Суспицина Юлия Константиновна
Проект по речевому развитию «Путешествие по сказкам»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность.
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа и обучения детей.
Работая с детьми, мы столкнулись с тем, что у них плохо развита связная речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения. Средством обучения связной речи является рассказывание детей. А самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности – это русская народная сказка.
Публикация «Проект по речевому развитию „Путешествие по сказкам“» размещена в разделах
Во все времена сказка способствовала развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребёнка, которые определяют его внутренний мир. При этом сказка остаётся одним из самых доступных средств, для развития ребёнка, которые во все времена использовали педагоги и родители.
Сказка, её композиция – яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определённые по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно- следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника – всё это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребёнка.
Практическая значимость данного проекта основана на том, что сказка – это очень важный проводник жизни ребёнка. Именно в дошкольном возрасте происходят глубокие изменения в социально- личностном развитии. Оно требует, чтобы ребёнок «вошёл» внутрь изображаемых обстоятельств, мысленно принял участие в действиях героев, пережил их печали и радости. Такого рода активность чрезвычайно расширяет сферу духовной жизни ребёнка, имеет немаловажное значение для его умственного и нравственного развития.
Таким образом, сказка является одним из самых доступных средств, для полноценного развития ребёнка.
Проблема.
К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. У большинства родителей нет времени сесть с ребёнком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей.
Необходимо отметить, что сказка – это сгусток человеческой мудрости, опыта, результатом работы человеческого сознания и подсознания. Именно поэтому, в сказках отображены осознаваемые и неосознаваемые проблемы человека на протяжении всей его жизни, а также показан процесс разрешения этих проблем. И, ведь на самом деле, сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания детей. Они формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Поэтому мы решили уделить немного больше времени именно русским народным сказкам в развитии и воспитании наших детей
Цель.
Создание условий для проявления детского интереса к сказкам и чтению художественной литературы. Закрепление и систематизация знаний детей о русских народных сказках.
Задачи.
1. Формировать умение узнавать персонажи сказок по загадкам, иллюстрациям, стихотворениям; пересказывать содержание сказок, высказывать своё отношение к героям сказок.
2. Закреплять умения использовать средства выразительности (позы, жесты, мимику, интонацию, движения) и разные виды театров (кукольный, пальчиковый, театр картинок и т. д.) при передаче содержания сказки. Совершенствовать навыки самостоятельно выбирать сказку для вечернего прочтения. Формировать у детей запас литературных художественных впечатлений. Развивать творческую самостоятельность и эстетический вкус.
3. Воспитывать партнёрские отношения между детьми, коммуникативные качества. Создавать радостный и эмоциональный настрой, поощрять творческую инициативу. Раскрывать ценности традиции семейного чтения и совместного творчества детей с родителями.
Тип проекта : творческий, коллективный, долгосрочный (3 месяця).
Участники проекта : дети средней группы, воспитатели, родители.
Планируемые (ожидаемые) результаты.
1. Проявляют любовь к сказкам.
2. Знают и называют прочитанные сказочные произведения, мораль сказок, тексты персонажей.
3. Узнают сказки по загадке, иллюстрации, стихотворению, содержанию, описанию событий.
4. Используют различные виды театров.
5. Умеют использовать различные средства выразительности.
6. Умеют самостоятельно выбирать сказку для чтения и театрального обыгрывания.
7. Повышение заинтересованности и активности родителей в сотрудничестве с воспитателем.
1. Подготовительный этап.
1. Анкетирование родителей «Русская народная сказка в жизни вашего ребёнка».
2. Консультация для родителей «Читайте детям сказки».
3. Чтение детям русских народных сказок «Волк и семеро козлят», «Гуси-лебеди», «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса», «Три медведя», «Маша и медведь», «Морозко».
4. Изучение методической литературы по теме.
5. Обогащение развивающей среды :
В книжный уголок – внесение книг с русскими народными сказками, иллюстрированные разными художниками, иллюстраций, открыток, книга Васнецова с иллюстрациями и изображением героев русских народных сказок.
