Мерзлякова Гульнара Алиевна
Проект «Духовно-нравственное развитие старших дошкольников через знакомство с русскими народными праздниками»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : информационно-творческий (предполагается ознакомление участников проекта с традициями русского народа).
Продолжительность: сентябрь 2019- март 2020
Возраст: 6-7 лет.
Участники: воспитатель, дети подготовительной группы, родители.
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество.
Введение
Темочки:
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Происходящие изменения в системе дошкольного образования обусловлены объективной потребностью в изменениях, адекватных развитию общества и образовательной системы в целом. Основным механизмом таких перемен является поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в деятельности дошкольных образовательных учреждений.
В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».
Реализация такой системы образования невозможна без знаний традиций своей Родины, своего края. «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколениям может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом». (С. Михалков).
Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к земле, на которой живет ребенок, гордость за нее. Поэтому детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, верования, историю своих предков, их культуру. Знание истории своего народа, родной культуры поможет в дальнейшем с вниманием, уважением и интересом отнестись к истории и культуре других народов.
Несмотря на многочисленные исследования, названная проблема остается актуальной, что и обуславливает выбор темы настоящего проекта.
Объект: приобщение детей к русской народной культуре.
Предмет: русские народные праздниками как средство приобщения детей к русской народной культуре.
Актуальность проекта
В дошкольном возрасте закладываются основы личности; именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для нравственного и эстетического воспитания. Именно в этот период происходит бурное накопление жизненного опыта: нравственного, социального, духовного. Человек за первые 7 лет жизни приобретает столько, сколько не может приобрести за всю последующую жизнь и упущения в этом возрасте не наверстываются впоследствии. Именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений.
В настоящее время происходит смещение акцентов в развитии детей в сторону ранней интеллектуализации, что не способствуют духовному развитию. В погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие маленького человека, без которых, все накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру.
Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. Именно здесь формируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
Цель: развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русской народной культуре в процессе ознакомления с русскими народными праздниками.
Задачи:
1. Познакомить детей с русскими народными праздниками, которые отмечают в разные времена года.
2. Формировать представления о традициях народных праздников, в которых фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодные явления, поведение птиц и животных, насекомых, изменения в растительном мире.
3. Воспитывать у детей чувство причастности к русской культуре, обществу, которое дорожит своим прошлым, как достоянием.
Ожидаемые результаты:
-Формирование чувств национального достоинства;
-Устойчивый интерес к культуре русского народа;
-Широкое использование всех видов фольклора.
Аннотация проекта
Содержание проектной образовательной деятельности строится на основе принципов:
• принцип историзма – сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно, настоящее (в наше дни, т. к. у детей не сформировано историческое сознание, они не могут проследить удалённость тех или иных событий;
• принцип гуманизации – умение встать на позицию ребёнка, учитывать его точку зрения, не игнорируят его чувства и эмоции, видя в ребёнке полноправного партнёра, ориентируясь на высшие общечеловеческие понятия: любовь к семье, родному краю, Отечеству;
• принцип интегративности в детском саду реализуется в сотрудничестве с семьёй, музеем при знакомстве детей с русской народной культурой;
• принцип дифференциации – создание оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе усвоения знаний о русских народных праздниках с учётом возраста, пола ребёнка, накопленного им опыта, особенностей познавательной и эмоциональной сферы.
Этапы реализации проекта
I этап
(подготовительно-проектировочный) Определение цели и задач проекта; подбор литературы, пособий, атрибутов; обсуждение с родителями, детьми вопросов, связанных с проведением проекта; составление тематического планирования мероприятий.
Составление перспективных планов работы с детьми, родителями; подбор дидактического материала, литературы;
II этап (практический) Проведение, бесед, занятий, народных праздников; индивидуальная работа с детьми и родителями.
III этап
(обобщающе-результативный) -Выставка
-Оформление информационных стендов
-Подведение итогов в реализации проекта
На I этапе был проведен анализ ситуации, осознание необходимости начать работу по приобщению детей 6-7 лет к русской народной культуре, через знакомство с русскими народными праздниками. Была подобрана литература, выявлен уровень сформированности основ русской народной культуры у детей. Был составлен календарь народных праздников, с которыми планировалась знакомить детей в процессе работы в соответствии с возрастными особенностями, составлен перспективный план календарных праздников по временам года. Подбирались беседы, занятия, потешки, заклички, игры которые соответствовали календарным праздникам.
