рисование своей любимой игрушки.

• Рассказ о народных праздниках и приметах.

• Беседа о русских мастерах, создающих предметы декоративно-прикладного искусства.

Кукла Крупеничка. сентябрь

(4 неделя) «История народной куклы. Кукла Крупеничка»

Цель: Познакомить детей с традиционной народной куклой Крупеничкой.

Рассказ о назначении кукол: игровые, обереговые, обрядовые.

• Знакомство с куклой Крупеничкой, её назначением и особенностями.

• Просмотр видеофильма "Русские тряпичные куклы".

• Чтение стихотворения М. А. Пожарова “Тряпичная кукла”.

• Просмотр альбома «Народные промыслы на Руси»

Праздник Покров.

октябрь

«Осенние народные праздники и традиции. Покров»

Цель: Знакомить детей с народным календарём и осенними праздниками.

• Беседы об осенних традициях и обрядах русского народа, выращивании льна на Руси.

• .Обследование игрушек, определение материалов, из которых они изготовлены

• Рассказ о кукле Десятиручке.

• Заучивание пословиц о семье.

• Обучение детей народной игре-хороводу «Шел король по лесу»

Кукла Неразлучники

октябрь

«Обрядовые куклы. Кукла Неразлучники»

Цель: Познакомить с народным обрядом – свадьбой. Дать понятие куклы как носителя определённой культурной информации. Познакомить с обрядовой свадебной куклой Неразлучники.

• Беседа о свадебных обрядах на Руси.

• Рассматривание образцов кукол.

• Обследование способа изготовления и материалов.

• Слушание народных мелодий в записи и на музыкальных занятиях. Слушание колыбельных.

• Художественное творчество "Украшение для куклы".

• Русская народная игра –хоровод «Шёл король по лесу».

Кукла Кувадка ноябрь

«Обрядовые куклы. Кукла Кувадка»

Цель: Учить понимать логические связи между куклой и традицией. Познакомить с обрядом Кувады

• Рассматривание образцов кукол.

• Обследование способа изготовления и материалов.

• Совместное поэтапное изготовление куклы Кувадки

Заучивание колыбельной песни:"Люли-люли,люленьки"

Зимние праздники декабрь

(2 неделя «Зимние забавы. Игровые куклы».

Цель:. Познакомить игровой куклой «Зайчик на пальчик».

• Рассказы о жизни, занятиях и играх детей на Руси.

• Беседа об игровых куклах.

• Обследование способа изготовления и материалов.

• Слушание народных мелодий в записи и на музыкальных занятиях. Слушание колыбельных.

• Совместное изготовление куклы "Зайчик на пальчик".

• Знакомство с хороводной игрой «Зайцы и лиса».•

Рождество.

Коляда. январь

«Куклы Коляда и ангелочек».

Цель: расширить представлений о народном празднике Коляда через знакомство с обрядовыми куклами Коляда иангелочек.

• Беседа об обрядовых куклах Коляда и ангелок.

• Рассматривание иллюстраций по теме «Ярмарка».

• Дидактические игры и упражнения «Народные промыслы».

• Разучивание колядок, слушание народных мелодий.

Масленица. февраль

Обереговая кукла Масленица.

Цель: познакомить с обереговыми куклами. Кукла Масленица- разновидности и назначение.

• Беседа о куклах- оберегах, о назначении куклы Масленица.

Дидактические игры и упражнения: «Найди пару».

• Обучение хороводной игре"Гори-гори ясно".

• Слушание народных мелодий в записи

• Изготовление совместно с детьми куклы - оберега Масленица.

Веснянка. Куклы

Мартинички. март

«Куклы Мартинички»

Цель: Познакомить с народным обрядом «Закликания весны». Изготовление обрядовых кукол Мартиничек.

• Беседа о народном обряде «Закликания весны» и обрядовых куклах. Название и назначение куклы Мартинички.

• Рассматривание иллюстраций по теме «Весна».

• Слушание народных мелодий «Коробейники», «Калинка».

Дидактические игры и упражнения: «Узнай элемент узора», «Найди пару», «Народные промыслы», «Закончи узор»

Кукла Берегиня Апрель

«Кукла Берегиня»

Цель: Дать понятие об обереговой кукле Берегине и способе её изготовления.

• Беседа о куклах-оберегах.

• Чтение сказки «Василиса Прекрасная».

• Показ способа изготовления куклы - столбушки

• Поэтапное изготовление куклы Берегини совместно с детьми.

• Обучение детей использованию альбома - пособия по изготовлению народной тряпичной куклы.

Кукла «Пасха»

Апрель

«Кукла «Пасха»

Цель: Продолжать знакомить с народными традициями и народными куклами.

• Беседа «Как отмечают праздник Пасхи».

• Раскрашивание яиц «Писанки»

• Знакомство с пасхальной куклой, изготовление куклы.

май

«Обережье» (итоговое игровое занятие)

Цель: Закрепить понимание свойств «оберега» и назначения обереговых кукол, способствовать возникновению интереса к народным традициям.

• Рассказы детей о куклах- оберегах.

• Экскурсия по мини-музею «Народной куклы»

(экскурсоводы – дети).

В итоге выполнения проекта достигнуто следующее:

• Изучается история традиционной русской народной куклы и ее виды.

• Осваивается технология выполнения тряпичных кукол, изготовлены образцы кукол.

• проведен мастер-класс по изготовлению оберега - куклы «Кувадки» с родителями.

• оформлена выставка совместных работ детей и родителей «Куклы-обереги»

Публикации по теме:

Фотоотчет итоговой работы с детьми подготовительной группы по теме недели народная культура и традиции «Тряпичная кукла»Фотоотчет итоговой работы с детьми подготовительной группы по теме недели народная культура и традиции «Тряпичная кукла» По теме недели "Народная культура и традиции", я ставила перед собой задачи: 1. Ознакомление детей с волшебной сказкой, афоризмами, народными.

Фотоотчет о проведении мастер-класса для родителей «Народная тряпичная кукла «Колокольчик»Фотоотчет о проведении мастер-класса для родителей «Народная тряпичная кукла «Колокольчик» Вот и близится к завершению реализация общесадовского проекта «Русская народная кукла». Коллективом детского сада «Колокольчик» проведена.

Мастер-класс для родителей и детей средней группы по рукоделию «Народная тряпичная кукла — закрутка»Мастер-класс для родителей и детей средней группы по рукоделию «Народная тряпичная кукла — закрутка» Мастер-класс для родителей и детей средней группы по рукоделию «Народная тряпичная кукла – закрутка» Воспитатель: Лукиных Е. К. Назначение:.

Мастер-класс «Народная тряпичная кукла «Хороводница»Мастер-класс «Народная тряпичная кукла «Хороводница» Русская народная тряпичная кукла Хороводница очень веселая и забавная игрушка. И сделать ее своими руками несложно. Вполне справятся дети.

Мастер-класс по рукоделию «Народная тряпичная кукла-закрутка»Мастер-класс по рукоделию «Народная тряпичная кукла-закрутка» Автор: Черноусова Ирина Алексеевна, воспитатель, МДОУ №72, г. Раменское, Московской обл. Мастер класс  рассчитан на детей старшей группы.

Народная тряпичная кукла Кувадка тульскаяНародная тряпичная кукла Кувадка тульская Увидев на сайте акцию " Гирлянда Дружбы" конечно не смогла пройти мимо И тут же родилась идея этого мастер-класса, мастер-класс для тех.

«Народная тряпичная кукла». Наша национальная история  (фотоотчёт)«Народная тряпичная кукла». Наша национальная история  (фотоотчёт) Сегодня остро стоит проблема сохранения и бережного отношения к народной культуре. И мы должны стремиться к тому, чтобы наши дети знали.

Русская народная кукла-как средство развития речи у детей дошкольного возрастаРусская народная кукла-как средство развития речи у детей дошкольного возраста Темой моего самообразования я раз и навсегда выбрала речевое развитие детей дошкольного возраста посредством разнообразных методов и приемов.

Сценарий экскурсии «Музей в чемодане «Тряпичная народная кукла»Сценарий экскурсии «Музей в чемодане «Тряпичная народная кукла» ХОД ЭКСКУРСИИ: Аленушка 1: Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы! Приглашаю вас в наш музей в чемодане народной тряпичной куклы.

Традиционная тряпичная кукла «Лихоманка»Традиционная тряпичная кукла «Лихоманка» Среди народных кукол особое место занимают куклы на здоровье. Сегодня я поведу речь о них. Традиционные тряпичные куклы Лихорадки, они.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Народная тряпичная кукла» для среднего дошкольного возраста
Опубликовано: 16 января 2024 в 07:28
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Народная тряпичная кукла» для среднего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Елизавета Давыдова (УИ 2380846) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД