Светлана Дьяконова
Проект «Нарушение слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность. В системе языка слоговая структура слова занимает особое место, а процесс ее формирования, по словам некоторых исследователей (И. А. Сикорский, Н. И. Гвоздев и другие, следует выделять из процесса усвоения звуковой стороны речи как самостоятельный.
Публикация «Проект „Нарушение слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи“» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- ОНР. Проекты, планы
- Проекты
- Слог. Слоговая структура речи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
О важности рассматриваемой проблемы говорит тот факт, что усвоение слоговой структуры речи является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе. Актуальность данной проблемы очевидна, поскольку овладение грамотой - это основа образовательного процесса ребенка, а нарушения слоговой структуры речи существенно задерживают его, часто являясь причиной возникающих здесь затруднений.
Проблема. С каждым годом увеличивается число детей, страдающих тяжёлыми нарушениями речи. У большинства из них в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова. Если это нарушение вовремя не исправить, в дальнейшем оно приведёт к негативным изменениям в развитии личности ребёнка, таким как формирование замкнутости и закомплексованности, что будет мешать ему не только в обучении, но и в общении со сверстниками и взрослыми.
Цель проекта.
Коррекция и развитие речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР
в рамках логопедической работы по преодолению нарушений слоговой
структуры слов.
Задачи:
1. Развивать и совершенствовать речеслуховое восприятие.
2. Развивать и совершенствовать речедвигательные навыки.
3 Развивать и совершенствовать навыки усвоения ритмической
структуры слов родного языка.
4. Учить воспроизводить слова простого и сложного слогового состава.
5. Развивать и совершенствовать навыки звукового и слогового анализа.
6. Развивать и совершенствовать зрительное и слуховое внимание,
память, мышление.
7. Активизировать и обогащать словарный запас.
8. Повышать интерес родителей и воспитателей к коррекционному
процессу.
9. Создать благоприятную атмосферу сотрудничества всех участников
проекта.
Ожидаемые результаты проекта.
В ходе коррекционной работы что дети могут научиться: -воспроизводить слова различной слоговой структуры; - определять количество слогов; - подбирать слова к слоговым схемам; - употреблять в активной речи слова различной слоговой структуры без наглядных опор; -составлять предложения со словами различной слоговой структуры; -овладеть элементарными навыками слогового анализа.
Сроки разработки и реализации проекта.
Сентябрь – май 2017-2018 года.
Ресурсы проекта. Интернет ресурсы, презентации, методические ресурсы.
Планирование проекта
№ Этапы Содержание Сроки и ответственное лицо
I Подготовительный 1. Изучение методической литературы по теме. Разработка собственной технологии и системы заданий по преодолению нарушений слоговой структуры слов. 2. Подборка дидактического материала и наглядных пособий для занятий с детьми. 3. Составление плана реализации проекта. Сентябрь
Учитель- логопед
Учитель-логопед
Учитель-логопед
II Основной 1. Фронтальные занятия (3 раза в неделю) и индивидуальные занятия (2-3 раза в неделю с каждым ребенком) с детьми подготовительной логопедической группы, включающие задания, направленные на коррекцию нарушений слоговой структуры слов. 2. Работа с индивидуальными тетрадями детей. Подбор домашних заданий, направленных на коррекцию нарушений слоговой структуры слов. 3. Проведение консультации для родителей: «Что такое слоговая структура слова?»
4. Показ открытого фронтального занятия для родителей. 6. Оформление информационных стендов для родителей на заданную тему. 7. Индивидуальные консультации для родителей по запросу. 8. Проведение консультации и мастер класса для воспитателей. 9. Выступления на родительских собраниях в подготовительной логопедической группе. 10. Подбор заданий по коррекции нарушений слоговой структуры слов для коррекционных часов, проводимых воспитателем Учитель-логопед
Учитель-логопед
Учитель-логопед
Учитель-логопед
Воспитатель
Учитель-логопед
Учитель-логопед
Учитель-логопед
Учитель-логопед
III Заключительный 1. Оценка динамики коррекции слоговой структуры слов у старших дошкольников с ОНР за 2016- 2017уч. г. 2. Оценка динамики речевого развития детей подготовительной логопедической группы за 2016 – 2017гг. Учитель-логопед
Учитель-логопед
Практическая часть проекта.
Этапы Виды работы Содержание
Подготовительный
Формирование пространственных представлений и оптико- пространственной ориентировки. 1. Ориентировка в собственном теле.
2. Ориентировка в трёхмерном пространстве.
«Вот какие мы» («Покажите свой живот, свою спинку» : Живот — впереди, спинка — сзади. Где животик? Где спинка).
«Наводим порядок» (перед ребенком варежки, перчатки, сандалии и т. д. «Найди пару», «Правильно поставь сандалии»).
