Людмила Свириденко
Проект музыкального руководителя «Здравствуй, новогодняя сказка!» для детей 7-го года жизни
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта «Здравствуй, новогодняя сказка!»
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества»
В. А. Сухомлинский
Авторы проекта : музыкальный руководитель – Свириденко Л. Н., учитель - логопед – Спирина Е. В., воспитатели – Зайцева Т. Л., Вдовина М. Н. ;
ГБДОУ д/с № 13, группа № 7.
Вид проекта : ролево – игровой, творческий.
Публикация «Проект музыкального руководителя „Здравствуй, новогодняя сказка!“ для детей 7-го года жизни» размещена в разделах
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Новый Год в детском саду
- Новый год. Проекты
- Проекты
- Работа музыкального руководителя
- Сказка. Проекты по сказкам
- Темочки
Продолжительность проекта : краткосрочный.
Участники проекта : дети средней группы (4-5 лет, родители, педагоги, музыкальный руководитель.
Аннотация проекта :
• тип проекта : творческий, коллективный;
• доминирующая в проекте деятельность : восприятие музыки;
• направленность деятельности: воспитательно-образовательная, художественно-эстетическая;
Число участников проекта : дети подготовительной группы (25человек, родители, воспитатели (2 человека);
Сроки проведения: ноябрь-январь 2018-2019 гг. ;
Характер контактов: в рамках ДОУ.
Актуальность проекта :
Что характеризует человека прежде всего? Конечно же, его культура, в формировании которой огромную роль играет музыкально-эстетическое воспитание. Поэтому формирование основ музыкальной культуры, а через нее и художественной, и эстетической – актуальнейшая задача сегодняшнего дня.
Жанр сказки наиболее доступен для восприятия детям дошкольного возраста, а язык сказки близок и понятен. Между музыкальной и речевой интонацией много общего.
Тема «Сказка в музыке» обладает мощным ресурсом для прочувствованного и осознанного восприятия музыки, постижения выразительного смысла ее языка в сравнении с языками других искусств, дает возможность выразить свои впечатления в различных проявлениях творчества. А главное, она приоткрывает детям дверь в храм искусства, называемый театром.
Образование лишь тогда имеет смысл, когда оно обращено к внутреннему миру ребенка. Музыкальная сказка полностью отвечает этому требованию. Она:
• развивает музыкальное восприятие, воображение, образную речь детей, побуждает их сочинить «свою» сказку, рассказанную музыкой, опираясь на смену интонаций;
• развивает представления детей о связи музыкальных и речевых интонаций, о близости средств выражения речи и музыки;
• дает возможность сравнивать произведения с одинаковыми названиями, понимать, какую сказку рассказывает музыка : добрую, сердитую, злую; помогает различать смену настроений, образов в одной сказке;
• развивает умение выразительно передавать музыкальные образы в рисунке, творческих заданиях, инструментовке, в инсценировке сказок;
• дети без усилий запоминают учебный материал, предложенный в игровой сказочной форме, и настойчиво ждут продолжения.
Дошкольники имеют огромный творческий потенциал в музыкально-театральной деятельности, однако для реализации этого потенциала требуется создание определенных условий.
Основные противоречия:
• между потребностями детей в чистой, доброй и волшебной музыкальной сказке и содержанием современной детской музыкальной индустрии;
• между требованиями к уровню музыкально-эстетического воспитания дошкольников и программно-методическими средствами, обеспечивающими заданный уровень подготовки;
• между необходимостью активно использовать современные методики и технологии в процессе музыкально - эстетического воспитания детей в ДОУ и уровнем готовности дошкольников к данному виду деятельности;
• между уровнем современных подходов к проблеме музыкально-эстетического воспитания детей и его отражением в традиционной программе;
Гипотеза проекта :
Если создать благоприятные условия для использования сказки в музыкальной деятельности, то возможно увлекательной игровой формой и интересным сюжетом сказки :
• развить более глубокое эмоциональное восприятие музыки;
• выработать более совершенные умения и навыки исполнительства;
• расширить возможности умений выражать переживания музыки с помощью освоенных детьми представлений и творческих способов действий (в пении, музыкально-ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах).
