Татьяна Магура
Проект на тему «Приобщение детей к казачьим традициям и обычаям»
▼ Скачать +Заказ
Вид проекта : познавательно – творческий.
Срок реализации: долгосрочный.
Участники проекта : дети группы, воспитатели, родители, специалисты.
Актуальность проекта в том, что возрождение историко — культурного наследия играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Региональная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры. В связи с этим особенно остро встает вопрос о необходимости глубокого использования национально — региональных факторов в воспитании детей.
Публикация «Проект на тему „Приобщение детей к казачьим традициям и обычаям“» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Важной задачей воспитания подрастающего поколения всегда было и остается воспитание патриотизма и гражданственности, так как именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Источником патриотического воспитания дошкольников является естественная среда его жизнедеятельности. Это «малая Родина» : социальная и природная сфера края, станицы, отдельные страницы истории и культуры. Культурные традиции своего народа, как мать и отец, должны стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
Проект направлен на духовно — нравственное воспитание дошкольников через ознакомление с народным творчеством и традициями. Фольклор – одно из действенных методов воспитания, таящее в себе огромные дидактические возможности. Познавая, творчески осваивая опыт прошлых поколений, дети не только изучают его, но и реализуют полученные знания в повседневной жизни. Фольклорные произведения учат детей понимать добро и зло, противостоять плохому, активно защищать слабых. Проявлять заботу и великодушие к природе.
Цель проекта : способствовать духовно – нравственному развитию личности ребенка, обладающей чувством национальной гордости, любви к Отечеству, своему народу через ознакомление с музыкальным и устным творчеством и традициями Донского края.
Задачи проекта :
Образовательные:
• Знакомить детей с русским народным, Донским поэтическим и музыкальным творчеством, традиционными праздниками;
• Формировать исполнительские навыки в области пения, музицирования, движения;
• Учить понимать роль семьи, сво место в семье, воспитывать будущих хозяина (хозяйку, мужа (жену).
Воспитательные:
• Формировать социально-нравственное, психическое здоровье детей;
• Создавать условия для проявления детьми любви к родной земле, уважения к традициям своего народа и людям труда;
• Воспитывать в детях толерантность.
Развивающие:
• Развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей;
• Развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора;
• Развивать музыкальные способности: чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления;
• Использовать малые формы фольклора для развития речи у детей;
• Развивать коммуникативные качества детей посредством народных танцев, игр, забав.
Методические приемы:
• наглядный, словесный, практический;
• беседы с детьми;
• наблюдение за природой;
• слушание русских народных песен, сказок;
• инсценировки песен и малых фольклорных форм;
Формы подведения итогов.
• Участие в развлечениях, утренниках, праздниках и других мероприятий.
Содержание проекта.
Формирование любви к малой Родине, через ознакомление детей дошкольного возраста с историей, народно-прикладным искусством и фольклором станет эффективнее, если систематически и планомерно осуществлять процесс ознакомления детей с предметами и явлениями окружающей действительности — природой, произведениями искусства, фольклором, историей, традициями, обрядами, народно-прикладным искусством Дона.
«Детский музыкальный фольклор». «Потешки, приговорки, заклички».
Жанровое разнообразие обращение к различным видам природы; о животных; о материнской любви, ласке; о частях тела. Их использование в повседневной жизни, раскрытие возможности детского голоса, сила голоса его звонкость, эмоциональная темпераментность, естественность. Работа над точным интонированием мелодии с музыкальным сопровождением и без него. Развивать первоначальные творческие проявления детей в пении, умение самостоятельно находить ласковые интонации в пении.
«Хоровод». «Виды хороводов. Основные элементы русского хоровода».
Виды хороводов; хореографический (движение, песенный драматический (разыгрывание сюжета).
Обработка хореографических движений. Добиваться выразительной передачи танцевально-игровых движений, их ритмичности в сочетании с пением. Самостоятельное изменение движений в связи со сменой частей хоровода.
«Игра на детских музыкальных инструментах». «Знакомство с народными инструментами».
Классификация народных инструментов. Учить детей владению элементарными навыками игры на музыкальных инструментах, различным способом звукоизвлечения. Учить определять тембр музыкальных инструментов. Знакомство с элементами нотной грамоты. Игра на музыкальных инструментах по одному и группами, подчеркивая ритмическое и тембровое разнообразие музыки.
«Ансамблевая игра».
