Федорова Ирина Алексеевна
Проект «Посуда» для детей младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Проект на тему «Посуда»
Авторы: воспитатель Федорова Ирина Алексеевна
Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Участники: педагоги, дети младше - средней группы, родители.
Тип проекта – познавательный.
Продолжительность: с 12.03.18 по 23.03.18
Актуальность проекта.
Публикация «Проект „Посуда“ для детей младшей группы» размещена в разделах
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Проекты, планы
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2019
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает создание модернизированной системы образования в соответствии с требованиями, обеспечивающими всестороннее развитие личности ребенка. Наиболее продуктивной формой работы с детьми является проектная деятельность, поэтому был создан данный проект, который систематизирует и обобщает знания детей о посуде (видах, материалах, из которых она сделана, предназначении).
В основной образовательной программе стоит задача познакомить детей с окружающим миром. Посуда является одним из предметов, позволяющих ближе познать мир вокруг нас. Знакомство с посудой помогает развивать мышление, память, внимание. Играя с посудой, дети учатся взаимодействовать друг с другом, развиваются социальные и коммуникативные качества. Развивается речь, увеличивается словарный запас.
Так же в процессе наблюдения за детьми и бесед с ними было выявлено, что дети:
- в недостаточной степени умеют классифицировать предметы посуды;
- испытывают трудности в сравнении предметов посуды;
- не называют составные части предметов посуды;
- не достаточно хорошо описывают предметы посуды.
Цель: Сформировать элементарные представления о посуде (название, части, материалы, необходимость, уход) и ценностное отношение к ней.
Задачи
• Формировать элементарные представления о посуде (виды посуды, части посуды, назначение);
• расширять запас слов по теме «Посуда»;
• обогатить и уточнить представления об истории возникновения посуды и представления детей о посуде (чайная, столовая, кухонная);
• совершенствовать умение сравнивать и выделять нарядную посуду (цвет, узор);
• развивать творческие способности, эстетическое восприятие;
• воспитывать бережное отношение к посуде;
• привлекать родителей к сотрудничеству и участию в проекте.
1 Проблема.
Однажды во время дежурства дети стали задавать вопросы: что такое посуда? Из чего делают посуду? Кто делает? Для чего делают и т. д.
2 Планирование.
Подготовка к проекту
Сбор информации.
Подбор иллюстративного материала;
Подбор методической литературы по данной теме;
Подбор настольно-печатных и дидактических игр;
Подбор художественной и познавательной литературы (рассказы и стихотворения о посуде; загадки и пословицы на данную тему);
Подбор аудиозаписей по данной теме;
Привлечение родителей принимать активное участие в проекте, содействовать расширению знаний у детей о посуде.
Реализация проекта
• Беседы с детьми
• Чтение художественной литературы
• Создание картотеки (стихи посуду, загадки про посуду)
• Дидактические, настольно-печатные, сюжетно-ролевые и подвижные игры по теме
• Наблюдение за работой помощника воспитателя (сервировка стола)
• Рассматривание иллюстраций, альбомов, иллюстраций и образцов с различными видами посуды
• Просмотр мультфильмов и слайдов по теме
• Проведение ООД по теме
• Работа с родителями: беседы дома с детьми.
Презентация проекта.
-Создание мини-музея в группе, состоящего из различных видов посуды.
Интеграция образовательных областей
Образовательная область Виды детской деятельности
Социально-коммуникативное Наблюдения за помощником воспитателя (сервировка стола).
Рассматривание предметов посуды (в процессе приема пищи и специально, иллюстраций и наборов предметных картинок на тему «Посуда».
Беседы: «виды посуды», «виды росписей», «история возникновения посуды», «из чего сделана посуда», «для чего нужна посуда».
Дидактические игры: «Назови правильно», «Какая посуда спряталась?», «Назови, какая посуда», «Чего не стало?», «Описание посуды», «Собери предмет посуды».
Сюжетно-ролевые игры: «Семья» (сюжет чаепитие, «День рождения у Зайчонка».
Просмотр мультфильма «Горшок каши», «Три медведя».
Просмотр слайдов: «Гжель», «Производство фарфора».
Выпуск информационного письма для родителей: «О начале проекта».
Познавательное развитие ООД «Посуда»
ООД «В мире стекла»
Речевое развитие ООД «Посуда бывает разной».
ООД «Чудеса, да и только».
Чтение: стихотворение К. Чуковского «Федорино горе»;
детские стихи о посуде.
Загадывание загадок о посуде, мебели
Художественно-эстетическое развитие ООД рисование «Ложки для Антошки».
ООД лепка «Чайный сервиз для игрушек».
ООД рисование «Украсим чашку с блюдцем».
ООД аппликация «Украсим чашку»
ООД конструирование «Мебель для куклы (стул, стол)»
Раскраски на тему «Посуда»
Физическое развитие
Подвижные игры: «Найди и промолчи», «Повар и котята»
Пальчиковые игры: «Посуда»
Физкультминутки.
Работа с родителями.
- ознакомление родителей с целями и задачами проекта;
- информация в папках-передвижках ;
- предложить родителям принять активную помощь в осуществлении намеченных задач;
- помощь в изготовлении атрибутов к сюжетно-ролевым игра;
-рекомендовать родителям подключать детей к процессу мытья посуды дома;
-рекомендовать родителям рассмотреть с детьми предметы посуды, которая имеется дома и из чего она сделана;
-сбор разных видов посуды для мини-музея.
3. Поиск информации.
- Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы.
- Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности.
- Л. А. Парамонова. Развивающие занятия с детьми 4-5 лет.
- О. С. Ушакова. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи.
- Т. С. Комарова. Изобразительная деятельность в детском саду (вторая младшая группа, средняя группа).
- К. П. Нефедова. Посуда и столовые принадлежности. Какие они?
-О. В. Дыбина. Ознакомление с предметным и социальным окружением (2 младшая,средняя группа)
- интернет ресурсы
4. Планируемые продукты проекта
В результате реализации данного проекта мы предполагаем, что дети узнают больше видов посуды, ее происхождения, виды росписи, узнают о свойствах материалов, из которых она сделана. В процессе работы естественным образом будет происходить развитие познавательных процессов, творческих способностей, словаря детей.
Предполагается, что, расширив и систематизировав знания детей о видах росписи посуды, о материалах, из которых она сделана, о истории её возникновения и создания, мы будем способствовать их всестороннему развитию. Творческие задания проекта будут стимулировать потребность детей в самореализации, творческой деятельности, сблизят их с родителями и сверстниками. Дети примут активное участие в создании коллекции посуды.
Создать необходимые условия для организации деятельности ДОУ по обучению детей дошкольного возраста разным видам посуды (предметно-развивающая среда) :
Разработка конспектов ООД
Игрушки и игровое оборудование
Наглядно-дидактические пособия
Картотека стихов и загадок
Оформление мини-музея «Такая разная посуда».
5. Презентация проекта
Выставка мини - музей «Такая разная посуда»
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Художественное творчество. Аппликация. «Украсим чашку».
Задачи:
Образовательная : учить располагать и наклеивать предметы в определённой последовательности.
Развивающая: закрепить знания о цвете, развивать мелкую моторику рук, развивать пространственное ориентирование: вверху, внизу, между.
Воспитательная: продолжать воспитывать интерес детей к художественному творчеству, воспитывать доброе отношение к другим, аккуратность.
Материалы:
Раздаточный: вырезанные из картона чашки, вырезанные из цветной бумаги полоски и кружки, клей кисточки, клеёнка.
Наглядный: чашка, иллюстрации чашки, образец, игрушка- медведь.
Ход занятия:
Воспитатель: ребята, отгадайте загадку:
Сама не пью,
А людей пою. (чашка).
Воспитатель: ребята к нам в гости пришёл Мишка, у него неприятности. Вчера к нему пришла в гости Маша и так разыгралась, что разбила все чашки в доме у Мишки. Теперь он не может напоить своих друзей чаем с мёдом.
Предлагаю ему помочь и сделать для него новые чашки?
Воспитатель: А для этого нам нужно украсит уже вырезанные чашки из картона. Но сначала давайте разомнём пальчики!
Пальчиковая гимнастика:
"Посуда"
Раз, два, три, четыре,
(чередование хлопков в ладоши и ударов кулачков друг о друга)
Мы посуду перемыли :
(одна ладонь скользит по другой по кругу)
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварешку.
(загибать пальчики по одному, начиная с большого)
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился.
Ложку мы чуть-чуть сломали.
(разгибать пальчики по одному, начиная с большого)
Так мы маме помогали!
(удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши)
Объяснение и показ.
Возьмите полоску цветной бумаги и разместите её в самом верху чашки, затем 2 круга положите по краям чашки, а один кружок в самом низу чашки между ними.
Теперь обмакиваем кисточку в клей и аккуратно наносим на полоску цв. бумаги, а затем наклеиваем на верхнюю часть чашки, далее приклеиваем кружочки.
Дети показывают свои чашки Мишке, Мишка радуется и благодарит всех детей.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Тема: «Украсим чашку с блюдцем»
Цель: познакомить детей с назначением предметов ближайшего окружения-чайной посудой, ее названием, активизировать словарь по
данной теме.
Задачи: Закреплять знания детей о цвете, продолжать развивать умение рисовать ватными палочками и пальчиками. Развивать творческое воображение детей, развивать мелкую моторику рук; способствовать проявлению каждым ребенком творческой инициативы и самостоятельности; вызвать у ребят положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями. Воспитывать аккуратность и самостоятельность в работе.
Нетрадиционная техника: рисование ватными палочками, пальчиками.
Предварительная работа: чтение сказки К. Чуковского «Федорино горе», рассматривание иллюстраций по теме «Чайная посуда», сюжетно-ролевая игра «Чаепитие», отгадывание загадок про чайную посуду, проведение подвижных игр, пальчиковой гимнастики.
Оборудование и материалы к занятию: Ноутбук, как демонстрационный материал - картинки с изображением посуды с узорами (кастрюля, тарелка, сковорода, изображение чайника с ленточкой грустного и веслого). Жидкая гуашевая краска в отдельных розетках трх цветов - красного, жлтого, синего цвета; ватные палочки, влажные салфетки, мольберт, листы бумаги с изображением чашки с блюдцем по количеству детей. Образцы воспитателя украшенных чайных чашек.
Ход
Воспитатель:
Есть одна игра для вас,
Я прочту стихи сейчас.
Я начну, а вы кончайте,
Дружно хором отвечайте.
Где отгадка – там конец.
Кто подскажет – молодец.
Суп нам варит в ней бабуля,
На столе стоит (кастрюля) –
Для нас она необходима,
ведь пищу из нее едим мы.
Глубокая и мелкая зовут ее … (тарелкою).
На кухне ей всегда почет,
она и жарит и печет.
Не приготовить нам еды без кухонной (сковороды).
Воспитатель: Что это? (чайник). Жил – был чайник. Он стоял на полке рядом с красивой и нарядной посудой. Сегодня, оказывается, у этого чайника день рождение. Посмотрите, какой он грустный. Почему? (Ответы детей.)
- Что вы делаете, когда у вас день рождения?
Воспитатель. На праздник всегда приглашают гостей. Чайник это что? (посуда) Какая это посуда? (чайная посуда). А что в чайник наливают и для чего он нужен? (ответы детей). Как вы думаете, ребята, у чайника есть друзья? Кто же может быть его другом? Пригласим его друзей.
(Дети называют чайную посуду)
Воспитатель: Ребята, скажите какая посуда? (нарядная, красивая, украшена узорами). Вся посуда в гости пришла нарядная, а чашки с блюдцами не успели нарядиться. А давайте мы подарим чайнику подарок от нас – раскрасим чашки с блюдцами.
Воспитатель: Что у меня на столе? (Альбомный лист с изображением чашки с блюдцем, гуашь, ватные палочки). Какие узоры мы можем нарисовать ватной палочкой? (полосочки и кружочки)
Воспитатель. Можно ватной палочкой нарисовать полосочки по краю чашки вверху и внизу, например - синим цветом. Обмакиваю ватную палочку в гуашь и рисую полосочки, слева направо провожу линию. Другой ватной палочкой нарисуем кружочки, обмакнув е в гуашь (красного цвета) и оставим отпечаток. Получились маленькие кружочки-горошинки.
Посмотрите, как это делается. (Делаю палочкой отпечатки на бумаге, обращая внимание детей на то, что «горошинки» должны располагаться по всей поверхности чашечки равномерно.) Чем мы можем ещ нарисовать кружочки? Большие кружочки-горошинки (жлтые) очень удобно рисовать пальчиком. Посмотрите, как это делается. (Делаю пальцем отпечаток на бумаге). Сколько горошин на чашке (одна, делаю ещ несколько, а теперь сколько (много). Вот какая замечательная чашка у меня получилась! Так же можно раскрасить и блюдца.
