Олеся Москаленко
Проект «Моя малая Родина» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Этапы работы:
1. Организационно - технологические – срок: сентябрь.
Цель: Формулировка проблемы, темы по нравственно-патриотическому воспитанию.
2. Планирование
Цель: Формулировка цели, задач и методов для их достижения.
Определение критериев оценки результатов.
3. Принятие решения
Цель: Выбор оптимального варианта планов деятельности.
4. Реализация
Цель: Реализация проекта в образовательную практику.
5. Оценка результатов
Цель: подведение итогов
6. Защита проекта
Публикация «Проект „Моя малая Родина“ для детей старшей группы» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты
- Родной край, город. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
Цель: Проведение конкурса семейных рисунков на тему: «Герб родного села».
Содержание проекта :
1. Конспекты экскурсий «Наша библиотека», «К памятнику «Неизвестного Солдата», «В гости к деревьям в осенний парк», «Наша школа».
2. Дидактические игры: «Кто потрудился», «От зернышка до булочки», «Кем быть?»
3. Конспекты занятия: «Край ты мой любимый».
4. Конспекты бесед: «О труде животноводов и хлеборобов», «Герои нашего села»
5. Рисунки детей «Мой край», подборка фотографий «Моя станица».
6. Семейные рисунки «Герб нашей станицы»
Краеведение – это один из путей нравственного воспитания дошкольников, так как оно помогает увидеть и оценить красоту родной природы, ощутить её эмоциональное и нравственное воздействие. Наблюдение многих природных явлений вызывает у дошкольников любознательность и желание больше вникать в тайны природы. На наш взгляд, это имеет огромное значение для воспитания патриотических чувств – любви к Родине.
Образование, за последние несколько лет, сделало колоссальный скачок в своем развитии и методы и формы работы с детьми в направлении краеведения существенно изменились. И краеведение на сегодняшний день становится очень важным звеном в развитии ребенка-дошкольника.
Мы разработали проект «Моя малая Родина».
Цель создания проекта : всестороннее изучение родного края.
В качестве задач определено следующее:
научить ребенка понимать, что и у людей, и у вещей есть своя история;
пробудить у детей чувство любви к своему краю;
вызвать интерес и воспитывать уважение к жизни наших земляков;
формировать единство эстетических чувств и нравственных ценностей;
Изучив тщательно педагогическую литературу, мы пришли к выводу, что особые формы работы в направлении краеведения просто необходимы в работе с детьми. При этом они должны наиболее точно отвечать целям и содержанию работы по краеведению в дошкольном учреждении.
Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном крае. Чтобы детям было интересно знакомиться с историей края, его достопримечательностями, надо уметь преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг знаний.
Свою работу мы начали с родителей. Нам хотелось узнать на сколько хорошо они знают поселок в котором живут. Мы провели беседу на тему «Моя малая Родина». Затем с помощью родителей мы подобрали различный материал на эту тему (старые фотографии, вырезки из районной газеты).
Знакомство детей с родным краем мы начали с экскурсий по близлежащим улицам; с бесед о том, где им приходилось бывать, что интересного они видели; о том, что у каждой улице есть свое название, а у дома – свой номер. Знакомим детей с историей поселка и его достопримечательностями. Это различные здания, в которых люди живут и работают. Даем представления о том, чем село отличается от города.
Детей знакомим не только с достопримечательностями родного края, но и с его историей. С его героями и просто тружениками села.
Знакомство с родным селом и родной страной вызывает у детей положительные чувства и эмоции, а также стремление и желание ребенка нарисовать то, о чем только что услышал. Поэтому эта работа продолжается и на занятиях по изобразительной деятельности. Рисунки детей, отражающие сильное и чистое чувство любви к своему родному селу, родной природе позволяют им создать выразительные образы, основанные на своих собственных наблюдениях, а также заставляют задуматься над отношением к миру природы.
Работа с детьми по ознакомлению с родным краем ведется и в книжном уголке, где выставляются книги познавательного характера, иллюстративно – дидактический материал (иллюстрации о природе родного края, страны, фотоальбомы исторического и современного села, предметы народно-прикладного искусства). В группе оформили патриотический уголок с российской символикой. Проводим наблюдения на прогулках за явлениями природы, растениями, птицами способствуют обогащению знаний о родном крае. В процессе всей работы у дошкольников воспитываются чувства восхищения, гордости за свой родной край.
