Марина Федотова
Проект «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Маленькие финансисты»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ
на тему «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
«Маленькие финансисты»
Актуальность:
Публикация «Проект „Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста „Маленькие финансисты“» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
В «Национальной программе повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации» отмечается, что существенно усложнившаяся в последнее время финансовая система, ускорение процесса глобализации и появление широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг сегодня ставят перед людьми весьма сложные задачи, к решению которых они оказываются неподготовленными. Задача повышения финансовой грамотности населения Российской Федерации в течение последнего времени рассматривается руководством страны как одна из приоритетных.
Поэтому разработка и внедрение стратегии финансового образования людей становится важным направлением государственной политики, что нашло отражение в ряде документов, принятых на федеральном уровне: «Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на2017-2023гг., утв. распоряжением Правительства РФ от 25.09.2017г. № 2039-р.», «Соглашение о сотрудничестве Банка России с Министерством образования и науки в области повышения финансовой грамотности населения Российской Федерации» от 08.09.2016г., примерной парциальной образовательной программы дошкольного возраста для детей 5-7 лет «Экономическое воспитание формирование предпосылок финансовой грамотности» Министерства Образования и Науки Российской Федерации и Банка России 2018 года.
Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке - веке сложных социальных и дошкольников экономических отношений: Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных житейских ситуациях, творчески действовать, а значит - строить новую жизнь более организованно, разумно, интересно. Среди основных направлений развития воспитания, определенных в документе федерального уровня основы экономического образования необходимо начинать именно с дошкольного возраста, когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Малыши рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле – продаже и других финансово- экономических отношениях, овладевая, таким образом, экономическими представлениями на житейском уровне.
В современной концепции образования подчеркивается особое значение дошкольного возраста в формировании и развитии уникальной личности ребенка. Так как на этом этапе закладываются основы личностной культуры, обеспечивается освоение первоначальных социокультурных норм. Отсюда возникла необходимость воспитания личностных качеств у дошкольников, которые определяют дальнейшую его жизнедеятельность в обществе, такие как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность. Это является фундаментом для приобретения в будущем специальных знаний и навыков и это отражено в «Стратегии развития воспитания в РФ на период до2025 года».
Реб нок дошкольного возраста не освоит эту область самостоятельно, но, вместе с педагогами и родителями, приобретет необходимые и доступные ему экономические представления, сформируется внутренняя социальная позиция представлений о том, какое место занимает экономика в окружающей его действительности.
Именно поэтому проблема экономического воспитания на сегодняшний день является актуальной уже применительно в дошкольном возрасте. В процессе экономического воспитания у детей формируются такие качества личности как трудолюбие, бережливость, партнерские отношения в детском коллективе, чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, стремление доводить начатое до конца, возникает здоровый интерес к деньгам. Осознаются правила их честного зарабатывания.
Решение экономических задач осуществляется в процессе формирования навыков сотрудничества, а так же в единстве с трудовым и нравственным воспитанием, что находит выражение в поступках и поведении детей.
Дети очень рано вовлекаются в экономическую жизнь семьи (смотрят рекламу, ходят с родителями в магазин). Однако нельзя полагаться на спонтанное освоение экономики жизни, поскольку дети, познавая эту сферу, сталкиваются с этическими понятиями, такими как бедность, богатство, кредиты, долги и т. д. Эти понятия имеют большое моральное значение, отражающее социальные ценности: честность, доброта, трудолюбие, взаимовыручка и многое другое.
К дошкольному возрасту основы финансовой грамотности можно привить с помощью основных моральных представлений: о добре и зле, о том, что красиво и некрасиво, что хорошо, а что плохо. Основная задача – дать представление о бережном отношении к вещам, природным ресурсам, затем деньгам. Для детей очень важен пример родителей. Они должны объяснить ребенку, что для того, чтобы купить то, что он хочет, нужно много работать и зарабатывать деньги. Детям необходимо учитывать потребности своей семьи, учиться жить по средствам и знать, что расходы должны быть меньше доходов.
К сожалению, повышению финансовой грамотности в дошкольных учреждениях в настоящее время уделяется недостаточное внимание, и работа в этом направлении ограничивается использованием аналогов банкнот и банковских карт в игровой деятельности.
Финансовая грамотность, как и любая другая, приобретается в течение длительного периода времени по принципу «от простого к сложному» в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Выработка полезных финансовых привычек с дошкольного возраста помогает детям избежать многих ошибок по мере их взросления и обретения финансовой независимости, а также закладывает основу для финансовой безопасности и благополучия на протяжении всей жизни.
