МААМ-картинки

Проект «Народная игрушка»

Корнилова Оксана
Проект «Народная игрушка»
▼ Скачать + Заказать документы

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Паспорт проекта… 2

2. Обоснование проекта… 3-5

3. Этапы проекта…6

4. План работы с детьми…7-10

5. План работы с родителями…11

6. Ожидаемые результаты…. 12

7. Литература….13

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Название проекта Педагогический проект

«Народная игрушка»

Публикация «Проект „Народная игрушка“» размещена в разделах

Автор проекта Корнилова Оксана Александровна

Название учреждения МДОУ детский сад №7

Участники проекта дети старшей группы

воспитатели, родители воспитанников

Тип проекта Информационно – творческий, групповой

Продолжительность Долгосрочный

Сроки реализации Сентябрь 2019г – май 2020г

Цель проекта Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народной культуре через знакомство с народной игрушкой.

Задачи проекта 1. Познакомить с историей народной игрушки (деревянной, тряпичной, глиняной).

2. Формировать интерес к культуре русского народа и уважение к национальным традициям.

3. Развивать творческие способности детей через приобщение к исконно русскому промыслу - изготовлению игрушек.

4. Повышать компетентность родителей в вопросах воспитании через информирование; вовлечение их в совместную деятельность для установления партнерских взаимоотношений.

5. Пополнить предметно – пространственную развивающую среду в группе путем создания мини – музея народной игрушки.

Ожидаемые

результаты 1. У детей расширится представление об истории народной игрушки : глиняной (Дымковской, деревянной (матрешки) и тряпичной куклы.

2. Появится интерес к изучению истории России, народной культуре и творчеству.

3. Научатся мастерить и расписывать игрушки по мотивам народной росписи.

4. Повысится компетентность родителей в вопросах воспитании через информирование; установятся партнерские взаимоотношения, через вовлечение их в совместную деятельность.

5. Пополнится предметно – пространственная развивающая среда группы игрушками созданными на основе народных промыслов.

ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА

Актуальность.

Каждому человеку и каждому народу, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, свое прошлое, понимать свое место в мире других людей и других народов. Все это возможно тогда, когда освоена русская культура, когда понято и осмысленно прошлое – далекое и близкое. Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать свое будущее, выстраивая его фундамент в настоящем.

Настоящее и будущее нашего общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного наследия, исторических и культурных традиций, норм общественной жизни, сохранение национального достояния всех народов России. В дошкольном возрасте мы должны воспитывать детей на основе традиций и культуры русского народа. Именно через народные традиции, народную культуру каждое новое поколение усваивает опыт старших, образ морали и эстетические предпочтения, формы и модели поведения. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

Одной из приоритетных задач ФГОС дошкольного образования является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Поэтому сегодня актуальны вопросы формирования целостного восприятия мира и духовно - нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Актуальность данного проекта заключается в следующем: в настоящее время у детей недостаточно сформированы представления о народной игрушке и слабо развит познавательный интерес к ней, к её истории, а в наших магазинах очень сложно найти именно народную игрушку.

Игрушки – это важное составляющее каждой культуры. Игрушка зародилась и развивалась вместе с человеком как часть его культуры, появившись вначале внутри семьи. В каждом селе, в каждой семье, где были дети, традиционно делали свои игрушки. Они несли отпечаток душевной среды этих семей, их понимание мира и человека в нем. В игрушки, которые создавались детей, наши потомки вкладывали свою любовь и мудрость. Народная игрушка представляет собой величайший пласт культуры, является ее особой ценностью.

В качестве явления традиционной культуры, народная игрушка служит одним из средств приобщения детей и к народным традициям, что является важнейшим фактором воспитания духовности, формирования системы нравственных и эстетических ценностей.

Являясь предметом культуры, игрушка выступает носителем важнейшей для воспитания ребенка социально - культурной информации; являясь замечательным культурным памятником, на доступном ребенку уровне позволяет осуществить взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего.

Цели и задачи проекта.

Цель проекта : приобщение детей старшего дошкольного возраста к народной культуре через знакомство с народной игрушкой.

Задачи проекта :

1. Познакомить с историей народной игрушки (деревянной, тряпичной, глиняной).