«Ладошки и следы» (Ребенку предлагаются контуры нескольких ладошек и следов и контур ладошки, к которой надо найти пару из предложенных вариантов).
Развитие временно- пространственной ориентировки. «Зайчик пошел в гости» (Ребенок в роли зайчика идет по инструкции в гости к белке, ежику, лягушке. У кого был сначала, потом, в самом конце)
«Что сначала, что потом» ( Взрослый дает ребенку задания: 1) вначале попрыгай, потом сядь на корточки, в конце хлопни в ладоши; 2) вначале покачай мишку, потом покорми зайку, в конце наряди куклу — ребенок выполняет, а затем описывает последовательность своих действий).
«Посмотри и повтори» (Взрослый показывает серию движений, ребенок смотрит, затем повторяет все движения в нужной последовательности).
Развитие динамической и темпо- ритмической организации движений 1. Совершенствование движений общей моторики.
2. Совершенствование мелкой моторики.
3. Развитие артикуляционной моторики.
4. Развитие чувства темпа.
5. Формирование чувства ритма.
«Делай как я»
Логопед выполняет серии вначале из двух, затем из трех-четырех движений, дети выполняют инструкции. «Продолжайте сами» : 1) Сели - встали, сели - встали, … 2) Руки в стороны -на пояс, в стороны -на пояс, …3) Нога вперед -назад -в сторону, вперед –назад- в сторону.
«Умелые ручки»
Чередование различных поз: 1) Кулачки –ладошки. 2) Колечки -ушки –рожки. 3) Пальчики здороваются.
Артикуляционные упражнения.
Чередование разных поз органов артикуляционного аппарата: «Лягушка» «Хоботок». «Бублик». «Часики». «Лопатка». «Иголочка».
«Мышка и кошка».
Взрослый показывает детям, как легко и быстро на носочках бежит мышка, а за нею медленно крадется кошка. Движения выполняются по кругу под звуки бубна. На частые удары- быстро, как мышки, на редкие -медленно, спокойно, как кошка.
«Кулачки -ладошки»
Взрослый читает стихотворение, а дети выполняют движения руками в нужном темпе:
Есть у любого два кулачка, стукнул один по другому слегка:
Стук -стук, стук -стук.
Ну а ладошки не отстают, следом за ними весело бьют:
Хлоп - хлоп, хлоп - хлоп.
Кулачки быстрее бьют, до чего стараются:
Стук -стук -стук, стук- стук- стук,
А ладошки тут как тут, так и рассыпаются:
Хлоп -хлоп -хлоп, хлоп- хлоп -хлоп.
«Гром» (хлопнуть в ладоши громко, либо тихо, опираясь на рисунок большая туча -громкий хлопок, маленькая тучка -тихий).
Графические упражнения на переключение: «Бусы» (чередование бусин разного цвета - например, красный -желтый -красный -желтый и т. д., «Дорожка» (чередование двух-трех геометрических фигур, различных предметов).
Воспроизведение ритмов с опорой на наглядность, на схемы: «Снежинки», «Дождик», «Дятел» («Дождик» -большая капля - длинный хлопок, маленькая капелька - короткий).
Воспроизведение заданного ритма на слух: «Заинька и ложки».
Коррекционный
Работа с гласными звуками и буквами.
-Произнесение ряда из двух, трех и более звуков.
- В сопровождении символов («Человечки — звуки»)
-Без зрительной опоры.
-Произнесение ряда гласных с выделением одного из них ударением (так же — с опорой на наглядность и без нее — на слух).
-Узнавание и произнесение ряда гласных по беззвучной артикуляции взрослого.
-«Музыкальный мяч»
Взрослый, бросая мяч ребенку, произносит один-два (на следующем этапе больше) звука. Ребенок повторяет и возвращает мяч.
-Произнесение ряда гласных, изменяя громкость, темп, «настроение» (грустно, злобно, ласково) голоса.
-Произнести столько гласных, сколько на поляне цветочков.
-Встать, когда прозвучит ряд из двух (или другого заданного количества) звуков. - Знакомство с гласными «звуковиками». Параллельно проводится работа по развитию ощущений артикуляционных движений. При назывании каждого гласного звука дети сжимают ладошки, как будто лепят снежный комок.
В дальнейшем этот приём используется при анализе слоговой структуры слова : каждый слог – комочек.
Работа на уровне слога. 1. Общим согласным
2. С общим гласным
3. Закрытые слоги, их ряды и пары.
4. Прямые и обратные слоги с оппозиционными звуками: по твердости - мягкости, звонкости - глухости)
-Слоги со стечением. Упр. «Катаем снежную бабу» — имитируя движения, произносить: ба – бо – бу – бы).
(ка – та – ма – ва).