Презентацией проекта была выставка семейных рисунков на тему: «Герб родного села».
В своей работе используем различные формы по знакомству детей с родным селом и родной страной: целевые прогулки, экскурсии, беседы, наблюдения, дидактические игры, чтение художественной литературы и т. д. Эта работа ведется в организованной деятельности, совместной деятельности взрослого с ребенком и в самостоятельной детской деятельности.
Хочется надеяться, что мы смогли привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, а также гордиться тем, что они живут в такой прекрасной стране как Россия!
Возраст детей на которых рассчитан проект : старшая и подготовительная к школе группа.
«Экскурсия в библиотеку».
ЗАДАЧИ: 1) формировать у детей реалистические представления о труде
взрослых людей;
2) вовлекать родителей в работу по ознакомлению детей с
профессией библиотекаря;
3) воспитывать у детей отзывчивость, уважение к труду взрослых.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Чтение с детьми сказки А. Лопатиной «Живые книги»;
Дать заведующей библиотеки план предварительной беседы о профессии
библиотекаря и составить вопросы по содержанию беседы;
Назначить время экскурсии.
Ход ЭКСКУРСИИ:
Педагог спрашивает детей : - какую книгу мы с вами почитаем?
Дети: давайте, почитаем «Сказку о потерянном времени»
Педагог пытается найти сказку, но не находит, и предлагает детям сходить в библиотеку и взять там эту книгу.
Педагог: дети, а вы знаете, что такое библиотека?
Дети: да, это место, где хранится много книг.
Педагог: верно, в библиотеке находится огромное количество книг, и там мы можем найти книгу которая нам нужна.
Педагог и дети приходят в библиотеку, а там их встречает библиотекарь.
Педагог: здравствуйте! Мы хотели почитать книгу, которая называется «Сказка о потерянном времени», но к сожалению, у нас не оказалось такой книги, и мы пришли к Вам за этой сказкой.
Библиотекарь: здравствуйте ребята, меня зовут Валентина Васильевна, я работаю библиотекарем.
Дети: мы Вас знаем, Вы Илюшина бабушка.
Библиотекарь: да, я Илюшина бабушка, а работаю я в библиотеке. А хотите, я вам расскажу, чем я здесь занимаюсь?
Дети: очень хотим.
Библиотекарь: проходите, я вам расскажу про эту увлекательную профессию.
Библиотекарь – очень важная и нужная профессия. Слово библиотекарь происходит от слова «библия», что означает «книга». У многих людей есть домашние библиотеки. Книги стоят на полках и в. Читают их взрослые и дети. Они знают все свои книги. Но есть еще огромные хранилища книг – библиотеки. Работа библиотекаря проходит в библиотеке, среди книг. У нас в России огромное количество библиотек. В Москве находится самая главная Российская государственная библиотека, в которой собраны миллионы книг, старинных и современных. (БИБЛИОТЕКАРЬ ПРОВОДИТ ЭКСКУРСИЮ ПО БИБЛИОТЕКЕ). Каждая библиотека – это целые города, длинные-длинные ряды книжных полок тянутся там как улицы. Занимают эти хранилища многие этажи. В них собраны книги из разных стран. Найти нужную книгу в таком городе помогает библиотекарь.
У каждой книги есть свой номер из букв и цифр – шифр. По этому шифру можно узнать адрес книги: этаж и полку, где она хранится. В ящиках - каталогах хранятся карточки с названиями и шифрами всех книг. Посмотрит библиотекарь на такую карточку, сходит в хранилище и принесёт тебе нужную книгу. Читай и становись умнее. (ПОКАЗЫВАЕТ КАРТОЧКИ).
Но мне хотелось бы рассказать вам о работе библиотекаря в детской библиотеке. Как бы много книг не было собрано у вас дома, в библиотеке выбор книг неизмеримо больше! Библиотекарь выдаёт книги. Он постоянно общается с читателем, отвечает на его вопросы, советует, какую книгу прочесть. Библиотекарь рассказывает о детских писателях, их новых книгах, знакомит с последними номерами журналов для детей.
