ромашкина ирина
Проект о времени года для детей средней группы «Зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Актуальность проекта : Тема проекта «Зима» (времена года) является актуальной. В результате реализации этого проекта дети приобретают знания о смене сезонов, их особенностями, формируется познавательный интерес. Данный проект позволяет в условиях образовательного процесса ДОУ расширить и творчески применить знания детей о сезонных изменениях зимы.
Проблемные вопросы:
Публикация «Проект о времени года для детей средней группы „Зима“» размещена в разделах
- Времена года. Проекты, планы, тематические недели
- Зима
- Зима. Проекты и тематические недели на тему «Зима»
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
• Сколько месяцев длится зима?
• Почему зима наступает после осени?
Цель:
Исследовательская деятельность по изучению сезонных изменений в природе во всех её проявлениях в зимний период времени.
Задачи:
Образовательные:
• Расширить представления у детей о зиме как времени года, развивать умение самостоятельно находить сезонные изменения в природе зимой.
• Закреплять знания детей о том, что зима длится три месяца : декабрь первый зимний месяц, но последний месяц в году; январь – середина зимы и первый месяц в новом году.
• Учить замечать приметы зимы (самые короткие дни и длинные ночи, 22 декабря – самый короткий день в году, холодно, мороз, гололед и т. д., в феврале погода меняется (то светит солнце, то дует ветер, то идет снег, на крышах появляются сосульки).
• Обобщить представления о сутках, днях недели, их цикличности.
• Учить замечать изменения, связанные со временем суток, изменениями в погоде, сменой времен года.
• Формировать умение использовать знания, полученные опытным путем, в различных видах деятельности.
• Формировать навыки исследовательской деятельности.
Развивающие:
• Развивать умение устанавливать связь между явлениями природы
• Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов.
• Развивать умение передавать свои чувства от общений с природой в рисунках и поделках.
Воспитательные:
• Воспитывать бережное отношение к природе нашего края.
• Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, наблюдательность и познавательный интерес.
Тип и вид проекта : Познавательный, творческий, групповой, долгосрочный
Срок реализации проекта : 3 декабря – 28 февраля
Участники проекта : дети группы, родители, воспитатели, педагоги.
Продукт детской деятельности:
Альбом «Зимушка-зима», «Наш город зимой»; коллажи «Зима в лесу», «Новогодняя история»; дидактические игры «Времена года», «Какого цвета снег?»; календарь «Наблюдений в природе»; пополнение книги «Хочу всё знать»; пополнение модели «Круглый год»; Тематическая выставка рисунков: «Зимушка-Зима».
Правильное отношение к природе, обобщенное представление о смене суток, дней недели, их цикличности, зимних месяцах является конечным результатом проекта.
ЧТО ДЕТИ УЖЕ ЗНАЮТ ОБ ЭТОЙ ПРОБЛЕМЕ ЧТО ХОТЯТ УЗНАТЬ ГДЕ МОГУТ НАЙТИ НЕДОСТАЮЩУЮ ИНФОРМАЦИЮ
Зима - это время года
Зима наступает после лета
Зима отличается от осени погодой
Cнег блестящий, а снежинки – это блестки
Зимой бывает лед
Зима холодная
Елочки зимой укрываются снегом, чтобы не замерзнуть
Как долго длится зима?
Почему закончилась осень?
Почему после осени наступила зима?
Что длится дольше – осень или зима?
Зачем зимой снег?
Откуда берется снег и лед?
Куда уходит Дед Мороз
Почему зимой деревьям тепло? В энциклопедии
В книгах
Из рассказов взрослых
Из телепередач
Из интернета
I. План-график мероприятий
Деятельность воспитанников и воспитателя на этапах выполнения проекта
Этапы проекта Деятельность педагога Деятельность детей
1 этап
Подготовительный Знакомит с замыслом проекта, мотивирует детей.
Формирует проблему (цель). (При постановке цели определяется и продукт проекта)
Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.
Формирует задачи Обсуждение предмета исследования с воспитателем, получение дополнительной информации, уточнение и корректировка цели:
1. Вхождение в проблему.
2. Вживание в игровую ситуацию.
3. Принятие задачи.
4. Дополнение задач проекта.
2 этап
Конструктивный
(Планирование, организация деятельности) Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, консультирует к презентации:
Помогает в решении задачи.
Помогает спланировать деятельность.
Организует деятельность. 1. Установление плана действий
2. Формулирование задачи
3. Объединение детей в рабочие группы.
4. Распределение роли в группе
3 этап
Оценочно – рефлексивный
(Исследование, осуществление деятельности) Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, консультирует к презентации:
Практическая помощь (по необходимости).
Направляет и контролирует осуществление проекта.
Формирование специфических знаний, умений, навыков: выполняют исследование, решают промежуточные задачи, анализируют информацию, готовят материалы к презентации
4 этап
Презентативный
(Представление, отчёт, презентация проекта) Подготовка к презентации. Презентация. 1. Обсуждают найденный способ решения проблемы, участвуют в оценке путём коллективного обсуждения и самооценок
2. Продукт деятельности готовят к презентации.
3. Представляют (зрителям или экспертам) продукт.
II. Оценка результатов и отчетность
Этапы проекта :
1 этап
Подготовительный: декабрь
1. Сбор информации о представлениях детей о зиме, как времени года.
2. Определение цели проекта на основе изученных проблем детей.
3. Составление перспективного плана проектной деятельности.
4. Составление схемы взаимодействия воспитателей, педагогов дополнительного образования и специалистов различных служб в процессе работы над проектом.
5. Подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по выбранной тематике проекта.
6. Составление и обсуждение со всеми участниками проекта поэтапного плана работы.
