Екатерина Горбунова
Проект «Знакомство детей раннего дошкольного возраста с профессиями взрослых»
▼ Скачать + Заказать документы
«Труд становится великим воспитателем, когда
он входит в духовную жизнь наших воспитанников,
приоткрывает всё новую красоту в окружающем
мире, пробуждает гражданское чувство»
В. А. Сухомлинский.
1. Введение.
Проектом предусмотрен объект исследования, которыми выступают условия:
-создать специально организованный на занятиях показ детям разнообразного труда взрослых, наблюдения. Наблюдения за трудом взрослых в детском саду имеют большое образовательное значение: они уточняют представления детей, пробуждают любознательность, интерес к деятельности взрослых, способствуют выработке положительного отношения, уважения к их труду;
Публикация «Проект „Знакомство детей раннего дошкольного возраста с профессиями взрослых“» размещена в разделах
- Младшая группа
- Проекты, проектная деятельность
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Проекты
- Темочки
-непосредственная организация совместной деятельности взрослых и детей.
Под совместной работой мы подразумеваем такую деятельность взрослых с детьми, когда воспитатель выступает не только в качестве лица, организующего и направляющего труд детей, но и в качестве непосредственного участника трудового процесса. Совместная деятельность детей и взрослых может осуществляться в процессе бытового труда, труда в природе.
2. Актуальность.
Дошкольное образование является первой ступенью общего образования, что закреплено в законе «Об образовании Российской Федерации». У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Знакомство детей с трудом взрослых это не только средство формирования системных знаний, но приобретение детьми опыта общения с людьми, понятия
о профессиональной деятельности взрослых.
В наши дни профессий стало очень много. Их уже много тысяч. И все время появляются все новые и новые. Подрастающему поколению очень трудно ориентироваться в мире профессий. Трудно выбрать профессию своей жизни. Очень часто не только дошкольники, но и школьники имеют весьма смутные представления о мире профессий взрослых. Даже если ребенок и был на работе у мамы или папы, он так и не понял сути их профессиональной деятельности. Необходимо способствовать социализации и адаптации подрастающего поколения в окружающем мире.
Однако сам ребенок реализовать себя может не всегда. Осознать значимость труда, войти во взрослую жизнь с уже сформированными представлениями о труде и уметь ориентироваться в мире профессий, ему должны помочь взрослые, которые находятся рядом с ним с самого рождения (родители, воспитатели, педагоги).
3. Цели. Задачи. Ожидаемые результаты.
Цель: Дать начальное представление детям раннего возраста о труде взрослых.
Задачи:
- Формировать первичные представления о труде взрослых, его роли в
обществе и жизни каждого человека;
- дать возможность сориентироваться в профессиях родителей;
- создавать условия для закрепления представлений о трудовых действиях,
совершаемых взрослыми, о результатах труда, об оборудовании, через
различные формы работы и виды деятельности;
- обогащать словарный запас детей;
- расширять кругозор и познавательный интерес детей;
- способствовать формированию положительного отношения и уважения к
труду, к людям разных профессий.
Ожидаемые результаты.
-Развиты первоначальные знания о профессиях взрослых;
-воспитаны доброжелательные отношения к труду;
-умение имитировать деятельность людей различных профессий в ходе
сюжетно-ролевых игр;
-совместно с родителями создана папка «Профессии наших родителей».
4. Аннотация проекта.
Настоящей работой я хотела обратить внимание на такую проблему: «Знакомство детей раннего возраста с профессиями взрослых».
Макаренко А. С. в своей работе отмечал, что правильное воспитание это обязательно трудовое воспитание, так как труд всегда был основой жизни.
Обязательное качество всесторонне развитого человека — великое трудолюбие.
Труд дошкольника имеет свою специфику. Подготовить ребенка к труду - это значит сформировать у него психологическую готовность трудиться. Психологическая готовность к труду означает уровень развития личности, который является достаточным для успешного освоения любым видом производительного труда.
Дети всегда проявляют интерес к социальной действительности. Первым значимым средством является сама социальная действительность, воздействующая на ребенка, питающая его ум и душу. Главное – показать детям социальный мир “изнутри” и помочь ребенку накопить социальный опыт, понять свое место в этом мире. Труд – тоже социальное явление. Труд – это проявление заботы людей друг о друге. Разнообразная действительность позволяет ребенку непосредственно пережить, прочувствовать необходимость выполнения определенных норм и правил для достижения важных и интересных целей.