Библиотекарь устраивает красочные книжные выставки, посвящённые юбилею писателя или поэта. Эти выставки часто украшаются детскими рисунками. Библиотекари приглашают авторов известных и любимых ребятишками книг на встречу с маленькими читателями.
Пожалуй, самый большой праздник детской книги – это «Книжкина неделя», он проходит весной. И тёплое весеннее солнышко, и обложки нарядных детских книг – всё радует маленьких читателей, прививая им любовь к её величеству Книге.
КНИЖКИНА НЕДЕЛЯ.
Мы пришли на праздник
Книжкиной недели.
Как красиво книжки
Художники одели.
Гладкие обложки,
Яркие картинки –
Петушок в сапожках,
Розовые свинки.
Стены украшают
Звёздочки, флажки.
Нам поэт читает
Новые стихи.
Про кота-котишку
И про воробьишку.
Воробьишка Гоша –
Он такой проказник!
Добрым и хорошим
Вышел Книжкин праздник!
Ребята, а как вы думаете, какими качествами должен обладать библиотекарь?
Дети: библиотекарь должен любить книги, должна быть хорошая память.
Библиотекарь: правильно! Самое главное свойство его души – бескорыстная и бесконечная любовь к книгам! Великолепная память – ведь библиотекарь должен прекрасно помнить, где находиться та или иная книга. Общительность, знание литературных произведений, их авторов. Кроме того, библиотекарь должен обладать выдержкой, умением слушать, тактичностью и внимательностью к читателю.
Ребята, а вы были когда-нибудь в библиотеке?
Любите ли вы читать книги, умеете ли читать? Может быть, вам читают книги мама или бабушка?
Назовите свою любимую книгу. Кто её написал?
В чём заключается работа библиотекаря?
Библиотекарь: вот такая у меня профессия. А сейчас мы с вами найдём книжку, за которой вы пришли ко мне. Вы хотите почитать «Сказку о потерянном времени» которую написал Евгений Шварц?
Дети: Да.
Библиотекарь: тогда пойдёмте со мной.
(ИЩУТ КНИГУ)
Педагог и дети благодарят Валентину Васильевну за книгу и прощаются.
Педагог: спасибо Вам огромное Валентина Васильевна за интересную экскурсию и за рассказ о вашей замечательной профессии, а мы с ребятами пойдём читать сказку. До свидания!
Библиотекарь: приходите ещё в библиотеку с мамами и папами, я буду очень рада вам, до свидания ребята,
Экскурсия в школу
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
1. Расширять представления о школе: здесь дети учатся читать, писать, узнают много интересного.
2. Вызывать стремление как можно больше узнать о школьной жизни, желание учиться в школе.
3. Развивать у детей наблюдательность, внимание, умение слушать и слышать воспитателя.
4. Воспитывать умение проявлять инициативу и любознательность с целью получения знаний о школе.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Заранее продумать маршрут.
Сообщить родителям о предстоящей экскурсии.
Разработать конспект занятия.
АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРЯ
школа
2-х этажное здание
школьный двор
школьный огород
вход
крыльцо
цветник
спортплощадка
I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.
Сегодня мы с вами пойдем на экскурсию. А куда? Ответ на этот вопрос вы найдете в загадке, которую я вам загадаю.
Там учат детишек
Читать и писать,
Природу любить,
Стариков уважать.
Буквы разные писать
Тонким перышком в тетрадь
Учат в ….
Правильно, молодцы! К зданию школы. Сегодня мы с вами заходить в школу не будем, только рассмотрим со стороны.
(Дать указания по поведению детей)
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
- Мы с вами пришли к зданию школы. Что такое школа (ответы)
- Чему учат в школе (ответы)
- Посмотрите на здание,сколько этажей? Здание высокое (ответы)
- Да, оно трехэтажное. В школе учится много учеников. Дети, как вы думаете, кто построил школу? Люди каких профессий принимали участие в строительстве школы (ответы)
- Ребята, обратите внимание на крыльцо. Какое оно широкое, большое. Здесь вход в школу. Видите, дети торопятся на уроки. Опаздывать в школу нельзя.
