Екатерина Курманова
Проект «Мы — друзья природы» во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Мы – друзья природы»
Тип проекта : познавательно - исследовательский.
Участники проекта : дети второй младшей группы, родители, педагоги.
По срокам реализации: краткосрочный.
По характеру контактов: в рамках ДОУ.
Актуальность:
Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты : деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. Если ребенок хотя бы раз в дошкольном возрасте участвовал в исследовании окружающих объектов, то успех в дальнейшей учебе в школе обеспечен. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.
Темочки:
Проблема:
1. Низкий уровень знаний у детей о природе, по охране и защите природы.
2. Отсутствие у детей активно-действенного отношения к природе.
3. Недостаточность примера взрослых, а то и отсутствие его.
Цель проекта : формирование экологического воспитания подрастающего поколения, живущего в гармонии с природой, участие детей в посильной для них деятельности по охране и защите природы.
Задачи проекта :
Расширять знания детей о взаимозависимости мира природы деятельности человека, как хозяйственной, так природоохранной.
Формировать представления о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов, стимулировать интерес к исследовательской деятельности, совершенствовать умение оперировать имеющимися знаниями, обобщать, делать выводы.
Учить в корректной форме, выражать своё отношение к поступкам детей и взрослых с позиции общепринятых норм и адекватно воспринимать оценку своего поведения.
Развивать воображение, умение реализовать свои впечатления в художественно-творческой деятельности.
Развивать у детей эстетические чувства, умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ее, желание сохранить ее.
Воспитывать гуманное отношение к природе.
Ожидаемые результаты.
Дети будут бережно относиться к природе, стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы;
Будут пытаться контролировать своё поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде, овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе.
Дети проявят интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных. Научаться оценить их состояние с позиции «хорошо – плохо».
Посильное участие родителей и их детей в организации экологических мероприятий (субботники, уборка, покраска территории).
Изготовление родителями и детьми из нетрадиционного материала
поделок и игрового оборудования.
План работы:
Первый этап – подготовительный:
– определение целей, задач проекта, определение актуальности и значимости проекта; анализ имеющих условий в группе и на территории ДОУ.
– подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, художественная литература, иллюстрации, музыкальные произведения, дидактические пособия и игры и т. п.)
II. Основной этап (непосредственное осуществление проектной
деятельности)
Коммуникативная деятельность:
Познавательные беседы: «Многообразие и разнообразие осенних листьев», «Беседа с деревьями», «Природа готовится к зиме», «В гости к лесным зверюшкам», «Что нас окружает?», «Как помочь птицам зимой?», «Встреча с растениями», «Чистый воздух – залог здоровья», «Роль воды для всего живого», «Сохраним нашу природу во всей её красе», «Лучше мусорить сейчас отвыкайте дети», «Мы – друзья природы», «О культуре поведения в природе».
Игровая деятельность:
Дидактические игры: "семена", "вершки и корешки", "чудесный мешочек", "с какого дерева лист", "назови меня", "времена года", "кто где живет", "кто чем питается", "кто дружит с деревом", "четвертый лишний" и др.
Настольно-печатные игры: «Времена года», «Погодные явления», «Лото:
животные», «Лото: овощи, фрукты»; пазлы и разрезные картинки «Цветы»,
«Ягоды», «Птицы», «Деревья», «Животные», «Насекомые».
Сюжетно ролевые игры: "Ветеринарная клиника», «Пикник на природе».
Игры - занятия: "Путешествие в мир природы", "Природа и человек".
Чтение художественной литературы:
А. Усачев «Мусорная фантазия», М. Крюков «Не надо мусорить в лесу», рассказ В. Сухомлинского «Две девочки», сказка Т. А. Шорыгина «Дождевой червяк», загадки о насекомых; Е. Чарушин «Кошка», «Собака»; сказки В. Сухомлинского: «Лепесток и цветок», «Девочка и ромашка», «Пчела и тыквенный цветок», «Птенец выпал из гнезда», «Карасик в аквариуме», «Почему плачет синичка?», «Семь дочерей», «Стыдно перед соловушкой», Н. Носов «Карасик» и др.
Познавательно-исследовательская деятельность:
Экспериментирование с почвой, семенами.
Изобразительная деятельность:
Рисование «Такие разные листочки», «Пушистая елочка», «Летний пейзаж», «Маленькое солнышко – одуванчик», «Цветы на полянке».
Аппликация «Грибочки в лесу», «Снегири на ветке», «Кормушка».
Трудовая деятельность:
Посильная трудовая деятельность на улице (собрать листья, помочь убирать снег, покормить птиц у кормушки и др., трудовые поручения в группе и дома (уход за комнатными растениями, за домашними питомцами).
Двигательная деятельность:
Подвижные игры: «Воробьи», «Рыболов», «Земля-вода-воздух».
Работа с родителями:
Консультации "Экологическое воспитание детей в
семье", "Как сделать прогулку интересной и полезной", "Прогулка в
природу", "Дети и домашние питомцы"; участие в конкурсах рисунков, поделок на экологическую тему.
III. Заключительный этап.
В ходе данного проекта у детей расширились знания детей об окружающем мире, развиваются общие способности детей – познавательные, коммуникативные и регуляторные, дошкольники приобрели необходимые социальные навыки.
В ходе проектной деятельности развиваются детско-родительские отношения. Ребенок оказывается интересен родителям, поскольку он выдвигает различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях.
Подводя итоги проекта, можно отметить, что цели и задачи, решаемые в процессе реализации проекта, были достигнуты.
После завершения проекта воспитателями были проведены беседы с детьми в мини-группах
Основная масса детей продемонстрировала хорошее знание правил поведения в природе, роли человека в ее охране (более 85% положительных ответов).
. В результате в группе изготовлены и приобретены дидактические игры с экологическим содержанием. Проводимые беседы, заучивание стихотворений, отгадывание загадок, кроссвордов открыли перед детьми новые знания, обогатили уже имеющиеся. Новые формы взаимодействия с воспитателями и родителями сформировали у детей творческую и речевую активность.
Участие в проекте помогло дошкольникам почувствовать свою значимость, ощутить себя полноправными участниками данного проекта. У ребят появилась возможность внести свою лепту в общее дело, проявить индивидуальность.