Учить детей контролировать себя в данном виде деятельности, подстраиваться к игре своих товарищей, соблюдая ритмический рисунок музыкального произведения. Самостоятельно начинать и заканчивать игру на детских музыкальных инструментах, в соответствии с частями произведения, его вариациями.
Содержание проекта ориентировано. Реализация данного содержания на практике способствует решению задачи целостного эстетического развития ребенка, расширяет возможности влияния искусства на духовный мир человека, предполагает формирование ребенка — творца, духовного ценностного ядра личности и параллельно делает уклон на приобретение необходимых творческих навыков.
Ожидаемые результаты. Разыгрывать простейшие русские народные сказки и инсценировать русские народные песни.
Иметь элементарные представления о народных праздниках (Осенины, Покрова, Рождество, Святки, Масленица, Пасха, Троица) и их традициях.
Использовать в повседневной жизни произведения малых форм фольклора (колядки, заклички, потешки, считалки, пословицы).
Уметь чередовать разные при мы игры на ложках, отстукивать простейшие ритмы на бубне.
Знать название инструментов (треугольник, скрипка, гармонь,волынка. труба) и различать их по звучанию.
Ставить ногу на носок и пятку («ковырялочка», идти за ведущим змейкой, перестраиваться в пары из круга и наоборот, кружиться в парах с разным положением рук, делать воротца и проходить через них.
Оказывать посильную помощь сверстникам и взрослым.
Проявлять самостоятельность и доброжелательность в играх со сверстниками.
Развитие патриотических чувств – одна из задач воспитания детей дошкольного возраста.
Чувство патриотизма многогранно: это и любовь к родному краю, гордость и уважение к своей стране, интерес к окружающему.
В последнее время были утеряны общечеловеческие ценности. Но, как бы ни менялось общество, воспитание у детей любви к своей Родине, гордость за неё, уважение – нужны всегда! В настоящее время идея патриотического воспитания возвращается на прежний уровень и становится задачей государственной важности. Нашему государству нужны высоконравственные, духовно развитые люди, патриоты своей страны. Обеспечив достойное воспитание и образование. Мы сможем дать нашему обществу новое поколение людей, которое сделает всё возможное для процветания России.
Но когда же, если не в дошкольном возрасте начинать воспитание патриотических чувств.
Известно, что основные черты характера закладываются до семи лет. И как мы с вами это сделаем, чему научим, очень важно для подрастающего поколения.
Развивать патриотические чувства у детей, нужно опираясь на ближайшее окружение. На то, что ребёнок может увидеть, понять: детский сад, дом, улица, семья. Очень важно, чтобы и сам педагог проникся чувством патриотизма, яркими впечатлениями, интересом к родным местам. Начиная работу по патриотическому воспитанию к родному краю, мы обязаны сами хорошо его знать. Собрать информацию и обработать её так, чтобы она стала доступна для ребёнка дошкольного возраста. Продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности.
Мы начали работу по патриотическому воспитанию со сбора информации о нашем районе.
У него необычное название «Вешки». Проведя работу по изучению его истории, узнали, что раньше на этом месте находилась …. станица. Так как в России началось возрождение казачества, было предложено на базе нашего детского сада создать группу казачьего воспитания. Оказалось, что это не только интересно, но и познавательно. Изучая историю казачества, поняли, что вся жизнь казаков пропитана патриотическими чувствами, служению Отечеству. Любовь к Родине, семье, родным местам красной нитью протянута через весь их быт, песни, стихи, пословицы и поговорки. Всё это является богатейшим материалом для воспитания у детей патриотических чувств. Само создание казачьих войск было основано на патриотизме.
Факт то, что казаки – это явление чисто российское. Главной их задачей было и есть – защита рубежей родной страны. А как можно быть защитником, если ты не любишь свою страну. И что не маловажно: казачьи войска всегда были интернациональны по своему составу. Изучая жизнь казаков, их традиции, обычаи, нас заинтересовали цели и задачи воспитания детей в казачьих семьях. Мы здесь нашли много общего с воспитанием детей в детском саду. Воспитание у молодого поколения трудолюбия, военно-физическое воспитание, умственное воспитание, эстетическое воспитание, религиозно-нравственное воспитание – то есть в казачьих семьях стремились воспитать из ребёнка целостную личность казака-семьянина, труженика, гражданина, воина. Несмотря на то, что казачье сословие пытались уничтожить, они все – таки смогли сохранить традиции и обычаи, которые приемлемы и для современного общества: гуманное и заботливое отношение к детям, создание условий для самовыражения личности. Важным аспектом воспитания в казачьих семьях было – воспитать истинного патриота.