В рамках данного проекта планируется реализовать комплексный подход к решению этой задачи.
Цель проекта – расширить экономические горизонты дошкольников и дать представление об экономических качествах, таких как трудолюбие, бережливость и хозяйственность. Помочь понять, что лишь работая можно достичь финансовой независимости. Более того, работа – это не только средство достижения финансовых благ, но и творческий процесс, направленный на созидание, приносящий радость и удовлетворение.
Задачи:
• формировать основы финансовой грамотности у дошкольников;
• совершенствовать коммуникативные качества детей;
• содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых;
• развивать умения творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровой деятельности;
• формировать первичные экономические понятия;
• формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости;
• воспитывать у детей навыки и привычки речевого этикета, культурного поведения в быту (вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях с разумными потребностями).
• расширять круг представлений о мире, человеческих отношений.
Срок реализации проекта : сентябрь – май.
Участники проекта : дети старшей, подготовительной групп, воспитатели, родители.
Принципы реализации проекта :
• принцип наглядности;
• принцип доступности;
• принцип последовательности и систематизации;
• принцип целенаправленности;
• принцип новизны;
• принцип учета возрастных, психологических и индивидуальных особенностей ребенка.
Этапы проекта :
1этап – Организационный:
• изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала необходимого для реализации проекта;
• проведение мониторинга для определения уровня сформированности знаний и представлений об экономических понятиях и отношениях (приложение №1);
• информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту;
• подбор художественной литературы по выбранной теме;
• подбор необходимого оборудования и пособий для практического наполнения проекта;
• обогащение предметно-развивающей среды по теме.
2 этап – Практический: реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателей с детьми. Изготовление пособий, демонстрационного и раздаточного материала для занятий и атрибутов для игр; чтение художественной литературы, подготовка презентаций, проведение бесед, экскурсий, дидактических игр, сюжетно-ролевых игр, игровых ситуаций, решение проблемных ситуаций, и т. д. Обязательно привлечение родителей к участию в работе по повышению уровня финансовой грамотности детей.
3 этап – Заключительный: Подведение итогов реализации проекта в форме игровой деятельности: игра - квест «Что? Где? Почем?»
Ожидаемые результаты
• дети ценят и бережно относятся к окружающему предметному миру; уважают труд и трудолюбивых людей;
• осознают на доступном им уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги» и «качество продукта – стоимость продукта»;
• правильно определяют черты хозяйственного человека: бережливость, расчётливость, трудолюбие, но в, то же время великодушие, щедрость, благородство, честность, сочувствие, милосердие; умеют вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях;
• могут контролировать свои потребности в соответствии с возрастом;
• родители получат дополнительные знания по экономическому воспитанию детей и начинают помогать детям в освоении сферы личных финансов;
• воспитатели получат педагогический опыт по формированию основ финансовой грамотности дошкольников.
Перспективный план
работы с детьми старшего дошкольного возраста, родителями, педагогами.
Сроки Работа с детьми Работа с родителями Работа с
педагогами
сентябрь 1. Рассуждения «Что необходимо человеку для интересной, разнообразной и полноценной жизни?» (свежий воздух, яркое и теплое солнце, разнообразная и полезная пища, одежда, жилище, знания, умения, общения, приятная музыка, орудия и инструменты, плодородная земля, животные, путешествия, транспорт, фотографии, картины, скульптуры, красивая посуда, родственники)
Цель:
Познакомить детей с понятиями : «потребности», «товары»,
«услуги»;
учить определять, от чего зависят потребности;
расширить знания основ безопасности жизни, экологические знания; развивать интерес к экономической сфере жизнедеятельности, учить детей сопоставлять свои желания со своими возможностями; воспитывать бережливость, желание принимать участие в экономии бюджета семьи.
2. Д/и «Мои первые сбережения». Цель:
учить детей ставить цель накопления, понимать реальность ее осуществления, умение компоновать монеты так, чтобы получить
определённую сумму. Анкетирование родителей «Финансовая грамотность моего ребенка».
(Приложение №10) Консультация по финансовой грамотности для педагогов
«Поговорим по- взрослому с детьми».
Ход:
ребятам раздаются разнообразные копилки, под каждой из которых написаны цифры, обозначающие номинал монет, которые нужно положить в копилку. Необходимо определить написанную сумму и набирать ее из тех монет, которые есть в запасе.
3. Игра «Банан-лимон». Цель:
продолжать учить планировать свои желания.
Материалы: бумага, карандаши, ножницы.