2. Формировать интерес к культуре русского народа и уважение к национальным традициям.

3. Развивать творческие способности детей через приобщение к исконно русскому промыслу - изготовлению игрушек.

4. Повышать компетентность родителей в вопросах воспитании через информирование; вовлечение их в совместную деятельность для установления партнерских взаимоотношений.

5. Пополнить предметно – пространственную развивающую среду в группе путем создания мини – музея народной игрушки.

Содержание проекта.

Для воспитания духовно – нравственной личности, формирования интереса к культуре русского народа и уважения к национальным традициям важно правильно сконструировать содержание деятельности по всем направлениям развития ребенка, необходимо учитывать потребности детей и их возрастные особенности.

В соответствии с поставленными задачами содержание проекта включает несколько направлений деятельности:

1. Работу с детьми в процессе организации различных видов деятельности, как в организованной образовательной, так и в совместной с взрослыми и самостоятельной деятельности;

При составлении плана мероприятий в работе с детьми мы учитывали все направления развития: социально – коммуникативное, познавательное, речевое, художественно – эстетическое и физическое, задействовали все виды детской деятельности.

2. Работу с родителями.

Она включает в себя:

Консультация «Загадка дымковской игрушки»

Консультация «Роль народной игрушки в духовно – нравственном воспитании дошкольников»

Буклет «Тряпичная кукла как средство приобщения детей к народной культуре»

Мастер – класс с родителями «Кукла колокольчик»

3. Создание развивающей предметно – пространственной среды.

Оформление мини – музея «Народная игрушка».

Сроки реализации проекта : сентябрь 2019г - май 2020г

Этапы реализации проекта

1 этап - подготовительный

Разработка конспектов бесед и организованной образовательной деятельности с детьми, подготовка иллюстративного и дидактического материала, составление познавательных презентаций о народной игрушке, разработка демонстрационно-информационного материала для родителей, разработка календарного плана по реализации проекта.

2 этап - основной

Организация и проведение работы по реализации задач проекта.

3 этап – заключительный

Изучение эффективности реализации проекта, выставка детского творчества «Народные игрушки», оформлен мини – музей «Народная игрушка».

план работы с детьми

дата

фактического проведения № Содержание мероприятия Цель Мероприятия

Сентябрь 1.

Беседа «Что ты знаешь о русских народных игрушках формирование представлений детей о народной культуре, народных промыслах

2. Беседа «Игрушки не простые – глиняные расписные» расширение представлений детей о народной культуре, народных промыслах – дымковской игрушке

3. Просмотр презентации «Путешествие в страну глиняных игрушек» расширение представлений детей о разнообразии народного искусства – лепке игрушек из глины

4. «Дымковский индюк» (пластилинография) учить декоративно оформлять плоскостное изображение – украшать элементами дымковской, декоративной росписи (кругами, пятнами, точками, линиями и т. д.)

октябрь 1. «Дымковская барыня» (поделка из бумаги) развивать умение детей создавать декоративную композицию в жанре дымковской росписи, самостоятельно составлять узор на изделии новой формы

2. Чтение и заучивание стихотворения В. Феофанова «Чем знаменито Дымково!»

формирование эмоционального отношения к литературным произведениям

3.

Народная подвижная игра «Как у наших у ворот»

сохранение и укрепление народных традиций, развитие двигательной активности детей

4. Дидактическая игра «Народные промыслы» продолжение знакомства детей с народными промыслами, развитие внимания, памяти.

5. Беседа «Матрешка – народная игрушка» знакомство с русской народной игрушкой – матрешкой, ее характерными особенностями

Ноябрь 1. Просмотр мультипликационного фильма «Секрет матрешки» расширение представлений детей об истории матрешки

2. ООД «В музее матрешек» расширение представлений детей о разнообразии матрешек, истории ее происхождения.

3. Беседа «Бабушкины куклы» знакомство с историей и видами народных тряпичных кукол

4. Просмотр презентации «Куклы из бабушкиного сундука» расширение представлений детей об истории народной тряпичной куклы

Декабрь 1. Чтение русской народной сказки «Василиса Прекрасная» формирование эмоционального отношения к литературным произведениям

2. Дидактическая игра «Подбери узор» составление декоративных композиций на основе знакомства с дымковским промыслом

3 Дидактическая игра «Что бывает из дерева, глины, ткани»

обогащение и активизация словаря

4.

