Получи документы

Проект «Народные игры Республики Башкортостан»

Каразбаева Гузель
Проект «Народные игры Республики Башкортостан»
▼ Скачать + Заказать документы

Введение

«Воспитание детей – это преимущественно обучение тому, в какие игры следует играть»

Эрик Берн

Дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании, он является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом, влияющим на развитие личности ребенка. Проблема формирования взаимоотношения детей решается в совместном труде и на занятиях, где создаются благоприятные условия для установления взаимодействий со сверстниками, формирование нравственных представлений, чувств, коллективных переживаний, для осознания оценки собственных поступков и поступков товарищей. Однако, как подчеркивается в дошкольной педагогике, взаимоотношения наилучшим образом формируются в основной, характерной для дошкольников деятельности – игре.

Публикация «Проект „Народные игры Республики Башкортостан“» размещена в разделах

Игры – своеобразная школа ребенка. В них удовлетворяется жажда действия, предоставляется обильная пища для работы ума и воображения, воспитывается умение преодолевать неудачи, переживать неуспех, постоять за себя и за справедливость. В играх – залог полноценной душевной жизни ребенка в будущем. Неоценимым национальным богатством являются народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников. К сожалению, народные игры сегодня почти исчезли из детства.

Дошкольный возраст, как известно, характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. С учётом этого можно сделать вывод о благоприятных перспективах и актуальности формирования у дошкольников этнокультурной осведомлённости. Поэтому роль педагога – удовлетворить детское любопытство и дать детям элементарные знания о традициях, быте народов родного края. Педагоги высоко оценивают значение народных игр. Так, П. Ф. Лесгафт именно народные игры положил в основу своей системы физического образования. К. Д. Ушинский считал эти игры наиболее доступным материалом для детей.

Игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания детей разного возраста. Игра – это школа воспитания. В ней свои «учебные предметы». Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Игра формирует высокую нравственность. Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников.

Данный проект поможет раскрыть ребенку мир национальных культур, расширить представления об образе жизни людей, населяющих Россию, их обычаях и традициях, фольклоре; на основе познания способствовать речевому, художественно-эстетическому, нравственному, эмоциональному и социальному развитию детей. Через приобщение детей к культуре своего народа и национальностей, проживающих рядом, формировать у них представление о себе и других, как о личности.

Карта проекта

Название проекта «Народные игры Республики Башкортостан»

Разработчик проекта Каразбаева Гузель Ильдаровна

Цель проекта Обогащение и расширение знаний детей о народной культуре и традициях у дошкольников на материале народных игр.

Привлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс через проведение русских народных подвижных игр, знакомство с календарными праздниками, их обычаями и традициями.

Задачи Образовательные:

• Обучать народным подвижным играм и совместным действиям.

• Вызывать у детей эмоционально-положительное отношение к играм.

• Формировать умение передавать своё отношение к играм.

• Вызывать у детей положительный отклик, побуждать их выполнять совместные движения под музыку.

• Создавать радостные эмоции при слушании рассказов взрослых, в какие они играли игры.

• Побуждать ребёнка повторять за взрослыми слова и фразы знакомых игр.

• Способствовать формированию у родителей потребности в частом общении с детьми, оказывать им практическую помощь в организации игр с детьми в кругу семьи, в развитии способности видеть мир глазами ребёнка.

Совершенствовать уровень накопленных практических навыков: побуждать детей к использованию различных способов для цели стимулировать к дальнейшим действиям и «открытиям».

• Побуждать к радостным ощущениям от совместных активных движений.

• Приобщать детей к народному творчеству.

Развивающие:

• Развивать чувство юмора, воображение, смекалку.

• Развивать ловкость, быстроту, выносливость.

• Развивать стремление активно вступать в общение, высказываться.

Воспитательные:

• Воспитывать у детей интерес к играм и деятельности разных народов.

• Воспитывать умение играть честно, выполняя правила игры, решать проблемно-игровые ситуации.

• Воспитывать любовь к родному краю.

