Марина Козлова
Проект «Этот загадочный космос»
Вид проекта – групповой, краткосрочный
Тип проекта – познавательный
Срок реализации проекта – апрель 2020 г.
Проблема
Современные дошкольники задают много вопросов о космосе, звездах, космонавтах, так как данная тема, как все неведомое, непонятное, будоражит детскую фантазию. Данный проект поможет детям научиться добывать информацию из различных источников, применить их в различных видах детской деятельности.
Актуальность проекта
Публикация «Проект „Этот загадочный космос“» размещена в разделах
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2020
Возраст почемучек – самый замечательный возраст для детей. Малыши активно познают мир, открывают для себя новые истины. Старших дошкольников всегда привлекает тема космоса, так как все неведомое, непонятное, недоступное глазу будоражит детскую фантазию. Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко, и в то же время так далеко. Как поддержать интерес ребенка к неизведанному? С помощью, каких методов можно заинтересовать ребенка, помочь ему узнавать новую, интересную информацию про космос? Работа над проектом носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольников, проходит в повседневной жизни и на специальных интегрированных занятиях. Проектная деятельность развивает творческую активность детей, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.
Цель проекта
Приобщение детей к знаниям о вселенной, о значении космических исследований для жизни людей на Земле. Вызвать чувство гордости за наших соотечественников таких, как Гагарин, Циолковский, Королев, и многих других, внесших неоспоримый вклад в историю покорения космоса.
Задачи проекта
1. Сформировать устойчивый интерес к познанию космического пространства.
2. Познакомить детей с историей развития космонавтики, с символикой некоторых созвездий, строением солнечной системы.
3. Расширять первоначальные представления о звездах и планетах (их величине, о порядке расположения относительно Солнца, некоторых особенностях).
4. Прививать любовь к родному краю, планете, героям освоения космоса.
5. Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
6. Развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.
7. Поощрять желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы, совместной исследовательской деятельности.
Этапы реализации проекта
Этап подготовительный:
- анализ предметной среды группы;
- беседа с детьми и родителями;
- формулирование целей и задач проекта;
- подбор и изучение литературы по теме проекта.
Основной этап:
- создание в группе условий для реализации проекта;
- деятельность в соответствии с планом проекта;
Итоговый этап:
- презентация проекта.
Ожидаемые результаты:
Для детей:
К окончанию срока реализации проекта у детей должны быть сформированы умения экспериментировать, синтезировать полученные знания, хорошо развиты творческие способности и коммуникативные навыки, возникло желание творить и исследовать вместе со взрослыми. Дети старшей группы должны ориентироваться в полученном материале, используя знания в играх и НОД.
Для педагогов:
Повышение профессионализма; внедрение новых методов в работе с детьми и родителями; личностный профессиональный рост; самореализация.
План мероприятий по проекту
Тема мероприятия Взаимодействие с родителями
Школа мудрого звездочёта НОД
Тема: «Я космонавтом стать хочу»
Цель: расширять представления детей о планетах и солнце; содействовать активному использованию в речи разных типов предложений; учить детей брать на себя роль ведущего.
Тема: «Космические исследователи».
Цель: обогащение знаний детей о планетах Солнечной системы.
Тема: «Космос, звезды, вселенная».
Цель: ознакомить детей с понятием «звезда»; рассказать о необходимости знаний о звездах в жизни людей.
Тема: «Покорители космоса».
Цель: познакомить детей с историей покорения космоса и первых космонавтах; расширять кругозор путем популяризации знаний о достижениях в области космонавтики; воспитывать чувство патриотизма.
Тема: «Первый космонавт».
Цель: помочь детям запомнить новое стихотворение; развивать память, речь; воспитывать патриотические чувства к родной стране.
Размещение справочной информации по тематике бесед и занятий с детьми.
Активное участие в подборе книг, иллюстраций,
энциклопедий, аудио и видеоматериалов о космосе.
Космокинозал Просмотр электронных презентаций:
«Планеты Солнечной системы».
«Животные в космосе».
«Освоение космоса»
Просмотр фильмов:
«Юрий Гагарин».
«Первый полёт».
«Экскурсия по МКС».
Мультфильмы о Земле, о Солнце, космических машина, планетах Солнечной системы. Просмотр с родителями и детьми мультфильмов:
• «Тайна красной планеты».
• «Загадочная планета».
• «Незнайка на Луне».
Читальный зал Чтение родителей с детьми произведений о космосе :
• Чтение П. Клушанцева «О чем рассказал телескоп».
• И. Холи «Я тоже к звездам полечу».
• Чтение Г. Юрлин «Что внутри?».
• Рассказ «Счастливого пути, космонавты» Е. П. Левитан «Твоя Вселенная» Е. П. Левитан «Звёздные сказки».
• К. А. Порцевский «Моя первая книга о Космосе».
• Л. Талимонова «Сказки о созвездиях».
• Рассказы по картинкам «На чем люди летают в космос».
• Н. Носов «Незнайка на Луне». Чтение родителей с детьми произведений (на выбор)
• Чтение фантастической сказки Уэллса Гордона «Звездочет и обезьянка Микки».
• Е. П. Левитан «Малышам о звездах и планетах».
Консультация для родителей «Рассказать детям о космосе».
Поэтическая гостинная Чтение поэтических произведений:
• Чтение стихотворений современных поэтов о Космосе, Вселенной, подвигах космонавтов.
• «Копилка мудрых мыслей» - разучивание пословиц, поговорок, загадок о космосе и космонавтах. Вместе с родителями найти новую поговорку, стихотворение, загадку и разучить с детьми.
•
Творческая космомастер-ская • Лепка «Ракета».
• Лепка «Инопланетяне».
• Конкурс «Земля – наш дом» - рисунки о космосе.
• • Создание фотогалереи «Хочу всё знать о космосе».
Космическая игральдия Дидактические игры
• «Восстанови порядок в солнечной системе».
• «Собери разные слова из задуманного слова «космос».
• «Найди лишнее».
• «Разные картинки».
• «Подбери одежду для космонавта».
Игра – импровизация «Обитатели космоса». (Плавные
движения космонавтов в невесомости под «космическую» музыку.)
Сюжетно-ролевые игры
• «Уроки Звездочёта».
• «Путешествие к неизвестной звезде».
Подвижные игры
• «Солнце – чемпион».
• «Невесомость».
• «Метеоритный дождь».
• «Лабиринт». • Поиск вместе с родителями информации на тему: «Загадочный космос».
• Создание презентации о космосе.
Музыкальная гостинная Старые советские песни:
«Мы в космос улетаем на работу»
• «Я-Земля!».
• «Знаете, каким он парнем был!».
• "На пыльных тропинках далёких планет. ".
• "Мы в космос улетаем на работу. ".
• "И на Марсе будут яблони цвести".
• Саундтреки: Тайм-ат - Этот большой мир (ремейк песни из фильма "Отроки во Вселенной").
• Александр Зацепин «Тайна третьей планеты». Ксения Ларионова «Ключ на старт».
• С. Светикова «Свет любви» (из мультфильма "День рождения Алисы") Земляне «Трава у дома». Совместное прослушивание вместе с родителями
«Космические песни или песни про космос»
В начале и в конце проекта воспитателями совместно с родителями дистанционно был проведё н диагностический опрос детей: «Какой праздник и почему отмечает наша страна 12 апреля?».
Решение поставленных задач с детьми:
Дата проведения День недели Содержание совместной деятельности воспитателя с детьми
06.04.2020 Понедельник Д/и «На земле и в космосе» - закрепление знаний детей о космических телах, планетах, соотношение называемых входящих объектов с их местоположением; обогащение словарного запаса, активизация соответствующих понятий.
НОД «Безопасность» - «Человек и его здоровье. Подготовка космонавтов»
Компьютерная презентация «Планеты во вселенной» - расширение представлений детей о космосе, о звёздах, знакомство с названиями планет, рассказ интересных фактов о планетах; развитие познавательного интереса, воображения.