Ребята, а вы мне поможете украсить остальные чашки? Ваши чашечки будут наверняка ещ более красивыми. Проходите к столам.
Физминутка.
Прежде чем нам рисовать
Нужно пальчики размять.
Дружно мы потрем ладошки
Друг о друга мы немножко.
Кулачки разжали – сжали,
Кулачки разжали – сжали.
Вот и пальчики размяли.
А сейчас мастера
За работу нам пора.
Напоминаю детям, что надо придерживать лист бумаги левой рукой, слежу за осанкой детей. Наблюдаю за работой детей, говорю, что надо работать аккуратно, не пачкая рабочее место, одежду. По окончании работы вытираем пальчик салфеткой. Затем все рассматривают работы, любуются ими.
Итог занятия.
Рисунки детей выставляются на мольберте.
Воспитатель: Молодцы ребята, все постарались. Посмотрите, какие красивые чашечки у вас получились в подарок чайнику. Чем мы рисовали? Какой краской, Катя, ты рисовала? Какие узоры нарисовал Алша? Вот и чайник обрадовался, что все его друзья собрались нарядными. Спом для чайника каравай.
Как на Чайника именины Испекли мы каравай Вот такой вышины! (поднять руки, подняться на цыпочки, показать) Вы такой нижины! (опустить руки, присесть и показать) Вот такой ужины! (свести руки и хоровод к центру, показать) Вот такой ширины! (развести руки, увеличить хоровод, показать) Каравай-каравай
Всех ты в гости приглашай! Чаепитие с конфетами! Воспитатель: а какой вкусный чай заварился в Чайнике! Скажем, ребята,
спасибо Чайнику, ещ раз поздравим его с Днм рождения и попрощаемся…
Приложение 3.
Загадки о посуде
Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит,
Всем чай пить велит.
Самовар
Я пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
«Пейте чай, вода вскипела!»
Чайник
Носит воду
Хозяину в угоду;
При нем живет,
Пока не упадет.
Чашка
Неприступная на вид,
Подбоченившись стоит,
А внутри-то, посмотри
Угощение внутри!
Сахарница
Если я пуста бываю,
Про себя не забываю,
Но когда несу еду,
Мимо рта я не пройду.
Ложка
На головке пуговка,
В носу решето,
Одна рука,
Да и та на спине.
Чайник
Закипит — исходит паром,
И свистит, и пышет жаром,
Крышкой брякае, стучит.
-Эй, сними меня! — кричит.
Чайник
Чистопородный
Боярин дородный
Всему народу
Отпускает воду.
Самовар
На огне ворчу-бурчу
Потом чихаю
И пар испускаю.
Чайник
Она бывает глубока.
Она бывает мелка.
Однако, это не река.
Тарелка
Чайника подружка
Имеет два ушка,
Варит кашу, суп для Юли.
И зовут её…
Кастрюлей
Информация для родителей по теме: «Посуда»
Знает ли Ваш ребенок?
• Название предметов посуды и кухонной утвари;
• Историю возникновения посуды;
• Части посуды
• Материалы, из которых изготовляют посуду.
Родителям рекомендуется:
1. Рассмотреть с ребёнком предметы посуды, попросить показать, а затем назвать части посуды : носик, крышку, ручку, края, донышко…
Закрепить в словаре обобщающее слово «посуда».
2. Познакомить ребёнка с понятиями «чайная посуда», «столовая посуда», «кухонная посуда». Игра «Кто больше слов назовёт?» (предметы чайной, столовой, кухонной посуды).
• Называть посуду в единственном и множественном числе:
Чашка – чашки, ложка – ложки…
• Образовывать существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами: кастрюля – кастрюлька, сито – ситечко…
• Широко использовать прилагательные: новая, удобная, практичная, тифлоновый, аллюминевая, чугунная, гладкая, холодная, твердая, большая…
• Называть место, где изготовляют посуду (посуду делают на посудной фабрике или заводе, а так же в стеклодувных мастерских.