Дидактическая игра «Угадай на ощупь»

развитие тактильных ощущений, умения определять материал на ощупь

5. Сюжетно – ролевая игра «Путешествие в мастерскую» расширение представлений детей о народных промыслах, развитие ролевого взаимодействия

Январь 1. Пальчиковая игра «Мастера» развитие логоритмических способностей детей

2. Физкультминутки и динамические паузы: «Матрешки танцуют», «Дружные матрешки» оздоровление детей через двигательную деятельность

3. Народная подвижная игра «Ручеек» знакомство с народной культурой через народные подвижные игры

Февраль 1. Хороводная музыкальная игра «Гори, гори ясно!» знакомство с народной культурой через народные подвижные игры

2. Роспись матрешек развитие творческих способностей детей на основе народного творчества

3. Лепка «Барашек» (лепка из скульптурного пластилина на основе дымковских игрушек)

приобщение детей к исконно русскому промыслу – изготовлению игрушек, уточнение представлений о дымковской игрушке

4. «Матрешки и их друзья».

Театрализованная игра.

заинтересовать детей сюжетом игры, вовлечь в игровую ситуацию; учить

следить за словами и действиями героев-игрушек (картинок, развивать внимание, двигательную активность; воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.

Март

1. Рисование красками «городецкий конь»

Развивать умение создавать рисунок городецкой росписи.

2. Городецкие игрушки. Рассказ об

истории промысла. Описание

сюжетной игрушки «Лошадки в

упряжках»

Познакомить детей с городецкой игрушкой. Учить описывать сюжетные

игрушки, выделяя характерные признаки.

3. Аппликация «Вырежи и наклей силуэты народных игрушек» Развивать умение вырезать силуэты народных игрушек и аккуратно наклеивать

4. Игра «Что за игрушка

учить называть предмет и описывать его.

Апрель

1. Гжельская игрушка. Рассказ об истории промысла.

Познакомить детей с историей гжельского промысла. Учить выделять характерные особенности гжельского промысла. Формировать умение выполнять

Растительные элементы росписи.

2. Филимоновская игрушка

Лепка «Филимоновский петушок»

познакомить детей с филимоновской игрушкой как видом народного декоративно-прикладного искусства, создать условия для творчества по мотивам филимоновской игрушки.

3. Презентация «История развития филимоновской игрушки». Расширять представления детей о многообразии филимоновской игрушки. Показать особенности выполнения росписи различных бумажных силуэтов.

4. Аппликация «Филимоновские петушки» упражнять детей в умении вырезать прямую полоску бумаги, украшать ими шаблон филимоновских игрушек, правильно составлять узор из деталей; аккуратно наклеивать.

5. Дидактическая игра «Волшебный сундучок». Умение детей группировать изображения русских народных игрушек по видам росписей. Способствовать развитию художественного вкуса.

Май

1. опиши «Моя любимая

народная игрушка»

Учить описывать предмет. Побуждать употреблять в речи простейшие

Сложных предложений, согласовывая слова в предложении. Развивать

воображение, интонационную выразительность речи. Воспитывать

любовь игрушкам, за ними ухаживать, убирать на место после игры.

2. Лепка по замыслу Развивать умение лепить народную игрушку, передавая ее образ

3. Рисование по замыслу Развивать умение рисовать народную игрушку

4. Дидактическая игра «Разрезные картинки».

Умение детей собирать целостное изображение филимоновских игрушек из частей. Содействовать развитию наблюдательности, зрительного восприятия, мелкой моторики кисти ребёнка.

план работы с родителями

Дата проведения № Содержание мероприятия Цель Мероприятия

сентябрь 1.

