Надежда Мережко
Проект «Народная культура и традиции»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Народная культура и традиции»
Подготовительная группа
Проект
«Народная культура и традиции»
Вид проекта : познавательно-патриотический
Продолжительность проекта :11.03.19-29.03.19
Участники проекта : дети подготовительной группы, воспитатели, муз. руководитель, родители.
Публикация «Проект „Народная культура и традиции“» размещена в разделах
Актуальность темы: Мы живем в трудное время: нарушены естественные связи людей с их корнями, историей, поэтому активизация работы с детьми в этом направлении имеет огромное значение, ибо только подлинная культура с ее традициями, народным духом может противостоять тому суррогату, который в изобилие преподносится различными средствами массовой информации. Сегодня образование – это не только приобретение воспитанниками знаний, умений, навыков,
Сколько упорядоченный способ присвоения социально-культурных ценностей.
Знание народной культуры – это не просто получение новой информации, это эффективное воспитание и развитие личностных качеств, формирование определенного мировоззрения, гордости за свой народ, за свою Родину, уважительное отношение к семье. К культурному наследию своих предков.
Цель проекта : Формирование у детей дошкольного возраста «базиса культуры» на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры.
Задачи: 1. Создать систему работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры, через русские народные подвижные игры.
2. Знакомство с календарными праздниками их обычаями и традициями.
3. Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми.
4. Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм и т. д.
Предполагаемый результат: • Сформированная предметно-развивающая среда и условия для обогащения разнообразной художественной деятельности детей.
• Развитие интереса детей к культуре и традициям русского народа, народному прикладному искусству.
- Развитие творческого воображения, творческого мышления
- Получить эмоциональный отклик от своей работы.
- Закрепление умений детей изготавливать игрушку разными способами применяя различный материал (глина, ткань, шерстяные нитки, картон.)
- Научиться проводить экскурсию.
Этапы осуществления проекта :
*Подготовительный этап.
*Основной этап.
*Заключительный этап.
Подготовительный этап.
*составление плана совместной работы с детьми, родителями;
*разработка конспектов ОД;
*подбор материала и оборудования для ОД, бесед, игр с детьми;
*подбор художественного материала, народных песен и игр;
*оформление папок – передвижек для родителей по теме проекта;
*взаимодействие с родителями и муз. руководителем в проекте
Основной этап.
План мероприятий по реализации проекта :
Образовательные области Формы работы с детьми
Познавательное развитие Организация предметно- развивающей среды, связанной с темой.
Знакомить детей с народной игрушкой (кукла-кувадка, птичка-веснянка, кукла-веснянка, куклы-обереги, материалами, из которых её изготавливают.
ОД Познание Ознакомление с окружающим миром:
«Народные костюмы», «Золотое веретено», «Добрая изба», «Предметы быта русского народа», «Что такое самовар», «Хлебосольство»
Речевое развитие «Матрешка – народная игрушка», «Составление рассказов по пословицам и поговоркам», «Рассказ русской народной сказки «У страха глаза велики», «Рассказывание русской народной сказки «Жихарка», «Чтение русской народной сказки «Хаврошечка», «Лисичка сестричка и серый волк»
Дидактические игры: «Скажи наоборот», «Хорошо – плохо».
Развивающая игра «Какой, какая, какие»
Составление рассказов "Быт русской семьи".
Составление описательного рассказа «Народная игрушка»
Чтение стихотворений
Э. Успенский «Матрешки»
Я. Дубенский «Мы разные»
С. Есенин «Береза»
«Дымковская игрушка»
«Филимоновская игрушка»
«Ой, свистулечка какая…»
«Богородская игрушка»
М. Бородицкая «Глиняная свистулька»
«Чем знаменито Дымково»
Рассказы
К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла»
Драматизация: Русские народные сказки «Волк и семеро козлят», «Лиса и заяц», «Волк и лиса», «Петух, кот и дрозд», «Каша из топора», «Зимовье зверей», «Петушок и бобовое зернышко», «Жихарка»
Заучивание наизусть
Считалка «Аты – баты»
В. Орлова «С базара»
Потешки, прибаутки, частушки, загадки:
«Котенька – коток», «Катя - Катя – катюха», «Пошёл котя на торжок»
Заклички про весну:
«Солнышко», «Приходи весна»
Скороговорки: «На дворе трава…», «У осы не усы…», «Течет речка, печет печка…».
Социально-коммуникативное развитие Знакомить детей с культурой и традициями русского народа, русским бытом, русским народным костюмом. Вовлекать в сюжетно – ролевые игры «В гости к бабушке», «Посиделки»
Беседы о правилах работы с острыми предметами (иголка, ножницы).
Художественно-эстетическое развитие Рисование:
«Матрёшка», «Народный узор», «Украсим кукле платьице», «Деревенская изба», «Сказочный домик», «Сказочная Жар – птица», «Деревенская улица».
Аппликация:
«Народная игрушка», «Сказочная птица».
Лепка:
«Матрёшка», «Человек в народном костюме», «Козлёночек», «Кувшинчики».
Конструирование:
«Русская изба».
Прикладное искусство:
«Кукла из ткани «Бессонница»
Эстетическая беседа: «Особенность Гжельской, Хохломской, Городецкой, Дымковской росписей».
Колыбельные.
Физическое развитие Подвижные игры:
«Горелки», «Заря», «Петухи», «Сова и мыши», «Пастух и стадо», «Жмурки», «Гуси – гуси…», «Что мы, делали не скажем, а что делаем - покажем», «Ручеек»
Хороводные игры «Водяной», «Совушка-сова», «Воробей».
Физ. Минутки:
«Пальчики», «Курица»
Пальчиковая гимнастика
«Ватрушки»
Артикуляционная гимнастика.
Гимнастика для глаз.
Дыхательная гимнастика.
Взаимодействие с родителями:
Консультации для родителей:«Все начинается с колыбельных песен, потешек…», «Мы должны помнить о своих истоках, традициях», «Как русские народные потешки и заклички влияют на развитие речи ребенка»;
Рекомендации:
«Какие сказки можно почитать детям»; по просмотру мультфильма «Снегурочка», «Хаврошечка».
Заключительный этап.
Продукт проектной деятельности или итоговое мероприятие:
*работы детей на тему «Народная культура и традиции»,
*выставка совместных работ
*бинарное занятие по приобщению к народной культуре
Презентация проекта :
выставка детских работ «Народные узоры»