Аня Грунина
Развитие тонкой моторики у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие тонкой моторики у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
Развитие речи у старших дошкольников оказывает огромное влияние на успешность обучения их в дальнейшем. Готовность детей к школе включает зрелость всех систем организма, сформированность общей и мелкой моторики, зрительного и фонематического восприятия.
Публикация «Развитие тонкой моторики у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями» размещена в разделах
Взаимосвязь общей, мелкой и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших учёных (И. П. Павлов, А. Р. Лурия, А. А. Леонтьев). Они пришли к выводу, что особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук.
М. М. Кольцова (1979) пишет о том, что движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией. Первой формой общения первобытных людей были жесты, особенно велика здесь была роль руки. Развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.
Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.
Таким образом, подчеркивает М. М. Кольцова, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи — такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга.
Ученые доказали, что с анатомической точки зрения около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Это дает основание приравнивать ее к артикуляционному аппарату и судить о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции. Таким образом, моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, т. е. мелкую моторику.
Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных действий.
Я работаю с детьми, имеющими фонетическое, фонетико-фонематическое, а так же общее недоразвитие речи. У таких детей отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, т. к. движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. Возможность познания окружающих предметов у детей в большей степени связана с развитием действий рук. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти.
Специалистами установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Так, на основе обследования детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее - от пальцев. Поэтому на логопедических занятиях целесообразно применять специально подобранные игровые упражнения на развитие тонких движений пальцев рук.
Игра является самой доступной формой деятельности дошкольников. Именно в игре у них формируются навыки познания, упражняется воля, стимулируется развитие мышления, раскрываются природные способности. Невозможно переоценить роль дидактических игр в развитии речи детей дошкольного возраста.
Далее мною предложены игры, целью которых является одновременное развитие мелкой моторики пальцев рук, автоматизация поставленных звуков, развитие лексико-грамматических категорий.
1. «Построим домик»
Цель игры: закреплять правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие, мелкую моторику.
Материал: предметные картинки на прямоугольниках или квадратах (кирпичиках, и на большом треугольнике (крыша).
Ход игры : построить домик для какого-нибудь героя (на звук, который автоматизировался, например: «Л.» - построить домик для волка, выбирая только кирпичики, в названии картинок которых слышится звук «Л».
2. «Собери цветочек»
Цель игры: закреплять правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие, мелкую моторику, зрительную память.
Материал: предметные картинки на цветных лепестках и на круглой сердцевине цветка.
Ход игры: собрать цветочек, выбирая лепестки на заданный звук. После того как ребенок собрал цветок, логопед предлагает ребенку закрыть глаза и переворачивает несколько лепестков лицевой стороной вниз. Открыв глаза, ребенок должен вспомнить и назвать, какие картинки были на перевернутых лепестках.
3. «Весёлый поезд»
Цель игры: обучение слоговому анализу слов, развитие мелкой моторики,
Материал: Картинка с изображением поезда и тремя вагонами. Предметные картинки, в названиях которых один, два и три слога. Шнурки.
Ход игры: Логопед предлагает распределить картинки по вагончикам. Чтобы правильно это сделать, нужно определить количество слогов в слове. В первый вагон поместить картинки, которые состоят из одного слога, во второй – из двух слогов, в третий – из трёх слогов.
Если игра направлена на автоматизацию отрабатываемого звука, то ребенку предлагается: «Определи место звука в названии картинок и помести их в нужный вагон». В первом вагоне поедут предметы, в названиях которых звук стоит в начале слова, во втором - в середине и в третьем – в конце.
4.«Развивай – ка»
Цель игры: развитие звуко – буквенного анализа слов, обогащение словарного запаса, развитие грамматического строя речи и связной речи.
Материал: Два прямоугольника из фанеры. На одном прямоугольнике на штыри крепятся круглые пластины. В другом прямоугольнике прорезано окно, чтобы были видны совмещённые на разных кругах картинки (крышка просто накладывается). На вырезанных из картона кругах (это игры, разделённые на 6 и 8 секторов помещены картинки.
Ход игры:
На пластинки положить выбранные кольца с картинками, закрыть крышкой. Ребенок раскручивает выступающие справа и слева края пластинок, находит и совмещает в окошке крышки нужные картинки (например, цветок – цветочек).То есть в одном из окошек устанавливается картинка, пара к которой подбирается путем прокручивания второго кольца.
Примеры игр:
«Подбери звуковую схему»
«Первый звук»
«Кто? Без чего?»
«Один – много»
«Назови ласково»
«Разноцветные картинки»
«Поварята»
«Составь предложение»