Суть игры:
дать ребенку бумагу и предложить на разных ее сторонах нарисовать фрукты: банан и лимон. По окончании работы предложить вырезать для друга и банан и лимон. Увидев затруднение, необходимо объяснить, что невозможно вырезать фрукты, т. к. ребенок не спланировал место на бумаге так, чтоб можно было вырезать фрукты, не задев друг друга.
Так и с деньгами: их нужно планировать заранее.
октябрь 1. Чтение произведение А. Романова «Чудеса в кошельке». Цель:
продолжать учить решать проблемные финансовые ситуации, поясняя выбор своего решения
2. Беседа с детьми «Потребности моей семьи» (уточнить об отличии потребностей разных семей).
3. Рассуждение с детьми «Что я хочу, что нам необходимо?» Цель:
установить различие слов «хочу» и «необходимо».
Научить различать личные желания и потребности от того, в чем нуждается конкретная семья, воспитывать умение принимать решение Родительское собрание
«Дети, деньги». (Приложение
№ 8) Мастер-класс для педагогов детского сада
«Родительский авторитет средствами квиз- игры «Дети и деньги».
сообща.
4. НОД «Путешествие в страну Экономика» (Приложение №9)
Задачи:
• Научить выделять главное направление использования денег людьми.
• Закрепить понятие о семейных доходах, семейном бюджете.
• Расширять знания о производителях товаров и услуг
• Упражнять детей в решении экономических задач.
• Воспитывать уважение, умение ценить труд взрослых.
4. Продуктивная деятельность: изготовление чеков, ценников, банковских карточек для с/р игры «Гипермаркет».
5. Д/и «Придумай название магазину или отделу магазина». Цель:
продолжать учить дошкольников по обобщенным группам предметов, которые продаются в том или ином отделе магазина, придумывать интересные названия магазинов.
ноябрь 1. Беседа «Зачем мы все трудимся?» ( первичное понимание экономических терминов: труд, профессия, специальность, продукт труда).
Цель:
расширить знания о том, что благодаря труду у человека появляется возможность удовлетворить свои потребности и увеличить доход.
2. Рассуждение «Путешествие в страну профессий!» Цель:
познакомить детей с пословицами и поговорками о труде.
3. Д/и «Кому что нужно для труда?» Цель:
Уточнить и обобщить представления детей о труде, профессиях и
орудиях трудовой деятельности. Презентация:
«Бюджет семьи» (как деньги приходят в дом, для чего необходимо получать образование, что значит
«высокооплачиваемая работа»). Семинар на тему:
«Дидактические игры по финансовой грамотности для дошкольников».
4. Чтение украинской народной сказки «Петушок и два мышонка» Цель:
учить уважать и ценить труд других, преодолевать свою лень, вызвать радость от помощи другим.
5. Заочная экскурсия «Какие бывают деньги?» Цель:
дать знания о том, что деньги бывают металлические, бумажные одного и того же номинала.
декабрь 1. Решение проблемной ситуации: «Да мало ли, что я хочу». Цель:
приучать детей к бережному отношению к семейному бюджету. 2. Презентация «Ознакомление с разнообразными функциями банкомата».
3. Д/и «Из настоящего-в будущее». Цель:
расширить знания о том, что все в этом мире имеет свою цену: в детстве через игру, а у взрослых через оплачиваемый труд.
4. Д/и «Стоимость покупки». Цель:
формировать умение отбирать купюры и монеты для оплаты выбранного товара.
Ход:
детям раздаются карточки с изображением разного товара, где указана его цена. Воспитанники отбирают купюры и монеты для оплаты этого товара.
5. С/р игра «Банк». Цель:
продолжать уметь отображать в игровой деятельности работу Познавательный маршрут «Банкомат». Цель:
Воспитывать умение рационально управлять деньгами с детства, считать их и различать купюры по номиналу. Практикум для педагогов:
«Осваиваем финансовую грамотность».
(Приложение №7)
банковских сотрудников.
январь 1. Дискуссия с детьми «Реклама-это хорошо, или это плохо». Цель:
дать детям представление о пользе рекламы. 2. Просмотр ролика «Барбоскины и реклама». 3. Игровая ситуация «Рекламная компания». Ход:
дети выбирают товар и рекламируют его с целью продажи.
4. Продуктивная деятельность: изготовление своими руками игрушек для продажи на ярмарке.
Цель:
достойно презентовать свою игрушку для того, чтоб ее продать дороже.
