Любовь Николаевна Шаронова
Проект «Хлеб — всему голова» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Автор проекта : воспитатель Шаронова Л. Н.
Участники проекта : дети (подготовительная группа, воспитатель, родители.
Срок реализации проекта : с 14.09.2020 г. по 15.10.2020 г.
Актуальность темы: Хлеб – это продукт человеческого труда, это символ благополучия и достатка. Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будни, и в праздники. Без него не обходится ни один приём пищи. Ещё с давних времён принято было встречать дорогих гостей с хлебом и солью, показывая уважение и гостеприимство. Этот продукт сопровождает нас от рождения до старости. Каждый по – своему помнит, воспринимает и ценит его.
Публикация «Проект „Хлеб — всему голова“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Проблема: Многие дети не знают о труде людей, выращивающих хлеб, и относятся к хлебу небрежно (бросают, играют, крошат, выбрасывают недоеденные куски). Мне хочется в доступной игровой форме, донести до детей ценность хлеба – как главного продукта на столе. Обратить внимание детей на то, какими усилиями появляется хлеб на нашем столе. Предложить проследить какой длинный и трудоёмкий путь проходит маленькое зёрнышко до того, как окажется на нашем столе вкусной и ароматной буханкой хлеба и сколько людей разных профессий трудится над его производством, воспитать бережное и уважительное отношение к хлебу и людям разных профессий, вырастивших его.
Гипотеза: получение хлеба – это результат труда людей разных профессий. Если человек будет знать, сколько затрачено труда для того, чтобы пришел хлеб к нам на стол, то будет бережнее относиться к нему.
Цель: Формирование у детей представлений о том, что хлеб – это ценный продукт, производство которого требует большого труда.
Задачи проекта :
- Познакомить с процессом выращивания и изготовления хлеба, начиная со старины и до наших дней;
- Формировать у детей представление о том, что хлеб – это итог большой работы многих профессий людей;
- Приобщать детей к художественной литературе: знакомить с рассказами, стихами, сказками, пословицами и поговорками о хлебе;
-Показать значимость необходимой сельскохозяйственной техники для подготовки почвы, сбора и обработки урожая в разные времена;
- Помочь проследить процесс превращения маленького зёрнышка до буханки хлеба;
- Вовлечь детей в опытно – экспериментальную деятельность;
- Расширять представление детей о многообразии хлебобулочных изделий;
- Развивать любознательность к процессу изготовления солёного теста;
- Вызвать интерес к лепке кондитерских и кулинарных изделий из солёного теста для обыгрывания в сюжетно – ролевых играх;
- Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение и благодарное отношение к труду людей, участвующих в его выращивании и в производстве;
Предполагаемые результаты:
- формирование у детей представления о ценности хлеба в настоящее время и в тяжелые времена войны;
- получение знаний детьми о том, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас, донести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей;
- воспитание интереса к профессиям пекаря, кондитера, комбайнера и к труду людей, участвующих в производстве хлеба;
- воспитание бережного отношения к хлебу и хлебобулочным изделиям.
Этапы работы над проектом :
I. Подготовительный этап
- постановка цели и задач;
- информирование родителей по теме проекта;
- подборка методической литературы, иллюстраций, картин, презентаций;
- подборка детской литературы по тематике проекта.
II. Основной (практический)
- реализация проекта через взаимодействие с детьми, родителями;
- внедрение различных форм работы во все виды деятельности детей.
1. Познавательное развитие.
Познавательные беседы:
- «Что такое злаки и из чего пекут хлеб?»;
- «Как на наш стол хлеб пришел;
- «Кто такой хлебороб? Труд хлеборобов в старину и в современном мире»;
- «Хлеб – всему голова! Традиции русского народа, связанные с хлебом»;
- «Пшеница – спутница и кормилица человека»;
- «Военный хлеб. Пайка блокадного хлеба»;
- «Какие бывают виды хлеба?»;
НОД: «Ознакомление с окружающим миром «Хлеб – всему голова»;
Экскурсия на кухню;
Рассматривание иллюстраций и репродукций;
Рассматривание серии сюжетных картинок на тему:
«Выращивание хлеба»;
Составление рассказов по иллюстрации «Как выращивают хлеб»;
Просмотр видеофильмов: «Как растет пшеница»; «Труд комбайнера»;
«По секрету всему свету. Как получается хлеб».
Просмотр мультфильмов:
«Золотые колосья» белорусская сказка;
«История про девочку, которая наступила на хлеб».
