Алсу Шиафетдинова
Проект на тему «Зима», во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Информационная карта
Название проекта : «Зима»
Авторы проекта : Шиафетдинова Алсу Аббясовна
Тематическое поле: Познание
Актуальность проекта :
- недостаточное знание детей о происходящих вокруг них природных явлениях, жизнедеятельности диких животных, птиц и человека в зимний период;
- стимулирование интереса и детей и взрослых к совместной деятельности (игры, забавы, эксперименты)
Длительность проекта : 2 недели
Тип проекта : познавательный
Публикация «Проект на тему „Зима“, во второй младшей группе» размещена в разделах
Состав участников: дети 2 младшей группы, воспитатели, родители
Цель проекта :
Формирование у детей представления о зиме через различные виды детской деятельности, приобщение родителей к созданию единого образовательного пространства вокруг ребенка.
Задачи проекта :
Образовательные:
- Формировать представления детей о времени года (Зима)
- Расширять представления детей о характерных особенностях зимней природы
- Расширять знания детей о зимующих птицах, диких животных и деятельности человека в зимний период
- Формировать представление о безопасном поведении зимой
- Учить детей самостоятельно определять свойства снега, льда: (цвет, твердость, прозрачность, и. т. п.)
- Актуализировать знания детей о свойствах снега при оттепели и в период морозных дней
Развивающие:
- Формировать исследовательский и познавательный интерес в ходе экспериментирования с водой и льдом
- Способствовать развитию познавательного интереса, любознательности во всех видах деятельности
- Побуждать детей к активному участию в подвижных, музыкальных, с/ролевых, дидактических и театрализованных играх
- Расширять и активизировать словарный запас детей в ходе НООД
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к окружающему миру, зимующим птицам
- Воспитывать чувство осторожности и самосохранения
Практические :
Для педагогов:
Создание условий для исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности в группе и на прогулке, проведение опытов с объектами неживой природы
Обновление предметно-развивающей среды в группе
Стимулирование детского познавательного интереса с использованием наглядного, дидактического материала, художественного слова и. т. п
Привлечение родителей к совместной деятельности при работе над проектом «Зима», объяснение его значимости в развитии личности ребенка
Организация и проведение конкурсов: на лучшую фотографию «Зимний пейзаж», а так же итогового мероприятия для детей и родителей «Путешествие в зимний лес»
Для родителей: Оказание посильной помощи в подготовке информационного материала для ознакомления с объектами окружающего мира
Помощь в подборе иллюстративного материала, художественной литературы, фотографий, по данной тематике
Ожидаемый результат:
Составление дополнительных педагогических материалов для работы с детьми, разработка сценариев, игр, практических ситуаций
Овладение детьми знаниями о времени года, природных явлениях, и их значимости в жизни человека, животных и птиц, о правилах поведения в природе, проявление интереса к исследовательской деятельности
Заинтересованность родителей в проведении совместных зимних игр, опытов и забав (катание на санках с горки, катании на коньках и лыжах, совместной лепке поделок из снега и в украшении снежных построек)
Изменение отношения родителей к данной проблемной ситуации, непосредственное участие родителей в новогоднем утреннике в роли сказочных персонажей
Итоговое мероприятие или продукт:
Новогодний утренник для детей и родителей: «Путешествие в зимний лес»
Выставка детских работ: «Волшебница Зима»
Развлечение: «Прощай, Зимушка – Зима!»
Этапы реализации проекта
Этапы Основные задачи Деятельность детей Деятельность взрослых
Подготовительный Вхождение в проблему Подготовка материальной базы
Построение плана работы Обмен информацией, личным опытом
Оформление информационного стенда для родителей «Птицам - счастье» Постановка цели, задач
Изучение методической литературы
Проработка детального плана работы по темам
Поиск информации, подбор наглядного материала
Основной Осуществление работы по реализации задач проекта
Подбор художественной литературы.
Подбор пособий для работы с детьми.
Выбор форм работы с родителями
Выбор основных мероприятий
Определение объема и содержания работы для внедрения проекта
Составление перспективного плана работы с детьми и сотрудничества с родителями
Совместное с родителями участие в поиске, сборе и подготовке информации по теме проекта
Накопление представлений, обогащений знаний о зиме в процессе совместной деятельности
Вопросы к взрослым Помощь детям в поиске информации через разные источники в т. ч и создание предметной среды
Проведение образовательной работы с детьми в разных видах деятельности
Создание условий для самостоятельной творческой и познавательной деятельности
Заключительный Подведение итогов работы над проектом
Оформление портфолио: «Зима»
Рефлексия Участие в развлечении
Выставка детских творческих работ для родителей «Волшебница Зима»
Развлечение «Прощай, Зимушка – Зима!»