Цель проекта :
Создание условий для формирования у детей основ музыкальной, художественной и эстетической культуры, для развития творческого потенциала детей в различных видах деятельности на основе внедрения темы «Сказка в музыке». Подведением итогов проекта будет открытое мероприятие в форме Новогоднего праздника «Здравствуй, Новогодняя сказка!»
Задачи проектной деятельности :
• теоретически обосновать тему «Сказка в музыке», как способ ознакомления с классической музыкой, развития представлений детей о связи речевых и музыкальных интонаций, творческого воображения;
• приобрести практические знания и умения по внедрению данной темы в воспитательно-образовательный процесс ДОУ, выявить стиль взаимодействия с детьми «внутри» темы «Сказка в музыке»;
• проследить динамику формирования творческой активности и развития эмоциональной сферы у воспитанников старшего дошкольного возраста.
Предполагаемые результаты:
• сформировать эмоционально-оценочного отношения к музыке;
• развить образное мышление и творческое воображение;
• повысить уровень интереса к различным формам музыкальной деятельности;
• получить первый опыт самооценки;
• творческое самовыражение воспитанников.
Основные методы проекта :
• изучение и анализ психолого-педагогической, методической, музыкальной литературы;
• изучение педагогического опыта по использованию технологии слушания музыкальных классических произведений;
• моделирование и проектирование работы по теме «Сказка в музыке»;
• наблюдение, обобщение и подведение итогов проекта.
Основной этап:
Театральная гостиная «Новогодний теремок»
Цель: привлечь родителей к сотрудничеству с детским садом; показать важность совместной с детьми творческой деятельности для развития и воспитания ребёнка.
Задачи:
1. Пробудить у детей интерес к театрализованной игре; развивать умение имитировать характерные действия персонажей; вызвать желание выступать перед родителями;
2. Формировать доброжелательное отношение друг к другу; создать условия для воспитания добрых чувств друг к другу, уважительного отношения к окружающим;
Оборудование для спектакля: костюмы и маски персонажей сказки «Необычный теремок» (мышка, заяц, белка, медведь, снеговик); декорации (теремок, ёлка, берлога медведя, костюмы снежинок, магнитофон, запись музыки для спектакля, проектор с экраном, ноутбук, видеоролик.
Оборудование для мастерской: заготовки сапожков и рукавичек из фоамирана, разноцветные заготовки украшений для сапожков, клей ПВА.
Сценарий:
Вступительное слово воспитателя о пользе чтения детям сказок, их инсценировки разными способами (театр, кукольный спектакль, пальчиковый театр и т. п.).
Показ видеоролика, в котором рассказывается о проекте «Зимняя сказка» и подготовке к театральной гостиной «Новогодний теремок». Приглашение родителей на спектакль.
Звучит новогодняя музыка, выходит ведущий:
«В зимний вечер возле ёлки
На поляне тишина.
На сугробах снег искрится
Светит жёлтая луна.
Как красиво, посмотри!
Всё сверкает от мороза.
А на ветках снегири -
Будто распустились розы.
И весёлые снежинки,
Словно белые пушинки,
Тихо в танце кружатся
И танцуют вальс».
Под «Новогодний вальс» (музыка В. Попова, слова И. Шап) выходят дети в костюмах снежинок и исполняют танец снежинок.
Ведущий:
«Стоит в лесочке теремок, он ни низок, ни высок. Бежит мимо мышка-норушка. Замёрзла, стучит в теремок».
Мышка: «Кто в теремочке живёт?»
Ведущий: «Никто не отвечает…
Взбирайся, мышка, на крылечко.
Всё уберёшь, затопишь печку.
Тут будешь жить да поживать…
Неплохо, перезимовать в тепле,
Когда метель бушует на дворе».
Бежит мимо зайчик - побегайчик…
Заяц: «Кто в теремочке живёт?»
Мышка: «Я, мышка-норушка. А ты кто?»
Заяц: «Я, зайчик - побегайчик. Пусти меня жить!»
Мышка: «Заходи».
Ведущий:
«Опять проходят день за днём…
И в теремке уже вдвоём
Живут и мышка, и зайчишка.
Щи варят, пироги да пышки пекут.
