Оксана Гречишникова
Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста.
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста.
В последнее время много исследований, высказываний педагогов, ученых посвящены вопросу развития мелкой моторики рук. Что же это такое — мелкая моторика рук?
Публикация «Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста,» размещена в разделах
«Мелкая моторика — совокупность двигательных возможностей выполнения дифференцированных пальцевых движений, определяющих успешность формирования навыков самообслуживания, различных учебных, трудовых и других операций, — считает Дудьев В. П. (Психомоторика. Словарь-справочник, 2008 г.)
Все знают о важности развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук. Известный исследователь детской речи М. Кольцов отмечал, что кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.
Л. С. Выгодский отмечал, что "если ребенок до трех лет по каким-то причинам не усвоил речи и начал ей обучаться с трехлетнего возраста, то на самом деле окажется, что трехлетнему ребенку гораздо труднее обучаться речи, чем полуторагодовалому". Этим и обусловлен выбор темы моего проекта.
Конечно, развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребёнка будет прекрасна, развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь ребёнка будет не достаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребёнка в комплексе много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребёнку, рассказывать обо всём, что его окружает, показывать картинки, которые дети с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику. Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика - движения всей рукой и всем телом.
Мелкую моторику рук развивают:
Различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определённой последовательности;
Игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в руку (только под присмотром взрослых);
Игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать-разжимать, выливать - наливать, насыпать-высыпать, проталкивать в отверстия и т. д. ;
Рисование карандашом (фломастером, кистью); Застёгивание и расстегивание молний, пуговиц; Одевание и раздевание игрушек; Лепка из пластилина и теста.
Самые интересные и любимые игрушки – это игрушки, выполненные своими руками. Сейчас есть очень много информации, как сделать то или иное пособие, игрушку для развития мелкой моторики рук. Я выбрала и сделала, как смогла, на мой взгляд, самые интересные пособия.
Игры и пособия для развития мелкой моторики:
"Картинки-пластилинки", а точнее заготовки для многоразового рисования пластилином - просто распечатали картинки и заламинировали их в салоне оперативной полиграфии. Теперь можно "рисовать" пластилином (белые горошки мухомору, чёрные-божьим коровкам, яблочки на яблоне, забор перед домом и пр.)
«Игралочка-искалочка» - развивающая игрушка – самоделка. Суть игры - подушечка с прозрачным окошком наполняется гранулятом или бисером, среди которого "прячутся" мелкие предметы. Ребенок, перебирая пальчиками и таким образом развивая мелкую моторику рук, ищет в бисерном "песочке" заветные предметы, которые так и норовят ускользнуть в дальний угол. Игра предназначена для развития тактильного восприятия, мышления ребенка, мелкой моторики рук, благотворно влияет на нервную систему в целом.
«Пуговки» Эта игрушка учит ребенка застегивать и расстегивать пуговицы самостоятельно. В процессе игры развивается мелкая моторика
«Волшебные прищепки» Сделать пальчики малыша сильными и развить мелкую моторику помогут игры с прищепками. Чтобы справиться с прищепкой малышу придется немало потрудиться.
Игры с прищепками — сложное занятие и остается таким для малыша очень долго. Если с крупами все просто, и даже с пуговицами у ребенка все будет получаться, то прищепки будут вызывать затруднения каждый раз.
Использование прищепок – это развитие не только тонких движений пальцев, но и, по мнению М. М. Кольцовой, «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть ещё одна речевая зона мозга».
Задачи пособия с прищепками:
1. Обогащать сенсорный опыт детей
2. Развивать познавательную активность детей
3. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей
4. Развивать внимание детей, воспитывать усидчивость
5. Умение принимать воображаемую игровую ситуацию
Перед выполнением заданий, несколько дней потратьте на обучение ребенка пользованию прищепкой.
Сложность вызывает, в первую очередь, такое свойство прищепки, как неадекватное, с точки зрения ребенка, ее поведение. Нажать надо в одну сторону, а открывается она в другую. Часто дети, уже достаточно освоившись с прищепкой, все равно пытаются ее разорвать, чтобы она открылась.
Вторым препятствием является необходимость сильно сжимать прищепку, a для этого нужна концентрация внимания и расчет прикладываемой силы.
Когда этап знакомства пройден, можно приступать к занятиям.
1. «Зубастики»
Цель: Обучение сличению предметов по цвету, называние цветов, развитие моторики рук.
Материал: Четыре прищепки основных цветов (по3-4 штуки, силуэты овощей и фруктов)
Ход: Жили-были разноцветные зубастики. Какого они цвета? (Называют цвета прищепок). Но каждый зубастик выбирал только те предметы, которые соответствовали его цвету.
Красный зубастик ест помидор.
Жёлтый - за грушей полез за забор.
Ребёнок «угощает» зубастиков, проговаривая свои действия.
2. «Разноцветные елочки»
Цель: Обучение сличению предметов по цвету, называние цветов, развитие моторики рук.
Материал: прищепки основных цветов (по5-6 штук, силуэты елочек)
Ход: Каждому ребёнку раздаются по 5-6 прищепок двух цветов. Дети должны украсить елочку прищепками такого же цвета, как и елочка.
— Елочка, елка,
Колкая иголка
Где ты выросла?
— В лесу.
— Что ты видела?
— Лису.
— Что в лесу?
— Морозы.
Голые березы,
Волки да медведи —
Вот и все соседи.
3. «Рыбки»
Цель: Обучение сличению предметов по цвету, называние цветов, развитие моторики рук.
Материал: прищепки основных цветов (по5-6 штук, силуэты рыбки)
Ход: Каждому ребёнку раздаются по 5-6 прищепок двух цветов. Дети должны прикрепить ей плавники и хвостик. Хвостик можно сделать пышнее (добавив дополнительные прищепки, прищепив их либо рядом. либо друг на друга.) .
Рыбка по волнам плывёт
И друзей к себе зовёт!
Рыбка не простая,
Рыбка - золотая!
4. «Ёжики»
Цель: Обучение сличению предметов по цвету, называние цветов, развитие моторики рук.
Материал: прищепки основных цветов (по5-6 штук, силуэты ежиков основных цветов)
Даём ребенку заготовку ежика. Ребёнок прикрепляет к спинке ежика прищепки такого же цвета.
- Что ты, Еж, такой колючий?
- Это я на всякий случай.
Знаешь, кто мои соседи?
Лисы, волки, да медведи
«Цветные улитки» на развитие мелкой моторики, координацию движений.
В пособие вшита горошина. Задача — дети с помощью пальчиков передвигают горошину к центру и обратно.