Дни недели Виды деятельности с детьми
НООД Коммуникативная Игровая Опытно-экспериментальная
познавательная, творческая С родителями
1-ая неделя
понедельник Музыка
Слушание «Елочка» муз. М. Красева
Познание
(ФКЦМ)
«Одежда людей зимой»
Беседа: «Приметы зимы» Д/ и:
«Оденем куклу на прогулку» Рассматривание снежинок при помощи лупы:
«Что за звездочки резные?»
Творческое задание:
«Изготовьте снежинку из бумаги вместе с ребенком»
вторник Констр-ние
«Горка для куклы»
ФИЗО
Загадки о зиме П/ и: «Мы мороза не боимся…»»
Выставка иллюстраций: «Зимние забавы» Консультация:
«Играем вместе на прогулках»
среда Музыка пение «Зима» муз. В. Карасевойсл. Н. Френкель
Чтение Х. Л.
Л. Воронкова «Снег идет»
Беседа на тему : «Звери зимой»
Д/ и: «Следы»
С/ ролевая игра:
«Путешествие в зимний лес» Ознакомление со свойствами снега:
«Какой снег на ощупь?» Консультация: «Правильное отношение детей к природе начинается в семье»
четверг Х. Т. Р. «Снеговик»
ФИЗО Чтение сказки «Рукавичка»
Укр. обр. Е. Благини-ной Д/ и: «Когда это бывает?» Выставка детских работ:
«Зимний лес» Конкурс:
«Новогодняя игрушка своими руками»
пятница Х. Т. Л
«Снеговик»
ФИЗО Заучивание стих-ний К. И. Чуковский «Елка» (в сокр. ,
Е. Ильина «Наша елка» С/ролевая игра «Концерт»
Ознакомление со свойствами снега:
«Лепим снеговиков» Конкурс:
«Снежные постройки»
2 - ая неделя понедельник Музыка
ФКЦМ
Чтение сказки
«Лиса и заяц»
рус. обр. В. Даля Театр Д
«Сказка про Машу» Ознакомление со свойствами воды:
«Цветные льдинки» Объявление о сборе материала для оформления альбома по теме:
«Новогодняя открытка»
вторник ФЭМП
ФИЗО Беседа на тему : «Зимующие птицы»
Д/ и:
«Что зимою происходит?» Наблюдение за птицами у кормушек на участке Мастер – класс: Изготавливаем кормушки для птиц из подручных материалов
среда Музыка
Чтение сказки
«Снегурочка и лиса» в обр. М. Булатова Беседа Д/ и:
«Четвертый лишний» Изготовление пригласительных билетов Приглашение на итоговое мероприятие
четверг Х. Т. Р.
«Снег кружится» П/ и:
«Снежинки и ветер» Праздничный концерт Новогодний утренник:
«Путешествие в зимний лес»
пятница Х. Т. А.
«Елочка нарядная» Чтение стихов, исполнение песен С/ ролевая игра:
«Новогоднее чаепитие» Окрашивание снежной постройки «Елочка» при помощи пульверизатора Мастер-класс: «Украшаем дом вместе к Новому году»
Содержание работы
Образовательная область «Физическое развитие» :
Тематические занятия: «В зимнем лесу», «Мы со спортом зимним дружим»
Игры и упражнения со снегом во время проведения прогулок
Катание на санках.
Подвижные игры: «Два Мороза», «Берегись, заморожу!», «Медведь и дети», «Достань снежинку», «Снежинки и ветер», «Зайка беленький сидит», «Мы – снежинки»
Спортивное развлечение «Зимние радости»
Образовательная область «Социально – личностное развитие» :
Дидактические игры: «Когда это бывает?», «Покажи и назови», «Снегирь», «Вот со снегом мы играем», «Следы», «Что зимою происходит?»
Сюжетно – ролевые игры: «У нас в гостях Дедушка Мороз», «Новогоднее чаепитие», «В гости к Снегурочке», «Путешествие в зимний лес»
Образовательная область «Труд» :
Наблюдение за трудом дворника.
Расчистка дорожки от снега, расчистка скамеек от снега с помощью взрослого.
Постройка снежного городка на участке.
Лепка Снеговика из снега
Лепка из снега «Новогодней елочки» и украшение ее игрушками
Образовательная область «Безопасность»
Беседы: «Осторожно, сосулька!», «Меры безопасности при гололеде», «Почему нельзя есть снег?»
