Анна Саяпина
Проект «Музей народного быта как средство духовно-нравственного воспитания у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ
«Музей народного быта как средство духовно-нравственного
воспитания у детей дошкольного возраста»
Паспорт проекта
Полное название проекта : «Музей народного быта как средство духовно- нравственного воспитания у детей дошкольного возраста»
Публикация «Проект „Музей народного быта как средство духовно-нравственного воспитания у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Народная культура, фольклор
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2022
Автор проекта : воспитатель Саяпина Анна Германовна.
Вид, тип проекта : краткосрочный (месяц, познавательно-творческий.
Участники проекта : воспитатель, родители и дети разновозрастной группы (5-7л).
Цель проекта : Формирование у дошкольников патриотических чувств, знакомство с народной культурой прошлого, формирование представлений об истории и традициях русского народа.
Задачи проекта :
создать предметно-развивающую среду в ДОУ, способствующую приобщению детей дошкольного возраста к народной культуре;
- повысить уровень знаний воспитателей о системе музейной педагогики;
- познакомить детей с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой, национальными блюдами;
- познакомить детей с народными обычаями, обрядами, праздниками, народным творчеством, искусством;
- привлечь родителей к активному взаимодействию по приобщению детей к народной культуре, к созданию музея, расширить представления родителей об истории и традициях русского народа.
Предполагаемые результаты:
Приобщение детей к народной культуре;
Повышение квалификации педагогов по данной теме.
Совершенствование взаимодействия и сотрудничества с родителями.
Пополнение имеющегося материала: экспонатов, методических рекомендаций, пособий, атрибутов.
Актуальность проекта
В настоящее время одним из важнейших приоритетов современного образования является духовно-нравственное воспитание детей, подростков и молодёжи. Народная культура передает национальную самобытность народа. Это богатый материал для воспитания любви к Родине. Фольклор, народно-прикладное творчество не только формируют любовь к традициям своего народа, но и обогащают знания детей об окружающей жизни.
Народная культура близка детям, доступна их пониманию, так как окружающий мир отражается условно, через символические образы. Образцы народно-прикладного искусства обладают такими чертами, как типичность, красочность, декоративность. Это помогает формировать у детей эстетическое отношение к человеку, природе, искусству в целом.
Фольклорные произведения ярко выражают эмоциональный настрой, гуманны и человечны, направлены на то, чтобы обогатить жизнь человека, сделать ее содержательной.
В связи с тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление, необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, но и важно знакомить детей с реальными предметами и материалами (национальными костюмами, старинной мебелью, посудой, орудиями труда и т. д.). Исследование реальных предметов быта ( например: ухват, чугун, рубель, прялка, самопрялка, коромысло и т. д., чрезвычайно эффективно для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, народными традициями.
Включение музея народного быта в образовательное пространство обогащает развивающую среду новым смыслом. Не случайно его называют информационно-коммуникативной системой, выполняющей педагогическую функцию. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Кроме того, в музее расширяются возможности подачи информации посредством игры (можно потрогать, поиграть, увидеть предмет в действии).
Исходя из педагогической значимости работы в данном направлении, в 2020-2021 учебном году в нашем детском саду возникла идея организации музея народного быта, которая переросла в педагогический проект.
Содержание проекта :
I этап подготовительный
На данном этапе изучается методическая литература, подбирается материал для будущего музея, проводится его систематизация, определяется структура музея.
II этап – практический
Работа с детьми
Экскурсия по музею с. Красное.
Проведение занятий «Путешествие в прошлое утюга»
«Былины – кладезь народной мудрости»
Театрализованные представления «Как избушка стала дворцом»
Организация выставок материалов по теме: народные промыслы, народная игрушка, куклы в национальных костюмах и т. п.
Организация выставок совместной творческой деятельности детей и взрослых.
Работа с педагогическими кадрами
Мастер-класс: «Изготовление народных кукол»
Консультация: «Музей в детском саду»
Интеллектуальный блиц-турнир для воспитателей «О русских обычаях, традициях и народном творчестве»
Организация пространственно-предметной среды по приобщению детей к народной культуре.
Взаимодействие с родителями
Анкетирование родителей «Знаете ли Вы обычаи и традиции своего народа».
Консультации «Фольклор в жизни детей»; «Читайте детям сказки»; «Игрушки из природного материала и игры с ними».
Экскурсия по музею с. Красное.
Фотовыставка «Семейные праздники»,
III этап – итоговый
Результаты по проекту :
Презентация проекта «Музей народного быта как средство духовно-нравственного воспитания у детей дошкольного возраста»
Открытие мини-музея в ДОУ
Итоги работы: Проведенные организационные мероприятия по внедрению в практику работы ДОУ - музейной педагогики позволило добиться качественного улучшения духовно - нравственного воспитания детей.
Расширились знания воспитателей о русской народной культуре, что позволяет им свободно ориентироваться в фольклорном материале, подбирать соответствующий материал (потешки, загадки, сказки, былины и т. д.) с учетом возраста детей. У педагогов появился интерес к русской народной культуре, желание передавать свои знания детям и их родителям.
Накоплен богатый материал для работы с детьми, родителями, педагогами. Русские народные традиции вошли в повседневную жизнь детей.
Приложение
Экскурсия в Музей (фотоотчет)