• Использовать а речи глаголы: варят, режут, трет, наливает, моет, чистят, заботятся, ухаживает…
• Эти игры помогут закрепить полученные знания:
«Лишнее слово»
Взрослый называет четыре слова, а ребенок должен исключить лишнее, объяснив решение. Например:
Кастрюля, банан, яблоко, апельсин (лишняя кастрюля, т. е. она посуда, а остальное – фрукты); чашка, стакан, тарелка, бокал (лишняя тарелка, т. к. в нее накладывают еду, а во все остальное наливают напитки)
«Назови ласково»
Предлагаем назвать предметы посуды ласково (словообразование) :
Чайник – чайничек, сковородка – сковородочка…
«Что где лежит?»
Соль лежит в солонке, сухари – в сухарнице, селедка – в селедочнице, хлеб – в хлебнице, масло – в масленке, сливки – в сливочнике, суп – в супнице, конфеты – в конфетнице…
«Запомни и повтори»
Развиваем память, учим запоминать и воспроизводить ряд слов, постепенно увеличивая его (от 3-4 до)
Конспект ООД во второй младшей группе по теме : «Мебель для куклы (стул, стол, диван)»
Цель: Развивать у детей умение отражать свои представления о мебели в постройках
Задачи: 1. Закреплять у детей представление о знакомых предметах в окружающем, знать их назначения, видеть их особенности, выделять зрительно основные части (у стола крышка и ножки, у стула сидение, спинка, ножки)
2. Закреплять умение правильно называть детали строительного материала (кубик, кирпичик)
3. Учить строить по памяти, самостоятельно отбирать детали
Ход ООД: Стук в дверь.
Воспитатель: Ребята, посмотрите к нам приходил почтальон Печкин и оставил для вас посылку.
Воспитатель: Ах, какие красивые коробки! Какой они формы: круглой или квадратной, кто скажет?
Воспитатель : А на коробках надписи: «Вы сможете открыть коробки, если отгадаете загадки». Первая коробка и загадка: Она платье и бант носит,
Она есть совсем не просит,
Спать уложишь – будет спать
День, и два, и даже пять (кукла) .
-Ах, какая кукла красавица! Всем, ребята, нравится?
Давайте мы нашей кукле имя дадим.
Дети предлагают несколько имен и выбирают среди предложеннных имя кукле.
Воспитатель спрашивает у детей какие цветом у куклы волосы, глаза, какая одежда и сообщает о том, что у куклы день рождения и к ней придут гости.
Воспитатель:
Имя есть у нашей куклы, но ведь негде ей сидеть.
Стул, стол, диван ей сделать надо, стол, чтобы было где поесть. Для чего нужна мебель кукле (ответы детей)
-Да, коробка есть вторая, и загадку я читаю:
Эти чудо-квадратики вы раскладёте на паласике.
Сначала построите, а потом сломаете,
И всё сначала начинаете (кубики, кирпичики) .
Воспитатель беседует о том, какой формы и цвета кубики, как правильно и осторожно нужно играть с кубиками, чтобы не ударить рядом играющего.
Не зря в квартире он стоит,
Когда к обеду он накрыт,
Он собирает всю семью
За ним я чай и кофе пью!
- Что же это, ребята? (Стол)
-А что есть у стола?
- У стола есть ножки, крышка
- Молодцы, послушайте следующую загадку.
На четырех ногах стою
Ходить я вовсе не могу,
Когда устанете гулять
Вы можете сесть и отдыхать! (Это стул)
У стула есть спинка, ножки, сиденье.
- А для чего нужна спинка?
- Вот мы и справились с вами, отгадали загадки. Ребята, а как можно назвать одним словом стул, диван и стол? А давайте мы с вами построим мебель для кукольного домика. Поможем куклам.
Прежде, чем построить мебель для нашей куклы, давайте мы поиграем с нашими пальчиками.
Этот пальчик хочет спать
Этот пальчик лег в кровать,
Этот пальчик чуть вздремнул
Этот пальчик уж уснул.
Этот пальчик крепко спит
Тише, дети, не шумите,
Пальчики не разбудите!
А теперь пойдемте к столам
Воспитатель: Молодцы! А теперь мы с вами строители!
Воспитатель показывает детям образцы: стол, стул, диван – и выясняют, из каких деталей сделан каждый из них, как детали расположены, в какой последовательности надо выполнять работу. Воспитатель побуждает детей к рассказу о виденном, как можно сделать диван, из каких деталей; из чего сделать сиденье, спинку, как при этом ставить кирпичики. Воспитатель следит за работой, поощряет усердие малышей.