5. НОД «Орел и решка». Цель:
дать представление о разнообразии денежных знаков разных стран; вызвать интерес при ознакомлении ребят с «монетами», «купюрами»,
«пластиковых карт» всего мира;
воспитывать аккуратное и бережное отношение к деньгам и знать их ценность.
6. Игра «Купи-продай». Цель:
закрепить знания детей о торгово-покупательских отношениях; развивать у них эстетические чувства и художественный вкус; продолжать знакомить с понятием удачной рекламы для успешной продажи товара.
Ход игры:
участникам игры «художникам-оформителям» (3-4 человека) Ярмарка поделок (совместно родителей и детей).
Цель:
упражнять в умении назначить свою цену для изделия и выгодно продать. Брейн-ринг для педагогов
«Развитие финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста».
необходимо придумать рекламу своего торгового отдела. Другие дети
оценивают работу и определяют победителя.
февраль 1. Д/и «Что быстрее продать?» Цель:
развивать умение видеть качество товара, его стоимость и спрос на этот товар.
2. Игровой практикум «История денег». Цель:
познакомить с историей возникновения денег.
3. Д/и «Сложи товар в корзинку». Цель:
продолжать давать знания детям о товаре.
Задачи:
1. Формировать у детей представление о товаре.
2. Упражнять в умении выбирать товары по необходимости.
3. Развивать и соотносить количество имеющихся «денег» со стоимостью «товара».
Ход игры:
раздать детям «деньги».
Разложить перед детьми «товар». Предложить «покупателям», купить в магазине…
- овощи…
- фрукты…
- продукты для домашнего животного и т. п. Викторина с родителями «По дорогам экономики». Презентация на тему «Финансы мышлением детей».
март 1. Игра-соревнование «Разменный пункт».
Цель: упражнять в умении правильно раскладывать денежные купюры
Материалы: монеты и купюры разных номиналов.
Количество участников: 1-3 человек
Ход игры:
детям раздаются монеты каждому по 2-3 десятка. У взрослого остается несколько банкнот разного номинала. Игроки соревнуются в быстроте размена выложенных взрослым банкнот мелочью. В конце игры подсчитывается сумма выигрыша.
2. Д/и «Список покупок». Цель:
обобщить у детей понятие о том, что такое «список покупок»;
упражнять в умении следовать запланированному «списку покупок»; закреплять умение приобретать товары на заданную сумму денег.
Ход игры:
детям (покупателям) раздается «список покупок». Предложить им собрать по данному списку товар в продуктовую корзину.
3. С/р игра «Кафе «Лакомка». Цель:
обогащать сюжет игры;
упражнять выполнять игровые действия с замыслом игры; упражнять в умении отбирать атрибуты для этой игр; воспитывать взаимопонимание во время игры. Познавательная игра: «Мини- банк».
Цель: продолжать расширять знания о принципах финансового планирования :
«сначала надо заработать, а потом – потратить» .
апрель 1. Игра «Правильный выбор».
Цель:
формировать в правильном умении ориентироваться в таких понятиях как «предметы роскоши» и «жизненно необходимые предметы»;
Ход игры: Консультация для родителей: «Нужны ли ребенку карманные деньги». (Приложение
№6) Консультация
для воспитателей
«Посредством экономического
воспитания
В данной игре участвуют 2-3 детей. Детям раздаются карточки с изображением предметов, которыми пользуются люди в разных ситуациях.
1. Предложить детям закрыть фишками предметы, не являющиеся жизненно необходимыми для людей. Эти предметы можно легко назвать роскошью
2. Рассмотреть оставшиеся предметы и рассказать о том, как они необходимы для человека
3. Закрыть фишкам наиболее для жизнедеятельности человека, без которого трудно обойтись
4. Предложить обосновать свое отношение к предметам роскоши, изображения которых остались закрытыми.
2. Д/и «Кто как трудится».
Цель: дать представление о сказочных героях, которые разными способами приобретают богатство;
прививать уважение и привязанность к добрым и трудолюбивым сказочным героям.
Материал:
лесенка, состоит из пяти ступеней; сказочные герои: Золушка, Буратино, старая из сказки Пушкина, Крит, Кот в сапогах, Маугли, Котигорошко, Кривенька Уточка, Золотая Рыбка, Наф - Наф, Бабка, Лисичка-сестричка и др.
Ход игры:
воспитатель зачитывает детям пословицы и поговорки. Предлагает определить какая из них подходит тем или иным сказочным героям:
«Так работает, что даже весь день на солнышке лежит».
«Хочешь, есть калачи-не лежи на печи».