Для получения хороших результатов нужно чтобы работа с детьми велась систематически и регулярно. Поэтому была разработана программа «Наследие донских казаков» На основании программы составлен план работы группы казачьего воспитания. Сюда входит: работа с детьми, с родителями и педагогами сада. Дети знакомятся с историей возникновения Российского казачества, Донского казачества, Вешенской станицы. С особенностями жизни и быта казаков, их мировоззрением, фольклором, праздниками, обрядами, заповедями. Получают представление о труде, жилище, традиционной одежде.
В своей работе используем традиционные формы обучения, а так же различные виды деятельности, при помощи которых дети приобретают опыт :
1. Беседы, в ходе которых выясняем знания детей, знакомим с новым материалом, просматриваем книги, иллюстрации. «Казаки своей Родине верны», «Кто такие казаки?», «Воспитание казачат», «Казаки – защитники Отечества», «Казак и воин. Что общего?»
2. Занятия, помогающие закрепить полученный материал и дать новый. «Вешенская станица», «Наши казаки», «Казачьи традиции».
3. Развлечения, на которых дети в игровой форме приобщаются к жизни казаков. «Браво казаки, любо казаки», «Празднование образования казачьего войска», «В гостях у казаков».
4. Подвижные, хороводные казачьи игры помогают закрепить знание фольклора, повышают интерес к жизни казаков.
5. Составление и реализация проектов : «История Вешенского казачества», «Казачьи символы и знаки».
6. Чтение художественной литературы, а так же фольклора казаков, прослушивание аудиозаписей помогает детям лучше понять традиции и обычаи казаков.
7. Рассматривание тематических альбомов, фотографий «Прошлое и настоящее казаков», создание казачьего уголка.
Обязательно во всех видах деятельности стоит задача: развитие и воспитание патриотических чувств, любовь к родному краю.
В нашей работе важна взаимосвязь семьи и детского сада. Нужно, чтобы родители понимали важность гражданско-патриотического воспитания, необходимость и в семье заниматься воспитанием маленьких граждан и патриотов своей малой родины. Для достижения этой цели мы проводим с родителями следующую работу:
1. Педагогические беседы с родителями. Их цель оказать родителям помощь в понимании наиболее острых вопросов воспитания, возрастных особенностей детей, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам.
2. Индивидуальные беседы – консультации проводятся в течение года по мере необходимости, с целью информирования родителей о результатах работы и оказанию помощи.
3. Домашние задания даются с целью улучшения взаимопонимания между родителями и детьми, развитию эмфатических способностей. Предлагаем провести совместные семейные экскурсии по району, чтобы не только закрепить полученные знания, но и показать своё отношение к малой родине. Разучить казачьи песни, стихи. Используя дома интернет, просмотреть с ребёнком картинки о казачестве.
4. Родительский уголок, папки-передвижки, фотоальбомы, фотовыставки помогают информировать родителей о проведённой и предполагаемой работе, привлечь родителей к активному участию.
Взаимодействие со специалистами и родителями: Работа проекта проходит более эффективно и результативно при участии специалистов ДОУ. Педагоги принимают участие в праздниках, развлечениях в роли персонажей. Родители оказывают помощь в изготовлении атрибутов, костюмов к праздникам.
Беседы с родителями, их участие в работе нашего проекта помогают и дома закреплять знания и навыки, полученные детьми на занятиях и, тем самым, достичь желаемых нами результатов.
Провед нная работа позволяет сформировать следующие выводы:
Разработанная и проверенная в процессе работы педагогические условия приобщения детей к народной культуре (народная культура предоставлена во взаимосвязи духовного, музыкально-фольклорного, познавательного компонентов; осуществляется комплексный подход к освоению музыкального фольклора; реализуется атмосфера сотворчества детей и взрослых). У детей возрастает интерес к народной культуре, развиваются способности художественного восприятия, формируются основы музыкально - фольклорной деятельности, активизируется художественно-творческое развитие.
Несомненно, совместная работа помогает формировать нравственно – патриотическое отношение и чувства сопричастности к семье, посёлку, стране, к культурному наследию своего народа.
Исходя, из выше изложенного считаем, что казачеству принадлежит важная роль в развитии российского государства, сохранении и развитии традиций воспитания в духе патриотизма.