Тип проекта Информационно-игровой

Участники проекта Дети группы, родители, воспитатель

Время реализации проекта Средней продолжительности,

январь-апрель 2018 г.

Этапы проекта I. Подготовительный (январь)

II. Основной (февраль-март)

Заключительный (апрель)

Актуальность проекта Язык, который легко дается всем детям без исключения, не зависимо от национальной принадлежности - это язык игры. Народные игры в детском саду являются неотъемлемой частью поликультурного, физического, эстетического воспитания детей. Именно играя они узнают мир и усваивают систему отношений в обществе, учатся премудростям, формируются как личности. Игра позволяет скорректировать возникающие проблемы и сложности в отношениях. Игра оказывает воспитывающее влияние на детей гораздо сильнее, если она является коллективной. В руках умелого педагога игра может стать средством перевоспитания детей, у которых в результате сложившихся ранее взаимоотношений с окружающими, образовались неправильные формы социального поведения. Таким образом, игра содержит возможности построения наиболее высоких форм коллективных взаимоотношений, доступных детям старшего дошкольного возраста.

Ожидаемый результат

- дети знают и любят играть в народные игры;

- знают игры как своего, так другого народов;

- умеют выполнять правила игры, не нарушать их;

- умеют ориентироваться в пространстве, согласовывать свои движения с движениями других играющих, находить своё место в колонне, в кругу, не мешая другим, по сигналу быстро убегать или менять место на игровой площадке или в зале и т. д.

Презентация проекта «Народная игра - основа детства»

Результат проекта 1. Использование детьми в активной речи потешек, считалок.

2. Воспитанники умеют играть в народные подвижные игры, используя считалки.

3. Знание детьми сказок, сказочных персонажей, умение узнавать их в произведениях изобразительного искусства.

4. Бережное отношение детей к предметам быта, произведениям народного творчества.

Этапы работы над проектом

Сроки реализации Задачи этапов проекта

I. Подготовительный Подбор методической литературы

Создание картотеки по народным играм

Создание картотеки по устному народному творчеству

II. Основной Проведение подвижных игр народов Башкортостана

Рассматривание обучающих карточек «Народы России»

Тематические беседы «Башкирская народная посуда», «Русская народная посуда».

Беседа о народных играх «Игры

разных народов»

Индивидуальные беседы в уголке краеведения

Сюжетно-ролевые игры в уголке краеведения

Прослушивание народных песен

Заучивание считалок

НОД «Мы живём в Башкортостане»

НОД «Бабушкин сундучок»

Чтение народных сказок (русских, башкирских)

Работа с родителями:

Изготовление памяток «Вся жизнь - игра», «Играйте вместе с детьми»

Консультация «Играйте с детьми»

Оформление папки-передвижки «Считалки для подвижных игр для детей дошкольного возраста», «Не забывайте народные игры»

III. Заключительный Итоговое занятие «Народные игры Башкортостана»

Обобщение опыта работы

Заключение

Народные подвижные игры не только занимательны для детей, но и чрезвычайно полезны. Они учат управлять своими движениями, принимать игровое правило и подчиняться ему, кроме того, приведённые ниже игры вводят ребёнка в воображаемую ситуацию и тем самым развивают его воображение.

Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

В нашей стране повсеместно и неуклонно происходит возрождение древней культуры всех народов, развиваются и совершенствуются национальные традиции в искусстве, литературе, содержащие в себе богатейшие фольклорные пласты, куда относятся и народные подвижные игры.

Как известно, в Башкортостане проживает большой процент представителей русской, башкирской и татарской национальности. Поэтому, на наш взгляд, игры данных народов необходимо использовать в образовательном процессе нашего детского сада.

В жизни современных детей народные игры – это хорошо забытое старое, возвращение на «круги своя». Эти игры прошли испытание временем. И до нас дошли самые лучшие. У каждого народа сложилась своя копилка игр. Каждая игра может решить определённые задачи. Во-первых, в играх народная мудрость. Во-вторых, с помощью народных игр дошкольники могут познакомиться с менталитетом других народов. В третьих, народные игры несут информацию о промыслах. А так же, основной результат игры : получение удовольствия (терапевтический эффект).

