Татьяна Балашова
Презентация «Путешествия по карте, путешествия во времени» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта: на сегодняшний день, одной из главных задач дошкольного образования является патриотическое воспитание. Всем известно, что возродить Россию способна только любовь к ней. А любовь к стране начинается с любви к малой Родине. Но чтобы любить - надо знать, с чего начинается Родина.
Если ребенок не знает своей истории, истории родного села, города, не видит его красоты, то у него не сформируется ценностного отношения к родной земле и ее культуре. Если с детства человек не сможет полюбить и пустить «духовные корни» в свою малую Родину, значит, в дальнейшем, он не будет способен отстаивать и защищать ее интересы, поскольку невозможно принудить себя защищать интересы того, в чем сам не заинтересован.
Публикация «Презентация „Путешествия по карте, путешествия во времени“ в старшей группе» размещена в разделах
Привить любовь к малой Родине – значит заложить фундамент любви к России в целом. Одно без другого немыслимо.
В свою очередь, с любовью к родной стране, у ребёнка формируются такие нравственные качества, как доброта, порядочность, гуманность. Неслучайно, великим полководцем, А. Суворовым было подмечено: «Кто любит свое Отечество, тот подает лучший пример любви к человечеству».
… «Кому не мать Родина-тому Бог не отец», гласит другая поговорка.
Таким образом, эта, на первый взгляд, узкопрофильная задача: «Взращивать краелюбие и прививать духовную оседлость в детях», как говорил академик А. Лихачев, приводит к результатам вселенского масштаба: развитию миролюбия.
«Любящему-весь мир-Родина». Суть данной пословицы не в том, что из любви к миру необходимо простить врагов и со всеми примириться, а в том, что если каждый будет миролюбив, то защищать свою Родину будет не от кого.
Дошкольный возраст, по утверждению психологов, лучший период для формирования миролюбия через краелюбие, поэтому вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.
Тип, вид проекта: Информационно – творческий; познавательный.
Участники проекта: Дети старшей группы, воспитатель, родители.
Цель: Формирование представлений детей о родном городе Тара, о его прошлом и настоящем.
Задачи: познакомить детей с главными достопримечательностями Тары; историческим, культурным, географическим природным своеобразием города, обобщить и систематизировать знания о нем; развивать бережное отношение к малой Родине, обогащать и активизировать словарь детей; воспитывать краелюбие, чувство гордости за своих земляков.
Предварительная работа: подбор литературы, игр, бесед с детьми и родителями, подготовка наглядного материала по теме проекта, планирование НОД, экскурсий.
Ожидаемый результат: в ходе проведённых мероприятий, сформированы элементарные знания: о истории родного города (памятники архитектуры, достопримечательности, о названиях улиц города Тары; чувство патриотизма у детей; умение ориентироваться по карте-схеме города.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ:
I этап: «Подготовительный». (1 неделя)
На первом этапе, при подготовке к реализации проекта мною была изучена методическая литература, подобран материал по теме проекта, на основе которого был составлен перспективный план. Для его воплощения была успешно создана развивающая среда, в чем приняли непосредственное участие как дети, так и родители. Также был осуществлен подбор сюжетно-ролевых и дидактических игр, целью которых было расширение общего кругозора детей по данной теме.
II этап: «Реализация проекта». (2 неделя)
Второй этап включает в себя работу с детьми по перспективному плану и работу с родителями.
Работа с детьми осуществлялась через коммуникативную, познавательную, игровую виды деятельности, посредством таких форм и методов работы, как беседы, НОД, игры и экскурсии.
(коммуникативная деятельность) Мною были проведены беседы и НОД по развитию речи и патриотическому воспитанию (названия которых отражены на экране, с целью формирования элементарных понятий «Родина», «Отечество», «Патриотизм», а также для развития познавательного интереса к родному краю и его природе.
Отправной точкой нашего путешествия по карте города Тары, явилась беседа о Тарском районе на территории Омской области, о карте г. Тара и наглядной схеме местонахождений достопримечательностей города, которые нам предстояло посетить; о прошлом и настоящем этих мест.
(Познавательная деятельность). В ходе экскурсий по карте города, я ставила перед собой следующие цели: ознакомить детей с достопримечательностями Тары; развить умения ориентироваться по карте-схеме города; научить их соотносить старинную Тару и современную во времени, какой она была и какой стала, а также приобщить к истории и ценить её целостность.
Для успешной реализации этих целей, экскурсии были как реальными, тематическими, так и обзорными, виртуальными. Таким образом, дети за 3 недели посетили Дом Культуры, Тарский художественный и краеведческий музеи. В Доме Дружбы мы побывали, не выходя из группы детского сада (по фото и слайдам). Экскурсия в Северный драматический театр была комбинированной: в сентябре, до реализации проекта, мы с детьми побывали на спектакле («Поющий поросенок», в ходе же проектной деятельности, путешествуя по карте, мы виртуально вновь вернулись в стены нашего театра, с помощью интернет- ресурсов и мамы одного из детей, сотрудницы театра, подготовившей слайд-шоу, благодаря чему, дети получили более целостное представление о театральной жизни и ее истории: увидели не только игру актеров на сцене со зрительных мест, но и заглянули за кулисы: в гримерную, костюмерную, а так же прикоснулись к творчеству выдающегося актера Михаила Ульянова, имя которого присвоено театру нашего города.
Целью же игровой деятельности, в частности, проведения дидактических и сюжетно-ролевых игр, было пополнение знаний детей о своей малой Родине, воспитание патриотических чувств, закрепление знаний о достопримечательностях города, развитие умения ориентирование на улицах города, закрепление правил поведения в общественных местах.
Работа с родителями включала в себя анкетирование, с целью выявления отношения родителей к необходимости краеведческого воспитания детей. Было проведено родительское собрание по вопросам проекта, где была озвучена актуальность его создания; были выслушаны предложения родителей и намечены планы совместной деятельности по созданию развивающей среды. По- счастью, большинство наших родителей не проявили равнодушие и одобрили идею создания данного проекта по краеведению, охотно откликнулись на предложение принять в нем участие. Живость беседы с родителями по актуальности создания данного проекта создавало, возможно, то, что многие из наших мам и пап, сами неординарные творческие люди, работающие в тех культурных местах, которые мы, непосредственно, изучали и посещали; среди наших родителей есть поэт (Константин Атюрьевский, священник, настоятель Вознесенского храма, преподаватель Аграрного университета, Соколова Евгения Валерьевна, чьим методическим пособием «Организация краеведческой работы в дошкольном образовательном учреждении» я, непосредственно, пользовалась, при подготовке к реализации проекта. Некоторые родители участвовали в экскурсиях по г. Таре и были задействованы в создании отчётной фотовыставки «Люби и знай родной край».
III этап: «заключительный». (3 неделя)
Третьим заключительным этапом моего проекта является продуктивная деятельность и организация выставок, в которых дети наглядно отразили все свои ассоциации, связанные с Родиной, передали свои чувства и отношения как к Таре и всему увиденному и узнанному о ней, так и к России в целом.