Образовательная область «Познание» :
Наблюдение: за погодой, ветром, небом, солнцем, метелью (из окна, за снегопадом, снежинками, снегом, сугробами, птицами (воробей, синицы, снегири, голуби, за прохожими (как одеты)
Опыты: «Снег – снежок», «Изучение загрязненности снега», «Чудесное превращение»
Образовательная область «Коммуникация» :
Беседы: «Первый снег», «Приметы зимы», «Одежда людей зимой», «Звери зимой»
Пальчиковые игры: «Мы во двор пошли гулять», «Кормушка», «Елочка», «Пирог», «На елке»
Игры и упражнения на формирование общих речевых навыков: «Погреться на морозе», «Снежинки летят», «Вьюга», «Дует ветер», «Снегири», «Снежок», «Снежная баба», «Снеговик», «Медведь», «Зимние забавы»
Игры и упражнения на формирование грамматического строя речи: «Назови ласково», «Про кого говорят», «Как называется дом»,«Кому что?», «Продолжи предложения»
Игры и упражнения на развитие связной речи: «Объясни словечко», «Что лишнее и почему?», «Какое слово не подходит»
Образовательная область «Чтение художественной литературы» :
Фольклор: «Снегурочка и лиса» рус. обр. М. Булатова, «Лиса и заяц» рус. обр. В. Даля, «Рукавичка» укр. обр. Е. Благининой.
Поэзия: К. И. Чуковский «Елка», Е. Ильина «Наша елка»
Проза. Л. Воронкова «Снег идет» (из книги «Снег идет»)
Заучивание стихотворения: К. И. Чуковский «Елка» (в сокр., Е. Ильина «Наша елка» (в сокр.)
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» :
Рисование: «Снеговик», «Елочка нарядная», «Снег кружится», «Укрась рукавички»
Лепка : «Снеговик», «Дерево зимой»
Аппликация: «Снеговик»,«Елочка нарядная», «Пригласительный билет»
Образовательная область «Музыка» :
Слушание: «Елочка», муз. М. Красева,
Пение: «Зима» муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель; «Наша елочка», муз. М. Красева, сл. М. Клоковой.
Работа с родителями:
Консультации: «Правильное отношение детей к природе начинается в семье», «Играем вместе на прогулках», «Скоро Новый год»
Мастер – класс: «Украшаем дом вместе к Новому году», Изготавливаем «Кормушки для птиц из подручного материала»
Творческие задания: «Снежинки», «Волшебница Зима»
Конкурсы: «Новогодняя игрушка», «Снежные постройки»
Развлечения: «Новый год», «Масленица»
ПРИЛОЖЕНИЕ
Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественному творчеству аппликация.
Тема: "Снеговик"
(вторая младшая группа)
Программное содержание:
• Учить детей создавать выразительный образ Снеговика.
• Продолжать учить создавать композицию из готовых деталей.
• Усовершенствовать умение пользоваться клеем и салфеткой, дополнять выразительный образ дорисовываем.
• Развивать чувство формы и цвета.
• Воспитывать умение видеть красоту природы.
Предварительная работа: Рассматривание картин и иллюстраций из альбома «Зима», беседы по картине, наблюдения и игры со снегом на прогулке.
Материалы и оборудование:
Листы 1/2 (А4) бумаги голубого тона, кисти, восковые мелки, салфетки, клей, круги белого цвета.
Ход: (Вношу в группу репродукцию картины на тему «Зима»)-Что вы видите на картине? Какое время года изображено? Как вы догадались? А вам нравится играть со снегом? Давайте посмотрим, любят ли снег другие ребята? (ответы детей) (Начинаю рассказ по картине)Вышли зимой на улицу дети, Саша и Миша. Снег пошёл! Дети стали лепить Снеговика. Саша скатал комок и положил его. Миша скатал комок поменьше и положил его сверху. Дети вместе сделали Снеговику глаза из камушков, руки из веточек, на голову надели красное ведёрко и поставили нос – морковку. Хороший получился Снеговик.
Воспитатель: Ребята давайте мы тоже сделаем Снеговика. (Дети выкладывают Снеговика из готовых деталей на листах). Из каких фигур мы его выложили? (Из кругов)Правильно. Самый большой круг, где положили? (внизу)Круг поменьше, где положили? (Сверху, на нем (Воспитатель напоминает правила аккуратного обращения с клеем. По ходу выполнения работы задаёт детям вопросы, сам выполняет и комментирует действия)
-Молодцы. Сколько разных Снеговиков у нас получилось.
Ребята, вам понравились Снеговики? Мне тоже очень понравились. Давайте сегодня на прогулке слепим настоящего Снеговика.
Конспект по опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе
Тема:«Ознакомление детей со свойствами снега и льда»
Цель: Формирование у детей интереса к экспериментальной деятельности
Задачи:
-Учить детей отвечать на вопросы, уметь объяснять, сравнивать, делать самостоятельно выводы.
-Учить определять и характеризовать свойства воды и её состояния
-Развивать любознательность
-Воспитывать желание оказывать помощь
Демонстрационный материал: вода, снег, лёд, письмо, снеговик - игрушка
Раздаточный материал: одноразовые стаканы и ложки, три тазика, камушки.
Воспитатель читает стихотворение:
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо падает, ложится.
(Стук в дверь. Заносят письмо).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам сегодня в группу пришло какое-то странное письмо…
Потрогайте письмо рукой, какое оно холодное. (Дети прикасаются рукой к письму.)
- Как вы думаете, откуда могло к нам прийти такое холодное письмо?
Дети: С улицы, с мороза, с Севера и т. д.
Воспитатель: Хотите узнать, от кого оно? (Да)
«Ребята, я очень рад, что теперь мы с вами будем дружить каждый день. Ваш друг Снеговик».
Воспитатель: Ребята, а кто это такой Снеговик? (ответы детей)
Воспитатель: А почему он пишет, что теперь будет дружить с вами каждый день?
Дети: Потому что наступила зима, холодно, много снега…
Воспитатель: А почему его назвали Снеговик? (Разные ответы детей. Делают вывод, что его зовут Снеговик, потому что он из снега) Что-то холодом потянуло и дверь скрипнула, кто-то к нам пришёл… Пойду и посмотрю
(Иду к двери и открываю её. Там нахожу игрушка - снеговик приношу его в группу.)
Воспитатель: Посмотрите, ребята, кто к нам в гости пришёл.
Дети: Снеговик.
Снеговик: Привет девчонки и мальчишки. Я так по вам соскучился. Жалко, что я могу с вами дружить и играть только зимой.
Дети: А почему?
Воспитатель: Вот это мы с вами сегодня и выясним. А Снеговик нам в этом поможет.
Снеговик: С большим удовольствием.
Воспитатель: Представьте себе, что мы исследователи. У нас важное задание, которое мы должны выполнить. Это помочь Снеговику узнать, почему он может с вами играть только зимой.
Выполнение эксперимента
Воспитатель: Давайте Снеговика посадим, чтобы он за нами наблюдал. А сами подойдём к столу.
Дети подходят к столу, где стоят тазы с водой, снегом и льдом.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это?
Дети: Вода.
Воспитатель: А какая вода? (Даё тся характеристика свойств воды: прозрачная, без запаха, может переливаться в ёмкости)
Дети: Прозрачная.
Воспитатель: А как мы можем это проверить? (Дети дают разные варианты ответов)
Давайте попробуем бросить камушки в воду. Что получится.
Дети: Их видно. Они утонули.
Воспитатель: Если камушки видно, какая значит вода?
Дети: Прозрачная. (Дети сами делают вывод)
Воспитатель: Молодцы! Ребята, а если мы поднесём воду к носу, что-нибудь почувствуем.
Дети: Нет.
Воспитатель: А почему?
Дети: Она не пахнет.
Воспитатель: Значит, вода не имеет …
Дети: Запаха.
Воспитатель: Опять догадались. Молодцы. Посмотрите, здесь ещё что-то есть.
Дети: Снег, лёд. Если мы потрогаем снег, то какой он.
Дети: Рыхлый, холодный, белый. (Дети дают разные ответы)
Воспитатель: А лёд какой?
Дети: Холодный, мутный, твёрдый. (Опять дают разные ответы)
Воспитатель: А давайте попробуем в воду положить снег. (Дети берут одноразовые стаканы и ложки и самостоятельно делают все указания воспитателя). Как вы думаете, что произойдёт?
Дети: Снег стал мутным.
Воспитатель: А ещё?
Дети: Снег начинает таять. Вода становится непрозрачной, холодной. (Дети делают выводы с помощью воспитателя)
Воспитатель: Совершенно верно, мои исследователи.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что случилось со Снеговиком? (Дети обнаруживают, что Снеговик тает)
Снеговик: Ой, ребятки, что - то мне нехорошо.
Воспитатель: Что случилось?
Снеговик: Кажется, я таю.
Воспитатель: А почему Снеговик начал таять?
Дети: Потому что он из снега. А снег в тепле тает.
Воспитатель: Ребята, что нам делать, чтобы Снеговик не растаял? Как ему помочь? (В холодильник поставить, снегом засыпать, на улицу отнести и т. д.)
Дети: Отнести на улицу. Там холодно.
Воспитатель: Сейчас мы так и сделаем, отнесем его на улицу, чтобы он не растаял. А когда мы будем выходить на прогулку, он с удовольствием с вами будет играть.
Снеговик: Да ещё, с каким удовольствием. Я вас всегда буду ждать, но только зимой. А почему зимой, мы с вами это уже узнали. До свиданья, ребята!
Дети: До свиданья! (Воспитатель относит Снеговика на участок).
Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественному творчеству аппликация.
Тема: "Ёлочка красавица"
(вторая младшая группа)
Программные задачи:
-Учить детей составлять аппликативное изображение ёлочки из готовых форм - треугольников, с частичным наложением элементов друг на друга.
-Развивать чувство формы, цвета и ритма.
-Воспитывать самостоятельность, аккуратность.
Предварительная работа: Рассматривание изображений ели на картинках, открытках и книжных иллюстрациях. Рисование елочки гуашевыми красками. Чтение стихотворений и разучивание песен о новогодней елке (подготовка к новогоднему утреннику). Рассматривание ели. Геометрическая мозаика «Сложи елочку».
Материалы и оборудование:
Бумажные треугольники зеленого цвета разного размера (как пирамидка) ; листы бумаги белого цвета для фона; клей, салфетки бумажные.
Ход:
Ребята, послушайте стихотворение «Елочка» :
- Елочка, елка,
Колкая иголка!
Где ты выросла?
- В лесу.
- Что ты видела?
- Лису.
- Что в лесу?
- Морозы,
Голые березы,
Волки да медведи –
Вот и все соседи.
С этими словами на столе появляются игрушечные животные: лиса, медвежонок. Они «говорят», что давно живут на полке для игрушек, а в лесу никогда не были и елок не видели! Педагог ждет реакции детей, а затем предлагает помочь игрушкам: рассказать и сделать для них елочки.
- Ребята! Каждый сделает одну елочку и получится целый еловый лес!
Педагог показывает последовательность и некоторые приемы работы:
- для основы мы выбираем бумагу белого цвета (не зеленого, чтобы елочка не потерялась) ;
- берем зеленые треугольники и составляем из них елочку, будто собираем пирамидку: первый треугольник, самый большой, кладем вниз (верхушка смотрит вверх). Второй, поменьше, накладываем сверху, третий, самый маленький, кладем на макушку второго;
- приклеиваем все «юбочки» елки так, чтобы она стояла ровно или же качалась на ветру.
Дети начинают «составлять» елочки.
Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественному творчеству аппликация + рисование
Тема: "Наша нарядная елка"
(вторая младшая группа)
Программные задачи:
-Учить наклеивать готовые формы на лист бумаги; составлять аппликативное изображение.
-Развивать чувство формы, цвета и ритма.
-Воспитывать усидчивость.
Материалы:
Белый картон, готовая форма елочки из детских ладошек, ватные палочки, краска - гуашь, клей ПВА, кисточки, салфетки.
Предварительная работа: наблюдение за живой елочкой, рассматривание искусственной елочки и новогодних шаров, рассматривание картинок с изображением деревьев, беседа о новогоднем празднике, занятие по аппликации на тему "Елочка".
Ход занятия. (Дети садятся за стол). - Ребята, сейчас я загадаю вам загадку, послушайте внимательно:
Прихожу с подарками,
Блещу огнями яркими,
Нарядная, забавная,
На Новый год я — главная.
(Ёлка)
- Правильно! Сегодня мы с вами будем делать аппликацию «Ёлочку нарядную».
Воспитатель читает стихотворение:
Приходил к нам Дед Мороз,
Ёлку зеленую принес.
Снеговик не растерялся,
Тут же в садик он помчался.
Эй, ребята, помогите.
Нашу ёлку нарядите.
- Давайте мы сами сделаем красивые ёлочки и подарим своим родителям на Новый год.
Приступаем к выполнению задания.
- Ребята давайте выберем красивый картон для основного фона. Берем наши зеленые веточки и приклеиваем на картон.
Ребята, вы приклеили все веточки и теперь начнем украшать нашу елочку разноцветными игрушками.
- Шарики будем делать из фольги. Берем фольгу скатываем маленькие шарики и наклеиваем на елочку.
Гирлянды будем рисовать тычком, с помощью ватной палочки
-Вот какая красивая, пушистая и нарядная получилась у нас елочка.
-Ребята, а чем мы сегодня с вами занимались?
(Составляли аппликацию, ёлочку, рисовали гирлянды тычком.)
Вы сегодня все были молодцы!