7.04.2020 Вторник Игры со строительным материалом «Строим космическую станцию» - упражнение детей в конструировании из строительных наборов по инструкции воспитателя; привитие навыков принятия в расчет заданных условий, анализа построек; развитие творческой активности.
Познавательный рассказ «Исследование атмосферы» - знакомство детей с понятием атмосфера, рассказ о её свойствах, защитной функции, об исследованиях атмосферы.
НОД «Ручной труд» (п/гр) – «Космодром» (плоскостное конструирование)
соревнование на самый оригинальный вопрос и ответ; развитие чувства юмора, воображения.
8.04.2020 Среда Чтение документального рассказа «Первый в космосе» В. Бороздина
Беседа-рассуждение «Что я могу увидеть в космосе!»
Просмотр мультимедийной презентации о космосе и космических кораблях, космонавтах.
9.04.2020 Четверг Чтение энциклопедической информации, посвященной полётам в космос, космической технике, космическим телам (Энциклопедия дошкольника).
Чтение рассказа В. Драгунского «Восток – 2» - характеристика личностных качеств героев произведения, рассказ, на кого они хотели бы быть похожими и чем.
Игровое упражнение «Ракеты на старт» (на прогулке) – упражнение на метание вдаль мячей, соблюдение правил безопасности, развитие подвижности суставов рук, координации движений.
10.04.2020 Пятница Просмотр мультфильма «Тайна третьей планеты»; «Белка и стрелка»
Постройка космического городка из строительного материала, крупного и мелкого конструктора.
Прослушивание С. Трошина «На пыльных тропинках далёких планет»
Чтение Л. Талимоновой «Сказки о созвездиях»
Отгадывание загадок о космосе.
Предполагаемые итоги реализации проекта :
• Знания детей о космосе, космонавтах;
• Выставка работ (рисунки, поделки из пластилина и бросового материала, аппликаций);
• Интерес родителей к занятиям детей.
Презентация проекта :
• Выставка работ на сайте ДОУ
Конечный результат
• Повышение уровня мотивации к занятиям, компетентности детей по теме «Космос»
• Инициативное конструирование детьми из строительного материала, конструктора, бумаги ракет и самолётов по своему представлению, проявление творчества и детальности в работе
• Обобщение и распространение опыта.
Используемая в работе с детьми литература и сайты:
1. Волчкова, Степанова: Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. - Издательство: ИП Лакоценина, 2010 г
2. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. — 2-е изд., испр. и доп. ” - М. : Мозаика-Синтез, 2010 г.
3. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М. : Академия, 2000.
4. Журова Л. Е. "Обучение грамоте в детском саду" Изд-во «Педагогика», М., 1978 г.
5. Казакова Т. Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества. - М. : ВЛАДОС, 2006.
6. Корнеичева Е. Е., Грачева Н. И. Планирование внеучебной деятельности детей в режиме дня подготовительной к школе группы. – Учебно-методическое пособие. М. : Центр педагогического образования, 2011.
7. Парамонова Л. А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду. - М. : Академия, 2002.
8. Гонтарук Т., “Я познаю мир”, М., АСТ: Транзиткнига.
9. Гонтарук Т., “Я познаю мир”, М., АСТ: Транзиткнига.
10. Дубкова С. И., “Сказки звёздного неба”, “Белый город”, М.
11. Левитан Е. П. «Малышам о звездах и планетах». Москва, Педагогика-Пресс.
12. Левитан Е, П. "Твоя Вселенная".
13. Левитан Е. П. "Звёздные сказки".
14. Майорова Г., “Игры и рассказы о космосе”, “Лист” М.
15. Майорова Г. “Игры и рассказы о космосе”, “Лист” М.
16. Парамонов Ж., “Забавная астрономия для малышей”.
17. Порцевский К. А. “Моя первая книга о Космосе”.
18. «Расскажите детям о космосе». (Карточки для занятий в детском саду.)
19. Юрлин «Что внутри?». Издательство малыш. Рассказ «Счастливого пути, космонавты».
20. Талимонова Л. "Сказки о созвездиях".
21. https://mults.spb.ru/mults/?id=1375
22. https://mults.spb.ru/mults/?id=230