Ольга Апалькова
Проект «Организация народных праздников в дошкольном образовательном учреждении»
▼ Скачать + Заказать документы
«Организация народных праздников в
дошкольном образовательном учреждении»
Воспитатель:
Апалькова Ольга Евгеньевна
Орел-2020г
Содержание проекта :
1. Актуальность проекта…3
Публикация «Проект „Организация народных праздников в дошкольном образовательном учреждении“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Проекты. Проектная деятельность
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2021
2. Научный аппарат проекта : проблема, цель, объект, предмет проектной деятельности, гипотеза и задачи проекта….4
3. Характеристика проекта…. 6
4. Этапы реализации проекта : этапы проекта, содержание работы…. 9
5. Анализ результатов реализации проекта….12
6. Список использованной литературы…14
1. Актуальность проекта.
«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» (В. А. Сухомлинский).
Детский сад – это культурно-социальная плацента для каждого дошкольника, где формируется и отрабатывается его социальный опыт.
Одним из действенных средств приобщения дошкольников к культурным ценностям своего народа и к культуре в целом являются народные праздники, так как именно они обладают большими воспитательными возможностями. Известный русский историк В. О. Ключевский писал: «Неизвестно, каков будет человек через тысячу лет, но если отнять у современного человека этот нажитой и доставшийся ему в наследство скарб праздников, обрядов - тогда он все забудет и всему разучится, и должен будет все начать сначала». [2 с. 14] Многими педагогами дошкольных учреждений было замечено, что в процессе организации и проведении народных праздников у детей появляется потребность в изучении народной музыки, традиций и обычаев, а так же истории родного края. Происходит ненавязчивое приобщение к культурному наследию предков. Именно праздники открывают возможности для включения большего числа детей и взрослых с различными интересами и духовными запросами в активную мыслительную деятельность, помогают в воспитании всесторонне развитой личности, содействуют развитию взаимоотношений в коллективе и формируют позитивное отношение к жизни, являясь одним из средств воспитания, обучения и развития детей. На праздниках через разные виды деятельности у ребенка не только развиваются музыкальные способности: слух, память, вокальные данные, чувство ритма, но и формируются основные духовно-нравственные ценности — любовь к Родине, семье, уважение и почитание традиций и обычаев своего народа и национальной культуры других народов. Народные праздники сегодня способствуют поддержанию благоприятного психологического климата в детском коллективе, являются своеобразной формой духовного самовыражения и обогащения личности.
Поэтому я считаю, что именно организация народных праздников для дошкольников, направленно на всестороннее и гармоничное развитие ребенка.
Актуальностью моей темы является то, что изменения, происходящие в нашем обществе, заставляют нас по-новому взглянуть на народные традиции, праздники, а именно: важно поддержать свою национальную культуру, сконцентрировать в себе характер народа, воспитать достойную личность, которая сможет развивать, сохранять народные традиции.
Таким образом, актуальность темы обусловлена необходимостью использования народных праздников, как эффективную форму работы, которая способствует формированию духовно- нравственного развития детей дошкольного возраста.
2. Научный аппарат проекта : проблема, цель, объект, предмет проектной деятельности, гипотеза и задачи проекта.
Постановка проблемы.
Социальные изменения в нашем обществе приводят и к изменению отношений к духовно - нравственным ценностям. Это значит, что высокий уровень культуры как фактор развития личности перестает быть безусловной ценностью современного социума. Что бы воспитать у детей чувства прекрасного, нужно наполнить жизнь ребенка положительными эмоциями, пробудить интерес к творчеству. Важную роль в этом могут играть праздники, которые должны способствовать развитию стойкого интереса к искусству в целом. Особенность праздника - в комплексном воздействии всех художественных средств на восприятие, чувства, сознания ребенка. Значение различных форм русского фольклора в образовании дошкольников трудно переоценить. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время. Нельзя не отметить роль народной культуры в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Наши предки оставили нам воистину неисчерпаемый источник народной мудрости. Немного творчества, выдумки, импровизации и из старых обрядовых народных гуляний получатся замечательные праздники для наших детей. Именно поэтому стала актуальной тема проекта «Организация народных праздников в дошкольном образовательном учреждении». Для того, чтобы воспитать гармонично развитую личность необходимо с раннего возраста воспитывать в ребёнке познавательные способности. Поскольку любой стране нужны разносторонне развитые, интеллектуально-подкованные, гармонично-слаженные личности, а дошкольная педагогика способствует воспитанию таких детей.
Объектом исследования данный проект предусматривает процесс приобщения детей старшего дошкольного возраста к народным праздникам.
Предметом данной работы - является путь приобщение детей к народной культуре.
Цель проекта : Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры путём знакомства с народными праздниками.
Задачи проекта :
1. Формировать у детей устойчивый интерес к народному творчеству, желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора.
2. Активизировать представления детей о народных праздниках, обычаях и традициях русского народа.
3. Развивать эмоциональное восприятие в различных видах творческой деятельности. Познакомить детей с русскими народными песнями, танцами, играми, различных видом русских народных инструментов.
4. Развивать воображение, творческие и актерские способности.
5. Воспитывать патриотические чувства, гордость за великую державу.
6. Вовлечь родителей в совместную деятельность по организации народных праздников, по приобщению детей к истокам русской национальной культуры.
Гипотеза исследования: Мы предположили, что разностороннее воспитание детей дошкольного возраста будет осуществляться эффективнее если:
-обоснована важность ознакомления их с особенностями национальной культуры родного края;
-определена значимость и роль народных праздников, как важного механизма передачи социального нравственного опыта от старшего поколения к младшему, средства нравственно-эстетического воспитания дошкольников.
Необходимость в данной работе существует, так как она рассматривается, как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей музыкального восприятия, фантазии, формировании устойчивого интереса к народным традициям, формирует исполнительской культуру, мотивирует на творчество.
Ожидаемые результаты:
• устойчивый интерес к культуре русского народа;
• знание детьми устного народного творчества, песен, декоративно –
прикладного искусства;
• создание положительных эмоций в ходе проведения тематических занятий, народных праздников и обрядов.
Основной принцип – принцип взаимодействия ребенка с различными формами народного фольклора. Обрядовые песни, игры, танцы, народные сказки, малые фольклорные жанры – это все неоценимое богатство, которое способно помочь ребенку преодолеть скованность, застенчивость, стать творческой личностью.
3
Впечатления раннего детства часто остаются в памяти на всю жизнь. Их яркость и богатство могут согреть и украсить душу человека на долгие годы. В общую цепь радостных настроений и незабываемых эмоций детства свои особые чувства и переживания вносят праздники. Праздники - это радость общения, радость творчества и радость самовыражения, радость раскрепощения и взаимообогащения.
«Праздник - это повод проявить себя и выразить внимание к другим людям, вступить с ними в неформальный, эмоционально окрашенный контакт» [11, с. 112].
3. Характеристика проекта.
1. Актуальность проекта :
• Тема проекта - народный праздник «Госпожа честная Масленица!», является актуальной. Россия богата своими традициями, передающимися из поколения в поколение, и Масленица – один из самых любимых всеми, народный праздник, происходящий в конце зимы, всегда отмечался ярко, шумно и весело, с блинами, ярмарками и скоморохами. Масленица навсегда оставляет самые светлые впечатления, прививая интерес к историческому прошлому страны. В результате реализации этого проекта дети приобретают знания о смене сезонов, узнают новые песни, сказки, пляски, игры. У детей формируется познавательный интерес, воспитывается эмоциональное, положительное отношение к народным традициям. Усвоение традиционных культурных эталонов происходит не только детьми, но и их родными, близкими, сотрудниками детского сада
• Тип проекта : Познавательно - творческий, краткосрочный.
• Вид проекта : Праздник «Госпожа честная Масленица!»
• Контингент проекта : Дети, кол-во 25 человек (5-6 лет, музыкальный руководитель, воспитатели, родители.
• Интеграция образовательных областей : речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.
• Проблема проекта : Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.
• Сроки реализации проекта : с 24.02 по 02 марта 2020 г.
• База реализации: МБДОУ №52 г. Орла.
• Ресурсное обеспечение проекта :
1. Нормативно – правовой ресурс:
- согласование проекта с администрацией детского сада;
- утверждение проекта на заседании педагогического совета.
2. Материально – технический ресурс
- музыкальный материал для праздника, украшение зала, народные костюмы детям и взрослым, атрибуты для праздника.
3. Информационный ресурс:
- подбор методической и познавательной литературы по теме, разработка и утверждение сценария.
2. Цель проекта : Повышение интереса к традициям русского народа (праздник Масленица).
3. Задачи проекта :
Обучающие
• Расширять представления детей о русском обрядовом празднике «Масленица»;
• Познакомить с различными жанрами устного народного творчества.
Развивающие
• Развивать коммуникативные способности;
• Развивать память, мышление, внимание;
• Развивать интерес к русским народным традициям;
• Развивать художественно – творческую деятельность путем ознакомления с предметами декоративно – прикладного искусства русской культуры.
• Воспитательные
• Содействовать формированию сотрудничества в детско-родительских отношениях;
• Воспитывать патриотизм, основанный на традициях народа;
• Формировать любовь к Родине, ее традициям.
4. Формы реализации проекта :
• Беседы по теме;
• Совместная творческая деятельность;
• Разучивание закличек, частушек, русских народных песен, игр;
• Чтение стихотворений, художественных произведений;
• Проведение праздника «Госпожа честная Масленица!»
Ожидаемый результат:
Дети
• Умеет поддерживать беседу по вопросам, высказывать свою точку зрения;
• Имеют представление о народных праздниках, играх;
• Владеют знаниями масленичной кухни;
• Интересуется изобразительной детской деятельностью;
• С интересом участвует в народных играх;
• Выражает положительные эмоции (интерес, удивление, восхищение) при прочтении литературного произведения, прослушивании музыкального произведения;
• Проявляет интерес к искусству при просматривании картин;
• Активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.
5. Этапы реализации проекта :
1. Подготовительный:
• Разработка содержания проекта, составление плана работы;
• Подбор информации и материалов для реализации проектных мероприятий (народные игры - забавы, частушки, иллюстрации, художественная литература, аудиозаписи с русскими народными песнями, тематическое занятие);
• Изготовление атрибутов для проведения подвижных игр;
• Подбор материалов для продуктивной деятельности;
Написание сценария праздника «Госпожа честная Масленица!»
2. Основной:
• Художественно-творческая деятельность;
• Разучивание масленичных частушек, русских народных песен, закличек;
• Чтение художественных произведений по теме;
• Прослушивание музыкальных композиций: «Как на Масленой недели», «Ой, блины мои блины»;
• Чтение с детьми художественных произведений по теме «Масленица»;
• Разучивание песни «А МЫ МАСЛЕНИЦУ ДОЖИДАЛИ»;
• Чтение стихотворения Д. Кузнецова «Блины»;
• Загадки о весне и зиме;
• Народная игра - забава «Матрешка», «Красненький платочек»;
• Народная игра «Плетень», «Гори-гори ясно!»;
• Изготовление «Масленичного солнышка», «Чучело Масленицы»;
• Хороводная игра «Едет Масленица» ;
• Просмотр мультфильма «Смешарики. Масленица»;
• Рассказа Т. Нуждиной «Блины»;
• Лепка «Ой, блины, блиночки»;
• Проведение праздника «Госпожа честная Масленица!».
3. Заключительный:
• Оформление выставки продуктов детской деятельности «Масленица»;
Взаимодействие с родителями:
• Приготовление блинов для чаепития, участие в празднике.
Сценарий праздника «Госпожа честная, Масленица!»
(дети в народных костюмах входят в зал и встают возле стульев)
ПЕРЕКЛИЧКА ВЕДУЩЕГО И ДЕТЕЙ:
Музыка играет – гостей созывает!
Гости идут – праздника ждут!
Все мы нынче скоморохи – и дела у нас неплохи!
Праздник начинается – Масленицей называется!
Масленицу встречаем – зимушку провожаем!
Чтобы зиму проводить – надо зиму похвалить!
Зиму провожаем – песню начинаем!
ХОРОВОД «ШУБКА БЕЛАЯ» дети садятся
Вед. – Расскажу я вам, ребятки, как раньше на Руси Масленицу праздновали.
Праздник шёл целую неделю, а начинался в понедельник. Первый день Масленицы назывался ВСТРЕЧА. В этот день устанавливали карусели, заливали ледяные горки, строили кукольные театры – балаганы. И, конечно, встречались с родными и друзьями. И мы с друзьями повстречаемся, игрой в «Плетень» позабавимся.
ИГРА «ПЛЕТЕНЬ»
Вед. – Второй день Масленицы назывался ЗАИГРЫШ. Парни заигрывали с девушками, выбирали себе невесту. И девушки искали женихов. Начинаем весёлую игру «Матрёшка»
ИГРА «МАТРЁШКА»
Дети скачут врассыпную и поют: «Шла Матрёшка по дорожке, потеряла две серёжки, две серёжки, два кольца – целуй, девица, молодца». Дети должны встать в пары (обязательно девочка с мальчиком) и коснуться щёчками. Кому не досталось пары, того подбадриваем, просим постараться быть проворнее. Игра повторяется 2-3 раза.