Консультация «Загадка дымковской игрушки» Реализация единого подхода детского сада и семьи в приобщении детей к народной культуре и традициям русского народа

декабрь 2. Консультация «Роль народной игрушки в духовно – нравственном воспитании дошкольников»

Повышение педагогической культуры родителей путем их просвещения о значении и роли народной игрушки в духовно – нравственном воспитании детей

март 3. Буклет «Тряпичная кукла как средство приобщения детей к народной культуре»

Повышение педагогической культуры родителей путем их просвещения о значении игрушки и ее роли в воспитании детей

май 4. Мастер – класс с родителями «Кукла колокольчик» Установление партнёрских взаимоотношения между детьми, родителями и воспитателями через совместную деятельность

Ожидаемые результаты

- У детей расширится представление об истории народной игрушки : глиняной (Дымковской, деревянной (матрешки) и тряпичной куклы.

- Появится интерес к изучению истории России, народной культуре и творчеству.

- Научатся мастерить и расписывать игрушки по мотивам народной росписи.

- Повысится компетентность родителей в вопросах воспитании через информирование; установятся партнерские взаимоотношения, через вовлечение их в совместную деятельность.

- Пополнится предметно – пространственная развивающая среда группы игрушками созданными на основе народных промыслов.

Литература

1. Грибовская А. А. Детям о народном искусстве. М., 2004.

2. Дурасов Н. А. Каргополькая глиняная игрушка. Л., 1986.

3. Дорожин Ю. Г., Соломенникова О. А. Филимоновские свистульки: Рабочая тетрадь по основам народного искусства. М., 2004.

4. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. М., 2005.

5. Народное искусство в воспитании дошкольников / Под ред. Т. С. Комаровой. М., 2005.

6. Соломенникова О. А. Радость творчества // Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. М., 2005.

7. Халезова Н. Б. Декоративная лепка в детском саду: Пособие для воспитателя / Под ред. М. Б. Халезовой-Зацепиной. М., 2005.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7

г. Хвалынска Саратовской области

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«НАРОДНАЯ ИГРУШКА»

по духовно – нравственному развитию и воспитанию

детей старшего дошкольного возраста

Подготовила: воспитатель Корнилова

Оксана Александровна

2019г.

Публикации по теме:

«Русская народная глиняная игрушка». Региональная особенность руками детей«Русская народная глиняная игрушка». Региональная особенность руками детей В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории, так как прилавки магазинов переполнены разнообразием.

Народная игрушка своими руками из пластилинаНародная игрушка своими руками из пластилина Дымковская игрушка – яркий представитель русского народного глиняного художественного промысла. Для производства фигурки применяется красная.

Фотоотчёт о проведении в младшей группе проекта «Народная игрушка»Фотоотчёт о проведении в младшей группе проекта «Народная игрушка» Народная игрушка имеет огромное значение в воспитании всесторонне развитого человека. Она самобытна, интересна; её история начинается в.

Конспект «О чём расскажет народная кожлянская игрушка»Конспект «О чём расскажет народная кожлянская игрушка» Тема: «О чём расскажет народная игрушка»Цель - Продолжить знакомить детей с кожлянской игрушкой, с историей возникновения промысла. •Познакомить.

Лэпбук «Народная игрушка»Лэпбук «Народная игрушка» Лэпбук - сравнительно новое методическое пособие, представляет собой одну из разновидностей метода проекта. Лэпбук направлен на развитие.

Мини-музей «Русская народная Игрушка»Мини-музей «Русская народная Игрушка» Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию.

Народная игрушка в детском садуНародная игрушка в детском саду «Детство – это незабываемое время в жизни каждого человека…». В дошкольном возрасте усвоение новых знаний происходит в игре. Всем известно,.

Народная кукла — традиционная русская игрушка (фотоотчет)Народная кукла — традиционная русская игрушка (фотоотчет) Участвуя в конкурсе традиционной русской народной игрушки "Забытая старина" мы более тесно прикоснулись к русской истории, к народным традициям,.

Проект «Матрешка — русская народная игрушка» Проект «Матрешка-русская народная игрушка» Вид проекта: краткосрочный, творческий, познавательный. Участники проекта: Дети, воспитатели,.

Русская народная игрушкаРусская народная игрушка "Есть у нас одна игрушка, Не лошадка, не Петрушка. Алый шёлковый платочек, Яркий сарафан в цветочек, Упирается рука в деревянные бока. А.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Народная игрушка»
Опубликовано: 7 сентября 2020 в 19:37
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Народная игрушка»» (включая файлы) размещена пользователем Корнилова Оксана в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД