Марина Черенцева - Сайдаматова
Проект «Медовая поляна»
▼ Скачать + Заказать документы
Разработали и реализовали
воспитатели: Рыбалова Е. С. ,
Сайдаматова М. В.
Паспорт проекта
Название проекта : «Медовая поляна».
Вид проекта : познавательный.
Цель проекта : Формирование познавательной активности средней группы
в процессе ознакомления с объектами и
явлениями живой природы.
Задачи проекта :
• Обогащать представления детей о жизни насекомых;
• Развивать самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности;
Публикация «Проект „Медовая поляна“» размещена в разделах
• Воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к окружающему миру.
Продукт проекта : Сценка «Про мед», сюжетно-ролевая игра «Пасека», результаты продуктивной деятельности детей, групповой мини музей на территории сада «Медовая поляна»
Длительность проекта : 1 месяц
Участники проекта :
• Дети средней группе;
• Воспитатели;
• Родители воспитанников;
• Музыкальный руководитель;
• Инструктор по физической культуре.
• Возраст детей: 4-5 лет
• Актуальность: Важными интегративными качествами ребёнка детского сада являются любознательность и познавательная активность. Дети, которые интересуются всем новым, неизвестным в окружающем мире, задают много вопросов, проявляют настойчивость в решении познавательной задачи, самостоятельно экспериментируют и исследуют предметы и материалы. Такие дети, несомненно, будут успешными в школе. Богатый потенциал для формирования познавательной активности дошкольников заложен в окружающей природе. Наблюдения за живыми объектами, эвристические беседы на экологические темы, работа с познавательно-справочной литературой, экспериментальная деятельность, участие в социально значимых экологических акциях и операциях предполагают субъектные проявления детей в процессе познания.
Постановка проблемы
Тему проекта «Медовая поляна» подсказала сама жизнь. В ходе беседы о полезных свойствах меда для профилактики простудных заболеваний кто-то из детей заметил, что мед иногда бывает и вреден. Кто-же из детей прав? В совместном обсуждении выяснили, что мы знаем о меде и что хотели бы узнать. Таким образом, в группе были созданы условия для глубокого погружения в данную тему, что наиболее эффективно в процессе проектирования.
Этапы проекта
1). Подготовительный
Рассматривание иллюстраций, картин о жизни пчелиной семьи;
• Чтение рассказов: М. Пришвин «Цветущие травы»; К. Ушинский «Пчелки на разведке»;
• Рассказывание башкирских народных сказок: «Медведь и пчелы», «Сказка про мед»;
• Заучивание стихов, загадок, пословиц, поговорок о пчелах.
2). Основной
• Реализация проекта
3). Контрольно-оценочный
• Театрализованное представление «Про мед»;
• Выставка продуктов совместной деятельности участников проекта : детские рисунки, атрибуты для подвижных игр (маски-шапочки, накидки, «Соты» из бросового материала.
- Экологические представления.
- Становление самостоятельности в деятельности.
- Познавательный интерес к природе.
Ожидаемые результаты
1. Дети интересуются изучением природного мира, высказывают догадки, размышляют о причинах природных явлений;
2. Они хорошо ориентируются в объектах природы.
3. Дети проявляют активность и самостоятельность в разных видах детской деятельности в соответствии с собственными замыслами.
4. Проявляют позицию защитника природы – нетерпимость к поступкам других людей в случае нарушения ими правил поведения в природе.
Содержание проекта «Медовая поляна»
№ Содержание деятельности Развивающая среда Методическое обеспечение Детская продуктивная деятельность Совместная с родителями деятельность
1. Совместная деятельность:
«Путешествие в мир пчеловодства»
Программное содержание:
- Формировать интерес к природным объектам, конструктивном взаимодействии человека и природы;
- Побуждать детей к высказыванию догадок, размышлению о жизни пчел;
- Упражнять в использовании разных форм речи: объяснение, аргументация, доказательство
- Упражнять в использовании схем, моделей, символов для обозначения объектов и явлений природы;
- Воспитывать гуманно-ценностное отношение к природе.
Ход:
1. Беседа «Что такое пасека?»
2. Рассматривание иллюстраций, картин, фотографий с изображением пасеки, улья, пчел, пчеловода, его одежды, инструментов.
3. Дидактическая игра «Бег ассоциаций» (пчела); Д/И «Хорошо – плохо»; Д/И «На что похоже?»
4. Строительная, сюжетно-ролевая игра «Пасека» Настольная игра «Дары природы»;
иллюстрации и фотографии о жизни пчел и труде пчеловода;
познавательная литература, энциклопедии; схемы, модели, символы; наборы строительного материала.
Дошколёнок. ру. Сайт для воспитателей детских садов;
Экологические занятия с детьми 4-5 лет. Лепка «Пчелка»;
Конструирование из бросового материала «Соты» Родительское собрание «Знакомство с групповым проектом Пасека»;
Домашнее задание – найти информацию о жизни пчел, о меде. Подобрать иллюстрации, экспонаты по теме «Медовая поляна» для создания группового музея «Медовый мир»
2. Совместная деятельность
«Мед – друг или враг?»
Программное содержание:
- Развивать мотивацию детей к сохранению и укреплению своего здоровья;
- Обобщить представления о путях укрепления здоровья;
- Воспитывать самостоятельность в процессе познавательно-исследовательской деятельности.
Ход:
1. Мозговой штурм «Мед – друг или враг?»;
2. Экспериментальная деятельность: рассматривание разных сортов меда других продуктов пчеловодства; исследование свойств меда (растворение в горячей и холодной воде, тягучесть и др.)
3. Дегустация разных сортов меда.
4. Режиссёрская игра «В лечебнице доктора Медуницы» Настольная игра «Пирамида питания»;
иллюстрации и фотографии о меде, коллекция продуктов пчеловодства, разные сорта меда, вода холодная и горячая; чайные чашки, травяной витаминный сбор для заварки. https://vospitatel. /new. html
«Кто Я, какой Я?»; «Секреты здоровья» Изготовление приглашений для родителей, сотрудников ДОУ на дегустацию меда. Домашнее задание «Реклама Меда»
Участие родителей в дегустации меда.
3. Совместная деятельность
«Удивительный мир насекомых»
Программное содержание:
- Обобщить представления детей о насекомых.
- Упражнять в определении сходств и различий между живыми организмами;
- Обогащать активный словарь детей новыми словами: пчеловод, соты, пчелопродукты, прополис, пыльца, апитерапия, перга, маточное молочко, воск,
вощина, пчелиный яд, мумие, пчелиный подмор.
Ход:
1. Составление творческих рассказов «Если бы я был пчелой»;
2. Дидактическая игра «Похоже – не похоже?» (пчела, оса, шмель);
3. Дидактическая игра
«Кто больше назовет продуктов пчеловодства?»; Настольная игра «Мир насекомых»;
Иллюстрации, картинки, фотографии с изображением насекомых; модели насекомых «300 вопросов и ответов о животных»; В. Астафьев «Рассказы о природе»;. «Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников» Лепка «Насекомые»
Сбор и подготовка материалов для создания макета «Пасека» Домашнее задание:
Подобрать иллюстрации, экспонаты по теме «Насекомые»
4. Совместная деятельность
«Пчелы на лугу»
Программное содержание:
- научить складывать фигуру пчелки, на основе базовой формы «Треугольник».
- Дать представление о жизни и пользе пчел.
- Развивать моторику кистей рук и пальцев; направленные на развитие личности обучающихся:
- Развивать пространственное воображение, творческое мышление.
- воспитывать культуру труда, коммуникативные способности, эстетический вкус, любовь к природе и всему живому.
Ход:
1. Беседа «О жизни пчел»
2. Игра «Волшебное превращение»
3. Коллективная творческая деятельность «пчелиный луг» Настольная игра «Мир насекомых»;
Иллюстрации, картинки, фотографии с изображением
пчел; модели насекомых; коллекция изделий «Оригами»
фигурка пчелы, схемы, плакат, клей, фломастеры., «Уроки оригами в школе и дома».
, «Страна пальчиковых игр». Конструирование из бумаги «Пчелка» Домашнее задание:
Подобрать иллюстрации, экспонаты по теме «Пчелы на лугу»
5 Совместная деятельность
«В гостях у Лесовичка»
Программное содержание:
- Формировать представление о том, что пчелы – полезные насекомые
Задачи:
- Расширить знания детей о меде, его полезных свойствах.
- Уточнить представление о пчелах, их отличие от других насекомых.
- Развивать речь детей, обогащать их словарь новыми словами (пчеловод, пасека, улей, соты).
- Воспитывать интерес к насекомым, бережное отношение ко всему живому.
Ход:
1. Беседа «Растения – медоносы»;
2. Чтение стихотворения
«Разговор с пчелой» М. Бородницкой.
3. Дидактическая игра «Что сначала – что потом?»
4. Физкультминутка “Пчелы на полянке”.
5. Подвижная
игра “Пчелки в домики”.
6. Дидактическая игра «Слова Иллюстрации и фотографии о жизни насекомых, пчел ;
познавательная литература, энциклопедии; схемы, модели, символы.