Вед. – Начинались весёлые забавы, потехи. И мы сегодня потешимся – спляшем друг с другом. Выбирайте себе пару, выходите плясать.
ПАРНАЯ ПЛЯСКА «Плясовая»
Вед. – Третий день Масленицы назывался очень вкусно – ЛАКОМКА.
Все лакомились сыром и блинами, а блины-то были с разной начинкой – с икрой, с сёмгой, с мёдом, с вареньем, с творогом, с мясом, с капустой, просто с маслом. Блины густо смазывали маслом. Почему пекли именно блины? Блин напоминает солнышко. Блин испечёшь – солнышко в гости позовёшь. Так люди хотели приблизить наступление весны, солнечных тёплых дней. Мы сегодня тоже полакомимся блинами, но чуть позже. А сейчас мы попробуем положить маслице на блин. Да не просто положить, а посоревноваться, кто быстрее.
ЭСТАФЕТА «БЛИН И МАСЛО»
Две команды стоят в колоннах. На расстоянии 3-х метров от первого игрока лежит обруч (это блин, стоит чашка с жёлтыми шариками из сухого бассейна или из-под Киндер-сюрприза (это масло). В руках у игрока деревянная ложка. Нужно перенести шарики из чашки в обруч так, чтобы заполнить всё пространство обруча (смазать весь блин маслом).Ложка передаётся от игрока к игроку. Чья команда быстрее?
Вед. – Четвёртый день Масленицы назывался РАЗГУЛ. В этот день возили по улицам соломенное чучело Масленицы. Оно было похоже на огромную куклу. К нам сегодня тоже такая кукла Масленица пожаловала в гости. (ВЫВОЗ МАСЛЕНИЦЫ)
Вед. – Чучело Масленицы хвалили и ругали. Хвалили из вежливости – ах, какие косы шелковые, губки алые, сарафан атласный, платочек расписной! А ругали за то, что зима была холодной и долгой, всем надоела.
ПЕСНЯ «А МЫ МАСЛЕНИЦУ ДОЖИДАЛИ»
Вед. – Пятый день Масленицы назывался ТЁЩИНЫ ВЕЧЕРКИ. Кто такая тёща, вы узнаете, когда станете взрослыми. Одно хочу сказать – это очень хорошая женщина, мама невесты. В этот день все опять угощали друг друга, ходили в гости, веселились от души. Да и мы повеселимся, позабавимся.
ИГРА «ГОРИ – ГОРИ ЯСНО»
Дети идут хороводом вправо. Водящий с платочком идёт в противоположном направлении. Все поют: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло, птички летят, колокольчики звенят». Затем все останавливаются. Водящий держит платок между двух игроков. «Раз, два, три – беги». Игроки должны оббежать круг (при встрече поздороваться за руки) и схватить платочек. Кто быстрее?
ИГРА «КРАСНЕНЬКИЙ ПЛАТОЧЕК»
Музыка 1:Дети идут хороводом вправо. Водящий помахивает платочком в центре круга.
Музыка 2: Дети хлопают в ладоши, водящий пляшет подскоками по кругу, останавливается и приседает на корточки, при этом руку с платочком ставит на локоть на колено.
Музыка 3: Назначенный ребёнок подкрадывается сзади к водящему, вырывает из руки платок и убегает за круг. Дети поднимают руки воротами. Водящий спрашивает: «Красненький платочек, где ты, отвечай». Все говорят: «Красненький платочек, быстро убегай».
Музыка 4: Водящий догоняет назначенного ребёнка сквозь ворота.
Вед. – Шестой день Масленицы назывался ЗОЛОВКИНЫ ПОСИДЕЛКИ.
Кто такая золовка, золовка – это сестра мужа. В этот день все опять ходили в гости к родственникам, друзьям.
Все лакомились блинами, пирогами, пряниками. Не забывали и про игры.
А мы поиграем с лошадкой.
ПЕСНЯ – ИНСЦЕНИРОВКА «КАК НА ТОНЕНЬКИЙ ЛЕДОК»
ИГРА В СНЕЖКИ
Вед. – Седьмой день Масленицы назывался ПРОЩЁНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ. В этот день все просили друг у друга прощенья. Масленицу сжигали, тем самым показывали, что зима уходит, а вслед за ней идёт весна. Продолжались игры, гулянья, катания на горках, на каруселях, на лошадках.
А мы завершим наш праздник весёлыми частушками о зиме и о весне. А чтобы было веселее, возьмём в руки погремушки.
ЧАСТУШКИ – ПОГРЕМУШКИ
Вед. – Целых семь дней шло гулянье. А наше гулянье сегодня завершается угощеньем. Все мы нынче скоморохи.
Дети – И дела у нас неплохи! (воспитатели приглашают детей и родителей в группу угощаться блинами)
6. Анализ результатов реализации проекта :
- Описание результатов решения задач проекта.
Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание. Дети более подробно познакомились с народно-обрядовым праздником Масленица, материалом по данной теме. Работа по проекту помогла развить у них кругозор, познакомится с народными играми, песнями, танцами. Дети получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать, проявлять творческие способности. Таким образом были решены многие задачи проекта, которые мы ставили.
Анализируя результаты проекта, мы увидели, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют чувство ответственности за себя и других. Реализуя проект, мы ставили перед собой цель - сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Эта цель была достигнута.
Конечный продукт проекта :
1)Оформление выставки продуктивной деятельности детей;
2) Умение детей рассказать о празднике Масленица.
Достигнутые результаты.
В результате проектной деятельности у детей были сформированы представления о русском народном празднике Масленица, символах праздника, народных гуляньях; повысился интерес к народным подвижным играм, забавам, развлечениям; проект способствовал развитию у детей кругозора, любознательности, творческих и двигательных способностей. Этот проект повлиял на желание детей изучать традиции родной страны.
Вывод:
Праздник в детском саду – важная часть жизни ребенка. Это радостное событие, которое позволяет ребенку отдохнуть, развлечься и вместе с тем духовно обогащает его, побуждает к творчеству.
Народные праздники в детском саду рекомендуется для каждой возрастной группе, начиная с первой младшей. Цель которых — порадовать, повеселить детей, вызывая радостные эмоции, праздники одновременно закрепляют знания детей о народном творчестве, развивают речь, творческую инициативу и эстетический вкус, способствуют становлению личности ребенка, формированию нравственных представлений (положительное отношение к проявлению доброты, осуждение грубости, эгоизма, равнодушия).
В детском саду много внимания уделяется воспитанию каждого ребенка. А народные праздники, как бы объединяют все виды искусства, дающие возможность творчески использовать их, чтобы сделать радостным пребывание детей в детском саду.
7. Список использованной литературы:
1. Андросова М. Народная игра как средство формирования готовности дошкольников к речевому общению. //. Дошкольное воспитание. 2007, №3. – С. 113-115.
2. Афанасьев А. Н. Народные праздники. М., 1988
3. Бекина С. И. Праздник в детском саду. М. : Просвещение, 1990
4. Белкин А. С. Основы возрастной психологии. М. : Академия, 2000
5. Ветлугина Н. А. Эстетическое воспитание в детском саду. М., 2006
6. Волков Г. Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. учеб. заведений. М. : Академия, 1999
7. Гавенко Е. А. Праздники и развлечения в детском саду. Методические рекомендации. М., 2014
8. Князева О. Л., Маханева М. Д, Приобщение детей к истокам русской народной культуры : Программа. Учебно-методическое пособие. СПБ. : Детство-Пресс,2004.
9. Зацепина М. Б. Организация культурно- досуговой деятельности дошкольников. Учебно-методическое пособие. – М. : Педагогическое общество России, 2006. –с. 144.
10. Зацепина М. Б., Антонова Т. В. Праздники и развлечения в детском саду. Методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей. / Под ред. Т. С. Комаровой. – М. : Мозаика-Синтез, 2006. – с. 136.
11. Науменко Г. М. Фольклорный праздник в детском саду и в школе: Песни, игры, загадки, театрализованные представления в авторской записи, нотной расшифровке и редакции. - М. :Линка-Пресс,2000.
12. 11. Нравственно-эстетическое воспитание учащихся. /Под ред. Н. И. Загоренко. – Новосиб., 2008.
13. Парамонова Т. Прощай, Масленица! / Т. Парамонова, Т. Кремнева // Обруч: образование, ребенок, ученик, – 2007. –№ 1. – С. 33-34.
14. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - М., 2005г.
15. Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князева, М. Д. Маханева, 2001г.
16. Русский праздник. Праздники и обряды народного земледельческого календаря: иллюстр. энц. - СПб. : Искусство — СПб, 2001.- 672с. : ил.
Соболев А. Н. Народные пословицы и поговорки. М. : Московский рабочий, 1961.
17. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» : текст с изм. и доп. на 2014 г. М. : ЭКСМО, 2014. с. 144.
18. URL : https://этнопетербург. рф
19. URL : https://dou79/engels-edu.ru
20. URL : https://ru.wikipedia.org