Татьяна Клобуцкая
Проект «Конструирование с Лего-материалами как условие развития детей с ЗПР»
▼ Скачать + Заказать документы
«Конструирование с Лего-материалами как условия развития детей с ЗПР»
Проект рассчитан на детей в возрасте от 5 до 7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей. Реализация проекта в течение 1 уч. года.
Компонент ФГОС: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Цели и задачи проекта.
Цель – интеллектуальное развитие ребенка.
Публикация «Проект „Конструирование с Лего-материалами как условие развития детей с ЗПР“» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Проекты, планирование, тематические недели
- Лего, LEGO. Проекты
- Лего. Конструктор LEGO
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Основное средство интеллектуального развития ребенка, его личностных качеств — организация предметно-практической деятельности, которые реализуется в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной (конструктивная, из которых конструктивная является основной.
Задачи проекта:
Коррекционная работа должна строиться так, чтобы способствовать развитию высших психических функций: внимания, памяти, восприятия, мышления:
- сенсорное развитие, соответствующее возрасту: освоение эталонов-образцов цвета, формы, величины, эталонов звуков; накопление обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина, материалов;
- освоение предметно-практической деятельности, способствующей выявлению разнообразных свойств предметов, а также пониманию отношений между предметами (временных, пространственных, количественных);
- формирование соответствующих возрасту навыков игровой, познавательной деятельности.
Образовательная работа:
-освоение продуктивных видов деятельности (конструирование, способствующих сенсорному, умственному, речевому развитию ребенка;
- уточнение, обогащение и систематизация словаря на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира;
- формирование диалогической и монологической форм речи, развитие навыков общения;
- развитие элементарных математических представлений и понятий, соответствующих возрасту;
- формирование соответствующих возрасту навыков учебной деятельности,
Воспитательная работа:
- воспитание аккуратности при изготовлении построек, при обыгрывании построек и приборка конструктора после игровой деятельности.
- воспитание бережного отношения к предметам игровой деятельности.
- воспитание вежливости в общении с окружающими.
Единство указанных направлений позволит обеспечить эффективность коррекционно-развивающего воспитания и подготовки к школе детей с ЗПР.
Принципы обучения: Принцип системности, Принцип развития, Принцип комплексности, Принцип доступности, Принцип последовательности, концентричности усвоения знаний детьми.
Планируемый результат:
- самостоятельность в разных видах деятельности.
- ребенок приучен к опрятности, может самостоятельно убрать игрушки, разложить материалы к занятиям, владеет простейшими навыками поведения;
- владеет соответствующими возрасту основными движениями, сформирована потребность в двигательной активности, проявляет положительные эмоции в процессе игровой, учебной, др. видов деятельности, в самостоятельной деятельности;
- ребенок отвечает на разнообразные вопросы, касающиеся ближайшего окружения;
- ребенок называет знакомые предметы, объясняет их значение, выделяет и называет цвет, форму, материал, знает и называет некоторые животные, спецмашины, транспорт, отличия девочки и мальчика, домостроения, их отличие и их использование, считает в пределах 10 (в обоих направлениях, соотносит цифры и число, дифференцирует по темам, др. ;
- проявляет любознательность, стремится самостоятельно выполнять задания, умеет занимать себя игрой;
- имеет первичные представления о себе: знает свое имя, возраст, мальчик или девочка;
- проявляет интерес к совместным играм, любит слушать сказки, рассказы, стихи, может самостоятельно рассказать о своей постройке.
-может действовать в паре и коллективе, умеет договариваться.
Проект реализуется при изучении следующих лексических тем: «Дом»-2 занятия (одноэтажный и многоэтажный, «Машина»-3 занятия (легковая, грузовая, спецтехника, «Человек»-3 занятия (девочка или мальчик, семья, робот, «Кормушки для зимующих птиц»-1 занятие, «дерево»-2 занятия (елка, снежное дерево, «Домашние животные»-3 занятия (кошка, собака, лошадь, «Дикие животные»-3 занятия (медведь, лось, заяц, «Животные жарких стран»-3 занятия (слон, крокодил, жираф, «Родной город»-1 занятие (коллективное, «Танки и самолеты»-2 занятия (ко дню Победы, «Ракета»-1 занятие, «Луноход»-1 занятие, «Пароход»-1 занятие, «Паровоз»-1 занятие, «Светофор»-1 занятие, «Качели»-1 занятие, «Насекомые»-1 занятие, «Конструирование по замыслу»- итоговое.
Форма организации занятий – подгрупповая и индивидуальная. При формировании подгрупп учитывается возраст детей, индивидуальный темп деятельности, его функциональное состояние, сходные по характеру и степени выраженности нарушения. Состав подгрупп может меняться в течение года в зависимости от индивидуальных успехов каждого ребенка.
Индивидуальные занятия составляют существенную часть работы учителя-дефектолога в течение рабочего дня недели в целом. Они направлены на осуществлении коррекции индивидуальных недостатков психофизического развития воспитанников, создающие определённые трудности в овладении программой.
Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий 15 минут.
Методы и приемы работы с воспитанниками
Наглядный
• Конструирование по образцу,
• Конструирование по модели,
• Конструирование по условиям,
• Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам, алгоритмам,
Словесный
• Вопрос - стимул к речевой активности,
• Анализ и оценка качества выполненной работы (педагогом, сверстниками, самим ребенком,
• Рассказ о проделанной работе, ее последовательности,
• Комментирование собственных действий,
• Подбор предметов к действию, действий к предмету, предметов к признакам.
• Беседы-рассуждения: что произошло бы, если…
• Логические рассуждения в конкретной ситуации («Кто я? – в транспорте – пассажир, дома – сын, брат, сестра, дочь)
Практический
• Поиск и исправление недостающих элементов,
• Определение и называние деталей конструктора,
• Выполнение действий по словесной инструкции, заданию,
• Выкладывание фигур из деталей конструктора: по образцу, по теме, по замыслу, по модели, по условиям, по простейшим чертежам и наглядным схемам
Игровой
• Инсценировки сюжетов: пожарная часть, кафе, зоопарк, город, семья, корабль и др.
• Использование игрушек и персонажей
• Исправление «ошибок» педагога или персонажа
Репродуктивный
• Словесный образец
• Одновременное проговаривание
• Повторение, объяснение, указание
• Словесные упражнения
Организация работы с семьей.
Личность ребенка формируется, прежде всего, в семье и семейных отношениях, поэтому в дошкольных учреждениях создаются условия, имитирующие домашние, к образовательно-воспитательному процессу привлекаются родители. Педагоги работают над созданием единого сообщества, объединяющего взрослых и детей.
В коррекционной группе учитель – дефектолог и другие специалисты проводят для родителей открытые и совместные занятия, привлекают родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций и тренингов. Эти рекомендации родители получают в устной форме на вечерних консультациях, еженедельно в письменной форме в индивидуальных тетрадях и на стендах родительского уголка. Рекомендации родителям необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей, как в речевом, так и в общем развитии, чтобы обучение было системным и имело последовательное закрепление материала в быту. Задания для родителей подобраны в соответствии с изучаемыми в группе лексическими темами и требованиями программы. Для каждого ребенка учтены его индивидуальные особенности развития.
Предметно-пространственная среда кабинета.
Кабинет соответствуют требованиям СанПиН, охраны труда, пожарной безопасности, защиты от чрезвычайных ситуаций, антитеррористической безопасности учреждения дошкольного образования, соответствуют Правилам охраны жизни и здоровья воспитанников.
Вид помещения. Функциональное использование
Кабинет учителя-дефектолога
• Индивидуальное консультирование родителей и педагогов
• Проведение индивидуальных видов работ с дошкольниками (диагностика, коррекция)
• Реализация организационно-планирующей функции
Оснащение
• Рабочая зона
• Библиотека специальной литературы и практических пособий по лего-конструированию.
• Материалы консультаций, семинаров, тренингов.
• Зона коррекции
• Наборы лего-конструктора по темам
• Карточки-алгоритмы, схемы лего-конструирования для самостоятельной работы и с помощью педагога.