- А как называется территория вокруг школы (ответы)
- Это школьный двор. Что можно увидеть на школьном дворе (ответы)
Рассмотреть цветник (клумбы). Обратить внимание на чистоту и порядок.
- Ребята, как вы думаете, кто ухаживает за цветами (ответы)
- А кто убирает школьный двор?
- Дворник!
- Молодцы! А кто ему помогает (ответы)
Понаблюдать, как ученики складывают мусор (опавшие листья) в мешки.
- Сейчас мы пройдем вокруг школы. Что мы видим?
- Спортплощадку!
- Да, во время перемены дети выходят поиграть, побегать, повеселиться на спортплощадку.
1II. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
- А теперь, дети, послушайте стихотворение.
«В школу»
П. Чайников
Осенняя погода,
Последний куст отцвел,
И сын промолвил гордо:
-Мне год седьмой пошел.
Пойду я скоро в школу,
За парту сяду я,
О трех медведях книга
Давно есть у меня.
Все буквы прочитаю,
Смогу писать, считать.
За прилежанье, знаю,
Меня похвалит мать.
- Какие у вас есть вопросы?
- Давайте сфотографируемся на память у здания школы.
"Экскурсия к памятнику неизвестного солдата"
Цель:
1. обогатить знания детей о Дне Победы;
2. показать памятники находящиеся на территории поселка.
3. рассказать о героях ВОВ, земляках
4.. Воспитывать стремление быть похожими на своих земляков, которые отстояли нашу Родину в страшные годы войны.
Предварительная работа: выставки книг, рисунков, рассказывающих о подвигах народа ВОВ; участие вместе с родителями в параде, посвященном Дню Победы. Заучивание стихов о Дне Победы.
Беседа «Вечная память». Рассказывание о героях-земляках.
Ход экскурсии:
Чтение стихотворения Т. Белозерова «Майский праздник «День Победы»
Сообщить детям, что сегодня они пойдут на экскурсию к памятнику погибшим воинам в годы ВОВ.
Знакомство детей с памятником, мраморной плитой, на которой выгравированы имена погибших героев ВОВ.
Чтение стихов детьми:
Богдан И:
Мы встречаем День Победы,
Он идет в цветах, знаменах
Всех героев мы сегодня
Называем поименно.
Наташа Б. :
Знаем мы: совсем непросто
Он пришел к нам – день Победы.
Этот день завоевали
Наши прадеды и деды.
Аня П:
И поэтому сегодня
Ордена они надели.
Мы, идя на праздник с ними,
Песню звонкую запели.
Рома И:
Эту песню посвящаем
Нашим прадедам и дедам.
Нашей Родине любимой
Слава, слава в день Победы.
Рассказ воспитателя.
Да, это была страшная и жестокая война, она принесла горе в каждую семью. В честь павших в боях героев воздвигнуты памятники и обелиски, к которым мы с вами приносим цветы.
Чудеса героизма проявляли воины в годы войны. Война закончилась 9 мая 1945 года. И этот день стал в нашей стране великим праздником - Днем Победы. В этот день народ приносит цветы и возлагает к подножию памятников. Эти цветы - знак нашей памяти и глубочайшей благодарности тем, кто в боях отстаивал нашу Родину и погиб за нее.
Чтение фамилий на мраморной стене.
Чтение стихотворения Д. Чибисова «Вечный огонь».
1. Над могилой в тихом парке
Расцвели тюльпаны ярко,
Вечно тут огонь горит,
Тут солдат советский спит.
2 Мы склонились низко-низко
У подножья обелиска,
Наш венок расцвел на нем
Жарким пламенным огнем.
3 Мир солдаты защищали,
Жизнь они за нас отдали.
Сохраним в сердцах своих
Память светлую о них.
Возложение цветов к памятнику.
Минута молчания.
Беседа.
-Где мы с вами побывали?
-Кому воздвигнуты памятники?
-Для чего люди приходят к памятнику и возлагают цветы?
-Что означают цветы?
-Хотите ли вы быть похожими на героев?