Письмо, картинки с изображением насекомых (мухи, кузнечика, пчелы, стрекозы, бабочки, бумажные цветы, соты настоящие и картинка, баночки с разным медом, изображение улья и дупла, аудиозапись “Звуки леса”.
Раздаточный материал: шапочки пчел, печенье с медом, Обухова занятий по экологическому воспитанию дошкольников
Николаева экологического воспитания дошкольников. – М. : Издательский центр “Академия”, 1999. – 184 с. Изготовление бумажных цветов. Домашнее задание:
Подобрать картинки с изображением насекомых (мухи, кузнечика, пчелы, стрекозы, бабочки, принести соты, мед различных сортов.
6. Совместная деятельность
«Медведь и пчелы»
Программное содержание:
- Продолжать формировать у детей образные представления, воображение;
- Развивать умение создавать сюжетные композиции, определенные содержанием игры, навыки рисования красками;
- Упражнять в разных приемах рисования пчел;
- Развивать быстроту и координацию движений;
- Вызвать радость от образов игры.
Ход:
1. Д/упражнение «Сложи картинку»;
2. П/И «Медведь и пчелы».
3. Творческая деятельность
4. Упражнение для глаз «Пчелка». Тонированный альбомный лист, краски гуашь, кисть № 3, салфетки, банка с водой. Настольная игра «Разрезные картинки - пчелы». Шапочки пчел и медведя.
Иллюстрации с изображением пчел, ульев, пасеки. «Маленькие тайны земли Сибирской»;
«Конспекты занятий в старшей группе детского сада - Экология»;
«Игровые экологические занятия с детьми» Рисование «Медведь и пчелы»
Изготовление шапочек Пчел. Домашнее задание: Подобрать
иллюстрации с изображением пчел, ульев, пасеки.
7. Совместная деятельность
«Мы защитники природы»
Программное содержание:
- Упражнять детей в использовании конструктивных способов взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
- Поощрять инициативу и самостоятельность в разных видах детской деятельности
- Воспитывать гуманно-ценностное отношение к окружающему миру природы.
Ход:
1. Мозговой штурм «Почему насекомых необходимо защищать?»
2. Инсценировка «Разговор Пчелы и Цветка»
3. Психологический этюд «Пчелы на цветочном лугу»
4. Сюжетно-ролевая игра - путешествие «Поездка на Пасеку» Иллюстрации и фотографии о жизни насекомых, пчел ;
познавательная литература, энциклопедии; схемы, модели, символы.
Атрибуты к инсценировке.
Искусственные цветы, макеты насекомых, ульи из бросового материала, маски – шапочки, накидки, инструменты пчеловода. Н. Луконина, Л. Чадова «Сценарии о природе»; «Игровые экологические занятия с детьми» Изготовление макета «Пасека». Домашнее задание: Подобрать иллюстрации, экспонаты по теме «Удивительный мир насекомых»
8. Театрализованное представление
«Про мед»
Программное содержание:
- Обобщить представления детей о пчеловодстве, свойствах меда; особенностях существования пчелиной семьи.
- Упражнять в творческих проявлениях исполнительской деятельности;
- Совершенствовать навыки культурного поведения в необычных для детей условиях публичного выступления;
Ход:
1. Встреча гостей.
2. Театрализованное представление;
3. Совместное чаепитие;
4. Игровая программа для детей и взрослых «Секреты пчелиной семьи» Декорации и атрибуты для театрализованного представления.
Чайные чашки, угощения из меда. Н. Луконина, Л. Чадова «Утренники в детском саду Сценарии о природе»;
Дошколёнок. ру. Сайт для воспитателей детских садов; Изготовление билетов на театрализованное представление для детей и родителей; декораций; элементов украшения чайного стола. Домашнее задание:
Приготовить угощения с использованием меда, изготовление костюмов для театрализованного представления.
Совместная деятельность «Медовая поляна»
Цель : Дать представление о жизни и пользе пчел.
Задачи:
Обучающие:
· Научить складывать фигуру пчелки, на основе базовой формы «Треугольник».
· учить складывать сосредоточенно, тщательно выравнивая углы, учить обдумывать последовательность действий, закрепить умение следовать устным инструкциям.
Развивающие:
· развивать моторику кистей рук и пальцев; направленные на развитие личности обучающихся:
· развивать пространственное воображение, творческое мышление.
Воспитательные:
· воспитывать культуру труда, коммуникативные способности, эстетический вкус, любовь к природе и всему живому.
Материал и оборудование: фигурка пчелы, схемы, плакат, клей, фломастеры, фотографии пчел.