Таким образом, значение народных игр и развивающий эффект многоплановый.

Народные игры способствуют решению частичных задач:

Уважение к другим народам (толетарность)

Вносят элемент новизны в современную культуру детей

Сглаживается проблема отцов и детей, т. к. дети не знают, во что играли их родители.

Народные игры могут использоваться как средство коррекции поведения (агрессивность, застенчивость, тревожность и т. д.).

В целом можно отметить, что при использовании народных игр в образовательном процессе, он становится обогащённым и целостным.

В народных играх жителей Башкортостана много общего. Они созданы с целью воспитания детей, развлечения (создавались веками). Все народные игры относятся к играм с правилами (автор – народ). Игры имеют игровой зачин в форме считалок и диалогов. В основном, игры связаны с народными праздниками (осенние, Масленица, Сабантуй, Навруз и т. д.). В играх отражается менталитет народа, основные занятия (мусульманские народы - это охота, скотоводство).

По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребёнку. Использование народных игр способствует знакомству детей с истоками культуры своего народа, с истоками игровой культуры в целом. Необходимо системно использовать народные игры, придерживаясь идей народной педагогики, чередуя игры разных национальностей, поочерёдно включая подвижные, словесные, хороводные.

В этих играх особенно важна эмоциональная вовлечённость взрослого. Нужно не просто демонстрировать действия и слова, но по возможности ярко выражать свой интерес к игре.

Народные игры в детском саду являются неотъемлемой частью поликультурного, физического, эстетического воспитания детей. Именно играя, они узнают мир и усваивают систему отношений в обществе, учатся премудростям, формируются как личности.

Практическая значимость данного проекта состоит в том, что проект направлен на социально-личностное и физическое развитие ребенка через приобщение его к истокам народной культуры. Благодаря проделанной работе дети научились организовывать и поддерживать игры. Набор используемых игр увеличился. Именно использование в воспитательном процессе игр разных народов позволяет заложить крепкий фундамент национального согласия в будущем наших детей, нашей страны. Реализовав данный проект мы подвигнем как детей, так и родителей поддерживать и сохранять уходящие традиции народной игры. Воспитатели и родители помогут развить у детей интерес к обычаям, обрядам и праздникам, воспитать любовь и уважение к национальной культуре русского народа, уважение к культуре народов разных национальностей. Проект «Народные игры Башкортостана» позволит сплотить родителей и детей, а также получить практические навыки развития у детей интереса к самому себе как субъекту национальной культуры, развития творческих способностей, раскрепощенности и уверенности в себе.

Башкирская народная игра «Муйуш алыш» (Уголки)

По четырем углам площадки стоят четыре стула, на них четверо детей. В центре стоит водящий. Он по – очереди подходит к сидящим и задает каждому вопрос:

- Хозяйка, можно истопить у тебя баню?

1 играющий отвечает: «Моя баня занята»

2 играющий отвечает: «Моя собака ощенилась»

3 играющий отвечает: «Печка обвалилась»

4 играющий отвечает: «Воды нет»

Водящий выходит на центр площадки, хлопает в ладоши три раза и кричит: «Хоп, хоп, хоп!» За это время хозяева быстро меняются местами. Водящий должен успеть занять свободный стул.

Башкирская народная игра «Эна менян еп» (Иголка и нитка)

Дети делятся на две команды, выстраиваются в колонны друг за другом на одной стороне площадки. Перед каждой командой на расстоянии 5 метров ставится ориентир (куб, башня, флажок). По сигналу первые игроки («иголки») обегают ориентиры, возвращаются к команде. К ним зацепляется следующий игрок («нитка», они обегают ориентир вдвоем. Таким образом, все игроки команды («нитки», по очереди зацепляясь, друг за дружкой, обегают ориентиры. Побеждает та команда («иголка с ниткой», все игроки которой зацепились и обежали ориентиры первыми.