Дети доказывают то, что трудолюбивых героев в сказках больше. воспитывать финансовую грамотность дошкольников»
3. Просмотр мультфильма «Трое из Простоквашено». Цель:
дать представление детям о выгодном вложении денежных средств в покупку через просмотр мультипликационного фильма;
развивать у дошкольников логическое мышление и сообразительность.
4. Чтение К. Чуковского «Муха-Цокотуха». Цель:
продолжать учить решать проблемные финансовые ситуации, поясняя выбор своего решения.
май 1. Д/и «Что сколько стоит».
Цель: закрепить знания с понятием «цена».
Задачи:расширить представление о том, что каждая вещь имеет свою цену. Она зависит от качества товара, производителя, сезона продажи (зимой овощи и фрукты дороже).
Ход игры:
предложить выбрать карточки с товаром, который стоит до 10 рублей. Покупатель уточняет, сколько стоит товар, а продавец определяет цену товара (либо по числам, либо по точкам, если не знает цифр).
Вариант: выложить на полки товар с одинаковой стоимостью. 2. Подвижная игра по финансовой грамотности для старших дошкольников.
Цель:
обобщить принципы финансовых трат «сначала зарабатываем, потом тратим»
Задачи:
1) упражнять детей в счете монет, денег и тратить деньги за товар;
2) развивать общение и взаимодействие ребенка со сверстниками, развивать социальный интеллект;
3) расширять представления о принципе «заработок – покупка товара»;
4) воспитывать чувство коллективизма.
Ход игры:
дети выстраиваются в колонны. Перед колонной на полу раскладываются игрушки. Напротив каждой колонны в
противоположной стороне группы расположена коробка, в которую эти игрушки нужно будет перенести. Рядом с коробкой встает один ребёнок, у него в руках монеты, деньги.
Участники, по сигналу взрослого, по одному, должны взять с пола игрушку, быстро принести её в коробку и получить за эту работу, то есть за уборку, деньги. Их даёт (одну купюру) стоящий рядом с
коробкой кассир. После того как вся команда получит деньги на доске выставляются картинки с товарами и ценниками. Команда считает сколько они заработали денег и, смотря на товары, договариваются о том, что им купить.
3. Д/и «Дорогой или дешёвый товар». Цель:
упражнять детей в умение сравнивать товары по стоимости, называть те факторы, которые влияют на неё (трудозатратность, стоимость сырья, новизна и т. д.).
Ход:
дошкольникам раздаются карточки с картинками, на которых изображены предметы и мешочки: большой (дорогой) и маленький (дешёвый). Ребята стараются сделать выбор и определить стоимость товара
Есть карточки, на которых изображены совершенно разные товары, например: дом и ваза, на некоторых похожие (например, два дома, но один дом деревянный одноэтажный, а другой кирпичный и
двухэтажный).
4. Игра - квест «Что? Где? Почем?». Материал:
интерактивная доска, презентация «Профессии», детские деньги, 2 кошелька, листы бумаги А-4, цветные карандаши, пластилин, конструктор «Лего», бросовый материал, клей, макеты «Банк»,
«Магазин игрушек», мяч, мешочек с бочонками.
Цель: для команд – за определённый промежуток времени (30 мин.) набрать как можно больше игровых баллов (денег) и пройти все этапы игрового сюжета.
Игра состоит из 5 этапов:
1. «Финансовый бурелом» (Заработай умом)
2. «Профессии» (Выбирай и обучайся).
3. «Банк» (Выгодно вложи)
4. «Счастливый случай» (выигрыш в лоторею)
«Бюджет» (Потрать с умом) Поход с родителями в торговый центр. Мастер– класс:
«Познание финансовой грамотности старших дошкольников ДОО».
Заключение.
Проведенные статистические исследования показывают, что заниматься повышением финансовой грамотности населения необходимо на государственном уровне.
Мы знаем, что в России процент информированности населения о правах потребителей финансовых услуг и способах их защиты в случае нарушений таких прав очень низкий. Наши дети должны знать, как правильно использовать заработанные ими во взрослой самостоятельной жизни средства.
Список литературы.
1. Аменд А. Ф., Саламатов А. А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 55.
2. Аношина Л. М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 103.
3. Белокашина С. В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с. 8.
4. Дошкольникам об экономике : пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е. Н. Табих. – Минск: Высш. шк., 2007. – 48 с. : ил.
5. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт. - сост. Л. Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. – 169 с.
6. Лушникова Е. В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ
«ТЦ СФЕРА» М. ; 2008. № 11. с. 75.
7. Смоленцева А. А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб. : «Детство – пресс», 2001.
– 176с.