Ход.
Воспитатель Ребята отгадайте загадку:
Если пил ты чай с медком,
С ней ты хорошо знаком.
Много меду собрала
Работящая… (пчела).
- Правильно, пчела, о ней мы сегодня и будем говорить. Мы с вами сегодня отправимся в увлекательное путешествие с пчелиной семьей, узнаем много интересного о жизни и пользе пчел и научимся складывать фигурку пчелы.
Мультимедийная презентация «Жизнь пчелиной семьи»
Воспитатель: Я предлагаю поиграть. Давайте представим себя цветами. Сели на корточки, мы маленькие росточки и растем, медленно поднимаемся вверх. А теперь растут наши стебельки с листочками - руки в стороны, вот появился бутон – руки вверх над головой в кольцо. Распускается цветок – руки разомкнули. Подул ветерок и цветок закачался – наклоны вправо, влево. Цветы подняли головки и посмотрели по сторонам, что вокруг нас - голову вверх, вниз, вправо, влево (повторяем 2, 3 раза). А теперь глаза вправо, влево, вверх, вниз (повторяем 2, 3 раза).
- Давайте превратимся в пчелок и полетели - взмахи кистями рук, зажужжали как пчелки ж-ж-ж. (повторяем 2, 3 раза). Молодцы садитесь.
Воспитатель: Сейчас для вас Оля прочитает стихотворение про пчелу
Труженица пчелка
Села на цветок
Собрала нектара
Полный хоботок!
Полетела в улей,
Где ее был дом,
Чтобы нас с тобою
Угостить медком!
- Спасибо.
Игра “Пчелки в домики”.
В разных местах комнаты воспитатель ставит “улей” и “дупло”. Дети делятся на две команды мальчики – дикие пчелы, девочки – домашние пчелы.
Совместная деятельность в средней группе
«Медведь и пчелы»
Программные задачи:
1. Продолжать формировать у детей образные представления, воображение;
2. Развивать умение создавать сюжетные композиции, определенные содержанием игры, навыки рисования красками;
3. Упражнять в разных приемах рисования пчел;
4. Развивать быстроту и координацию движений;
5. Вызвать радость от образов игры.
Материалы: Тонированный альбомный лист, краски гуашь, кисть № 3, салфетки, банка с водой. Игра «Разрезные картинки - пчелы». Шапочки пчел и медведя.
Предварительная работа:
Беседа о насекомых – пчелах. Чтение рассказа «Сказка про мяту». Рассматривание иллюстраций с изображением пчел, ульев, пасеки.
Знакомство с игрой «Медведь и пчелы» на физкультурном занятии.
Ход:
Под пение птиц дети заходят в зал, любуются обстановкой.
Воспитатель: Как красиво кругом.
Что нас окружает? (Ответы детей)
Какие насекомые могут жить на лесной полянке? (Ответы детей)
Вы хотите узнать, кто поселился на нашей полянке? (Ответы детей)
Воспитатель: Хотите поиграть, как выбрать водящего?
П/И «Медведь и пчелы». Дыхательная гимнастика «Песенка пчел»
Игра проводиться три раза.
Воспитатель: Мы с вами очень весело, поиграли в игру «Медведь и пчелы». Хотите нарисовать, как вы в нее играли!
Творческая деятельность.
В процессе рисования детям оказывается помощь советами, указаниями.
Воспитатель:
Как вы долго рисовали
Ваши глазки не устали?
Не хотят ли отдохнуть?
Упражнение для глаз «Пчелка».
Воспитатель:Давайте немного поиграем. Послушайте коротенький стишок о пчеле, запомните его и постарайтесь рассказать на память не сбиваясь.
С утра жужжу,
Цветы бужу.
Кружу, гужу
И мед вожу.
Звук, который мы слышим во время полета пчелы, она издает крыльями.
Воспитатель:
- Внутри цветов – запасы сладкого нектара – цветочного сока. Именно за нектаром прилетают к цветам пчелы.
- Пчелки – великие труженицы. Только пригреет солнышко – они уже на разведку: нет ли где нектара? Рассказ, который я вам прочитаю, называется «Пчелки на разведках».
«Пчелки на разведках»
- «Настала весна; солнце согнало снег с полей; в пожелтевшей, прошлогодней травке проглядывали свежие ярко-зеленые стебельки; почки на деревьях раскрывались и выпускали молоденькие листочки.
- Вот проснулась и пчелка от своего зимнего сна, прочистила глазки мохнатыми лапками, разбудила подруг, и выглянули они в окошечко – разведать: ушел ли снег, и лед, и холодный северный ветер?