Мороз и холод им не страшен!
Так хорошо зверушкам нашим!»
Идёт мимо лисичка-сестричка.
«- Эй, белочка, погоди!
Избушку видишь впереди?
Скорей в избушку постучи,
Погреться пустят на печи.
Накормят пирогами.
Там встретишься с друзьями».
Белка: «Кто в теремочке живёт?»
Мышь: «Я мышка-норушка».
Заяц: «Я зайчик – побегайчик».
Мышка и заяц: «А ты кто?»
Мышка и заяц: «Иди к нам жить!»
Ведущий:
«И стали они жить втроём. Идёт мимо снеговик».
Снеговик: «Кто в теремочке живёт?»
Мышь: «Я мышка-норушка».
Заяц: «Я зайчик – побегайчик».
Белка: «Я белка-рыжуха».
Мышка, заяц и лиса: «А ты кто?»
Снеговик: «Я снеговичок – белый комок».
Мышка, заяц и белка: «Иди к нам жить!»
Ведущий:
«Так и зажили они вчетвером,
Теперь веселья полон дом! (звери водят хоровод вокруг ёлки под весёлую музыку)
Звери пели и плясали,
Вокруг ёлки танцевали.
Мишку бурого зимой разбудили…
Косолапый, очень злой из берлоги вылезает,
К теремку на шум шагает…»
Мишка: «Кто здесь громко так поёт? Спать мне, мишке, не даёт!»
Мышь: «Я мышка-норушка».
Заяц: «Я зайчик – побегайчик».
Белка: «Я белка-рыжуха».
Снеговик: «Я снеговичок – белый комок».
Мышка, заяц, лиса и волк: «А ты кто?»
Мишка: «Я медведь косолапый!»
Звери: «Иди с нами Новый год встречать!»
Мишка:» А как Новый год встречают?»
Звери: «Ждут Деда Мороза в гости с подарками, сами готовят подарки друзьям, ёлку украшают, поют и танцуют вокруг неё!»
Ведущий: «Зверушки, а у вас есть на ёлке игрушки?»
Звери: «Нет!»
Ведущий: «Шары, домики, хлопушки
Смастерить помогут вам
Ваши папы, ваши мамы!
Я ж вам клей, бумагу дам!
Скорее к ним перебирайтесь, За работу принимайтесь!»
Начинает работу «Новогодняя мастерская» по изготовлению украшений для ёлочки, под тихую новогоднюю музыку. Готовые игрушки каждая семья вешает на ёлку с добрыми пожеланиями. Так постепенно вокруг ёлки выстраивается хоровод детей и родителей.
Ведущий:
«Ах, какая ёлочка!
Вставайте в хоровод!
Мы с нарядной ёлочкой
Встретим Новый год!»
Дети и родители водят хоровод и поют песню «В лесу родилась ёлочка».
Ведущий:
«А что это под ёлочкой, ребятки, лежит?
Это же Дед Мороз прислал вам подарки!» (дети получают подарки)
Ведущий:
«Артистами ребята побывали.
И сказку вам сегодня показали!
Артисты и зрители – все были хороши!
Похлопаем, друг другу от души!»
Заключительный этап:
Создание презентации по итогам проектной деятельности.
Программно-методическое обеспечение:
- общеобразовательная программа «От рождения до школы» в соответствии ФГОС. Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой;
-перспективное планирование интегрированных занятий;
-перспективное планирование досугов и открытого мероприятия в форме праздника;
-использование здоровьесберегающих технологий.
Обеспечение проектной деятельности
1. Методическое.
• О. П. Радынова. «Музыкальные шедевры». Авторская программа и методические рекомендации. – М. 2004 г.
• О. П. Радынова. А. И. Катинене. М. Л. Палавандишвили. Музыкальное воспитание дошкольников. - М. 1999 г.
• С. И. Мерзлякова «Волшебный мир театра» (для детей 5-7 лет).
• Журналы «Музыкальный руководитель» : № 1,3,4,5 – 2004 г., № 1,4,6 – 2005 г., № 4,5 2006, № 1 – 2007.
2. Материально-техническое.
• Декорации, атрибуты;
• Диски с музыкальными сказками;
• Музыкальный центр;