Мария Реус
Проект на тему «Использование метода Монтессори на практике дошкольного воспитания»
▼ Скачать + Заказать документы
Гуманизация современного российского образования, актуальность личностно ориентированной модели воспитания, предполагающей субъект-субъектные отношения педагога и воспитанника, обеспечение возможности выбора и самоопределения каждого участника учебно-воспитательного процесса, создали благоприятные условия для обращения к наследию зарубежной реформаторской педагогики (С. Френе, Э. Меймана, А. Нейла, М. Монтессори, В. А. Лая, Д. Дьюи и др.).
Публикация «Проект на тему „Использование метода Монтессори на практике дошкольного воспитания“» размещена в разделах
- Монтессори. Методика развития детей, материалы для занятий своими руками
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Особое место в этом гуманистическом педагогическом движении занимает итальянский педагог Мария Монтессори (1870-1952). Свою оригинальную теорию свободного воспитания она сумела довести до технологического уровня и с успехом реализовать на практике.
После десятилетий забвения отечественные педагоги конца XX века вновь обратились к идеям М. Монтессори.
Пользующаяся мировым признанием и получившая широкое распространение система Марии Монтессори – замечательный пример эффективной практической реализации идей свободного воспитания, мощного гуманистически ориентированного педагогического течения, которое возникло в Европе и Америке на рубеже XIX-XX веков.
Вот уже почти век имя Марии Монтессори (1870-1952) – психиатра и психолога, опытного детского врача и философа, неутомимого ученого-исследователя и страстного подвижника новых гуманистических идей приковывает к себе неослабевающее внимание общественности. Педагогикой Монтессори восторгаются, в ней разочаровываются, ее применяют и отвергают, разбирают на мельчайшие составляющие и пытаются охватить ее структуру в целом. Но главное – это отсутствие равнодушия, она не покрывается архивной пылью, как это часто случается со многими внешне абсолютно верными педагогическими системами. Обаятельная, как детство, педагогика М. Монтессори, ворвавшись в ХХ век «негаданным метеоритом среди рассчитанных светил», продолжает собственный путь, вовлекая в свой шлейф все большее количество стран, учителей, детей. В результате многолетней напряженной творческой деятельности М. Монтессори удалось создать стройную систему, которая благодаря высокому технологизму может быть перенесена в дошкольное, школьное, семейное воспитание.
Выбор темы нашего исследования обусловлен ее актуальностью.
Объект исследования: педагогическое наследие М. Монтессори.
Предмет: влияние идей М. Монтессори на становление антропологического подхода в воспитании дошкольников.
Цель: изучение антропологического метода М. Монтессори и анализ его влияния на развитие теории и практики дошкольного воспитания.
Гипотеза: Мы полагаем, что обращение к теоретическому наследию зарубежной инновационной педагогики, переосмысление основных антропологических идей М. Монтессори, а также изучение и анализ современного опыта реализации ее метода воспитания и обучения будет способствовать совершенствованию системы дошкольного воспитания и гуманизации процесса развития дошкольников.
Задачи:
1. Выявить основные положения антропологического метода М. Монтессори.
2. Охарактеризовать закономерности и принципы развития дошкольников в контексте идей Монтессори.
3. Осветить опыт реализации метода М. Монтессори в «Центре Монтессори» и в МДОУ №99 «Родничок» г. Таганрога.
Методы исследования : исторический метод, теоретический анализ, обобщение и систематизация материалов, сравнительно-сопоставительный, интерпретации, наблюдение и др.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования материалов исследования в работе дошкольных образовательных учреждений.
В первой главе мы провели теоретический анализ педагогических взглядов и деятельности Марии Монтессори, выявили закономерности и принципы развития дошкольников в контексте ее идей. Здесь показано, что
Мария Монтессори является теоретиком антропологического метода дошкольного воспитания.
Смысл метода, разработанного Монтессори, заключался в том, чтобы стимулировать ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию. Задача воспитателя – помочь организовать ему свою деятельность, пойти собственным уникальным путем, реализовать свою природу;
– М. Монтессори создала много эффективных дидактических пособий, в числе которых знамениты «рамки Монтессори», «палочки Монтессори» с шершавыми буквами, «подвижной алфавит»;
- Монтессори разработала оригинальную систему сенсорного развития детей в дошкольных учреждениях;
- в основу своей педагогической системы Монтессори положила антропологическую предпосылку – любая жизнь есть проявление свободной активности. Развивающийся ребенок обладает врожденной потребностью в свободе и самопроизвольности;
Другой доминантой системы Монтессори является максимально возможная индивидуализация учебно-воспитательной деятельности, использование четко продуманной и умело инструментированной программы развития каждого ребенка;
В теоретических работах и практической деятельности Монтессори проводила идеи свободного воспитания. Они исходят из принципа природосообразности. Задача воспитателя состоит в том, чтобы обеспечить ребенку «пищу» для саморазвития, создавая для этого соответствующую среду;
Обучение и воспитание по методу Монтессори строятся на следующих принципах: интереса ребенка, свободы выбора учебного материала для удовлетворения этого интереса и сотрудничества разновозрастных детей между собой и с педагогами. Для культурного развития ребенка необходимо строить воспитательно-образовательный процесс с учетом вышеобозначенных принципов.