7. Подбор необходимого оборудования, пособий, материалов.
2 этап
Конструктивный: декабрь - февраль
1. Включение в план-схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
2. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
Виды деткой деятельности по образовательным областям:
Социально-коммуникативная
Игровая деятельность
Сюжетно-ролевые игры: «У нас гости», «Устроим концерт для елочки», «Прощание с елочкой до следующего года»; дидактические игры «Времена года», «Найдите и покормите зимующих птиц», «Когда это бывает», «Что сначала, что потом»;
Беседы: «Как мы встретили Новый год», «Чем запомнился праздник».
Просмотр мультфильмов «Снежная королева», «Зимние сказки», «Двенадцать месяцев», «Таежная сказка», «Щелкунчик».
Речевое развитие
Речь и речевое общение
Беседы и свободное общение: «Как живут птицы зимой», «Где рождается снег и иней», «Зима в нашем крае»; рассматривание картин о зиме и составление по ним описательных рассказов. Творческое рассказывание - «Приметы зимы», «Кому нужна зима», заучивание стихотворений о зиме.
Чтение художественной литературы
М. Пришвин «Этажи леса», В. Бианки «Лес зимой», В. Архангельский «Летят пушистые снежинки», Э. Успенский «Проказы старухи зимы», Н. Носов «На горке». Русские народные сказки: «Зимовье зверей», «Заяц-хваста», «Два мороза». Литературные сказки: «Морозко», «Двенадцать месяцев», «Мороз Иванович», «Снегурочка».
Зарубежные сказки: «Снежная королева», «Щелкунчик». Чтение энциклопедической литературы, сказок, рассказов, заучивание стихотворений, пословиц, поговорок о зиме. Чтение Шорыгиной Т. А. «Точные сказки». Выставка книг о зиме.
Физическое развитие
Подвижные игры «Два мороза», «Хитрая лиса», «Метелица», «Снежки»,
«Взятие крепости», «Заморожу», «Снежинки и ветер», «Что нам нравится зимой».
Игры и эстафеты «Кто быстрее в лес за елкой», «Кто быстрее украсит елочку».
Познавательное развитие
Тематические занятия «Зима полна серебра», «Идет волшебница зима», «Открываем календарь, начинается январь»; Изготовление макетов, работа с моделями, коллажи, альбомы, фотовыставки, просмотр презентаций: «Путешествие в зимний лес», «Жизнь диких животных зимой».
Исследовательская деятельность: проведение опытов и экспериментов со снегом, песочными часами.
Природа
Цикл наблюдений: «Какого цвета снег», «Чьи следы?», «Какого цвета небо в разное время суток?».
Конструирование
Из строительного материала «Дом для снегурочки»
Оригами «Ветка рябины» .
Художественно-эстетическое развитие
Рисование: «Зимний вечер», «Моя любимая погода зимой», «Снежинка», «Зимний лес» - коллективная работа, «Новогодняя история», «Зима в лесу» - коллаж, «Деревья в инее», «Шишки на ветке», «Снежная семья», «Весело качусь я под гору в сугроб…»;
Лепка: «Зимние забавы», «Елочка», «Семья снеговиков».
Аппликация: «Снеговики», «Хоровод елочек», «Снегири на ветке».
Изготовление открыток, приглашений на новогодний праздник.
Выпуск поздравительных газет, составление панно, коллажей. Выставки.
Музыкальное развитие
Слушание музыки «Времена года» П. И. Чайковский, разучивание песен о зиме, придумывание детьми танцевального этюда «Снегопад».
Культурно - досуговая деятельность
Развлечение «День рождения зимних именинников», праздник «Новый год», «Колядки», акция «Зелёная елочка – живая иголочка», акция «Покормите птиц зимой».
План-схема взаимодействия всех участников образовательного процесса
Музыкальный руководитель физинструктор Учитель-логопед Педагог по изодеятельности Родители
Разучивание песен о зиме. Проведение тематических и интегрированных занятий по теме «Зима».
Проведение праздника «Новый год», «Колядки». Слушание музыки «Времена года» П. И. Чайковский, разучивание песен о зиме, придумывание детьми танцевального этюда «Снегопад».
Разучивание п/и «Два мороза»,
«Хитрая лиса»,
«Метелица»,
«Снежки»,
«Взятие крепости», «Заморожу», «Снежинки и ветер», «Что нам нравится зимой».
Игры и эстафеты «Кто быстрее в лес за елкой», «Кто быстрее украсит елочку».
Дид. Упр. «Найди ошибку», «Назови ласково», «Один-много», «Подбери родственные слова», «Каким бывает?», «Расскажи о зиме по плану».
Разучивание пословиц, поговорок о зиме Рисование на тему: «Моя любимая погода зимой», «Снежинка», «Зимний лес» - коллективная работа, «Новогодняя история» - коллаж «Деревья в инее», «Шишки на ветке», «Снежная семья», «Весело качусь я под гору в сугроб…»;
Рассматривание репродукций картин о зиме И. И. Шишкина, А. К. Саврасова, А. И. Куинджи.
Выпуск семейных газет, составление панно, коллажей из природного, бросового материала. Выставки поделок, фотовыставки.
Участие в создании моделей «Времена года», «Круглый год», участие в создании коллекции календарей, в оформлении группы
3 этап: декабрь-февраль
Оценочно – рефлексивный
Контроль за ходом осуществления этапов проекта всеми его участниками.
4 этап
Презентативный: февраль
Подведение итогов, обобщение опыта работы, презентация:
1. Организация выставки совместных работ взрослых и детей «Зимушка хрустальная».
2. Организация тематической выставки рисунков: «Зимушка-Зима».
3. Презентация проекта «Три месяца зимы».