На II этапе я разработала систему по приобщению дошкольников к русской народной культуре.
Система включает работу по образовательным областям:
Образовательная область «Познание» :
1. Занятия («Как на Руси весну встречали», «Из истории русского народного костюма» и др.);
2. Совместную деятельность (наблюдения за изменениями в природе)
3. Беседы (Что нам осень принесла», «Праздник масленицы» и др.)
Образовательная область «Социализация» включает:
- Подвижные игры;
- Дидактические игры;
- Сюжетно - ролевые игры.
Образовательная область «Художественное творчество» :
o Рисование («Осенняя березка», «Масленица – барыня», «Пасхальное яйцо» и др.);
o Аппликация («Осенний ковер» и др.);
o Лепка («Пасхальный кулич» и др.);
o Выставки совместного труда детей и родителей («Барышня осень», «Пасхальные куличи и яйца» и др.)
Образовательная область «Музыка» :
Совместную деятельность: разучивание попевок, потешек, закличек, колядок, хороводов; игру на шумовых народных инструментах.
Развлечения : «Осенины», «Рождественские колядки», «Масленица» и др.
На III этапе были проведены итоги реализации проекта, оформлены выставка детских работ, информационный стенд.
Ресурсное обеспечение программы
-Обеспечение материально-технических условий (оформление группы);
-Подбор литературы по теме; произведений русского народного творчества; наглядного материала (иллюстрации, фотографии, репродукции);
-Подготовка материала для продуктивной деятельности;
-Подборка подвижных, дидактических игр;
-Использование мультимедийного комплекса и презентаций к занятиям.
Риски и пути преодоления рисков
Предположительными рисками в процессе планирования проекта были :
1. Отсутствие интереса детей к данной теме.
2. Нежелание, непонимание родителями смысла в изучении данной темы.
В ходе планирования мероприятий проекта я старалась создать необходимые условия для активизации интереса детей, а вследствие, и родителей.
Выводы
-В результате проведенной работы с детьми, цель, поставленная ранее, была достигнута.
-Дети усвоили и закрепили знания о русских народных праздниках.
-Родители оценили значение нравственного и духовного развития и заинтересовались в сотрудничестве с детским садом по данному вопросу.
-Преобразовалась предметно-развивающая среда группы.
Список использованной литературы.
1. Адаскина О. Н. Русский фольклор. – М. : АСТ, 2001. - 256 с.
2. Аникин В. П. Фольклор как коллективное творчество народа : Учебное пособие. - М. : МГУ, 1969. - 95 с.
3. Богомолова М. И. Народная педагогика в системах прошлого и на современном этапе: Учебно-методическое пособие. - Набережные Челны, 1995. - 40 с.
4. Богомолова М. И. Педагогический потенциал народной педагогики в воспитании детей: Учебно-методическое пособие. - Тольятти, 2008.- 71 с.
5. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968. - 222 с.
6. Бударина О. Н. Знакомство детей с русским народным творчеством. – М. : Детство, 2003. - 395 с.
7. Выготский Л. С. Проблема культурного развития ребенка : (1928) Вестн. Моск. ун-та., Психология. - М., 1991, N 4. - 5-18 с.
8. Выготский Л. С. Развитие личности и мировоззрение ребенка // Психология личности: Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырева. - М., 1982. – 326 с.
9. Гизатуллина Н. М. Народные традиции и формирование национального самосознания школьников. - Казань, 2004. – 178с.
10. Горожанина С. В., Зайцева Л. М. Русский народный свадебный костюм. - М. : Издательство Культура и традиции, 2003. - 128 с.
11. Данилевский Н. Я. Россия и Европа //Институт русской цивилизации. - 2008. - 816 с.
12. Дробницкий О. Г. Проблемы нравственности. - М., 1977. – 185 с.
13. Ефимова Л. В. Русский народный костюм //Государственный Исторический музей. - М. : Издательство Советская Россия, 1989. - 314 с.