«Край ты мой любимый»
Программное содержание:
1. Формировать у детей чувство патриотизма, осмысливая такие понятия как Родина, малая Родина, родной край.
2. Познакомить детей с историей своего поселка, рассказать о людях которые работают в поселке, руками которых был построен наш поселок.
3. Закрепить умения детей подбирать определения к слову Россия.
4. Воспитывать гуманные чувства и любовь к Родине посредством художественного слова.
Предварительная работа: Экскурсии по поселку, выставка фотографий, беседы.
Ход:
Воспитатель. Ребята сегодня мы погорим с вами о родине, о родном крае. Послушайте стихотворение:
Если скажут слово Родина
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина
Толстый тополь у ворот.
Или степь от маков красная,
Золотая целина.
Родина бывает разная
Но у всех она одна.
Понравилось стихотворение? Кто же мне скажет, что такое Родина?
Дети. Это место где мы родились.
Воспитатель. Родина ребята у нас одна. Россия. Но среди просторов нашей большой страны есть место, край, где вы родились, живете, ходите в детский сад, гуляете, трудитесь. Как же называется это место, где вы родились, живете?
Дети: поселок Белоярский.
Воспитатель: Правильно ребята, это маленькая частица нашей большой России – это наша малая родина. Послушайте вот такое стихотворение:
Мое село – частица Родины
И сердца моего частица.
Здесь все пути, что мною пройдены
Сумели рядом уместиться.
Здесь есть и речка без названья,
Сердитая лишь в половодье.
А в ней купалось детство раннее
Под соловьиные мелодии.
Когда вы вырастите большими, уедете учиться, работать, но все равно вы все время будете вспоминать свое село, свою малую Родину. Сегодня мы с вами поговорим о создании нашего поселка.
Когда то очень давно образовалась маленькая деревня. И было там всего семь дворов. А называлась эта деревня Мочаловка. Домишки были маленькие, приземистые, с маленькими оконцами, покрытые соломой. Люди занимались сельским хозяйством, работая на помещика под присмотром управляющего.
Крестьяне были безграмотные. Не умели ни читать, ни писать. Ни о какой школе и речи не было. В возрасте 6-7 лет дети тоже работали. Пасли лошадей, убирали хлеб. Потом в нашей стране произошла революция. Землю отобрали у помещиков и отдали крестьянам. Крестьяне стали жить лучше. В 1929 году жители сел Жедринка, Хохловка и Мочаловка объединились в колхоз. А в 1930 году колхоз был преобразован в совхоз «Штурм».
Жизнь налаживалась. Но тут над нашей Родиной нависла смертельная опасность. Враг напал на нашу землю. Началась Великая Отечественная война. Много наших земляков ушли защищать нашу Родину. Остались в селе только старики, женщины и дети. Вместо мужчин они сели на трактора и комбайны. Пахали землю, сеяли хлеб, ухаживали за скотом. Было трудно и тяжело. Но каждый человек вложил частицу своего сердца в приближение Великой Победы. Кончилась война. Вернулись с войны мужчины. Постепенно наш совхоз разрастался. Строились школа, детский сад, магазины, ателье. Работал аэродром. Самолет совершал рейсы из поселка Белоярский в Саратов. Наш поселок славился своими плодовоягодными садами. Был построен цех по изготовлению кирпича. Из него делали дома. Стало проводиться тепло и водоснабжение. Озеленяется центральная усадьба поселка. Был посажен парк Победы с мемориалом, погибшим воинам. В 70-80 годы центральная улица поселка, ведущая к конторе, преображается. Сносятся старые деревянные домики и на их месте строятся современные коттеджи, 3 х этажные дома. Строится новая больница, новая еще одна школа. Строится новый Дом Культуры. Люди по вечерам стали ходить в кино. Стала работать наша библиотека. Хозяйство стало сильным, получали богатые урожаи зерна, подсолнуха и картошки. Наш поселок окружён прудами, в котором водится много рыбы. В нашем поселке есть улица названная именем Героя И. Радаева, который жил и работал в нашем поселке. Много у нас почетных жителей ветеранов войны и труда. Это им нужно сказать большое спасибо за то, что наш поселок живет и процветает.