По мотивам сказки Г. Х. Андерсена;
«Чудо – мельница!» русская народная сказка.
Знакомство с профессиями:
агроном; комбайнер; пекарь; кондитер; продавец.
Исследовательская деятельность:
Рассматривание зерен (пшеница, рожь, ячмень, овес) при помощи лупы;
Выстраивание схемы «Этапы выращивания хлеба»;
Опытно – экспериментальная деятельность:
Превращение зерна в муку (кофемолка ручная, электрическая)
Интерактивная презентация «От зернышка до булочки».
2. Речевое развитие.
Чтение художественной литературы о хлебе :
Сказки: «Легкий хлеб», «Крупеничка», «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Колосок»; «Колобок»;
В. Дацкевич «От зерна до каравая»;
В. Ремизов «Хлебный голос»;
Я. Аким «Хлеб»;
Т. Шорыгина «Ломоть хлеба», «Какой хлеб лучше?»;
И. Токмакова «Что такое хлеб»;
Н. Самкова «О хлебе»;
П. Коганов «Хлеб - наше богатство»;
С. Погореловский «Хлебушек душистый»;
М. Пришвин «Лисичкин хлеб».
Чтение и заучивание потешек, считалок, стихотворений о хлебе и хлебобулочных изделиях.
Загадки, пословицы, поговорки, стихи, приметы о хлебе
3. Социально-коммуникативное развитие.
Сюжетно-ролевые игры: «Семья»; «Магазин»; «Булочная»; «Кулинария».
Дидактические игры: «Назови профессию»; «Что, где растет»; «Что из какой муки испекли?»; «Четвертый лишний»; «От зерна до каравая»; «Что сначала, что потом»; «Чудесный мешочек»; «А какой он, хлеб?»; «Кто больше назовет хлебобулочных изделий»; «Угадай на вкус»; «Угадай на ощупь»; «Из чего сварили кашу?»; «Как превратить муку в тесто?»; «Назови ласково».
4. Художественно-эстетическое развитие
Изобразительная деятельность:
Лепка из соленого теста хлебобулочных изделий для сюжетно-ролевых игр;
Раскрашивание раскрасок, составление узоров и выкладывание орнамента из круп, зерен.
5. Физическое развитие.
Игры – эстафеты: «Кто быстрее перевезет зерно?», «Пронеси не урони», «Кто больше назовет виды хлеба?»
Игра малой подвижности: «Где мы были, мы не скажем, что мы делали, покажем!», «Из муки – не из муки».
Хороводная игра «Каравай».
Мероприятия с родителями:
- Предложить родителям вместе с детьми выучить стихи, пословицы и поговорки о хлебе.
- Совместная творческая деятельность родителей и детей.
- Консультация «Хлеб – всему голова»
Ожидаемый результат:
- у детей сформировались представления о ценности хлеба;
- получили знания о том, как выращивают хлеб, донесли до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей;
- вызвали интерес к профессиям пекаря, комбайнера и к труду людей, участвующих в производстве хлеба;
- воспитали бережное отношение к хлебу.
Работа над проектом помогла развить нравственные качества детей, обогатить активный словарь детей специфическими терминами и названиями, познакомились со старинными русскими обычаями, а так же привлекла родителей к образовательному процессу в детском саду.
Заключительный этап:
Развлечение: «Хлеб да каша – любимицы наши!»
Выставка хлебобулочных изделий.
Консультация для родителей «Хлеб – всему голова!»
Список использованной литературы:
Голицина Н. С. Экологическое воспитание дошкольников. - М. : Мозаика- Синтез», 2004. - 40с.
Коломина Н. В. Занятия по экологии в детском саду. - М. : ТЦ Сфера, 2008. - 144с.
От осени до лета (детям о природе и временах года в стихах, загадках, пословицах, рассказах) : Для воспитателей детских садов и музыкальных руководителей/ Л. А. Владимирская. - Волгоград: учитель, 2004. - 160с.
Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт. -состав. : Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. - 4-е изд., - М. :АРКТИ, 2006. - 96С.
Система экологическое го воспитания в дошкольных образовательных учреждениях:. - Волгоград: Учитель, 2008. - 286с.
Соломенникава О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. - Мозаика-Синтез, 2006. - 104с.
Тамбиев А. Х. Экологическая азбука для детей: Растения. - М. : Школьная Пресса, 2000. - 32с.
Шорыгина Т. А. Беседы о хлебе. Методические рекомендации. ТЦ Сфера, 2012. - 80с.