Башкирское народное творчество» (башк. «Башорт халы ижады») — многотомное систематизированное научное издание образцов башкирского фольклора. Первое издание в трёх томах выпущено в 1954-1959 годах на башкирском языке. Первый том включал народные сказания (эпосы, кубаиры, баиты, песни, пословицы и др. Во второй том вошли народные сказки и анекдоты, а в третий том — фольклор советского времени.

С 1987 года по 2010 годы издаётся свод «Башкирское народное творчество» в переводе на русский язык. Всего издательством «Китап» было выпущено 12 томов. Каждый том состоит из следующих отдельных жанров: «Эпос», «Предания и легенды», «Богатырские сказки», «Волшебные сказки и сказки о животных», «Бытовые сказки», «Шуточные сказки и анекдоты», «Пословицы, поговорки, приметы и загадки», «Песни (дооктябрьский период)», «Песни советского периода», «Исторический эпос», «Баиты», «Обрядовый фольклор».

Данная серия книг является отличным помощником в ознакомлении детей с устным народным творчеством родного края.

Детям очень нравятся народные игры : и в помещении, и на свежем воздухе!

Татарская народная игра

«Спутанные кони» (Тышаулы атлар)

Играющие делятся на команды и выстраиваются за линией. Напротив линии ставят флажки, стойки. По сигналу первые игроки команд начинают прыжки, обегают флажки и возвращаются обратно бегом. Затем бегут вторые и т. д. Выигрывает команда, закончившая эстафету первая

Публикации по теме:

Сценарий праздника, посвященный Дню суверенитета Республики Башкортостан «Сценарий праздника, посвященный Дню суверенитета Республики Башкортостан» Цель: -приобщить детей к национальной культуре; - закрепить знание.

Сценарий праздника «День Республики Башкортостан» День Республики Интегративные задачи: *образовательные: познакомить детей с символикой республики Башкортостан и России, автором гимна,.

Исследовательская работа на тему «Первый заслуженный учитель Республики Башкортостан» Министерство образования Республики Башкортостан Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение Кельтеевская средняя общеобразовательная.

Сценарий праздника «День Республики Башкортостан» Дети под башкирскую музыку заходят в музыкальный зал и встают полукругом, лицом к зрителям. Здравствуйте дорогие ребята и уважаемые взрослые.

ОД «Символика Республики Башкортостан» Интеграция областей: познание, коммуникация, социализация, художественное творчество, музыка. Интегрированные задачи: - закрепить знания.

«Осень в Башкортостане». Развлечение, посвященное Дню Республики Башкортостан Действующие лица. Взрослые: Ведущий. Осень. Дети: Овощи. Доктор Айболит. Пчелки. (Дети заходят в зал и выполняют упражнение с листьями.).

Праздничный концерт, посвященный Дню Республики Башкортостан (фотоотчет)Праздничный концерт, посвященный Дню Республики Башкортостан (фотоотчет) Фотоотчет "Цвети,моя Республика!" В нашем саду 10 октября 2017 года прошел праздник, посвященный Дню Республики Башкортостан с участием.

Сценарий развлечения «Музыкальный магазин» к Дню республики Башкортостан Сценарий развлечения «Музыкальный магазин», посвященного Дню республики Башкортостан Под башкирскую мелодию дети заходят в зал, садятся.

Сценарий развлечения «Музыкальный магазин» к Дню республики Башкортостан Сценарий развлечения «Музыкальный магазин», посвященного Дню республики Башкортостан Под башкирскую мелодию дети заходят в зал, садятся.

Утренник ко Дню суверенитета республики Башкортостан «Мой родной Башкортостан» Утренник ко Дню суверенитета республики Башкортостан «Мой родной Башкортостан» Задачи *образовательные: познакомить детей с символикой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Народные игры Республики Башкортостан»
Опубликовано: 22 марта 2018 в 19:18
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Народные игры Республики Башкортостан»» (включая файлы) размещена пользователем Каразбаева Гузель в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД