Елена Миронова
Проект «Мусор разделять — природу охранять!»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность:
Проблема загрязнения окружающей среды и распределения мусора является актуальной в условиях обострения глобальных проблем современности. Проблема мусора на сегодняшний день уже не просто трудность, а глобальная экологическая задача, которая требует немедленного решения. Проблема мусора огромна, с ней мы ежедневно сталкиваемся в городе, на улице, в лесу, на реке. Всё новые мусорные полигоны и стихийные свалки появляются с невероятной скоростью, несмотря на то, что многие виды отходов очень долго разлагаются или вообще не разлагаются. Неужели через несколько лет наша планета станет одной огромной свалкой? Каждый человек, ежедневно сталкиваясь с данной экологической проблемой должен принять всевозможные меры для ее решения. Воспитанники дошкольных групп – не исключение.
Публикация «Проект „Мусор разделять — природу охранять!“» размещена в разделах
- Мусор. Защитим природу от мусора
- Мусор. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Вид проекта : познавательно – исследовательский.
Цель:
Формирование у детей представлений о целесообразности раздельного сбора твёрдых бытовых отходов (ТБО, переработки и изготовления из мусора различных нужных вещей.
Задачи:
-дать детям представление о видах бытовых отходов и их свойствах;
- систематизировать знания детей об утилизации мусора, о целесообразности вторичного использования бытовых отходов;
- дать детям представления об опасности бытовых отходов в жизни человека и живых организмов;
- найти способы использования вторичных ресурсов бросового материала;
- изменить отношение родителей к сортировке мусора;
- развивать экологическую культуру.
Проблемная ситуация: Как-то весной, после сильного ветра, придя на участок детского сада, мы с воспитанниками обнаружили мусор, который вероятно занесло с ближайшего мусорного бака. Дети нашли полиэтиленовый пакет, пластиковую бутылку, несколько смятых бумаг и остатки яблока. У нас возникли вопросы: почему и откуда накапливается так много мусора и что с ним происходит дальше? И мы решили провести следующий эксперимент: выкопали яму и сложили в нее весь мусор. Через некоторое время (осенью, мы раскопали нашу яму и обнаружили, что остатки яблока и бумага исчезли. В яме находились только полиэтиленовый пакет и пластиковая бутылка. С этого и началась наша работа над проектом.
Этапы проекта :
1 этап - Подготовительный.
Постановка мотивации, цели, задач по реализации проекта. Разработка плана реализации проекта. Подбор экологической детской литературы, иллюстрационного материала, дидактических игр.
2 этап - Основной.
Как донести до ребёнка важность сортировки мусора, научить делить мусор и заботиться о природе с малых лет.
Одна из главных проблем современного мира — экология, а именно защита окружающей среды. Деятельность человека оказывает серьезный и долговременный эффект на состояние природы : выбросы токсичных веществ, вырубка леса, браконьерство, и т. д. А все эти факторы влияют на качество жизни, здоровье, продолжительность жизни. Но если осознанно подходить к данной проблеме, то помочь природе способен каждый человек. Сделать шаг к спасению окружающей среды можно при помощи сортировки мусора. Зачем нужна сортировка мусора?
Мусор наносит вред окружающей среде: он загрязняет воду, почву, опасен для птиц и животных, и также разрушает местную экосистему. Сортировка мусора если и не спасет экологию, то способна значительно уменьшить вред. Также часть мусора — это сырье для различного производства.
Польза от сортировки мусора :
• Сокращается число свалок. Территория освобождается для сельского хозяйства, строительства или жизни.
• Улучшается экология. Сокращаются комплексы по утилизации, поэтому воздух, почва, вода становятся гораздо чище.
• Упрощается повторная переработка. Большой объем сырья используется повторно. Почему важно приучить детей к раздельному сбору?
Говорить об экологии надо не только со взрослыми, но и с детьми, ведь именно в дошкольном возрасте складываются модели поведения будущих взрослых.
Раздельный сбор поможет осознать ценность экологической чистоты в мире.
Также развитие личности ребенка невозможно без соответствующих представлений об отношениях с окружающей средой, ее зависимости от действий каждого человека. Как научить ребёнка сортировать отходы?
Самое главное в процессе экологического воспитания — это развить познавательный интерес к миру природы, любознательность.
Самым важным будет пример взрослых, ведь привычки, знания, навыки, полученные от семьи, определяют его поступки в будущем.
Несколько шагов, с которых можно начать привлекать детей к сортировке отходов:
• Рассказать ребенку о том, почему важно научится сортировке мусора, так как дети очень любознательные и им будет интересно узнать что-то новое.
• Начать сортировать мусор, детям обычно нравится этот процесс, потому что он напоминает игру.
• Смотреть фильмы и видеоролики о природе.
• Не выбрасывать опасный мусор (батарейки, градусники и т. д.) в корзину. Объяснить ребенку почему важно правильно утилизировать токсичные вещи.
• Выбирать стеклянную посуду вместо пластиковой.
• Использовать пищевые отходы с пользой. Рассказать ребенку о полезной переработке остатков пищи.
Экологическое образование — это образование человека, который способен безопасно и счастливо жить в будущем мире, не подрывая при этом основы развития и жизни следующих поколений. Информировать детей о сортировке отходов очень важно, потому что в будущем уже они будут заботиться об окружающей среде.
3 этап -заключительный
«Вторая жизнь пластиковой бутылки».
Многие люди используют пластиковые бутылки второй раз и выдумывают весьма оригинальные способы. Из бутылок делают поделки для сада, скворечники, мышеловки, горшочки для рассады, вешают на забор в качестве пугала от ворон.
История появления пластиковой бутылки.
В современном мире уже никого не удивляет вид пластиковой бутылки. Такие бутылки, как правило, имеют больший объём по сравнению со стеклянными, и более безопасны за счёт упругости. Первый завод по производству лимонада в пластиковых бутылках в СССР открыли в 1974 году в Новороссийске. В наше время пластиковые бутылки используют не только производители газированных напитков, но и косметические фабрики.
Скопления пластиковых бутылок на планете уже образуют настоящие плавающие материки в океанах, при разложении пластмасса выделяет токсичные вещества, способные вызвать серьезнейшие гормональные нарушения, как у животных, так и у человека.
Этим угроза со стороны пластиковой тары для экологии Земли не ограничивается. Люди уже устали от пластикового мусора, который они сами же и создают. Создание пластиковой упаковки решило множество проблем, но и породило не меньше.
Пластиковая бутылка – не просто обычный мусор, это вариант декора, при умелом ее использовании, что этот дешевый материал годится, чтобы создавать более сложные композиции. Мы с детьми решили сделать проект-поделку, посвященную экологии и заботе о нашей планете. И придумали сделать интересных персонажей сказки «Маша и три медведя» и использовать для обыгрывания ситуации о загрязнении леса.
Экологическая сказка «Маша и три медведя». На краю небольшой деревеньки в избушке жили-были дед с бабой. И была у них внучка – по имени Маша. Очень любила Маша с подружками на улице гулять, играть в разные игры.
Недалеко от той деревни простирался большой лес. А жили в том лесу, три медведя: папа-медведь Михайло Потапыч, мама-медведь Марья Потаповна, и сыночек-медвежонок – Мишутка. Жили они в лесу очень хорошо, всего им хватало – и рыбы в реке было много, и ягод с кореньями хватало, и мед на зиму запасали. А какой воздух был в лесу чистый, вода в реке прозрачная, трава кругом зеленая! Жили они в своей избушке и не тужили.
И люди любили в этот лес ходить за разной надобностью: кто грибы-ягоды да орехи собирать, кто дрова рубить, а кто прутья и кору для плетения заготавливать. Всех тот лес кормил и выручал. Но вот повадились Маша с подружками в лес ходить, пикники и прогулки устраивать. Веселятся, играют, редкие цветы и травы рвут, деревца молодые ломают, а после себя очень много мусора оставляют, обертки, бумажки, пакеты из-под соков и напитков, бутылки от лимонада и много чего другого. Ничего после себя не убирали, думали, ничего страшного не случится.
И так грязно стало в том лесу! Уже и грибы-ягоды не растут, и цветы глаз не радуют, и животные стали из леса убегать. Удивлялись поначалу Михайло Потапыч с Марьей Потаповной, что же случилось, почему кругом так грязно? А потом увидели они, как в лесу отдыхают Маша с подругами, и поняли, откуда все беды лесные. Рассвирепел Михайло Потапыч! На семейном совете медведи придумали, как проучить Машу и ее подруг. Папа — медведь, мама-медведь и маленький Мишутка собрали весь мусор. Но не просто в кучу собрали, а в баки и разделили мусор по назначению : бак для стекла, бак для пластика, бак для бумаги и бак для пищевых отходов. А ночью пошли в деревню и расставили баки вокруг домов, и записку оставили, чтобы люди больше в лес не ходили и не мусорили, а то Михайло Потапыч их задерет.
Утром проснулись люди и глазам своим не верят! А прочитав записку, люди опечалились, как же им теперь без даров леса прожить? И поняли тут Маша с подружками, что они натворили. Перед всеми извинились и пошли они в лес, просить прощения у медведей. Долго извинялись, обещали больше лесу не вредить, с природой дружить. Простили их медведи, научили, как правильно себя в лесу вести, вреда не наносить. И всем от той дружбы была только польза!
Перечень материалов и инструментов для поделки:
Для медведей: 3 пластиковые бутылки;
кусочки ткани для шапочек;
акриловые краски;
клей для пластика; ножницы;
пластиковые банки для баков;
Для домика: обрезки деревянных реек;
картон от коробок;
бисер для изготовления березы
Порядок выполнения работы:
1. Берем пластиковые бутылки и отрезаем верхнюю половину. Делаем симметричные надрезы, куда затем будут вставляться медвежьи уши. 2. Из остатков бутылки вырезаем уши. Ушки вставляем в надрезы и фиксируем клеем для пластика. 3. Окрашиваем все детали. Перед тем как наносить краску, обезжирьте поверхность. Чтобы краска не просвечивалась, лучше нанести ее дважды, каждый раз дожидаясь полного высыхания. Приклеиваем глаза и нос. 4. Складывает из кусочков ткани шарфик и шапочки для медведей и закрепляем веревочками. Медведь из пластиковых бутылок готов!
Результаты проектной деятельности :
Проект помог детям понять, что нельзя выбрасывать мусор бездумно. Бумагу, картон, пластмассу, стекло, жестяные предметы нужно сортировать дома и складывать в специальные контейнеры, батарейки сдавать в пункты приёма. Дети поняли, что нужно бережно относиться к вещам, делать из бросового материала оригинальные поделки, различные пособия для познавательной, театральной и игровой деятельности.
Приложение 1
Физкультминутка:
Мы по улице идем, на которой мы живем,
Мы бумажки и стекляшки собираем и кладем.
Раз в ведро, а два – в корзину,
Наклоняем дружно спину.
Если дружно потрудиться,
Все вокруг преобразится!
(выполняются движения в соответствии с текстом)
Стихотворение
Андрей Усачев «Мусорная фантазия».
Могут вырасти у нас Мусорные горы.
Но когда летать начнут в садик на ракете -
Пострашней произойдут беды на планете.
Как пойдут швырять вверху в космос из ракеты
Банки, склянки, шелуху, рваные пакеты.
Вот тогда не полетят в Новый год снежинки,
А посыплются как град старые ботинки.
А когда пойдут дожди из пустых бутылок -
На прогулку не ходи: береги затылок!
Что же вырастет в саду или в огороде,
Как пойдёт круговорот мусора в природе?
И хотя мы в детский сад не летим в ракете,
Лучше мусорить сейчас отвыкайте, дети!