Ирина Анчугова
Проект «Применение сказкотерапии в эмоциональном развитии детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд Вид проекта :ролево – игровой (дети входят в образ персонажей и предметов сказки и решают по-своему поставленные проблемы)Продолжительность проекта :долгосрочный (сентябрь 2010 – май 2011 г.)Участники проекта : дети подготовительной логопедической группы образовательная область:эмоциональное развитие в области психологии дошкольниковАктуальность темы :незрелость эмоциональной сферы детей логопедической группы обуславливает своеобразие формирования их поведения и личностных особенностей. Нарушена эмоциональная сторона личности. Задержка эмоционального развития обусловлена неврозоподобными чертами психики: неуверенностью, робостью, капризностью. У таких детей чаще всего выражена агрессивность, конфликтность.
Публикация «Проект „Применение сказкотерапии в эмоциональном развитии детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Сказкотерапия. Проекты, планы
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Эмоции, настроение. Проекты, планы, недели
- Темочки
2 слайд
Снизить уровень агрессивности и тревожности детей;
Научить понимать эмоции других и регулировать своим эмоциональным поведением;
Корректировать эмоциональную сферу старших дошкольников с помощью обучения искусству расслабления через сказкотерапию;
Подтвердить сказкотерапию как метод эмоционального развития дошкольников.
3 слайд
Задачи проекта :
Формировать у детей представление об эмоциях;
Научить проигрывать эмоциональное состояние «Я» через персонаж в сказке;
Формирование умения самостоятельно достигать состояния эмоционального покоя;
Научить осознавать свои чувства, эмоции, побуждения, устремления и желания;
Развитие умения преодолевать трудности и страхи;
Воспитывать любовь, понимание и принятие того, что каждый ребенок уникален и является полноправной личностью;
Проведение итоговой диагностики, направленной на определение эффективности данной программы.
4 слайд
Программа состоит из четырех
основных этапов:
Первый этап – диагностический
(сентябрь 2010 г.);
Второй этап – подготовительный (подготовка к занятиям, сентябрь 2010 г.)
Третий этап – проведение занятий
(октябрь 2010 г. – май 2011 г.)
Четвертый этап – подведение итогов
(май 2011 г.)
5 слайд
Эффективность программы:
На данных занятиях дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. Постоянно используемые в сказках этюды на выражение и проявление различных эмоций дают детям возможность улучшить и активизировать выразительные средства общения; пластику, мимику и речь. Путешествуя по сказкам пробуждают фантазию и образное мышление, освобождают от стереотипов и шаблонов, дают простор творчеству. Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, «отыгрывая» глубоко спрятанные в подсознании страх, беспокойство, агрессию или чувство вины, дети становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру. У них формируется положительный образсвоего тела и принятие себя таким какой он есть.
6 слайд
Средства контроля:
Тестирование детей по М. Люшеру.
Сентябрь: Ноябрь:
СО больше 20 – 9 детей, 41 %. СО больше 20 – 1 ребенок, 5%.
СО 18 – 10 – 11 детей, 50%. СО 18 – 10 – 17 детей, 77%.
СО 9 – 0 – 2-ое детей, 9%. СО 9 – 0 – 4 детей, 18%.
7 слайд
Тест М. Люшера
Цель. Выявить эмоциональное отношение ребенка к окружающему миру.
Проведение исследования.
Исследование проводится индивидуально. Перед ребенком выкладывают цветные карточки, предлагают внимательно рассмотреть их и выбрать одну, цвет которой больше всего нравится. Ребенок выполняет задание. Взрослый убирает карточку из поля зрения ребенка и предлагает произвести аналогичный выбор среди оставшихся цветов. Выбор продолжается до тех пор, пока все цвета не будут названы. Последовательность предпочтения цветов записывается.
Обработка данных.
Например :
Ребенок выбрал цвета в следующем порядке - К С З С Ф Ч Ж К
3 0 2 1 5 7 4 6
Порядок выбора в аутогенной норме - К Ж З Ф С К С Ч
3 4 2 5 1 6 0 7
Разница между данными показателями - 0 4 0 4 4 1 4 1
СО (сумма) – 18.
СО больше 20 указывает на преобладание отрицательных эмоций. У ребенка доминирует плохое настроение и неприятнее переживания, причину которых необходимо выяснить. Плохое настроение свидетельствует о наличии проблем, которые он не может преодолеть самостоятельно.
СО 18 – 10 – эмоциональное состояние в норме, поводов для беспокойства нет.
СО 9 – 0 – преобладание положительных эмоций. Ребенок весел, счастлив, настроен оптимистично.
8 слайд
Предполагаемый результат:
Дети должны получить представление об эмоциях;
Активизировать выразительные средства общения: пластику, мимику, речь;
Научить освобождаться от агрессии и тревожности;
Уметь анализировать и делать выводы по окончанию сказки.
9 слайд
Предварительная работа:
1. Изучить и проанализировать психолого – педагогическую литературу, представляющую собой теоретическую основу процесса эмоционального развития детей дошкольного возраста;
2. Провести диагностику по выявлению и изучению эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста;
3. Рассматривание рисунков и карточек с изображением эмоционального состояния;
4. Использование дидактических игр на психологические процессы: внимание, память, эмоции, мышление и др.
10 слайд
Продукт проектной деятельности :
11 слайд
Предметно – развивающая среда
Пантомимический этюд «Страх»(брови сдернуты, корпус чуть наклонен вперед, руки согнуты в коленках и сложены в ладоши перед грудью
Игра – драматизация.
(дети обыгрывают сказку)
Пантомимический этюд: «Мне больно»(глаза грустные, брови сдвинуты, потирают рукой больное место)
Пантомимический этюд: «Грусть»
(голову опускают, туловище наклоняют вперед, «слезки на колесиках»)
Дети счастьем заряжают,Словно огоньки сияют. Творческий порыв всегда,Каждый здесь из у нас звезда!
12 слайд
Программы и учебные пособия
13 слайд
Результаты моей работы
Благодаря систематической и целенаправленной работы с детьми в условиях кружковой работы можно заметить положительные эффекты, улучшение настроения, развитие эмоциональной устойчивости и связной речи ребенка.