Обратные слоги (Скажи «Ав – ав» столько раз, сколько точек нарисовано).
Различные звукоподражания.
«Забиваем гвоздики молотком: та – да – та – то – до – то – до»
Работа на уровне слова
-Двухсложные из открытых слогов (ива, дети).
-Трехсложные из открытых слогов (охота, малина).
-Односложные (дом, мак).
-Двухсложные с закрытым слогом (диван, мебель).
-Двухсложные со стечением согласных в середине слова (банка, ветка).
-Двухсложные слова из закрытых слогов (компот, тюльпан).
-Трехсложные слова с закрытым слогом (бегемот, телефон)
-Трехсложные со стечением согласных (комната, ботинки).
-Трехсложные со стечением согласных и закрытым слогом (половник).
-Трехсложные слова с двумя стечениями согласных (матрешка).
-Односложные со стечением согласных в начале слова (стол).
-Односложные со стечением в конце слова (зонт).
-Двухсложные с двумя стечениями согласных (кнопка).
-Четырехсложные слова из открытых слогов (черепаха, пианино). Слоговые дорожки (на дорожках следы - в зависимости от количества слогов в слове - ребенок говорит слово, наступая на каждый слог на следующий след).
Слоговые линейки.
Слоговые домики. 1. Количество слогов соответствует количеству окошек в доме,ребенок произносит слово, считает слоги и ставит картинку в нужный дом. 2. Количество слогов в распределяемых словах зависит от жителей домов: рак -1 слог, петух -2, лягушка -3 слога).
3.«Дом -замок -избушка» (распределение слов в зависимости от количества слогов в данных постройках : в дом -слова из одного слога, в замок -двусложные слова, в избушку -слова, состоящие из 3 слогов).
«Часы» (найди и покажи стрелкой слова из двух (1, 3, 4 слогов)
«Додумай слово» (подобрать слово к схеме - с опорой на картинки и без них, например, СА _ СА _ _
«Паровоз» (паровоз состоит из нескольких вагонов, вагоны различаются количеством окон, в зависимости от этого распределяются слова - в вагон с одним окном - односложные слова, с двумя - двусложные и т. д.).
«Телевизор» На экране 1-4 гласные буквы. Ребенку предлагаются картинки.
Работа на уровне предложения и текста -Заучивание чистоговорок с различными типами слогов и повторяющимся слоговым рядом, например: ша-ша-ша – мама моет малыша; ичка-ичка – на дереве птичка; - придумывание чистоговорок на заданный слог : ла-ла-ла – …. -договорить незаконченные слова в предложениях, отгадать загадки (слоговая структура отгадок усложняется постепенно); -игра «Шифровка» (отстучать ритмическую структуру слов в предложении, например: Ко-тик пил мо-ло-ко.
-чтение предложений и связных текстов с предварительным делением слов на слоги; -чтение текста с утрированным проговариванием пропущенных слов, либо слов, вместо которых нарисована картинка.
«Добавлялки» (Перед детьми картинки. Взрослый начинает, ребенок заканчивает, а затем повторяет словосочетание. Например, колючий … (еж); воздушный (шар); хитрая … (лиса).
«Снежный ком» (Слова сопровождаются движениями рук сверху вниз, сколько слов, столько движений, как бы «шагаем по ступенькам». Количество слов постепенно увеличивается. Каждый раз начинаем «шагать» сверху вниз заново. Например: Птичка. Летит птичка. Летит красивая птичка. Летит красивая маленькая птичка.).
Работа над потешками, чистоговорками, прибаутками, стихами.
Заключение.
Учитывая что своевременное усвоение слоговой структуры слов является одной из предпосылок для овладения грамотой и успешного обучения в школе, необходимо проводить адекватную логопедическую работу по устранению нарушений слоговой структуры слов, предполагающую воздействия на все компоненты речевой системы, использование коммуникативной функции речи и взаимосвязь с различными формами деятельности детей.
Специальную коррекционную работу по формированию слоговой структуры слова необходимо проводить последовательно и систематически, учитывая психические особенности ребенка, его речевые возможности, характер нарушения слоговой структуры слов, работоспособность.
Литература.
1. Логопедия: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности "Дефектология" / Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова и др; Под ред. Л. С. Волковой - М: Просвящение, 1989.
2. Агранович З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей. С. П. : Детство-пресс, 2000.
3. Белова-Давид Р. А. Нарушение речи у дошкольников. М. : 1972.
4. Голубева Л. П. Развитие речи неговорящих детей. / Из опыта работы с неговорящими детьми. - М. : 1951.
5. Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Екатеринбург. Издательство АРД ЛТД, 1999.
6. Левина Р. Е., Никашина Н. А. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Левиной Р. Е. М., 1968, с. 67 - 165.