Одна из главных задач трудового воспитания дошкольников – ознакомление с трудом взрослых, воспитание уважения к нему. Начиная с детского сада, дети учатся обращаться с простейшими инструментами, изучают свойства различных материалов, приобретают навыки самообслуживания, следят за чистотой и порядком в группе, ухаживают за цветами, помогают накрывать на столы, убирать игрушки. Дома они помогают родителям, выполняя как постоянные, так и временные посильные поручения.
Важную роль в трудовом воспитании детей играет семья, сила примера родителей. Благоприятные условия трудового воспитания создаются в тех семьях, где родители успешно трудятся по своей специальности, любят свою профессию, рассказывают детям о работе. Пусть родители глубоко осознают, что их собственное добросовестное отношение к трудовым обязанностям, подчеркнуто уважительное отношение к труду окружающих оказывают на детей огромное влияние. Бодрая трудовая атмосфера, личный пример взрослых — это для ребенка очень важный стимул.
В основу данного проекта положены следующие идеи:
-«Специалист — это тот, кто знает очень много об очень малом.» Батлер Н.
-Пусть дела твои будут такими, какими ты хотел бы их вспомнить на склоне лет. (Марк Аврелий).
-Человек рождается не для того, чтобы влачить печальное существование в бездействии, а чтобы работать над великим и грандиозным делом. (Альберти, Леон Баттиста).
В соответствии с ФГОС проект опирается на научные принципы её построения:
- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребёнка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребёнка в зоне его ближайшего развития;
- единство воспитаетльных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
- решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках НОД, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
- построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
Пути решения проекта :
- разработать систему реализации идей на основе реальной практики и возможностей ДОУ;
-оценить риски реализации проекта.
5. Этапы реализации проекта программы.
Реализация проекта рассчитана на 2 недели с 01.04.- 12.04.2019г.
6. План мероприятий.
1-этап. Подготовительно- проектировочный.
1. Создание проблемной ситуации:
-Кем и где работают мои родители?
-Кем бы я хотел стать, когда вырасту большой?
2. Работа с родителями: собрать информацию о профессиях родителей;
фотографии с места их работы.
3. Выбрать стиль для саздание папки «Профессии наших родителей».
В ходе данного этапа проводится предварительная работа: определение целей и задач проекта, сбор материала, необходимого для реализации цели проекта, прогнозирование результата, разработка конспектов занятий и бесед по ознакомлению детей с профессиями.
2-этап. Практический.
1. Выбрать объект и начать с ним взаимодействовать
2. Провести наблюдение, беседу о профессиях и труде взрослых
3. Организация развивающей предметной среды:
- подбор художественной литературы в книжном уголке
- Подбор иллюстраций, фотоматериалов, раскрасок
- пополнение и изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр «Магазин», «Парикмахерская», «Я-водитель», «Больница»
- Подбор дидактических словесных, настольных игр по ознакомлению с
профессиями.
3-этап. Обощающе-результативный
Итоговое мероприятие: дидактическая игра- «Петрушка осваивает профессии».
7. Ресурсное обеспечение программы.
Нормативно- правовые ресурсы:
- Устав ДОУ;
- СанПиНы 2.4.1.2660-10
- Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)
- Закон РФ «Об образовании» в редакции Федерального Закона от 01.12.2007г. № 309-ФЗ;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.11. 2009г. №655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
Кадровые ресурсы.
Для работы в проекте привлекаются6 помощник воспитателя, воспитатели группы, родители детей.
Критерии оценивания проекта :
- Удовлетворённость родителей результатом работы ДОУ (созданными условиями, интересом ребёнка к образовательному процессу);
- соответсвие условий обучения дошкольников нормам СанПиНа;
- информированность родителей об организации воспитательного и образовательного процесса дошкольника.
8. Риски и пути преодоления рисков.
- Низкая заинтересованность родителей-проведение индивидуальной беседы.
9. Вывод.
Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система.
Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к труду. Знакомство детей с трудом взрослых это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях и словарь. Непринужденная беседа взрослых с детьми обеспечивает развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывает интерес к трудовой деятельности взрослых. Доброжелательность, заинтересованное отношение к детским вопросам, поощрение выступления в диалоге позволяют преодолеть в детях замкнутость, застенчивость, нерешительность.
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Малыши учатся любить труд, с уважением относятся к любому виду человеческой деятельности, знакомятся (в основном в ходе игры) с простейшими, но самыми характерными чертами профессий, приобретают навыки, которые будут развиты в школе.
Реализация проекта показала свою эффективность для детей. Все поставленные задачи решены, а цель достигнута. Проделанная работа помогла пробудить интерес детей к профессиям взрослых. Ребята узнали много нового и интересного. Сплоченные общей идеей, дети стали более отзывчивыми и доброжелательными.