В речевую зону – внесение дидактических и настольно-печатных игр по теме; изготовление и постепенное внесение театров (на фланелеграфе, на магнитах, плоскостной, настольный, на палочках, пальчиковый).
В игровую зону – маски, элементы костюмов героев сказок.
В уголок изодеятельности – раскраски с изображением сюжетов и героев русских народных сказок, материалы для творческих работ, репродукции по русским народным сказкам.
2. Основной этап.
1. Познавательные занятия:
«В гостях у сказок» (по эпизодам из сказок).
Цель. Закрепить и систематизировать знания о русских народных сказках.
«Лучшие друзья».
Цель. Воспитывать на основе содержания русских народных сказок уважение к мудрости героев русских народных сказок, воспитывать добрые чувства и помочь понять нравственный урок сказок. Развивать мышление и воображение.
«Веселые рассказы Н. Носова»
Развитие речи - сочиняем сказку про МИЛЫХ ЗВЕРЯТ.
2. Художественное творчество:
Рисование по сказкам «Заюшкина избушка», «Колобок»
Лепка по сказке «Три медведя»
Аппликация по сказке «Красная шапочка»
Аппликация на тему: "помощь паровозику из Рамашково- отремонтировать рельсы.
Выставка «Осенняя сказка»
3. Двигательная активность.
Подвижные игры: «У медведя во бору», «Хитрая лиса», «Гуси-лебеди», «Золотые ворота», «Курочка-хохлатка», «Козлята и волк».
Физкультминутки: «Сказки», «Колобок», «Гуси-лебеди летели…»
Пальчиковые игры «Теремок», «Замок».
4. Социально-коммуникативное развитие.
Игры-драматизации «Теремок», «Колобок», «Лисичка со скалочкой».
Цель. Вовлечь детей в игровую ситуацию, учить ролевому перевоплощению, создать условия для эмоционального проживания роли. Развивать выразительность интонации, мимики, движений, формировать умение подбирать средства выразительности в соответствии с характером персонажей.
План подготовки инсценировки «Лисичка со скалочкой».
1. Чтение и пересказ сказки, беседа по сказке.
2. Игры на развитие дикции «Испорченный телефон», этюды «Изобрази героя», репетиция эпизода «Пустите лисичку переночевать».
3. Подвижная игра «Хитрая лиса», репетиция эпизода «Собака гоняет лису», настольный театр «Лисичка со скалочкой».
4. Инсценировка сказки «Лисичка со скалочкой», художественная продуктивная деятельность по желанию детей.
Обыгрывание эпизодов из сказок «Маша и медведь», «Заюшкина избушка».
Театр на флонелеграфе «Гуси-лебеди».
Пальчиковый театр «Колобок».
Дидактические игры:
«Расскажи сказку по серии картинок»
«Назови сказку»
«Что сначала, что потом»
«Из какой сказки герой?»
«Подбери иллюстрацию к сказке»
«Сложи картинку и узнай сказку»
«Путаница»
Кубики «Сказки».
Чтение детям пословиц и поговорок о русском быте, гостеприимстве.
Помочь детям понять смысл пословиц и поговорок.
3. Заключительный этап.
Викторина по загадкам о русских народных сказках и их героях.
Цель. Систематизировать знания о русских народных сказках.
Работа с родителями.
1. Анкетирование родителей «Русская народная сказка в жизни вашего ребёнка».
2. Консультация для родителей «Читайте детям сказки».
3. Изготовление родителями элементов костюмов для обыгрывания сюжетов сказки.
4. Выставка рисунков детей совместных с родителями «Русские народные сказки».
5. Выставка поделок из бросового материала «Мой любимый герой».
Используемая литература.
1. Программа «От рождения до школы». Мозаика синтез, 2014г.
Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А.
2. Большова Т. В. «Учимся по сказке» изд. «Детство- ПРЕСС» 2014г.
3. В. А. Деркунская «Проектная деятельность дошкольников», изд. Сп-б. 2012
4. Л. Б. Фесюкова «Воспитание сказкой», изд. Харьков «Фолио» 1996г.
5. Интернет.