Воспитатель:
Видят пчелки, что солнышко светит ярко, что везде светло и тепло; выбрались они из улья и полетели к яблоньке: «Нет ли у тебя, яблонька, чего-нибудь для бедных пчелок? Мы целую зиму голодали!»
– Нет, – говорит им яблонька, – вы прилетели слишком рано: мои цветы еще спрятаны в почках. Попытайте у вишни.
Полетели пчелки к вишне: «Милая вишенка! Нет ли у тебя цветочка для голодных пчелок?»
– Наведайтесь, милочки, завтра, – отвечает им вишня, – сегодня еще нет на мне ни одного открытого цветочка; а когда откроются, я буду рада гостям.
Полетели пчелки к тюльпану, заглянули в его пеструю головку, но не было в ней ни запаху, ни меду.
- Печальные и голодные пчелки хотели уже домой лететь, как увидели под кустиком скромный темно-синий цветочек: это была фиалочка. Она открыла пчелкам свою чашечку, полную аромата и сладкого сока. Наелись, напились пчелки и полетели домой веселешеньки».
- Пчела садится на край цветка и медленно заползает в его глубину. Заползла и слизывает сладкий сок – нектар. Высосет сок и глотает его в свой медовый желудочек. Долго летает пчела с цветка на цветок, пьет сок, переносит на себе цветочную пыль. За это время цветочный сок у пчелы в желудке перерабатывается в душистый, сладкий, густой мед.
- Чтобы на растениях появились семена, на их цветки должна попасть пыльца с других цветков. Пчелы, перелетая с цветка на цветок, пьют сладкий цветочный сок-нектар и переносят на лапках цветочную пыльцу. Ведь когда пчела пробирается за капелькой нектара, на брюшко, на лапки и на спинку попадает пыльца. Говорят: «пчелы опыляют цветы». Значит, переносят пыльцу. Теперь вы знаете, что значит «опыляют».
- Если бы не было пчел и других насекомых-опылителей, то не росли бы яблоки и груши, вишни и сливы, абрикосы и черешня. Цветы без насекомых просто не могут существовать.
Физкультминутка «Трудолюбивая пчелка»
Воспитатель:
Есть такая пословица: «Одна пчела много меду не наносит». Как вы ее понимаете? Действительно, чтобы получилось много меда, необходимо много пчел. Вот и живут пчелы большими семьями. А в одиночестве пчела может прожить только сутки, потом погибнет.
А знаете ли вы, как называется сделанный человеком пчелиный дом? Улей.
Чудо-чудо-городок,
Шумных домиков рядок!
Целый год янтарный мед
В сотах не кончается!
А пчелиный народ
На цветках качается.
Воспитатель:
- Ульи окрашивают в желтый, синий или фиолетовый цвета – только их пчелы различают.
- В одном улье живет одна пчелиная семья. Самая главная в семье – пчела-матка. Она самая большая, но с короткими крылышками. Она только и делает, что откладывает яйца, из которых появятся молодые пчелки. Есть в пчелиной семье пчелы-трутни. Они делать ничего не умеют, едят мед и жиреют. Больше всего в пчелиной семье рабочих пчел. Они летают за нектаром, собирают мед, строят соты, ухаживают за младенцами, работают по дому.
Дидактическая игра «Пчелки собирают мед»
О пользе и вкусноте меда знают не только люди, но и животные.
Воспитатель:
- Ребята, а вы знаете, кто из диких животных очень любит мед? Правильно, медведь. Лесным пчелам никто не делает домики-ульи, поэтому они располагаются в дуплах деревьев. Вот здесь у нас будет дупло. Медведь хочет забрать из дупла мед, а дикие лесные пчелы его туда не пускают, прогоняют, жужжат: «ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж» (дети повторяют).
Подвижная игра «Медведь и пчелы» - Давайте считалочкой выберем медведя: «Раз-два-три, медведем будешь ты». (Можно надеть шапочку-маску). Медведь отходит в сторону.
Воспитатель:
Полетели пчелки
Собирать нектар и пыльцу с цветочков.
(Дети-пчелы бегают, взмахивая руками, приседая на корточки)
Вот медведь идет,
(Медвежьей походкой выходит ребенок-медведь и направляется к дуплу)
Из дупла мед унесет.
Пчелки, домой!
(Дети-пчелы подбегают к дуплу)
Слова детей-пчелок:
Это дупло – домик наш,
Уходи медведь от нас:
«Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж!»
(Дети-пчелы машут крыльями и прогоняют медведя)
Проводится дегустация меда,
чаепитие.