Педагогика Монтессори обращена к чувственному восприятию детей. Поэтому для обучения, воспитания и утончения всех сфер чувств детей она создает дидактические пособия разной степени сложности, но взаимосвязанные между собой, обеспечивающие целостное развитие ребенка.
Во второй главе исследования освещается опыт деятельности открытого в г. Таганроге в 2006 г. Центра Монтессори «Умница», который входит в межрегиональную ассоциацию монтессори-педагогов России.
В Монтессори-центре «Умница» соблюдаются все основные требования философии Марии Монтессори. Создана развивающая среда, предоставляющая ребенку свободу выбора, свободу движений, свободу активности, автономности, самостоятельности.
В Монтессори-центре г. Таганрога убеждены, что у этого направления педагогики в нашей стране большое будущее. В Монтессори-центре ребенок привыкает жить в атмосфере постоянной творческой работы и поиска самостоятельных решений для своих проблем. А это значит, что ребенок вырастает свободным и независимым.
Нами был обобщен практический опыт работы педагогического коллектива МДОУ №99 «Родничок», который использует основные концептуальные идеи и элементы технологии М. Монтессори.
Система Монтессори требует создания особой медитативной атмосферы в группе, это трудно, но в нашем детском саду обучают детей конкретным практическим навыкам, используя ее разработки.
Дидактические пособия по системе Монтессори для МДОУ «Родничок» помогли нам изготовить родители воспитанников, все сделали своими руками без особых финансовых затрат.
В отличие от классической Монтессори-школы, где каждое пособие в единственном варианте, в нашей группе есть несколько повторяющихся пособий, но т. к. они изготовлены разными людьми, то получились разнообразными и очень интересными.
Анализ литературы и обобщение эмпирического опыта работы ДОУ «Родничок» и Центра – Монтессори в г. Таганроге показал, что ее метод – это уникальная система воспитания и развития детей. Он основывается на разумном соотношении между свободой и четкой структурой, специально предназначенной для маленького ребенка. Метод вовлекает детей в интересную для них деятельность, предоставляет тщательно разработанные дидактические материалы, которые соответствуют естественным потребностям ребенка.
Развитие ребенка по методу Монтессори дает основательную базу для формирования личности – личности всесторонне развитой, ответственной, счастливой и образованной. Воспитанники детских центров, пропагандирующих эту методику, приобретают огромную внутреннюю мотивацию к обучению, способность концентрироваться на работе, самостоятельность, они обладают хорошими навыками общения в социуме и внутренней дисциплиной. Метод формирует также сознательное послушание, тренирует волю, высокое чувство ответственности, трудолюбие и стремление к самосовершенствованию, развивает интуицию и социальную адаптированность.
Исследование показало, что
1. Возрастающий интерес к педагогической системе М. Монтессори обусловлен ее высокими образовательными возможностями. Система Монтессори основана на глубоком уважении к личности ребенка, устраняет преобладающее влияние взрослого, предоставляя ребенку возможность расти независимым, гармонично развивает личность ребенка.
2. Феномен педагогики М. Монтессори заключается и в ее безграничной вере в природу ребенка, и в ее стремлении исключить какое-либо авторитарное давление на формирующегося человека, и в ее ориентации на идеал свободной, самостоятельной, активной личности.
3. Вера в ребенка – краеугольный камень педагогики М. Монтессори, наиболее полное выражение ее гуманистических устремлений. Эта установка была присуща всем без исключения представителям свободного воспитания, однако Монтессори пошла дальше своих «идеологических» соратников. Она сумела преодолеть присущий им негативизм по отношению к педагогическим методикам, якобы мешающим проявлению спонтанной активности детей. Наоборот, она сумела разработать до мельчайших нюансов метод, обеспе-чивающий максимальное развитие детской активности. Именно этим, прежде всего, и объясняется феномен жизненности педагогики М. Монтессори, ее успех и популярность на протяжении многих десятилетий.
Таким образом, цели и задачи исследования решены, гипотеза подтверждена. Благодарю за внимание.